Моделируем урок математики
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Амосова Татьяна Юрьевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 1 г. Алдан РС(Я)
Моделирование урока математики в начальной школе
Пояснительная записка
Урок – главное мерило таланта и труда учителя. Ведь именно на уроке для преподавателя открывается огромное поле деятельности. Об этом написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но, какие бы ни происходили реформы, урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Для того, чтобы урок был эффективным, надо, чтобы учитель в ходе подготовки постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
А сам учитель должен стать лучшим артистом второго плана. В ходе урока реализуются:
- Цели и задачи т.е. зачем учить?
- Содержание т.е. чему учить?
- Методика т.е. как учить?
Сегодня меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Исходя из этого, начинаем проектировать урок.
С урока начинается образовательный процесс. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая то, что закладывается в ходе уроков. Во время их подготовки и проведения приходится решать сложнейшие задачи педагогической теории и практики. Поэтому одним из факторов повышения качества обучения является рост эффективности урока. Ведь, какими бы замечательными приемами ни пользовался учитель, если учащиеся не усвоили тему, урок результативным назвать нельзя.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, объединяющий в себе теоретические представления и опыт практического применения действий, выстроенных на основе полученных представлений. Результатом данного подхода является формирование целеполагания решения поставленных задач. Данный результат можно получить через:
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог;
- создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.
- освоение материала через межпредметные и надпредметные связи;
-создание в рамках преподавания единой системы освоения материала и приобретения опыта его применения на практике.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
В условиях введения новых образовательных стандартов изменились и подходы к современному уроку. Он должен быть личностно-ориентированным, деятельностным, компетентностным. Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. При использовании технологии моделирования, у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития. Спецификой уроков в начальной школе является формирование компетентности первого уровня, т.е. формирование алгоритмов решения заданий и задач. Алгоритм – это совокупность правил, соблюдая которые, можно достичь необходимого результата. Далее в основной и старшей ступенях школы эти выработанные алгоритмы дополняются истинным целеполаганием, основанным на логике деятельности: таким образом формируется компетентность.
Основными характеристиками целей современного урока сегодня являются конкретность, привлекательность, побудительность, достижимость.
Данные цели определяют и необходимые для решения задачи:
- Учитель определяет, какие представления, отношения и стратегии деятельности приобретёт (закрепит, обобщит) каждый ученик в течение этого урока.
- При этом продумывает,
-как достичь результативности работы каждого обучающегося в достижении планируемых результатов, УУД;
-как формировать у обучаемых самостоятельное, творческое мышление, инициативу, желание учиться;
-как построить деятельность учителя по развитию деятельности ученика.
- Определяем начальные условия:
-какие представления и отношения обучающиеся уже имеют по изучаемой теме к данному моменту?
-какими опытом деятельности владеют?
-какие нормы и смыслы у них сформированы?
Разработка любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Она должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:
Основой моделирования урока является «технологическая карта урока» .
- Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
- Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
- Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
- Спроецировать формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) на различные этапы урока.
- Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
- Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
- Продумать форму подведения итогов урока.
- Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
- Выстроить возможности получения личностных, метапредметных и предметных результатов проведенного урока обучающимися класса.
Мы постарались ответить на вопрос: «Какими должны быть пути повышения эффективности урока:
- Создание на каждом уроке таких условий, чтобы основами изучаемого материала учащиеся овладевали на самом занятии, и усваиваться они должны не механически, а осознанно.
- Создание возможности для максимального развития каждого ребенка в условиях коллективной деятельности. Для этого необходимо продумывать не только содержание и объем работы для более сильных учеников (например, большее количество задач для них), но и индивидуальные приемы активизации деятельности детей с определенными затруднениями обучения.
- Увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке.
- Соблюдение межпредметных и внутрипредметных связей. Главное – дать школьникам не только систему определенных знаний, но и сформировать у них через системность мышления целостные представуления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей.
- Формирование системы контроля достижения планируемых результатов через само- и взаимоконтроль, чаще используя интерактивные методы работы.
- Эффективность урока во многом определяется уровнем общеинтеллектуального развития учащихся (прежде всего вычислительных и чтения). В связи с высоким уровнем фрагментарности мышления и низкой компетентностью чтения, необходимо стимулировать работу с текстовой информацией. Во время изложения материала на уроке можно ставить, например, такие задачи: «попробуй предположить», «докажи, сколько здесь возможных решений», «какие решения более рациональны».
Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Эффективность урока определяется комплексом современных образовательных технологий, которые в системе или поэлементно применяются в преподавании.
- технология личностно-ориентированного обучения;
- проблемно – диалогическая технология;
- технология проектной деятельности;
- игровые технологии;
- ИКТ;
- здоровьесберегающие технологии;
Важным, новационным этапом урока становится рефлексия деятельности. Учитель систематически мотивирует детей к осуществлению рефлексивных действий. Рефлексия способствует формированию адекватной самооценки, принятию материала урока и познавательному развитию. Учитывая новые стандарты, рефлексия - самооценка, умение оценивать свою готовность к применению изученного материала, обнаруживать дефекты освоения материала, находить причины затруднений.
Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие. Таким образом формируются регулятивные УД. Учитель ставит вопросы:
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
При таком регулярном построении урока у детей и формируются такие универсальные учебные действия, как
- внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности;
- овладение всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы;
- восприятие и анализирование материала, овладение моделированием;
- принятие позиции собеседника, осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками.
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность учителя начальных классов становится исключительно высокой. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе.
Инновационность данного урока определяется тем, что для освоения изучаемого материала используются не только технологии, перечисленные выше, но и моделирование ситуации, содержание которой способствует самореализации личности школьника и обеспечивает доступность понимания её содержания. Моделирование «спортивных» соревнований в изучении темы «Величины» способствует формированию личностного отношения к понятиям «спорт», «здоровье», «успех».
Предмет: Математика
Класс: 2
Тема урока: «Величины»
Цель урока: Закрепление представлений и формирование учебных действий по теме «Величины».
Задачи:
- формировать представление о величинах;
помочь освоить вычислительные действия с величинами; - контролировать освоение учащимися нахождение, группировку, классификацию величин и единицы их измерения;
- проанализировать освоение учащимися действий с графической информацией (кроссворд, бланк с заданием в табличной форме), выявить пробелы в информации в ходе групповой и индивидуальной работы;
- формировать коммуникативные действия при решении простейших задач;
- формировать регулятивные действия по оцениванию совместно с учителем результатов своих действий
Тип урока: урок освоения практических действий и рефлексии
Вид урока: урок – игра с применением презентации в Power Point.
План урока:
- Мотивационно-ориентировочный этап
- Целеполагание
- Практический этап
- Рефлексивно-оценочный этап
- Задание на дом
Ожидаемый результат: в результате повторения темы обучающиеся должны обобщить знания по изученным темам; подготовиться к контрольной работе; решить задачи на нахождение различных величин. Каждый учащийся дает оценку своей работе.
Метапредметные:
Личностные: | Регулятивные: | Познавательные: | Коммуникативные: |
проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу; понимает причины успеха в учебной деятельности; | применяет установ ленные правила, выполняет самоконт роль и взаимокон троль результатов нахождения величии ны, определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя; использует речь для регуляции своего действия; | выполняет задания с использованием мате риальных объектов, проводит сравнения, выбирая верное реше ние, умеет выполнять действия по заданно му алгоритму (алго ритм перевода вели чин и самоконтроля, взаимоконтроля), де лает выводы о резуль тате совместной работы в группе. | формулирует свои затруднения, обраща ется за помощью, слушает и понимает речь других, учится работать в паре, группе. |
Предметные: сравнивает величины, выраженные в разных единицах измерения; заменяет крупные единицы мелкими; сравнивает промежутки времени, выраженные в часах и минутах;
использует основные единицы измерения величин и соотношения между ними (час-минута, метр-дециметр, дециметр-сантиметр, метр-сантиметр), выполняет арифметические действия с этими величинами.
Конспект урока
Техническое обеспечение урока: Учебник «Математика 2 класс», автор М.И Башмаков, М.Г.Нефедова, рабочая тетрадь №2 на печатной основе к учебнику, карточки с заданиями, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, медали (для оценивания своей работы), плакат с изображением пьедестала почета для награждения спортсменов.
Приложение 1. Презентация к уроку.
Приложение 2. Карточка с заданиями для работы в паре «Соотнеси».
Время | см, мм, дм, м, км |
Длина | кв.см, кв.м, кв.мм |
Масса | сутки, век, год, сек |
Площадь | г, кг, тонна, центнер, пуд |
? | градус |
Периметр |
Приложение 3. Кроссворд для групповой работы.
4 | ||||
1 | 2 | 3 | 5 | |
| ||||
Приложение 4. Олимпийские медали.
Интерактивное сопровождение:
Слайд 1. Тема, цели и задачи урока
Слайд 2. Олимпийская медаль
Слайд 3. Соревнования по керлингу.
Слайды 4-6. Загадки по определению величин.
Слайд 7. Соотнести величину и единицу её измерения.
Слайд 8-11. Задачи на определение времени.
Слайд 12-17. Веселые интерактивные задачи на определение времени.
Использованная литература
- Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - № 11.
- Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. — Рига, «Эксперимент», 1999 г.—180 с.
- Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, «Эксперимент», 1998 г.—180 с.
- Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования,2011год.
