Технологическая карта урока математики во 2 классе
по теме « Деление на 2. Половина числа»
УМК «Школа России»
Тема урока: Деление на 2. Половина числа.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: 1.Образовательные: создать условия для формирования умений выполнять деление на 2; составить таблицу деления на 2,используя таблицу умножения числа 2; формировать общее умение решать задачи действием деления;
2. Развивающие : развивать математическую речь, внимание, логическое мышление, память.
3. Воспитывающие : воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные: понимают принцип составления таблицы деления на 2; научатся воспроизводить по памяти результаты табличных случаев умножения и деления на 2, решать учебные и практические задачи – выполнять умножение и деление, применяя табличные случаи, находить половину числа делением на 2.
Метапредметные:
Познавательные: составлять и использовать таблицы умножения и деления на 2; строить математические высказывания; осуществлять анализ объектов и устанавливать аналогии и взаимосвязи.
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, формулировать собственную позицию, слушать и понимать других; сотрудничать при работе в паре, контролировать действия партнера.
Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; высказывать собственные суждения и давать им обоснования; владеть элементарными приемами самооценки результатов деятельности.
Основные понятия: таблица умножения, деление на 2, половина числа.
Основные ресурсы : рабочая программа, учебник М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. Математика М.И. 2 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2. (Школа России)
Средства обучения: плакат «Таблица умножения и деления на 2»; презентация урока; индивидуальный раздаточный материал (карточки);
Формы работы: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, самостоятельная работа.
Ход урока
Этапы урока | Цель этапа | Время | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
1.Организационный этап | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | 2 мин. | -Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. А теперь настроимся на работу- откроем ладошки и произнесём нашу волшебную фразу: я хочу много знать!
| - Положительный эмоциональный настрой на урок. -произносят фразу: «Я хочу много знать»
|
2. Актуализация необходимых знаний. | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | 4мин. | -Сегодня к нам на урок пришел гость- Робот-Математик. (Слайд 1.). И он принёс с собой вопросы и задания. -Итак, 1 задание. -Здравствуйте, ребята! Какие арифметические действия вы знаете?(Слайд 2) -У нас у всех есть имена. И у чисел есть имена. Давайте вспомним. Как называются числа при умножении?(5х2=10) (Слайд 3)
-Как найти неизвестный множитель?
-Как называются числа при делении?(8:4=2) (Слайд 4) - Как найти неизвестное делимое? (а:4=2) -Как найти неизвестный делитель?(8:а=2) -Хорошо. Справились с первым заданием Робота- Математика. -Для чего нам нужны эти правила? -Эти правила нам помогут открыть что-то новое. | - Знакомятся с Роботом- Математиком.
-Сложение, вычитание, умножение, деление. -Вспоминают названия компонентов арифметических действий. 5- первый множитель, 2- второй множитель, 10- произведение.
-Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель. - 8-делимое, 4-делитель, 2-частное. -надо делитель умножить на частное. -надо делимое разделить на частное.
-Эти правила нам помогут решать примеры, задачи, уравнения. |
3. Формирование новых знаний и умений. Постановка учебной задачи.
Чистописание.
4.Физкультминутка |
Обсуждение и проговаривание цели урока в виде вопроса, на которой предстоит ответить.
Обеспечить кратковременный отдых для учащихся, повысить умственную работоспособность на уроке. |
6 мин.
2 мин | -Сейчас, ребята, второе задание Робота.(Слайд 5) Оно поможет нам узнать, чем мы будем заниматься на этом уроке. Для этого нам надо решить примеры. 1)0х5=0 (Д). По такому случаю умножения, какое правило знаем? 2)2х9=18 (И) 1х8= 8 (Е) 2х7=14 (Н) 3х3=9 (Л) -Давайте, эти числа превратим в буквы.
- Итак, чем мы будем заниматься на этом уроке? -А что мы будем делить, узнаем отгадав загадку. Эта цифра на лебедя похожа, Шейка есть и хвостик тоже. Что это за цифра? (Слайд 6) Хорошо. Теперь кто догадался, какая тема нашего урока? -Вывод: мы вместе с нашим Роботом-Математиком будем составлять таблицу деления на 2. - Для этого, чего мы не знаем? - Значит, какую цель мы поставим перед собой? -Правильно, молодцы! -Открыли тетради. Пишем сегодняшнее число и тему урока. ( 21 апреля. Деление на 2). - Какую цифру будем писать в минутке чистописания? Какова закономерность записи, как будем писать эту цифру? Поработали, теперь давайте отдохнем. По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежали До лужайки добежали. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки. Стоп. Немножко отдохнем И домой пешком пойдем.
| -К доске выходят ученики и решают примеры. Проговаривают правила.
