Тема урока: Измеряй и сравнивай.
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
1 класс УМК "Перспективная начальная школа" (2 часа) + презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 36.85 КБ |
starinnye_mery_dliny_matematika.ppt | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Измеряй и сравнивай.
- Класс: 1
- Краткое описание: Урок продолжает изучение раздела «Величины и их измерение». Учащиеся научились сравнивать предметы по длине, используя способ наложения (приложения). На данном уроке процесс измерения и сравнения длин осуществляется опосредованно (с помощью посредника-мерки).
- Тип урока: урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков
- Форма организации: урок
- Представление о результатах:
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи
Метапредметные результаты:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; выполнять действия по заданному алгоритму;
Познавательные: владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий: выполнять задания с использованием материальных объектов (рисунков, схем);
Коммуникативные: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте;
Предметные результаты: обучаемый научится измерять и сравнивать длину
опосредованно (с помощью посредника-мерки);
- Цель урока: учить измерять и сравнивать длину предметов разными способами; развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;
№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1 | Организационный момент | Настроить на восприятие, привлечь внимание учащихся | Приветствие. - Начинаем урок математики. - Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку математики? Молодцы. - Итак, начинаем урок. | Ученики проверяют свою готовность к уроку. | Ученики готовы к уроку, настроились на работу. |
2 | Сообщение темы урока. Постановка цели урока | Учить пользоваться знаково-символическими средствами, учить понимать обучающихся, что им предстоит делать на уроке | - Откройте учебник на странице 10. - Найдите и прочитайте тему урока для себя, вслух (1 ученик). Тема урока: Измеряй и сравнивай. - Рассмотрите разворот учебника, еще раз прочитайте тему урока, внимательно изучите условные обозначения, попробуйте определить, чему вы должны научиться сегодня на уроке? Сформулируем цели. На доске: - научиться сравнивать предметы по длине - измерять длину предметов Поставить на доске знак цели. | Дети читают. Дети предлагают различные варианты. | Дети определили цели урока, к которым они будут неоднократно возвращаться. Дети понимают, чему они будут учиться на уроке. |
3. | Актуализация знаний | Вызвать интерес к учебному материалу, повторить изученные ранее способы сравнения предметов | - Маша и Миша тоже учились сравнивать предметы по длине. - На уроке детям понадобятся цветные карандаши. Нам известно, что карандаш Маши длиннее, а Миши короче. - Какой карандаш Маши, а какой Миши? Как узнать? Что вы делали? - Как можно сравнить предметы по длине? - Продолжаем работу на странице 10 учебника. - Прочитайте задание №1, рассмотрите рисунки, что вы должны сделать? (В каждой паре полосок найди ту, которая длиннее). - Рассмотрите полоски слева. - Кто может сказать, какая полоска длиннее? Поднимите руки. - Как вы это определили? На доске: сравнивай 1) на глаз
- Сравните по длине вторую пару полосок. - Кто может сказать, какая полоска длиннее? А почему так мало рук? - Какие полоски труднее сравнить по длине: расположенные слева или справа? Почему? - Что делать в таком случае? | У детей на парте лежат два карандаша почти одинаковой длины. Дети прикладывают карандаши друг к другу так, чтобы один из концов совпал (2ученика показывают у доски). Дети использовали способ наложения (приложения). Дети читают задание №1. Дети сравнивают полоски. Дети повторяют известные им способы сравнения. Дети пробуют объяснить, почему во втором случае полоски сравнить труднее (во втором случае концы полосок не совпадают). Дети пытаются решить эту задачу. | Дети повторили известные способы сравнения (на глаз, наложением), готовы к решению новой задачи. |