Используемые ресурсы:
http://go.mail.ru/search_images?q=керлинг фото&f
sochionline2014.ru
Комплексный психолого-педагогический самоанализ урока
Блок | Критерий | Параметры |
Дидактические принципы | Принцип научности | Выдержана логика урока, содержание учебного материала не содержит фактических ошибок, не обходятся научные проблемы. |
Принцип проблемности | Учитель использует проблемное изложение материала, на уроке присутствует поиск решения учебной задачи совместно с учителем. | |
Принцип наглядности | При обучении соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, используется презентация, наблюдения учеников систематизированы, речь учителя информативна и соответствует горячим точкам содержания материала. | |
Принцип активности и сознательности | Всеми участниками учебного процесса понимаются цели и задачи предстоящей работы, хорошо налажено взаимообучение, учение опирается на логику мышления. | |
Принцип доступности | Используются те методы обучения, которые соответствуют данному возрасту детей и их развитию. | |
Принцип систематич ности и последователь ности | Обучение на уроке хорошо продумано учителем, обеспечивается преемственность обучения, реализуется логика формирования теоретических знаний. | |
Принцип прочности | Содержание урока соответствует применяемым методам обучения, осуществляется переход по уровням усвоения знаний, применяются аналогии. | |
Принцип развития учеб ной деятельности | Применение освоенной информации в качестве ориентировочной основы деятельности и перенос ее в новые условия. | |
Принцип воспитания | Положительное влияние качеств учителя, требования учителя не вызывают негативной реакции у учеников, весь урок эффективно организована учебно-познавательная деятель- ность учащихся. | |
Психология обучения | Организация внимания учащихся | Учитель мобилизует внимание учащихся с помо- щью использования занимательной информации и проблемных ситуаций; Учитель умеет поддержать и развить внимание через четкую организацию урока, его темп, дина- мику, разнообразие видов работы, самостоятель- ную умственную деятельность учащихся и их поощрение. |
Использование различных видов памяти | На уроке создаются условия для успешного запоминания и предупреждения забывания изучаемого материала через смысловую и логическую группировку. Используются на уроке ситуации, во время которых "включаются" различные виды памяти (моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная). | |
Развитие мышления | Ставятся учебные задачи, требующие доказательств, учитель добивается самоконтроля и самоанализа ошибок от ученика | |
Доминантные эмоции и чувства | Моральные, интеллектуальные и эстетические эмоции и чувства носят позитивный характер | |
Методы обучения | Объяснительно-иллюстра тивные методы обучения | резюмирование и краткое изложение учителем законченного фрагмента учебного материала, обобщение выводов по теме беседы. |
Репродуктивные методы | приведение учащимися собственных примеров, подтверждающих правило, свойство, закон. | |
Частично-поисковые и исследовательские мето ды обучения | Организация наблюдений для постановки исследовательской проблемы самими учащимися, для вычленения сущности явления; Самостоятельное решение нестандартных заданий и задач повышенной трудности, составление учащимися аналогичных заданий. | |
Деятельность учителя | Готовность учителя к уроку | Подготовлены нужные наглядные пособия и оборудование; учителем разработана тактика проведения урока на основании его целей и задач. |
Целевая установка урока | Цели сформулированы в соответствии с местом урока и особенностями класса на доступном для понимания языке. | |
Эстетика учебного труда | Выполняются валеологические требования к уроку. | |
Индивидуальная работа с учащимися | учитель организует обучение при помощи особых методических приемов, позволяющих индивидуально работать с большинством учащихся. | |
Мотивация учебной деятельности учащихся | Осуществляется на основе психологических механизмов «сдвига мотива на цель», за счет оправданного применения похвалы и поощрений. | |
Наличие и эффектив ность различных видов обратной связи | Обратная связь используется на протяжении всего урока. | |
Рациональное использо вание времени на уроке | Занятость учащихся учебно-познавательной деятельностью в течение всего урока. | |
Уровень общения и взаимодействия учителя с учениками | Сотрудничество и понимание друг друга, помощь и поддержка в отношениях с детьми. | |
Деятельность учащихся | Готовность учащихся к уроку | Готовность учащихся отвечать на поставленные вопросы в течение всего урока с сохранением оптимальной работоспособности. |
Внешние проявления фйормирования УУД на уроке | Грамотные и полные ответы, демонстрация практических умений в предметной деятельности, качество письменных ответов. | |
Самостоятельная учебная деятельность | Умение самостоятельно выполнять предложенные учителем задания, выполнение заданий повышенной трудности по собственному желанию, перекладывание организаторских функций учителя на себя. | |
Самоконтроль и самооцен ка | На уроке появляется необходимость самим ученикам оценить деятельность товарища и обосновать свое решение. | |
Межличностное взаимо действие | Характер включения учащихся в совместную деятельность. Взаимоконтроль и рефлексия, через которую устанавливается адекватная коррекция совместной деятельности. | |
Развитие устной и письменной речи | Привлечение к коррекции речи и формированию лексического запаса слов самих учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика". Презентация к уроку.
Презентация поможет эффективно провести урок....
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"
интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок математики " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
Технологическая карта урока математики. Учитель: Кустова Наталья Алексеевна 1.Дидактическое обоснование: «Математика 2 класс» УМК «Школа России» М.И.Моро 2.Тема урока: « Сравнение числовых выражений».
Урок математики по ФГОС, технологическая карта. 2 класс. Школа России....
Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)
Цели: · Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»· Метапредметные: - создать условия для формировани...
- Мне нравится (1)