рабочая программа по математике 2 класс
рабочая программа по математике (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Раздел Ι. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для 2 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения, на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности, требований к результатам освоения ООП НОО; программы формирования универсальных учебных действий (УУД) и программой для образовательных учреждений авторов М. Моро, С. Волковой, С. Степановой «Математика 1-4 классы».
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
• Математическое развитие младших школьников.
• Формирование системы начальных математических знаний.
• Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Раздел ΙΙ. Общая характеристика учебного предмета
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи :
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать умение учиться;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике;
- выявить и развить математические и творческие способности.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение) позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.
Курс предполагает формирование у детей пространственных представлений, ознакомление с геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Геометрический материал предусмотрен для каждого класса. При формировании представлений о фигурах большое значение придается выполнению практических упражнений, связанных с построением, вычерчиванием фигур, упражнений, направленных на развитие
Контроль знаний осуществляется систематически:
- Текущий контроль (на уроках);
- Тематический контроль (после изучения темы);
- Итоговый контроль (в конце каждой четверти);
- Тестирование.
Система оценки знаний учащихся:
Контрольная работа. Примеры.
«5» - без ошибок;
«4» - 1-2 ошибки;
«3» - 3-4 ошибки;
«2»- 5 и более ошибок.
Контрольная работа. Задачи.
«5» - без ошибок;
«4» - 1-2 негрубые ошибки;
«3» - 2 - 3 ошибки (более ½ сделано верно), если допущена 1 ошибка в ходе решения задач, независимо 2 или 3 задачи и 1 вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача;
«2»- 3 и более ошибок или если допущены ошибки в ходе решения 2 задач или допущена 1 ошибка в ходе решения задач и 2 вычислительные ошибки в других задачах.
Комбинированная контрольная работа.
«5» - без ошибок;
«4» - 1-2 ошибки, но не в задаче;
«3» - 2 -3 ошибки, 3 – 4 негрубые, но ход решения задач верен; если 1 ошибка в ходе решения задачи, но все другие задания без ошибок;
«2»- 5 не решена задача или более 4 грубых ошибок или более 5 вычислительных ошибок.
Математический диктант (включает 12 и более заданий)
«5» - все задания решены верно;
«4» - выполнены неверно 1/5 от общего числа;
«3» - выполнено неверно ¼ от общего числа
«2» - выполнено ½ от общего числа.
Раздел ΙIΙ. Место учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение математике в каждом классе начальной школы отводятся по 4 часа в неделю. Курс рассчитан на 540 часов. Программа для 2 класса рассчитана на 34 учебные недели- 136 часов (4 часа в неделю).
Раздел ΙV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность во времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
- математические представления о числах, величинах , геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предложения).
Раздел V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
математики во 2 классе
Личностные результаты:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные результаты:
К концу 2 класса обучающиеся должны знать:
- Название и последовательность чисел от 1 до 100;
- Названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
- Таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;
- Правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащее сложение и вычитание;
- Название и обозначение действий умножения и деления.
Должны уметь:
- Читать, записывать, сравнивать числа в пределах 100;
- Находить сумму, разность чисел в пределах 100;
- Решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание, задачи в 1 действие, раскрывающий конкретный смысл умножения и деления;
- Чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка;
- Находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев и периметр многоугольника.
Раздел VI. Содержание тем учебного курса.
Числа от 1 до 100. Нумерация.(16 ч)
Новая счетная единица – десяток. Счет десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение чисел. Единица длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношение между ними. Рубль. Копейка. Монеты.
Простейшие случаи сложения и вычитания в пределах 100. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного вычитаемого.
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. (20 ч)
Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100.
Выражение и его значение. Сравнение выражений. Равенство и неравенство.
Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них). Выражение с одной переменной вида а+28, 43-в.
Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания). Проверка сложения, вычитания.
Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты. Ломаная линия. Длина ломаной.
Уравнение. Решение уравнения. Решение уравнений вида 58-х=27, х+38=70, х-36=23 на основе знания взаимосвязей между компонентами результатами действий. Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (письменные вычисления). (50ч)
Письменное сложение (вычитание) без перехода через десяток.
Углы прямые и непрямые. Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге. Периметр прямоугольника. Письменное сложение (вычитание) с переходом через десяток.
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых.
Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 100. Умножение и деление. (18 ч.)
Конкретный смысл и названий действий умножения и деления. Знаки умножения (точка), деления (две точки). Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений. Особые случаи умножения и деления. Перестановка множителей. Переместительный закон умножения.
Периметр квадрата.
Решение задач в 1 действие на умножение.
Табличное умножение и деление (21 ч)
Умножение и деление. Связь действий умножения и деления. Взаимосвязи между компонентами и результатами действий, их использование при рассмотрении умножения и деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3. порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 действия.
