Сложение и вычитание круглых сотен
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике
Кобелева Людмила Ильинична МОУ «СОШ № 49»
Класс 2
УМК: «Перспективная начальная школа»
Учебник А. Л. Чекин «Математика» 2 класс Ч.2 под ред. Р. Г. Чураковой, Москва, Академкнига, 2012г.
Тема урока: Сложение «круглых» сотен.
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о способе сложения «круглых» сотен.
Задачи:
Образовательная: создать условия для формирования представления о способе сложения «круглых» сотен, способствовать совершенствованию вычислительных навыков, формировать умение анализировать изучаемый объект.
Развивающая: развивать умение ставить и формулировать новые задачи, планировать пути достижения поставленной цели, осуществлять контроль своей деятельности, развивать познавательный интерес, способствовать развитию связной речи обучающихся, развивать способность формулировать и аргументировать своё мнение.
Воспитательная: Воспитывать желание работать в паре, умение оценивать свою деятельность и деятельность товарища.
Тип урока: открытие нового знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: учебник «Математика» 2 ч., тетрадь для самостоятельной работы №2, интерактивная доска, презентация к уроку.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Самоопределение к учебной деятельности. | Я смотрю на ваши лица. Хорошо, отрадно мне. Словно я в большой и дружной И приветливой семье. -Посмотрите друг на друга, подарите улыбки. - Прочитайте пословицу: «Знайка дорожкой бежит, а Незнайка на печке лежит». - Как вы её понимаете? Слово «дорожка», «дорога» можно понять и как «способы действий, умения, знания». И они у Знайки есть. - А почему Знайка знает дорогу? - Все ли поддерживают это мнение? - Кто хочет попробовать быть похожим на Знайку? -Попробуем?! | Улыбнуться друг другу, сказать добрые слова: «Получи пять, я тебе помогу, поработаем вместе». Читают пословицу. Чтобы идти по дороге, надо её знать – где начинается, куда ведёт, что встретится по дороге. Знайка не просто идёт, он бежит, чувствует себя уверенно. Он знает путь и направление движения. Незнайка боится выйти на улицу, а вдруг заблудится, потеряет дорогу, или ему никуда не надо идти, или не хочет. Ему скучно. Он не знает дороги. Учился. Трудился. | Коммуникативные Строить монологическое высказывание, умение воспринимать информацию. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. | 1. Начнём работу с чисел. Это нам поможет на уроке. - Посчитайте друг другу сотнями. 2. - Вставьте пропущенные числа, и запишите в тетрадь. 3. – Поменяйтесь тетрадями. Проверьте домашнее задание соседа. Т. с. 4. з.4 - У тебя так же? - Как думали (рассуждали), когда заменяли центнеры килограммами?
- Какое знание было необходимо? - Ты сам справился с домашним заданием, или обращался к взрослым? - Что было трудным? 4. Выполните самостоятельно. Сравните числа. На выполнение задания даётся одна минута. Сравните с эталоном на доске. 800 700 900 9 300 50 62 100 40 4000 500 99 - Кто доволен своей работой? Мотивация к деятельности. Фиксация затруднения. - Сегодня я предлагаю принять участие в работе рассчётно – конструкторского бюро, организованного при научном клубе «Мы и окружающий мир». Бюро занимается изучением вопросов, ответы на которые могут дать математические исследования. Сейчас это бюро занимается исследованием жизни удивительных животных бобров. - Вам интересно узнать побольше об этих животных? - Вам понравились бобры? - Вы принимаете предложение поработать в рассчётно – конструкторском бюро и выполнить математические вычисления? | Работают в парах. 1в. – от 100 до 900. 2в. – от 900 до 100. Взаимопроверка. Сколько центнеров, столько и сотен килограммов. 