Математика. 1 класс. Тема урока: Измеряй и сравнивай.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Юркова Марина Нургалеевна

Математика. 1 класс. Тема урока: Измеряй и сравнивай.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_moemu_uroku.pptx798.98 КБ
Файл urok_izmeryay_i_sravnivay_1_klass_novyy.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М А Т Е М А Т И К А 1 класс

Слайд 2

Наши учебники

Слайд 3

моё настроение

Слайд 4

_____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ _____ ____ _____ ____ _____ _____ ____ ____ ____ 1 3 6 9 7 4 1 2 2 6 2 4 5 8 7 8 6 5 3 0 0 1 4 3 5 7 8

Слайд 5

Догадайся, какие числа должны стоять в «окошках». 3 + 1 - 1 3 + 1 1 + 3 1 + 1+ 1 4 - 1 3 - 2 4 - 2 3 1 2 4 ПРОВЕРЬ!

Слайд 6

Тема урока « Измеряй и сравнивай »

Слайд 7

С помощью чего люди измеряли предметы и расстояния в старину? Как можно сравнить меры по длине? Мерка – как результат измерения Сегодня на уроке: ?

Слайд 8

Старинные меры длины Вершок – старая русская мера длины, равная 4,5 см

Слайд 9

Старинные меры длины Пядь – старинная русская мера длины, равная расстоянию между раздвинутым большим и указательным пальцами

Слайд 10

Старинные меры длины Локоть – расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки Маховая сажень – расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук Косая сажень – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки

Слайд 11

Физкультминутка

Слайд 12

Сколько точек в этом круге, столько раз поднимем руки.

Слайд 13

Сколько елочек зеленых, столько сделаем поклонов!

Слайд 14

Сколько синеньких кружков, столько сделаем прыжков.

Слайд 15

Хором звездочки считаем, Дружно вместе приседаем.

Слайд 16

В каждой паре полосок найди ту, которая длиннее

Слайд 17

Я научился … Я узнал о … Я смогу … Мне пригодится … ______ __ _____

Слайд 18

Завершается урок Он пошёл ребятам впрок? Ответы полные давали? На уроках не зевали? Всё сумели? Всё смогли? Вы сегодня молодцы!



Предварительный просмотр:

Урок математики по теме «Измеряй и сравнивай»

1 класс

Тип урока: открытие новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для формирования умения измерять и сравнивать длину предметов при помощи мерок; учить сравнивать и измерять длину предметов, знать различные мерки измерений, которые люди использовали в старину, совершенствовать навыки счета и вычислительные навыки, развивать глазомер, внимание и память.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знать: правила сравнения предметов путем наложения одинаковых мерок; уметь: сравнивать и измерять длины предметов с помощью мерок. Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

 Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, работать по предложенному учителем плану, адекватно воспринимают оценку учителя, товарища по исправлению допущенных ошибок.

 Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, пользоваться учебными принадлежностями, учиться работать в заданном темпе, перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, находить текст в оглавлении учебника, поиск и выделение необходимой информации из различных источников, обработка информации.

 Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности, формирование собственного мнения, определять общую цель и пути её достижения, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, извлекать учебную информацию на основе сопоставленного анализа ответов одноклассников, а также с помощью вопросов, задаваемых учителем с целью получения необходимых для решения познавательной задачи сведений.

   Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, установка на здоровый образ жизни, освоить личностный смысл учения, желание учиться, мотивация учебной деятельности, навыки сотрудничества в разных ситуациях,  уметь оценивать ответы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности,  умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций, иметь общее представление о моральных нормах поведения, соблюдают их.

Методы:  частично - поисковый

Метапредметные связи: окружающий мир

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Система контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

Средства обучения: учебник «Математика» 2 часть, 1 класс (автор А.Л. Чекин. – М.: Академкнига/Учебник, 2011); тетрадь на печатной основе (авторы: О.А. Захарова, Е.П. Юдина – М. Академкнига/Учебник, 2012).

Оборудование: персональный компьютер, мультимедиа-проектор.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивирование (самоопределение) к деятельности

Презентация1.pptx, слайд 3

Мы друг друга понимаем?

Хорошо всегда считаем?

А примеры мы решаем?

