Доли и дроби
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока математики «Доли и дроби»
Цели:
- формирование знаний, умений, навыков действий с долями и дробями;
- развитие памяти логического мышления, воображения, внимания, речи, математических навыков вычисления;
- воспитание ответственности, коллективизма, взаимопомощи, аккуратности, самостоятельности, наблюдательности.
Тип урока: комбинированный с компьютерной поддержкой
На уроке с компьютерной поддержкой используются следующие формы обучения:
- фронтальная форма;
- групповая форма;
- индивидуальная форма обучения
Оборудование: мультимедиа проектор, карточки для практической работы, фломастеры, карандаши, заготовки фигур, ножницы.
План урока
I. Организационный момент.
II Устный счет.
III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
IV. "Открытие" новых знаний.
V Первичное закрепление. Практическая работа
VI. Решение тренировочных упражнений.
V. Итог урока.
1. Организационный момент.
-- Итак, начинаем урок математики. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу добра, удачи.
- Ребята, сегодня на уроке вы должны открыть новое знание, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили.
Поэтому, начнём мы с повторения.
Перед тем, как приступить к работе вспомним, какие правила мы должны соблюдать на уроке? (Учитель выслушивает ответы детей)
ПРАВИЛА:
- Слушать.
- Слышать друг друга.
- Дополнять.
- Исправлять, помогать.
II. Устный счёт
1. Вычисли удобным способом:
37 +85 + 115 + 33
2. Миша нашёл а грибов, а Паша в 4 раза больше. Сколько грибов нашли мальчики? На сколько грибов Паша нашёл больше?
3. Прочитай число: 198400002. Сколько в нём сотен? Сколько единиц 1 класса?
4. Ленту длиной 2 м разрезали на 5 частей. Какой длины оказалась каждая часть?
5. 1 : 2= ? - Как 1 разделить на 2?
- Итак, какая проблема у нас с вами возникла?
III. Сообщение темы урока
Тема сегодняшнего урока - "Доли и дроби"
Цели:
- Повторим всё, что знаем о долях;
- Узнать что такое дробь;
- Чем дробь отличается от доли;
- Научиться находить дробь от числа и число по дроби;
- Попробуем выполнять действия сложения и вычитания с дробями.
- Нам часто в жизни приходится делить целое на части. А сегодня в этом нам поможет семья Долиных. Давайте я вам расскажу о семье Долиных. Бабушка очень любит печь пироги и печенье. Дедушка гордится своим садом. Папа с мамой работают на ферме, в основном они выращивают коз, в этом им помогают их дети Дробик и Долюша.
Дробик и Долюша проголодались, а на обед у них только один песочный пирог. Бабушка куда-то ушла и поделить его некому. Поделите его сами.
Дробик: Я разрешаю тебе, Долюша поделить пирог при условии, что я выберу свою часть первым Долюша режет пирог пополам. Он следит за тем, чтобы оба куска были одинаковыми.
Долюша разрезала пирог пополам. Половина - это доля! Но как только мы её запишем вот так ?, доля станет называться дробью. Числа, которые больше 0, но меньше 1, называются простыми дробями . Этот кусок уже не целое, то есть меньше 1, но и не 0, ведь он есть.
- А после пирога ребята съели апельсин
IV. "Открытие" новых знаний.
Число под чертой указывает на сколько равных частей был поделен предмет. Число над чертой показывает, сколько таких частей берется.
Дробь - это одна или несколько равных долей, записанных с помощью двух чисел, разделенных чертой. - Как же они называются? ( уч-ся ищут в классе ответ на карточках)
, где - m числитель, а n - знаменатель.
Число под чертой называется знаменателем, а число над чертой называется числителем.
Папа с мамой тоже проголодались. Дробик и Долюша, поделитесь с ними. Как вы поступите? Значит надо поделить пирог на 4 части . Четверть - это доля. Как напишем это число? Почему
Игра "Числитель-знаменатель"
Чтобы запомнить, что такое числитель и знаменатель и не путать их поиграем в игру. Если я называю числитель, поднимаем руки вверх - показываем, что он записывается сверху. Если я называю знаменатель, показываем, что он пишется внизу. Если показываю черту дроби, складываем руки горизонтально
Бабушка Доля испекла пиццы. И ей прислали заказы на них. Давайте поможем разделить пиццы (раздать пиццы- круги и заказы на них.
Ученики делят на 4 и 8 частей)
Сравнение дробей (вырезают)
- 1 вариант: возьмите 1/4 часть;
- 2 вариант: возьмите 1/8 часть;
- У кого больше? Что мы видим?
Дети сравнивают в парах способом наложения. Учитель на модели
Вывод: чем больше знаменатель, при одинаковом числителе, тем меньше дробь, чем меньше знаменатель, при одинаковом числителе, тем больше дробь.
Вывод : чем меньше числитель, при одинаковом знаменателе, тем меньше дробь, чем больше числитель, при одинаковом знаменателе, тем больше дробь.
Давайте сравним доли. Чем больше долей, тем меньше каждая часть. (1/9 1/3) (сравнение дробей с одинаковым числителем)
Пауза. (стоя) Закройте глаза. Представьте, что ваш носик вырос, как у Буратино. Обмакните его, как в сказке, в чернила и начертите носом с движением головы в воздухе квадрат, разделите его на 4 части, закрасьте 3/4 своим любимым цветом.
(Нахождение доли числа) (1/9 от 72 м, 1/8 от 96 м, 1/5 от 90 ц, 1/6 от 84 ч, 1/7 от 280 кг, 1/4 от 320 с)
Яблоко вести 300 г. Сколько весит 1/6 этого яблока?
Арбуз весит 8 кг. Сколько весит половина арбуза?
V. Первичное закрепление. Практическая работа
А теперь давайте посмотрим и запишем, какая часть дроби закрашена.
VI. Решение тренировочных упражнений.
1. Ну а теперь несколько задач
- На ферме у деда 17 животных среди них 4 козы?
- Какую часть всех животных составляют козы?
- В саду Долинных выросло всего 5 яблок. Из них 2 красных. Какую часть составляют красные яблоки?
- В бидон Доля налила молоко. Какая часть бидона занята молоком?
- Какую часть поля вспахал Доль?
- Какую часть всех яблок внуки положили в тарелку?
2. Теперь давайте попробуем найти число по доле
3. Попробуем выполнить сложение и вычитание дробей:
а) Картофель занимает 3/7участка, а помидоры 1/7 участка. Какую часть участка занимают помидоры и картофель?
б) За два дня засеяли 10/11 поля. В первый день засеяли 4/11 поля. Какую часть поля засеяли во второй день?
в) Бабушка принесла апельсины. Дробик получил 3/7, а Долюша 2/7 части всех апельсинов. На сколько Дробик получил больше апельсинов, чем Долюша?
V. Итог урока.
- Сегодня вы получили оценки 20/4 и 20/5. Сколько это?
- Вы, действительно, смогли доказать, что дроби не поставили вас в трудное положение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Доли и дроби" 4 класс
Презентация подходит для факультативного занятия. в 4 классе...
Доли и дроби. Урок 26. Петерсон
Материал к учебнику Петерсон Л.Г....
Доли и дроби. Урок 27. Петерсон
К уроку математики в 4 классе....
Доли и дроби. Урок 29. Петерсон
Материал к уроку математики в 4 классе....
Доли и дроби
Справочный материал по теме "Доли и дроби". 4 класс. Учебник Л.Г. Петерсон....
урок математики в 4 классе тема "доли и дроби"
конспект урока с презентацией...
памятка доли и дроби, задачи на движение
памятка доли и дроби, задачи на движение...