Решение задач в 1 действие на умножение и деление.
Решение задач на сложение и вычитание в 1-2 действия.
Повторение (11ч)
Задания творческого и поискового характера: построение высказываний с логическими связками; логические задачи. Итоговое повторение: «Чему научились, что узнали во 2 классе», проверочные работы, тестирования.
Раздел VII. Тематическое планирование
«Математика» (136 ч): Моро М.И.., Бантова М.А., 2 класс.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Внеурочная деятельность | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
Числа от 0 до 100. Нумерация | 12 | 4 | Образовывать, называть и записывать числа в пределах 100. Сравнивать числа и записывать результат сравнения. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа. Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Выполнять сложение и вычитание вида: 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. | |||||
1 | Числа от 1 до 20 | 2 | ||||||
2 | Счет десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100. | 2 | ||||||
3 | Поместное значение цифр | 1 | ||||||
4 | Однозначные и двузначные числа | 1 | ||||||
5 | Миллиметр | 1 | Итоговая рефлексия | 1 | ||||
6 | Число 100 | 1 | ||||||
7 | Метр. Таблица единиц длины | 1 | ||||||
8 | Сложение и вычитание вида 35+5, 35-30, 35-5 | 1 | ||||||
9 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых | 1 | ||||||
10 | Рубль. Копейка | 1 | Итоговая рефлексия | 3 | ||||
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 54 | 15 | Составлять и решать задачи, обратные заданной. Моделировать на схематических чертежах. зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого; и объяснять ход решения задачи; и объяснять ход выполнения устных действий сложение и вычитание в пределах 100. Обнаруживать и устранять ошибки в ходе решения задачи и в вычислениях при решении задачи. Отмечать изменения в решении задачи при изменении ее условия или вопроса. Определять по часам время с точностью до минуты. Находить длину ломаной и периметр многоугольника. Читать и записывать числовые выражения в два действия, Находить значения выражений со скобками и без них, сравнивать два выражения. Находить значение буквенного выражения при заданных значениях буквы, использовать различные приемы при вычислении значения числового выражения, в том числе, правила о порядке действий в выражениях, свойства сложения, прикидку результата. Решать уравнения вида: 12 + х = 12, 25 – х = 20, х – 2 = 8, подбирая значение неизвестного; текстовые задачи арифметическим способом. Использовать различные приемы проверки правильности выполненных вычислений. Применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях. Работать (по рисунку) на вычислительной машине. Собирать материал по заданной теме. Определять и описывать закономерности в отобранных узорах. Составлять узоры и орнаменты. Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного числа и др.) Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Записывать решения составных задач с помощью выражения. Применять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления и проверку. Различать прямой, тупой и острый угол. Чертить углы разных видов на клетчатой бумаге, прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Выделять прямоугольник (квадрат) из множества четырехугольников. Выбирать заготовки в форме квадрата. Читать знаки и символы, показывающие как работать с бумагой при изготовлении изделий по технике «Оригами». Собирать информацию по теме «Оригами» из различных источников, включая Интернет. Читать представленный в графическом виде план изготовления изделия и работать по нему из изделие. | |||||
1 | Задачи, обратные данной | 1 | ||||||
2 | Сумма и разность отрезков | 1 | ||||||
3 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого | 2 | ||||||
4 | Час, минута. Определение времени по часам | 1 | ||||||
5 | Длина ломаной | 1 | Итоговая рефлексия | 1 | ||||
6 | Порядок действий. Скобки | 1 | ||||||
7 | Числовое выражение | 1 | ||||||
8 | Сравнение числовых выражений | 1 | ||||||
9 | Периметр многоугольника | 1 | ||||||
10 | Свойства сложения | 1 | Итоговая рефлексия | 3 | ||||
11 | Решение текстовых задач. Контроль знаний. | 1 | ||||||
12 | Работа над числовыми выражениями. Периметр многоугольника. Контроль знаний. | 2 | ||||||
Проект: Математика вокруг нас | 1 | |||||||
13 | Подготовка к изучению устных приемов сложения и вычитания | 1 | ||||||
14 | Приемы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20, 60+18 | 1 | ||||||
15 | Приемы вычислений для случаев вида 36-2,36-20, 36-22 | 1 | ||||||
16 | Приемы вычислений для случаев вида 26+4, 30-7 | 2 | ||||||
17 | Приемы вычислений для случаев вида 60-24 | 2 | ||||||