На уроке засыпаем?

Игры, шутки, все для вас.

За работу, в добрый час!

Проверяют готовность рабочего места. Включаются в учебную деятельность. Отвечают на вопросы учителя.

2. Актуализация опорных знаний. Мотивация к деятельности.

Подготовка мышления детей, повторение изученного материала, осуществляется выход на задания, вызывающее познавательное затруднение в деятельности.

Перед вами задание.  Презентация1.pptx, слайд 4,5

Как вы думаете, какую работу будем выполнять?

Слушаем внимательно и решаем быстро.

Устный счет

1.  Найти пропущенные числа

2. Догадайся, какие числа должны стоять в «окошках»

Сравните свою работу с образцом и оцените с помощью  светофорика.

Зеленый цвет – все правильно

Желтый – допустили ошибки

Красный цвет – не справились с заданием

Дети отвечают на вопросы, повторяют изученный материал.

3.  Постановка учебной задачи.

Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания, учитель включает проблемный вопрос, создающий проблемную ситуацию для ученика и формирующую у него потребность в освоении нового знания

4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Наши герои учебника Миша и Маша сравнивали предметы.  Нам известно, что карандаш Маши длиннее, а Миши короче.

(показываю два карандаша почти одинаковой длины)

Какой карандаш Маши, а какой Миши?

Как узнать? Что вы делали?

Как можно сравнить предметы по длине?

Презентация1.pptx,  слайд 6,7 )

Прочитайте тему урока и попробуйте определить, чему вы должны научиться  сегодня на уроке?

Какие задачи сегодня поставим  перед собой на урок?

На доске:

- научиться сравнивать предметы по длине

- измерять длину предметов

Поставить на доске знак цели

Составим план работы.

-повторение …

-открытие новых знаний…

-закрепление…

-самостоятельная работа…

-подведение итогов…

Давайте представим себе, что мы оказались на необитаемом острове. Нам нужно измерить его. Как же это сделать?

Рассмотрите рисунки на стр.11  (работа по учебнику)

С помощью чего люди в старину измеряли предметы и расстояния?

(Презентация1.pptx, слайд 8-10)

В старину люди измеряли длину большим пальцем, локтем, обхватом рук, расстоянием между кончиками большого и указательного пальца.

Эти мерки имели свое название.

(Через  постановку  проблемы знакомятся со старинными мерами длины: сажень, пядь, вершок, шаг)

(мнения детей)

Формулируют тему урока и цель. Составляют план работы

Отвечают на вопросы учителя;

связь с окружающим миром

Словарная работа на уроке с использованием словаря С.И. Ожегова

5.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач

После знакомства с указанными мерами длины учащимся предлагаю провести измерение длины полоски с помощью большого пальца, делая отметки после каждого откладывания мерки.

Дети работают в парах с полосками бумаги

-Измерьте длину полоски с помощью большого пальца руки

-Докажите, одинаковые ли результаты измерений получились? Почему?

Ваше мнение?

(нет, так как длина большого пальца у всех различна)

Какой вывод можно сделать?

(удобнее будет сравнивать длины, если использовать одинаковую мерку)

Работа в парах с полосками бумаги ,  отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и делают выводы

Физкультминутка (Презентация1.pptx, слайд 11-15

6. Отработка полученных навыков

(Самостоятельное использование сформированных умений и навыков)

(Презентация1.pptx, слайд 16

(задание №1)

Рассмотрите рисунки. Что здесь изображено? Какую форму имеют полоски? (Прямоугольную форму.)

   Сравните по длине первую пару полосок.

- Сравните по длине вторую пару полосок.

Какие полоски труднее сравнивать по длине: расположенные слева или справа? (Труднее сравнивать полоски справа)

Объясните почему?

- Кто может сказать, какая полоска длиннее?

- Как вы это определили?

(Сравнение по длине удобно производить, если при наложении (приложении) концы полосок совпадают (находятся на одном уровне).

Как же можно сравнить по длине полоски, расположенные справа?

Как решить эту проблемную ситуацию?

Как легче сравнить предметы по длине?

Работа по учебнику (задание №2)  

 Авторы учебника предлагают вам еще один способ сравнения.

Посмотрите на рисунок.

