Открытый урок по математике. 3 класс. Тема: Единицы массы. Грамм. УМК "Планета знаний"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Ю Марианна Сумаевна

Открытый урок по математике по теме " Единицы массы. Грамм" УМК "Планета знаний" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_matem_3_kl.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

3 класс

Открытый урок

Тема: «Единицы массы». «Грамм».

Цель: знакомство с единицами массы (тонна, миллиграмм), грамм через системно – деятельностный подход (практическую деятельность, постановку проблемы).

Задачи:

Ставить учебную задачу урока и стремиться к её выполнению, формулировать тему урока.

Составить таблицу соотношения единиц массы.

Планируемые УУД:

Познавательные: формирование умения решать текстовые задачи, содержащие единицы массы;  умения преобразовывать единицы массы.

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками, сравнивая способы и результаты вычислений.

Регулятивные: контролировать правильность вычислений, находить ошибки и исправлять их; осуществлять самоконтроль и самооценку; признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою.

Личностные: готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.

Оборудование

у учителя: компьютер, документ камера, проектор; карточки для кластера; листы для рефлексии.

у обучающихся: сигнальные карточки (красная и зелёная), магнитики с буквами и цветные, карточки с заданиями.

Ход урока.

1 стадия – ВЫЗОВ (Вход в урок)

(Слайд 2 - Для того, чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать. Рене Декарт)

Ребята, если вы считаете, что моё обращение относится к вам, вы отвечаете на него.

- Здравствуйте те, кто любит учиться!

- Здравствуйте те, кто хочет получить новые знания!

- Здравствуйте те, кто старается писать аккуратно и правильно!

- Здравствуйте те, кто работает дружно!

- Спасибо, садитесь и давайте сразу напишем число в тетради.

(Слайд 3)

Наш урок мы начнём с «Гимнастики для ума».

- Одна конфета весит 5 грамм. Сколько весят 2 конфеты? 10 конфет? 100 конфет? 200 конфет?

-А какое число вы можете перевести в более крупное?

(Слайд 4)

-Обратите внимание на логическую цепочку. Назовите закономерность данной цепочки и найдите лишнее:

мм, см, дм, м, кг, км (Слайд 5)

-Как назвать можно все эти величины? (Единицы длины. Килограмм – единица массы) (Составили часть кластера – Единицы массы - грамм)

(Слайд 6)

секунда, час, грамм, сутки, неделя, месяц, год (Слайд 7)

-Как назвать можно все эти величины? (Единицы времени. Грамм – единица массы) (Составили часть кластера – Единицы массы - килограмм)

С какими единицами массы вы знакомы? (грамм, килограмм)

Какой эталон можем построить? (1кг = 1000 г)

(Слайд 8)

Это эталон для работы с килограммами и граммами.

-С помощью чего измеряют массу предметов? (С помощью весов)

(Слайд 9, 10)

-Весы бывают разные  (3 слайда)

-Кто из вас сам покупал продукты в магазине?

(Слайд 11)

Если одно яблоко весит 225 г. Сколько весят 3 таких яблока? 4 яблока? 5 яблок?

(Слайд 12)

Проверьте, верно ли выполнены вычисления (выражения на карточках):

  225            225              225               225

      6                7                 8                    9

1250         1545             1760             1825

Проверка по образцу (на слайде) – (слайд 12 – щелчок)

В каких единицах записан ответ? (В граммах)

Переведите в более крупные единицы, запишите ниже.

Проверяем – на слайде (слайд 12 – щелчок).

Вы перевели в более крупные единицы измерения. Помог вам известный эталон? (Эталон – 1 кг)

(Слайд 14)

- Используя эталон, сравните, доказывая:

15 кг 900 г ... 16.400 г

3 кг ... 999 г

85 кг ... 85 км

- Почему нельзя сравнить? (различные величины)

«Верите ли вы?»

Если верите, то поднимаете зелёную карточку, если нет, то красную

-Верите ли вы, что

Грамм – самая маленькая единица массы - нет

Эталон килограмма хранится во Франции – да и в С-Петербурге (НИИ им. Менделеева)

Сила земного притяжения зависит от массы тела - да

Килограмм ваты легче килограмма гвоздей - нет

Массу можно измерить только с помощью весов - нет

(Слайд 15)

Давайте решим задачку.

Царь – колокол весил 200 тонн. Во время тушения пожара от него откололся кусок массой 115 центнеров. Какова масса оставшейся части колокола? (Дети могут затрудниться с решением, т.к. не проходили единицы массы)

Сформулируйте тему урока. (Единицы массы)

Поставьте перед собой цель на данный урок: чему мы должны научиться? Зачем это надо?

-Знать единицы массы и их соотношение.

-Уметь переводить единицы массы

-Сравнивать единицы массы

-Решать задачи с единицами массы

Оцените себя: как вы знаете тему «Единицы массы»

(3 таблички у доски:

1– «Знаю правило и хорошо применяю на практике»

2- «Знаю правило, но допускаю ошибки в его применении»

3- «Плохо знаю или не знаю правило и затрудняюсь применять его на практике»

Дети прикрепляют магнитики с буквами (каждому ребёнку соответствует буква алфавита) к тому номеру, который соответствует их уровню знаний по данной теме)

2 стадия – «Осмысление»

Сколько равенств вы можете составить?