4 | Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | Привлечь внимание детей к новым сведениям, учить находить нужную информацию в учебнике и пользоваться ею для решения новой задачи | - Прочитайте задание №2 на странице 10, авторы учебника предлагают вам еще один способ сравнения. Как легче сравнить предметы по длине? - Сравнить предметы по длине легче, если они нарисованы на клетчатой бумаге. Почему? - Что вы видите на рисунках (гвоздь и шуруп)? - Где вы видели гвоздь и шуруп? Посмотрите на рисунок и выполните сравнение. - Сколько клеточек по длине занимает гвоздь? (9) - Сколько клеточек по длине занимает шуруп? (8) - Какую мерку вы использовали, чтобы измерить гвоздь и шуруп? - Полученные числа – это результат измерения предметов с помощью клеточки-меры. На доске: сравнивай 1) на глаз 2) приложением
- Сравните полученные числа. Запишите результат сравнения в тетрадь с помощью знака > (9>8). - Сделайте вывод о длине этих предметов. - Кто согласен? У кого другой вывод? - Сравните свой вывод с выводом в учебнике: гвоздь занимает 9 клеточек, а шуруп – 8. Так как 9>8, то длина гвоздя больше, чем длина шурупа. - Давайте еще раз вспомним, как можно сравнивать предметы по длине? 1) на глаз
| Дети читают задание №2 и предлагают варианты. Дети считают клетки и сравнивают предметы. Дети называют мерку-клеточку. Дети сравнивают числа и записывают результат сравнения в тетрадь. Дети делают вывод и сравнивают его с выводом в учебнике. | Обучающиеся самостоятельно нашли нужную информацию для решения задачи, все выполнили сравнение предметов с помощью клеточки-меры. |
5 | Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений | Учить учащихся выполнять упражнения по образцу | - Молодцы, вы все хорошо запомнили. - А где в жизни вам приходилось измерять и сравнивать предметы по длине? - Да, в жизни нам часто приходится измерять и сравнивать различные предметы. Прежде, чем мы тоже поупражняемся в измерениях, угадайте, что находится в этом мешке? Отгадайте загадку: Его пинают, А он не плачет! Его бросают – Назад скачет. (футбольный мяч) - Кто узнал, какой это мяч? - Многие ребята любят играть в футбол. Во время игры часто приходится делать ворота из подручных средств (камней, палочек и т.д.), но должно быть выполнено одно обязательное условие: ворота должны быть одинаковой ширины. - Почему? - Найдите задание №3. - Внимательно прочитайте задание, рассмотрите рисунки и расскажите, что делает Миша (Миша предложил измерить ширину ворот шагами). - А какой способ измерения предложила Маша (Маша предложила измерить ее с помощью палки)? (обратить внимание, как прикладывать палку) - Какой способ измерения более точный? Почему? (Второй способ более точный, так как длина палки не меняется, а длина шага может изменяться). - С помощью какой мерки еще можно измерить и сравнить длину предметов? На доске: сравнивай 1) на глаз
- А сейчас мы таким же способом, как Миша измерим ширину нашего класса. - Сколько шагов сделал Саша? (записать результат) - А сейчас по этой же дорожке пройдет Даша. Сколько шагов у Даши? (записать результат) - Как же так? Почему разные результаты? - Сегодня утром я измерила ширину нашего класса, как Маша, с помощью вот этой палочки. Я измерила ширину класса несколько раз. Как вы думаете, разные или одинаковые результаты у меня получились? Почему? Сделаем вывод, почему способ измерения Маши более точный? - Может ли длина шага меняться? А длина палки? | Дети предлагают варианты, исходя из своего жизненного опыта. Дети узнают футбольный мяч. Дети объясняют. Дети читают задание и рассказывают, что делают Маша и Миша. Дети называют новую мерку-палочку. Дети измеряют ширину класса шагами. Работают 2-3 человека. 7 9 Дети объясняют. Дети делают вывод. | Дети по образцу Маши и Миши измерили ширину класса. |
6 | Динамическая пауза | Сменить вид деятельности учащихся во время урока | - Чтобы узнать еще больше нового и интересного, нам понадобится волшебный ключик, с помощью которого мы открываем дверь в страну знаний. Проведем разминку, поможем Буратино достать золотой ключик: Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать! | Девочка проводит разминку, а учащиеся декламируют стихотворение и выполняют за ней движения. | Дети получили физическую разрядку. |
