Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» (начальная школа)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» обеспечивает реализацию социального направления развития личности обучающихся с ОВЗ (ТНР). Рабочая программа разработана с учётом специфики обучающихся с ОВЗ (ТНР), отражает национальные, региональные и этнокультурные особенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_proektirovanie_2020_novoe.doc | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(тяжелыми нарушениями речи) № 11 г. Челябинска»
Рассмотрено: Согласованно:
на заседании МО протокол №1 заместитель директора
от «30» августа 2019г. МБОУ «С(К)ОШ №11 руководитель МО г. Челябинска»
_________________ __________________
Е.Н.Филюнина
«___»__________2019г.
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Социальное проектирование»
(начальная школа)
Автор: Бухарина Алёна Анатольевна,
учитель высшей квалификационной
категории.
Челябинск
2019 г.
Аннотация
Программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ(ТНР), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а так же следующих нормативно- правовых актов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 с изм., внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от 18.05.2015 г. № 507, от 31.12.2015 г. № 1576);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 17 сентября 2014 г. № 03-02/7233 «О направлении информации по вопросам разработки и утверждения образовательных программ в общеобразовательных организациях»;
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 02 марта 2015 г. № 03-02/1464 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области».
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» обеспечивает реализацию социального направления развития личности обучающихся с ОВЗ (ТНР). Рабочая программа разработана с учётом специфики обучающихся с ОВЗ (ТНР), отражает национальные, региональные и этнокультурные особенности. Программа обеспечивает формирование и развитие личности каждого обучающегося в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно –нравственными и социокультурными ценностями; разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ (ТНР), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности.
Для детей с ОВЗ (ТНР) свойственны серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, определенные трудности в общении с окружающими людьми: снижение потребности в общении; несформированность форм коммуникации, особенности поведения, незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации, негативизм. Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (из национальной образовательной инициативы «Наша новая жизнь»).
Одним из интенсивных методов включения детей в общественную жизнь является технология социального проектирования, который позволяет усилить воспитательный потенциал школы, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождения каждого обучающегося, приобрести обучающимися знания и навыки социального проектирования. Эта технология дает возможность достигнуть конкретного результата. Проекты предполагают консолидацию педагогов, родителей, администрации МБОУ С(К)ОШ №11, социальных и государственных институтов и общественности.
Потребность в социальном творчестве - одна из основных потребностей юного гражданина: реализуя ее, он с большей уверенностью вступает во взрослое общество. Школа для детей - это такой социальный институт, который помимо развития интеллекта и передачи знаний, целенаправленно формирует модели поведения ребенка, его ценности, систему взаимоотношений с миром, где он чувствует себя гражданином.
Внедрение программы «Социального проектирования» для младших школьников обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, альбомов, дневников, летописи класса. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
В программе заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей между следующими дисциплинами: Предмет «Окружающий мир», «Изобразительная деятельность», «Музыка». Реализация программы подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Цели курса внеурочной деятельности:
- создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР);
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-целостного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- формирование социальных компетенций обучающихся воспитанников;
- развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи курса внеурочной деятельности:
- формирование у обучающихся с ОВЗ (ТНР) уважительного отношения к семье, к своему родному краю к России, её природе, культуре, истории и современной жизни;
- формирование у обучающихся с ОВЗ (ТНР): теоретических представлений о социальных компетенциях, и о возможных способах их реализации в практике, реальной жизни;
- формирование у обучающихся с ОВЗ (ТНР) нравственных представлений об избранных референтных гендерных социальных компетенциях о возможных способах действиях;
- формирование у обучающихся с ОВЗ (ТНР) модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни;
- формирование у обучающихся с ОВЗ (ТНР) психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- совершенствование у обучающихся с ОВЗ (ТНР) всех видов речевой деятельности;
- развитие у обучающихся с ОВЗ (ТНР) умения самостоятельно и совместно принимать решения ( умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности);
- развитие у обучающихся с ОВЗ (ТНР) интереса к окружающему миру, себе, осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- развитие у обучающихся с ОВЗ (ТНР) художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости, формирование эстетического вкуса.
В результате освоения учащимися с ОВЗ (ТНР) курса внеурочной деятельности предполагается достижение ими трёх уровней результатов:
Первый уровень результатов(1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов(4 класс) |
Предполагает приобретение первоклассниками с ОВЗ (ТНР) новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | Предполагает позитивное отношение детей с ОВЗ (ТНР) к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками с ОВЗ (ТНР) метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | Предполагает получение школьниками с ОВЗ (ТНР) самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников с ОВЗ (ТНР) в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. |
1. Планируемые результаты.