-При умножении числа на 0 получается 0.
-При умножении числа на 1, получаем то же число.
-Выводят слово «деление».
-Делением.
-Отгадывают загадку.
-Цифра 2. Формулируют тему урока. -Деление на 2. Формулируют цели урока. -Как составить таблицу деления на 2? -Научиться делить на 2, составить таблицу деления на 2. -Работа в тетрадях.
-Цифра 2. -Находят закономерность. Сначала 1 раз, через клетку 2 раза, дальше 3 раза и т.д. 2 22 222 2222 -Делают движения.
-прыжки на правой ножке
-прыжки на левой ножке.
-бег на месте
-ходьба на месте. |
5.Организация познавательной деятельности.
Работа с таблицей умножения 2.
Открытие нового знания. Выведение алгоритма действий по составлению таблицы деления на 2.
6.Физкультминутка для глаз. | Решение устных задач и обсуждение его решения. Организация самостоятельной исследовательской деятельности, опираясь на имеющиеся знания и умения.
Снять психическое напряжение учащихся путем переключения на другой вид работы, предупредить зрительное утомление. |
7 мин.
1 мин. | Практическая работа с магнитиками. - Сколько магнитиков? -Разделите их на 2 равные части. Сколько магнитиков в каждой части? - Теперь разделите на два 6 магнитов. Сколько стало?(3) (Было 4, получили 2; было 6,получили 3) -То есть, что вы заметили? Какой вывод можно сделать? - У вас на партах есть карточки Робота. Что там? -Вы знаете таблицу умножения. Заполните таблицу. (Слайд 7) - Что интересного в первой таблице. Таблица умножения числа 2.
- Что интересного во второй таблице? -При составлении второй таблицы, какое свойство умножения мы использовали? -Что это за свойство?
- Таблицу умножения вы знаете. Сейчас будем составлять таблицу деления. Как вы думаете, как мы будем составлять таблицу деления, на что будем опираться? - Мы знаем, что 2х2=4, зная это, какой случай деления можем составить? -Какое правило нам помогло?
-Работаем в тетрадях и на доске ( по цепочке)
-Вот и составили таблицы деления на 2 и с частным 2. (Слайд 8) -Что говорит нам Робот- математик? -Пожалуйста, закройте глаза. Не открывая глаз, посмотрите в окно, посмотрите на дверь. Представьте, что в кабинет влетела бабочка, и летает под потолком. Последите за ней! А теперь она вылетела в окно! Откройте глаза! Поморгайте! | -Работают на доске с магнитами. -Четыре. -По 2.
- Три. Было 4, получили 2. Было 6, получили 3. -Вывод: разделить на 2 значит найти половину этого числа, делим пополам. -Таблица умножения числа 2. Заполняют таблицу умножения. 2х2= 2х5= 2х8= 2х3= 2х6= 2х9= 2х4= 2х7= - Первые множители- 2, а вторые множители по столбику идут по порядку от 2 до 9. -Первые множители по порядку, а вторые множители все 2.Это таблица умножения на 2. -Переместительное свойство умножения. -От перестановки множителей произведение не меняется. - Будем опираться на таблицу умножения. Нам поможет таблица умножения.
-4:2=2
-Если произведение разделить на один множитель, получаем другой множитель. Составляют таблицу деления в тетрадях и на доске. Рассуждение: -Мы знаем, что 2х3=6, значит 6:3=2 и 6:2=3. и т.д.
Робот- Математик:«Ребята! Выучите таблицу наизусть»!
Выполняют движения глазами. |
7.Первичное закрепление новых знаний.
Самостоятельная работа. Работа в парах.
Решение задачи.
Групповая работа. | Закрепить новые знания, путем проговаривания и рассуждения, применение в измененной ситуации. Решение примера и задачи. | 8 мин. | -Если вы поняли, как составлены таблицы, давайте выполним следующее задание робота.(Слайд 9) Откройте учебники стр. 83. № 2.в тетрадках решаем самостоятельно. - Проверим работу. Поменяйтесь тетрадями, взяли карандаши, проверьте у своего соседа. Если найдете ошибку, докажите, что это ошибка и исправьте карандашом. - У кого ошибки нашли? Поднимите руки, у кого ни одной ошибки. У кого нет ошибок, молодцы! - Следующее задание робота, задание под № 3.(Задача) -Что это? Прочитайте задачу. -О ком это задача? - Что известно? -Что надо узнать? - Давайте учеников обозначим в тетрадках кружками. Ваша задача, посадить за каждой партой по 2 ученика. По сколько берем? - Решите задачу самостоятельно и запишите ответ. -Теперь разделимся на группы по рядам. Соберитесь по группам и поговорите, кто как решил? Теперь один из вас идет защищать свою группу на доске.. - Объясните, почему решили делением? Для решения этой задачи какая таблица нам помогла? - Молодцы! Справились и с задачей Робота- Математика.
|
Самостоятельно решают примеры №2.