1ц = 100кг - Припомнить соотношение центнера и килограмма, правильно записать. Выполняют задание. Сравнивают с эталоном. Оценивают свою работу. Рассматривают фотографию бобра на интерактивной доске, высказывают заинтересованность. Слушают сообщение «Загадочная стройка». Уч.1 Бродя в густых лесах вдоль маленьких речушек, можно попасть в места, где в беспорядке навалены деревья, сучья, торчат заострённые пни. (Рис.) Кое- где в земле прорыты канавы, заполненные водой. Если пройти вдоль одной из них, она непременно приведёт к крепости – заводи, запруженной плотиной из веток. Перед плотиной – высокая и спокойная вода, а за плотиной текут тоненькие ручейки. Всё это создали замечательные умельцы – речные бобры, лучшие строители из всех млекопитающих (зверей). Рис. Плотина, которую построили бобры. 2-й ученик. Бобры – это самые крупные грызуны, обитающие в лесах Европпы и Северной Америки. Они приспособлены к полуводному образу жизни. На задних лапах у них плавательные перепонки (рис.), плоский хвост, покрытый крупной чешуёй (рис.). На глазах прозрачные мигательные перепонки, позволяющие прекрасно видеть под водой. Бобровой семье приходится потрудиться. Свои домики – бобровые хатки зверьки строят на воде. Стены домика не продуваемы. Щели плотно замазаны глиной и илом. Хатка не может противостоять сильному течению, поэтому бобры возводят плотины. (рис. – хатка бобров). Вход в хатку всегда под водой. Это для защиты от других животных. (рис. Хатка бобров в разрезе). 3 –й ученик. В безопасности они чувствуют себя только в прудах, которые сами и делают – создают плотины. - укладывают дерево поперёк речушки, - сооружают прочный вал из донного камня и ила, - затем в беспорядке набрасывают ветки, части стволов. Когда плотина «вырастет» до нужной высоты, течение воды в речушке замедляется, уровень воды в заводи повышается. Плотина, созданная бобрами, может быть поистине гигантской. Так, в Березинском заповеднике на территории Белоруссии была найдена плотина, длиной более 200м. (рис. – Длинная, высокая плотина). В заводях таких плотин обитает много бобровых семей. Высказывают эмоционально – оценочные суждения, готовность выполнить вычисления. | Регулятивные. Оценивать учебные действия в соответствии с задачей. Личностные. Мотивация к целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные. Умение слушать и слышать собеседника. |
Создание проблемной ситуации. Фиксация затруднения. Задание 1 - Рассмотрите план лесной речки. - В каком из мест (А, Б или В) бобры построили самую короткую плотину? (рис. - План лесной речки). - Почему пауза? Что вас остановило? Какое затруднение возникло? - Что же именно мы не умеем? | Думают. Пауза. -Нужно сложить «круглые» трёхзначные числа. Мы этого ещё не делали. - Складывать «круглые» сотни. Сотни мы ещё не считали. Это новая единица счёта. | ||
3 этап Постановка учебной задачи | - Итак, затруднение в том, что мы не умеем складывать круглые сотни. - Сформулируйте, чем будем заниматься на уроке? - Какая будет тема урока? Определим нашу цель. - Чему надо научиться и, причём, делать это легко и быстро? - Посмотрим, как эта тема сформулирована в учебнике? С.11 | Сложение круглых сотен. - Мы должны научиться складывать круглые трёхзначные числа. - Читают тему урока. | Регулятивные. Умение прогнозировать предстоящую работу. Познавательные. Строить речевое высказывание, строить логическое рассуждение. |
4 этап Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) | - Нет ли среди вас тех, кто уже догадался, как посчитать? - Можешь ли чётко рассказать, как это сделать? - Обратимся к учебнику. Он нам поможет проложить «дорожку». - С. 11 З. 1 - Прочитайте задачу. Запишите решение задачи. Как рассуждали? (Чтобы узнать, сколько всего, надо сложить.) Мы умеем это делать? (Да, это как сложить единицы). Прочитайте задачу 4. Что заметили? (Число сотен заменили круглым трёхзначным числом) - Для решения задачи 4 замените число сотен круглыми трёхзначными числами. Запишите решение. - Какие числа складывали? (Круглые сотни) - А как вы складывали? (Так же, как единицы). -То, что вы сказали, нужно записать в виде опорной схемы, т. е. в виде записи, которая поможет при решении любых других примеров на сложение круглых трёхзначных чисел. 2+3=5 20+30=50 200+300=500 - О чём говорит эта схема?