7 | Самостоятельное использование сформированных умений и навыков | Учить детей решению практических задач | - Мы отдохнули, и смело переходим к 4 заданию. - Как будем работать? (в парах) - Посмотри, с помощью чего люди измеряли в старину длину предметов и расстояния? - В старину люди измеряли длину большим пальцем, локтем, обхватом рук, расстоянием между кончиками большого и указательного пальца. Эти мерки имели свое название. - Я приготовила для вас материал о старинных мерах длины. Ваша задача: найдите на рисунке в учебнике эти меры длины, попробуйте запомнить их название, покажите соседу по парте, постарайтесь прийти к общему мнению. - А сейчас наши знания попробуем применить на практике. - Прочитайте, что вы должны сделать? - Попробуйте измерить длину нарисованной полоски с помощью большого пальца руки. - Как это можно сделать? - Сколько раз в длине полоски укладывается длина большого пальца? Запиши. - Сравни свой результат с результатом соседа по парте. У кого результаты отличаются? Почему? - Маша и Миша тоже выполняли это задание. Прочитайте на стр. 11, что сказала Маша (Маша сказала, что удобнее сравнивать длины, если использовать одинаковую мерку). - Как вы думаете, она права? | Дети рассматривают рисунки, обсуждают их и рассказывают, с помощью чего люди в старину измеряли длину предметов и расстояния. Дети смотрят слайды, обсуждают их, находят старинные меры длины на рисунках. Дети работают в парах, берутся за руки и поднимают руки вместе, если они пришли к единому мнению. Дети предлагают различные варианты. Дети читают. Дети высказывают свою точку зрения. | Дети теоретически познакомились со старинными мерами длины и научились применять их для решения практических задач. |
8 | Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов | Учить использовать новое содержание совместно с ранее изученным при выполнении упражнений, самоорганизации при выполнении учебного задания | - Какие одинаковые мерки можно использовать мы поговорим на следующем уроке, а сейчас мы продолжим работать в тетради для самостоятельных работ на странице 16. - Прочитайте задание №3. (Нарисуй синюю полоску длиной 5 клеток, а красную – длиннее синей. Сколько клеток в красной полоске?) Выполните его. Есть ли у кого-то вопросы по заданию? (в случае затруднения выполнения задания, выяснить, какие моменты непонятны, побуждая учеников сформулировать свои вопросы к учителю). - Кто понял задание, выполняет его самостоятельно. - Какая длина синей полоски? - А сколько клеток в красной полоске? - Кто прав? Почему? - Какое условие должно быть выполнено? (красная полоска длиннее синей). | Дети читают. Дети задают вопросы. Дети выполняют задание самостоятельно Дети проговаривают свои варианты. Дети объясняют. | Дети выполнили задание в тетради для самостоятельных работ, где им пришлось определить длину полосок, нарисовать полоски разной длины самостоятельно, используя разные приемы сравнения (на глаз, с помощью клеточки-меры). |
9 | Рефлексия деятельности | Подвести итог совместной деятельности | - Какую цель ставили в начале урока? - Как мы сравнивали предметы по длине? - Как считаете, мы достигли поставленной цели? (снять знак цели с доски). - Что было трудно на уроке? - Что нового узнали для себя на уроке? - Какое задание понравилось больше других? - Спасибо за работу на уроке. Молодцы. (оценка работы детей) | Дети еще раз проговаривают цели (измерять длину предметов, сравнивать предметы по длине). Дети повторяют, как на уроке они сравнивали предметы по длине. | Дети оценили свою работу на уроке. |
Тема урока: Измерение длины отрезка. Сантиметр
- Класс: 1
- Краткое описание: Мы продолжаем изучение раздела «Величины и их измерение». Учащиеся уже понимают и осознают необходимость введения общепринятой мерки. На данном уроке происходит знакомство учащихся с общепринятой единицей длины – сантиметром.
- Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий
- Форма организации: урок
- Представление о результатах:
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи
Метапредметные результаты:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; выполнять действия по заданному алгоритму;
Познавательные: владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий: выполнять задания с использованием материальных объектов (рисунков, линейки);
Коммуникативные: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте;
Предметные результаты: обучаемый научится понимать стандартизированность и
универсальность общепринятой меры длины-сантиметра, измерять длину предметов в
сантиметрах с использованием линейки, строить отрезки заданной длины по алгоритму;
- Цель урока: учить измерять длину отрезков в сантиметрах, строить отрезки разной
длины; развивать умение пользоваться чертежными инструментами.