Взаимопроверка, исправление ошибок.
Рассуждение: 12:6=2, потому что 6х2=12 и т.д.
Пишут в тетрадях №3. -Это задача. - Об учениках. -Сидели 18 учеников по 2 за каждой партой. -Сколько парт заняли эти ученики. - Берём по 2.
- Самостоятельно решают задачу.
- Работают по группам. Сравнивают ответы. Один ученик на доске показывает решение задачи. (18:2=9 п.) Ответ: 9 парт. -Потому что, ребят рассадили, разделили по 2. Это задача на деление по содержанию. -Таблица деления. |
8.Применение знаний в новой ситуации. Тест. | -Проверить полученные знания и умения учащихся в тестовой форме. | 6 мин. | -Сейчас я каждому раздам листочки с проверочной работой. Решите в уме и подчеркните правильный ответ. 1.Для игры 12 детей разделились на 2 команды. Сколько детей в каждой команде?(6) 2.Белка нашла 16 орехов и разложила их поровну по 2 дупла. Сколько орехов оказалось в каждом дупле? 3. На 14 рублей купили две одинаковые по цене ручки. Какова цена одной ручки? 4.Детей построили парами и повели в кино. Всего было 6 пар. Сколько детей повели в кино? 5. 8 л. компота разлили в бутылки по 2 л. Сколько бутылок с компотом? 6. Два мальчика 10 рублей разделили пополам. Сколько денег у каждого? 7. На березе росли 6 яблок. Половина яблок упало. Сколько яблок осталось на березе? - Что вы заметили? Какая задача лишняя? -Давайте проверим.(Слайд 10,11,12) -Ребята, для вас открою маленькую тайну деления: Число делится на 2 тогда, когда оно заканчивается одной из цифр 0,2,4,6,8.(Слайд 13) Робот-Математик: Ребята! Вы справились со всеми моими заданиями. Молодцы! (Слайд 14)
|
Выполняют тест. Проверяют ответы: 1)12:2=6(детей)
2) 16:2=8(орехов)
3)14:2=7(руб)
4)( парами, значит по 2). 6х2=12
5)8:2=4(бутылок)
6) 10:2=5(рублей)
-На берёзе яблоки не растут. - Лишняя задача четвертая, потому что решаем умножением. |
9. Рефлексия деятельности.
| Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
4 мин. | -Подведём итог нашего урока. - Итак, сегодня на этом уроке какую задачу ставили? -Удалось ли решить поставленную задачу? - Каким способом? - Что вы поняли, составляя таблицу?
-Что значит разделить на 2? -В жизни что можно разделить пополам? (ответы детей). Где можно применить новые знания? -Как вы думаете, достигли мы цели, которую ставили в начале урока? -Какие задания были интересными? Что вам понравилось? -Что было трудно? - Как бы вы оценили работу класса на сегодняшнем уроке? - Работали все очень хорошо. Особо хочется отметить…..( имена детей). Спасибо всем за работу! Урок окончен. |
- Научиться составлять таблицу деления на 2. -Ответы детей.
- Опирались на таблицу умножения. -Если будем хорошо знать таблицу умножения, то легко запомнить таблицу деления. -Разделить на 2 , это значит разделить число пополам. -Ответы детей.
-Ответы детей. |
Список литературы:
1. Математика: 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ М.И.Моро , М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова.- Просвещение, 2012 г.
2.Дмитриева О.И. Поурочные разработки по математике: 2 класс.-М.: ВАКО, 2012г.
3. Математика. Рабочая тетрадь. Часть2..- М.: Просвещение, 2014г.
4. Нестандартные уроки в начальной школе /Сост. М.С. Умнова.- М.: Глобус, 2008.-(Уроки мастерства)
5. Марченко И.С. Математика.1-4 классы в схемах и таблицах.- М.: Эксмо.-2012г.
6. Ковалько В.И. Школа физкультминуток.- М.: Вако, 2005г.
7. Журналы «Начальная школа», «Башкы».
8. Интернет- ресурсы.