Что обозначает приставка – кило? (Тысяча)

1 кг = ___ г

         1 ц = ___ кг      ?

        1 т = ___ кг      ?

         1 т = ___ ц        ?

         1 г = ___ мг       ?

(Слайд 16)

Как вы думаете, а что больше: центнер или тонна?

(Слайд 17)

Во сколько раз больше?

(Слайд 18)

Схема  

Зачем нужны эти единицы измерения?

 

Сможем теперь решить задачу?

Но, чтобы быть уверенными до конца, давайте потренируемся в переводе величин.

2т= ___ кг

5т350кг=___кг

1т106кг=____кг

8т90кг=___кг

1000кг=___т__кг

7640кг=___т___кг

9705кг=___т___кг

6003кг=___т___кг

Проверка по образцу – тетрадь в документкамеру

(Слайд 19)

Решаем задачу про колокол

200т = 2000 ц

2000 – 115 = 1885 ц = 188т 5ц

А можно ли взвесить большую машину или грузовой вагон?

(Слайд 20)

Решаем про тонны - (Слайд 21– устно

- Сколько груза перевезёт каждая машина?

Какие машины перевезут больше:

Две пятитонки или 3 трёхтонки – 2*5>3*3

2 трёхтонки или 3 полуторатонки – 2*3>3*1.5

А какие весы самые большие?

(Слайд 22)  (Созвездие «Весы»)

Учёные научились находить вес планет. Как они это делают? (С помощью формул)

Большие – понятно. Но, как говорил Кот в сапогах, в большого легко превратиться, а вот маленькое…

Вы были у зубного врача? Вам лечили зубы, вставляя пломбы? Как же там измерить пропорции порошков? (Нужны более мелкие единицы измерения массы – миллиграммы)

(Слайд 23)

Что обозначает приставка мили-?

Если в 1 метре 1000 миллиметров, то в 1 грамме – (1000 миллиграммов)

Что измеряем в таких единицах? (В медицине, драгоценности)

Драгоценные камни измеряют в каратах.

(Слайд 24)

1 карат = 200 мг

(По желанию можно решить №8)

- В старину на Руси использовали другие меры массы. Они и сейчас иногда встречаются вам при чтении художественных произведений. Назовите, какие вы знаете старинные единицы массы.

(Слайд 25)

Старорусские единицы массы и сегодня встречаются в пословицах, поговорках, фразеологизмах

Детям предлагается объяснить смысл пословиц или поговорок.

 (Слайд 26)

  • Болезнь входит пудами, а уходит золотниками.
  • Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.
  • Мал золотник, да дорог.
  • Узнаешь, почем фунт лиха.

Самостоятельная работа в паре.

1 и 6 пары

Найти соответствие:

1 кг                   1000 м

1 ц                     1000 кг, 10 ц

 1т                     1000 кг

1 км                  100 кг

2 пара

- В каком ряду единицы измерения расположены в порядке возрастания (подчеркнуть)

а) тонна, центнер, килограмм, грамм

б) грамм, килограмм, центнер, тонна

в) центнер, грамм, тонна, килограмм

3 пара

- В каком ряду единицы измерения расположены в порядке убывания  (подчеркнуть)

а) тонна, центнер, килограмм, грамм;

б)центнер, грамм, тонна, килограмм;

в) грамм, килограмм, центнер, тонна.

4 пара

- Найди “лишнее” в каждом столбике. (обведи)

Кг             грамм                                   тонна                           пуд

Ц               пуд                                      грамм                          центнер

Дм            тонна                                   карат                           золотник                            

Т             килограмм                            метр                               фунт    

5 и 7 пары

Задача: Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса индийского слона 5 т, другой утверждает, что масса слона 15 000 кг, а третий и вовсе называет – 50 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается? Докажи.

Проверка: 1 и 6 пары по слайдам 27, 28

Остальные пары – устно или листочек положить под документкамеру.

(Слайд 29)

3 стадия – «Рефлексия»

Оцените свои знания сейчас. Достигли вы поставленных задач в начале урока? Сможет ли кто – либо из вас поменять свой магнитик на табличках?

Итак, оцените урок с точки зрения полезности информации, работы на уроке.

Урок полезен, всё понятно

Лишь кое – что чуть – чуть неясно

Ещё придётся потрудиться

Да, трудно всё – таки учиться

(Слайд 30)

- Я благодарю вас за урок! Мне было очень приятно  с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики по теме "Единицы массы. Грамм." 3 класс.

Представлена презентация к уроку математики в 3 классе в ТДМ по теме "Единицы массы. Грамм."...

Презентация к уроку математики по теме "Единицы массы - грамм"

Презентау=цию к уроку математики по теме "Единицы массы - грамм"...

Конспект урока по математике по теме: «Единицы массы. Тонна. Центнер». 4 класс Жубанова Наталия Шукургалиевна Учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Камышки.

Тема урока: Единицы массы. Тонна. Центнер. Тип урока: урок  изучения  нового учебного  материала.Цели урока:1.  Расширить   у детей понятия о единицах массы за счет ...