№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1 | Организационный момент | Настроить на восприятие, привлечь внимание учащихся | Приветствие. - Начинаем урок математики. - Посмотрите, все ли вы приготовили к уроку математики? А ваш сосед по парте? Молодцы. - Итак, начинаем урок. | Ученики проверяют свою готовность к уроку. | Ученики готовы к уроку, настроились на работу. |
2 | Актуализация знаний | Вызвать интерес к учебному материалу, повторить геометрические фигуры (отрезки), изученные ранее способы сравнения предметов, понять необходимость введения одинаковой мерки | - Посмотрите на доску. Рассмотрите геометрические фигуры (на доске начерчены отрезки разной длины, но на глаз это трудно определить). Что у них общего? Докажите (это отрезки, часть прямой линии, имеют концы). - А чем они различаются? Как можно сравнить эти отрезки по длине? - Можем проверить на глаз, наложением? - Для этого нам нужно выбрать мерку, с помощью которого мы будем измерять длину отрезков. - Кто догадался, какая будет тема нашего урока? | Дети сравнивают геометрические фигуры. Дети предлагают свои варианты. Дети высказывают свои предположения | Дети повторили геометрические фигуры (отрезки), вспомнили известные способы сравнения (на глаз, наложением), готовы к решению новой задачи. |
3. | Сообщение темы урока. Постановка цели урока | Учить пользоваться знаково-символическими средствами, учить понимать обучающимися, что им предстоит делать на уроке | Тема урока: Измерение длины отрезка. Сантиметр. - Откройте учебник на странице 12. - Найдите и прочитайте тему урока для себя, вслух (1 ученик). - Мы будем открывать новое знание? Или мы будем повторять то, что уже знаем? - Рассмотрите разворот учебника, какие вопросы у вас появились? Поставить на доске знак вопроса. -Внимательно изучите условные обозначения, попробуйте определить цели нашего урока (узнать, что такое сантиметр, измерять длину предметов в сантиметрах, пользоваться линейкой, чертить отрезки). | Дети читают. Дети высказывают свое мнение. Дети задают вопросы. Дети изучают условные обозначения, рассматривают рисунки, предлагают различные варианты. | Дети определили цели урока, к которым они будут неоднократно возвращаться. Дети понимают, чему они будут учиться на уроке. |
4 | Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | Привлечь внимание детей к новым сведениям, учить находить нужную информацию в учебнике и пользоваться ею для решения новой задачи, познакомить с детей с заданным алгоритмом | - Кто из вас знает, каким инструментом мы можем измерить длину? (линейкой) - Миша тоже решил познакомиться с этим инструментом. Прочитайте задание №1 на странице 12. - Какой вопрос задал Миша? («Маша, зачем на линейке сделаны какие-то черточки и написаны числа?» - спросил Миша). - Что ему ответила Маша? («С помощью линейки можно чертить отрезки и измерять их длину. Расстояние между соседними большими делениями на линейках одинаковое. Его называют сантиметром», - сказала Маша). - Посмотрите, как принято сокращенно записать 1см. - Найдите это расстояние на своей линейке, покажите друг другу. - А как измерить в сантиметрах длину карандаша? - Как это объяснила Маша? Прочитайте. («Прикладываем линейку так: один конец карандаша совмещаем с отметкой 0 на линейке, при этом другой конец карандаша совпадает с отметкой 10. Значит, длина карандаша равна 10см», - объяснила Маша). - А зачем нам надо знать, как правильно пользоваться линейкой? - Нам эти знания необходимо применить на практике. - Прочитайте задание №2 на странице 12. (Измерь с помощью линейки длину изображенных предметов и запиши эти длины в сантиметрах). - Что вы сейчас будете делать? - Вспомните объяснение Маши, еще раз внимательно рассмотрите рисунок, подумайте, как приложить линейку, и приступайте измерениям. -Результаты измерения надо записать в тетрадь. | Дети отвечают. Дети читают задание №1. Дети читают объяснение Маши. Дети находят расстояние 1см на линейке и показывают друг другу. Дети читают и находят в учебнике объяснение Маши. Дети высказывают свое мнение. Дети читают задание №2 и измеряют с помощью линейки длину изображенных предметов. Дети измеряют длину изображенных предметов с помощью линейки и записывают результат измерения в тетрадь. | Обучающиеся самостоятельно нашли нужную информацию, узнали, как выглядит отрезок длиной 1см, как нужно проводить измерения с помощью линейки. |
5 | Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений | Учить учащихся выполнять упражнения по заданному алгоритму | - Молодцы, вы все хорошо измерили и записали результат. - Теперь мы смело можем приступать к заданию №3. - Внимательно прочитайте задание. (Начерти в тетради отрезки длиной 6см и 10см). - Что мы должны будем начертить в тетради? - А как это сделать? Попробуйте объяснить это друг другу. Один в паре пусть объяснит, как начертить отрезок длиной 6см, а сосед по парте расскажет, как начертить отрезок длиной 10см. - Послушаем объяснение. - Начертите эти отрезки в тетради. Какой из этих отрезков длиннее? Запишите результат сравнения с помощью знака >. | Дети читают задание. Дети отвечают. Дети работают в парах, пытаются объяснить друг другу, как начертить отрезки, берутся за руки и поднимают руки вместе, если они закончили объяснение. Для того, чтобы начертить отрезки определенной длины, нам нужно поставить точку, совместить точку и линейку с цифрой 0, вторую точку поставить возле цифры 6или 10, соединить эти две точки. Дети самостоятельно чертят отрезки и записывают результат сравнения с помощью знака > (10>6). | Дети начертили отрезки заданной длины, используя алгоритм действия. |