- Прочитайте, как это сформулировано в учебнике. С.9 Первая розовая строка. - Проговорите это правило друг другу. - Проверим, действует ли это правило в других случаях. Решите задачу. В Березинском заповеднике было 300 бобров. Через год их количество увеличилось на 400 животных. Сколько бобров стало в заповеднике? - Опорная схема помогла? Она действует? - Как же мы вышли из затруднения? Заменили число сотен круглыми сотнями и сложили как простые единицы. - Получается, что мы теперь умеем складывать круглые сотни. | - Пробует сформулировать. Класс выслушивает ответы. Сначала заменю число сотен круглым трёхзначным числом, а потом сложу, как простые единицы. 3с.+2с.=5с. Ответ: 5 сотен луковиц тюльпанов. 300+200=500(л.) Ответ: 500 луковиц тюльпанов. Круглые сотни складывают, как единицы. Читают правило. Проговаривают правило в парах. Читают задачу, записывают решение. 300+400=700(б.) Объясняют способ действия. 300+400=700(б.) | Регулятивные. Умение высказывать предположение и соотносить с предложенной информацией. Коммуникативные. Аргументация своего мнения, умение слышать и слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения. |
Физкультминутка Для рук. Потереть ладошки. Погладить их. Сложить ладошки, «поздороваться» подушечками пальцев. Поочерёдное поднимание пальцев над партой. Покатать ручку между ладоней от кончиков пальцев до края ладони. Покачать ручку между указательным и средним пальцем. Пошагать по ручке пальцами «Топ – топ». Приложить свои ладошки к ладошкам соседа. 5 этап Первичное закрепление во внешней речи. | Остановимся. Отдохнём. - Вернёмся к работе бюро. Теперь мы можем ответить, в каком из мест А, Б или В бобры могут построить самую короткую плотину? Посмотрите на план лесной речки ещё раз. (рис. Схема реки) В каком месте А, Б или В –получится самая длинная плотина? Поработайте вместе в парах. - Запишите длину плотины в русле реки А в метрах, дециметрах и сантиметрах. - Как будете рассуждать? Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Уч. С.11 з. 5 С. 12 з.6 Оцените свои силы, с какими примерами вы теперь можете справиться? - Проверьте по эталону. №5 №6 500 800 900 900 700 900 900 900 800 700 - Что интересного заметили в № 6? | Да. 200+600=800(см) – плотина В 200+100+300=600(см) – плотина Б. Самая короткая плотина на участке А. – 573см. 200+600=800(см) Выполняют индивидуально в тетр. Работают в парах. 573см=5м7сдм3см Метров столько, сколько сотен, дециметров столько, сколько десятков, сантиметров столько, сколько единиц. Работают самостоятельно. Выбирают по своим силам. Сверяют по эталону. Результат везде одинаковый, он не зависит от порядка слагаемых. | Коммуникативные. Аргументация своего мнения, умение слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения. Познавательные. Умение извлекать информацию из учебника. Регулятивные. Умение высказывать предположение и соотносить его с предложенной информацией. |
6 этап Включение в систему знаний | - Проговорите соседу, как складывать круглые сотни. - В каких жизненных ситуациях вам пригодится умение складывать круглые сотни? - | Работают в парах. Посчитать количество материалов для ремонта. -Посчитать стоимость работы. -Посчитать длину дороги до школы, детского сада. -В игре для будущих бизнесменов «Монополия». | Коммуникативные. Готовность к сотрудничеству, умение работать в парах. Познавательные. Умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы. |
7 этап Рефлексия | - Какая цель стояла? - Достигли ли вы цели? Что узнали? Чему научились? - У кого остались вопросы? Неясности? - У кого всё получилось? - Что понравилось, запомнилось? - Кого из одноклассников тебе хочется похвалить? Попробуй это сделать. - Оцени свою деятельность на уроке? - Кто может назвать себя Знайкой? - Кто по дорожке бежит? - А кто на печке лежит? | Ответы детей. Похвала товарищам. | Личностные. Умение описывать свои чувства, оценивать работу. |
8 этап Домашнее задание. | Тетр. с печатной основой. С.5 з. 1 – заполнить таблицу С.5 з. 4 – решение задачи записать в тетрадь. - Откройте задание. - Найдите. Рассмотрите. - Всё ли вам понятно, как действовать. Дополнительное задание (по желанию) Рисунок бобра, разделённый линиями на части – спинка, мордочка, хвост, лапки, на которых написаны выражения на изучаемый вычислительный приём. Математическая раскраска. | Рассматривают задание, Оценивают трудность, задают вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Решение задач" по теме "Сложение и вычитание "круглых" сотен", 2 класс
Тест создан средствами программ PowerPoint с использованием языка программирования VBA ....
Конспект урока математики в 3 классе "Сложение и вычитание круглых сотен", УМК "Перспектива"
Урок с использованием технологии - ИКТ, работа в сотрудничестве....
Технологическая карта урока "Вычитание круглых сотен" 2 класс ПНШ
Технологическая карта урока математики 2 класс по программе ПНШ "Вычитание круглых сотен"...
Технологическая карта урока математики по теме: " Вычитание круглых сотен" (2 класс, УМК Школа России)
Технологисеская карта к уроку математика. Разработана в соотвтствии с образовательной программой....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: Вычитание «круглых» сотен, УМК «Перспективная начальная школа»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Вычитание «круглых» сотен Цели деятельности учителя: формирование представлений о процессе вычитание «круглых» сотен, развитие знаний о с...
Технологическая карта урока "Математика" на тему "Сложение и вычитание круглых десятков, сотен, тысяч" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Тип урока: закрепление изученного материала Цель урока: создание условий для совершенствования навыков выполнения арифметических действий столбиком. Задачи урокаДидактические:1. Повторить оп...
Технологическая карта урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание круглых десятков и сотен из трёхзначного числа без перехода через разряд"
Тип урока: урок обобщения полученных знаний.Задачи:Образовательные:Отработка вычислительных навыков;Упражнять в сложении и вычитании круглых десятков;Продолжать работать с простой задачей.Коррекц...