18 | Решение задач | 2 | ||||||
19 | Приемы вычислений для случаев вида 26+7 | 2 | Итоговая рефлексия. Решение задач | 1 | ||||
20 | Приемы вычислений для случаев вида 35-7 | 2 | Итоговая рефлексия | 1 | ||||
21 | Буквенные выражения | 2 | Итоговая рефлексия | 1 | ||||
22 | Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа | 2 | Итоговая рефлексия | 2 | ||||
23 | Проверка сложения и вычитания | 2 | Итоговая рефлексия | 2 | ||||
24 | Контроль и учет знаний | 2 | ||||||
25 | Сложение вида 45+23 | 1 | ||||||
26 | Вычитание вида 57-26 | 1 | ||||||
27 | Проверка сложения и вычитания | 1 | Итоговая рефлексия | 1 | ||||
28 | Прямой угол | 1 | ||||||
29 | Закрепление. Решение задач | 1 | ||||||
30 | Сложение вида 37+48 | 1 | ||||||
31 | Сложение вида 37+53 | 1 | ||||||
32 | Прямоугольник | 1 | Итоговая рефлексия | 1 | ||||
33 | Сложение вида 87+13 | 1 | ||||||
34 | Закрепление. Решение задач | 1 | ||||||
35 | Вычитание вида 32+8, 40-8 | 1 | ||||||
36 | Вычитание вида 50 -24 | 1 | ||||||
37 | Вычитание вида 52 -24 | 1 | ||||||
38 | Закрепление. Решение задач | 1 | ||||||
39 | Подготовка к умножению | 1 | ||||||
40 | Свойство противоположных сторон прямоугольника | 1 | ||||||
41 | Закрепление. Подготовка к умножению | 1 | ||||||
42 | Квадрат. закрепление | 2 | Итоговая рефлексия | 1 | ||||
Умножение и деление | 15 | 3 | Моделировать действие умножение. Заменять сумму одинаковых слагаемых произведением, произведение - суммой одинаковых слагаемых (если возможно). Умножать 1 и 0 на число. Использовать переместительное свойство умножения при вычислениях. Решать текстовые задачи на умножение. Искать различные способы решения одной и той же задачи. Находить периметр прямоугольника. Моделировать действие деление. Решать текстовые задачи на деление. Выполнять задания логического и поискового характера. | |||||
1 | Конкретный смысл действия умножения | 1 | Итоговая рефлексия | 1 | ||||
2 | Прием умножения с помощью сложения | 1 | ||||||
3 | Задачи на нахождение произведения | 1 | ||||||
4 | Периметр прямоугольника | 1 | ||||||
5 | Приемы умножения единицы и нуля | 1 | ||||||
6 | Название компонентов и результата умножения | 1 | ||||||
7 | Закрепление. Решение задач. | 1 | ||||||
8 | Переместительное свойство умножения. Закрепление: решение задач | 2 | ||||||
9 | Конкретный смысл действия деления (деление по содержанию) | 1 | Итоговая рефлексия | 1 | ||||
10 | Конкретный смысл действия деления (деление на равные части) | 1 | Итоговая рефлексия | 1 | ||||
11 | Название компонентов и результата деления | 1 | ||||||
12 | Контроль знаний | 1 | ||||||
13 | Закрепление | 2 | ||||||
Умножение и деление. Табличное умножение и деление | 17 | 4 | Использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления. Умножать и делить на 10. Решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Решать задачи на нахождение третьего слагаемого. Выполнять умножение и деление с числами 2 и 3. Прогнозировать результат вычислений. Решать задачи логического и поискового характера. | |||||
1 | Связь между компонентами и результатом умножения | 1 | ||||||
2 | Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения | 1 | ||||||
3 | Приемы умножения и деления на 10 | 1 | ||||||
4 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость | 1 | ||||||
5 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого | 1 | ||||||
6 | Контроль знаний | 2 | ||||||
7 | Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2 | 1 | ||||||
8 | Умножение числа 2 и на 2 | 1 | ||||||
9 | Приемы умножения числа 2 | 2 | ||||||
10 | Деление на 2 | 2 | Итоговая рефлексия | 2 | ||||
11 | Умножение числа 3 и на 3 | 2 | ||||||
12 | Деление на 3 | 2 | Итоговая рефлексия | 2 | ||||
Повторение | 11 | |||||||
1 | Контроль знаний | 1 | ||||||
2 | Повторение | 1 | ||||||
3 | Контроль знаний | 1 | ||||||
4 | Повторение | 1 | ||||||
5 | Контроль знаний | 1 | ||||||
6 | Повторение | 2 | ||||||
7 | Контроль знаний | 1 | ||||||
8 | Повторение | 2 | ||||||
9 | Самоконтроль | 1 | ||||||
Всего | 109 | 27 |
Раздел VIII. Перечень учебно – методического обеспечения.
- Моро М.И. Математика. Рабочие программы. 1-4 классы / М.И. Моро, М.А. Бантова, В.Г. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2011.
- Моро М.И. Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, 2012.
- Бахтина С.В. Поурочные разработки по математике. 2 класс / С.В. Бахтина. – М.: Экзамен, 2012.
- Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1-4 классы / Н.В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Электронное приложение к учебнику «Математика», 2 класс
- КИМы по математике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...