- Сколько клеточек по длине занимает гвоздь? (9)

Сколько клеточек по длине занимает шуруп? (8)

Сравните полученные числа. Запишите результат сравнения с помощью знака: >,< или =

Запись: 9>8.

 

- Какую мерку вы использовали, чтобы измерить гвоздь и шуруп?

Что вы можете сказать о длине предметов?

Сделайте вывод о длине предметов.

Сравните свой вывод с выводом в учебнике.

        

Давайте еще раз вспомним, как можно сравнивать предметы по длине

На доске:

сравнивай

      1) на глаз

2) приложением

  1. с помощью клеточки-меры

По учебнику, учащиеся вспоминают процедуру  сравнение способом приложения на примере прямоугольных полосок

Дети повторяют известные им способы сравнения, пробуют объяснить, почему во втором случае полоски сравнивать труднее.

Отвечают на вопросы, сравнивают предметы по рисунку

Вывод (делают учащиеся): сравнить по длине можно только тогда, когда они измерялись одинаковыми мерками.

- А где в жизни вам приходилось измерять и сравнивать предметы по длине?

(задание №3)

Отгадайте загадку:

Упадет – подскачет,

Ударишь – не плачет.

 (мяч)

- Многие ребята любят играть в футбол. Во время игры часто приходится

делать ворота из подручных средств (камней, палочек и т.д.), но должно быть выполнено одно обязательное условие: ворота должны быть одинаковой ширины

Миша предложил измерить ширину ворот шагами.

А Маша предложила измерить ее с помощью палки.

- Какой способ измерения более точный? Почему?

(Второй способ более точный, так как длина палки не меняется, а длина шага может изменяться).

- С помощью какой мерки еще можно измерить и сравнить длину предметов?

На доске добавляется запись

На доске:

сравнивай

      1) на глаз

  1. приложением
  2. с помощью клеточки-меры
  3. с помощью мерки-палочки

 

Дети предлагают варианты,  исходя из своего жизненного опыта

Дети знакомятся с текстом, анализируют задание

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Презентация1.pptx, слайд 17)

Какую цель ставили в начале урока?

Какие открытия сегодня совершили?

Важно ли это? Обоснуйте свое мнение.

 

снять знак цели с доски

Какие задания показались вам интересными?   Какие трудными?

Пригодится ли это в жизни?

Оцените свою работу:

  • Я научился…
  • Я узнал о …
  • Я смогу …
  • Мне пригодится …

Дети проговаривают цели (измерять длину предметов,  сравнивать предметы по длине)

Обобщающие ответы детей

Все ли мы узнали?

Какие одинаковые мерки можно использовать, как измерять длину отрезка и других предметов об этом  мы поговорим на следующем уроке.

Ставят учебную задачу на следующий урок

1)Рассказать родителям о старинных мерах длины.

2) Узнать пословицы, поговорки или сказки с использованием старинных мер длины.

Завершается урок

Он пошёл ребятам впрок?

Ответы полные давали?

На уроках не зевали?

Всё сумели?  Всё смогли?

Вы сегодня молодцы!

Эмоциональное завершение урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика. Тема урока: Измеряй и сравнивай.Сантиметр. Схема-конспект урока по УМК "ПНШ".

Конспект двух уроков по математике по УМК "ПНШ". 1 класс. Приложение - презентация....

Тема урока: Измеряй и сравнивай.

1 класс УМК "Перспективная начальная школа" (2 часа) + презентация....

Урок математики в 1 классе. Тема урока: "Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах" по УМК «Начальная школа 21 век».

Урок математики в 1 классе. Тема урока: Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах....

Тема урока: "Как можно сравнивать числа"

Цели урока: Создать условия для формирования умения сравнивать двузначные числа с опорой на их десятичный состав.Задачи урока:• научиться сравнивать двузначные числа, их разрядный состав;• п...

Урок математики в 3 классе. Тема урока: «Математика-царица всех наук!»

Урок математики в 3 классе. Тема урока: «Математика-царица всех наук!»...

Урок математики в 1 классе Тема урока математики: Таблицы сложения и вычитания с числом 3

Урок математики в 1 классеТема урока математики: Таблицы сложения и вычитания с числом 3...