6 | Динамическая пауза | Сменить вид деятельности учащихся во время урока | Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. | Учащиеся декламируют стихотворение и выполняют движения. | Дети получили физическую разрядку. |
7 | Самостоятельное использование сформированных умений и навыков | Учить детей решению практических задач | - А сейчас мы продолжим нашу работу под девизом «Семь раз отмерь, один раз отрежь». - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Переходим к 4 заданию. - Как будем работать? (в парах) - Прочитайте задание. (От ленты нужно отрезать часть длиной 9см). - Рассмотрите рисунок. Покажи соседу по парте, где нужно сделать разрез. - Наши знания необходимо опять применить на практике. - У каждого на парте лежит лента. От нее надо отрезать часть длиной 9см. Не торопитесь, вспомните наш девиз. - Сравните свой результат с результатом соседа по парте. - Какой вы отрезали часть длиной 9см? | Дети объясняют, как они понимают смысл пословицы. Дети рассматривают рисунок, обсуждают и рассказывают, где надо сделать разрез, используя линейку. Дети выполняют практическую работу. Дети в парах сравнивают полученные результаты, поднимают руки вместе, если они пришли к общему мнению и отрезали часть ленты одинаково. Дети повторяют, как пользоваться линейкой и сделать необходимое отмеривание. | Дети теоретически познакомились с правилом измерения и применили его для решения практической задачи. |
8 | Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов | Учить использовать новое содержание совместно с ранее изученными при выполнении упражнений, самоорганизации при выполнении учебного задания | - А сейчас мы продолжим работать в тетради для самостоятельных работ на странице 18. - Прочитайте задание №1. (Измерь и запиши длину каждого отрезка). - Есть ли у кого-то вопросы по заданию? (в случае затруднения выполнения задания, выяснить, какие моменты непонятны, побуждая учеников сформулировать свои вопросы к учителю). - Кто понял задание, выполняет его самостоятельно. - Проверим, как вы измерили и записали длину каждого отрезка. | Задают вопросы. Дети работают самостоятельно. 1 ученик читает свою запись, остальные проверяют. | Дети выполнили задание в тетради для самостоятельных работ, где им пришлось измерить и записать длину каждого отрезка. |
9 | Рефлексия деятельности | Подвести итог совместной деятельности | - Какую цель ставили в начале урока? - Как считаете, мы достигли поставленной цели? (снять знак цели с доски). - Что было трудно на уроке? - Что нового узнали для себя на уроке? - Какое задание было для вас самым интересным? - Оцените, как вы чувствовали себя сегодня на уроке. - Поднимите карточку нужного цвета. (У детей на парте 3 карточки: красного, желтого, и синего цвета). - Спасибо за работу на уроке. Молодцы. (оценка работы детей) | Дети еще раз проговаривают цели (узнать, что такое сантиметр, измерять длину предметов в сантиметрах, пользоваться линейкой, чертить отрезки заданной длины). Дети поднимают карточку красного цвета, если узнали новое на уроке, желтого, если им было интересно и синего, если было скучно. | Дети оценили свою работу на уроке. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пядь – старинная мера длины, расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев
Локоть – старинная русская мера длины, представляет собой расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки
Сажень Маховая сажень- древнерусская мера длины, расстояние между концами средних пальцев раскинутых в стороны рук
Обхват рук
Дюйм (в переводе с голландского) означает большой палец
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика. Тема урока: Измеряй и сравнивай.Сантиметр. Схема-конспект урока по УМК "ПНШ".
Конспект двух уроков по математике по УМК "ПНШ". 1 класс. Приложение - презентация....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок математики в 1 классе. Тема урока: "Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах" по УМК «Начальная школа 21 век».
Урок математики в 1 классе. Тема урока: Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах....
Математика. 1 класс. Тема урока: Измеряй и сравнивай.
Математика. 1 класс. Тема урока: Измеряй и сравнивай....
Конспект по математике, 1 класс "Измеряй и сравнивай" УМК "ПНШ"
Конспект по математике, 1 класс "Измеряй и сравнивай" УМК "ПНШ"...
Тема урока: "Как можно сравнивать числа"
Цели урока: Создать условия для формирования умения сравнивать двузначные числа с опорой на их десятичный состав.Задачи урока:• научиться сравнивать двузначные числа, их разрядный состав;• п...
Технологическая карта урока окружающий мир по теме «Как измерить температуру?» (2 класс, УМК «Перспектива»)
Цель урока: формирование у обучающихся представление о том, что такое температура и как ее определять.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать, понятия «температура», «термом...