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности ( с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)
У обучающегося будут сформированы | Обучающийся получит возможность для формирования |
1 класс | |
- осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России; – владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; – уважительное отношение к собственной семье, ее членам, традициям; – установки на безопасный, здоровый образ жизни; – принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме энергосбережения; – способность эмоционально откликаться на события, происходящие в жизни родной страны, родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации); – чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, поселок, село, общеобразовательную организацию) народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие; – способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации); – наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к общеобразовательной организации; - понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе родного края |
2 класс | |
-сформированность основ российской гражданской идентичности; – осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России; – владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; – установки на безопасный, здоровый образ жизни; – принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме энергосбережения; – чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, поселок, село, общеобразовательную организацию), народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие; – способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации) на разных этапах его развития (средства труда, образование городов, государств, развитие культуры, просвещения, науки); – мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; – этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; – мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; – уважение к труду людей родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации), других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных; – навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – гражданской позиции; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – понимания личной ответственности за экономное отношение к природе в целом; – устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности |
3 класс | |
-основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края; – осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России; – владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; – установки на безопасный, здоровый образ жизни; – принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме энергосбережения; – чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, поселок, село, общеобразовательную организацию), народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие; – способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации), отдельные этапы развития человеческого общества (средства труда, образование городов, государств, развитие культуры, просвещений, науки); – мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; – этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; – наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; – уважение к труду людей родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации), других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных; – навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; – основы экологической культуры: принятие ценности природного мира родного края, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, формирование целостного представления о влиянии энергетики на окружающую среду родного края. | – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе в целом; – устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; – положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». |
4 класс | |
У выпускника будут сформированы | Выпускник получит возможность для формирования |
- внутренняя позитивная позиция школьника, включающая положительное отношение к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие себя как активного участника образовательной деятельности; -мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - способность к самооценке; -основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; -знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; - развитие этических чувств – достоинства, справедливости, отзывчивости, стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; - установка на здоровый образ жизни; - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения | - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; - выраженной устойчивой познавательной мотивации; - устойчивого познавательного интереса к новым общим способам познания; -адекватного понимания причин успешности/неуспешности проектно- исследовательской деятельности; -положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; -морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учёта позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия |
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Регулятивные универсальные учебные действия | |
Обучающийся/выпускник научится ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах) | Обучающийся/выпускник получит возможность научиться ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах) |
- принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действия; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата | - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
Коммуникативные универсальные учебные действия | |
Обучающийся/выпускник научится ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах) | Обучающийся/выпускник получит возможность научиться ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах) |
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - задавать вопросы; - контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия | - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; - с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности |
Познавательные универсальные учебные действия | |
Обучающийся/выпускник научится ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах) | Обучающийся/выпускник получит возможность научиться ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах) |
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; -осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии; - владеть рядом общих приемов решения задач | - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. |
Работа с текстом ( метапредметные результаты)
Чтение | |
Обучающийся/выпускник научится ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах) | Обучающийся/выпускник получит возможность научиться ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах) |
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; – определять тему и главную мысль текста; – делить тексты на смысловые части, составлять план текста; – вычленять содержащиеся в тексте основные события, устанавливать их последовательность, упорядочивать информацию по заданному основанию; – сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2–3 существенных признака; – понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение, характеризовать явление по его описанию, выделять общий признак группы элементов) | – использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; – работать с несколькими источниками информации; – сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников |
Преобразование и интерпретация информации | |
– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; – соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; – формулировать несложные выводы, основываясь на тексте, находить аргументы, подтверждающие вывод | – делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования |
Оценка информации | |
– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; – оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; -определять место и роль иллюстративного ряда в тексте | – сопоставлять различные точки зрения; – соотносить позицию автора с собственной точкой зрения |
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся | |
Обучающийся/выпускник научится ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах) | Обучающийся/выпускник получит возможность научиться ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах) |
– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ, выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку); – организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере | |
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных | |
-вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; – рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете; – сканировать рисунки и тексты | -использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке |
Обработка и поиск информации | |
-подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флеш-карты); – описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ; – редактировать тексты, изображения, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений; – пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль, использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида, следовать основным правилам оформления текста; – искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом интернете, системе поиска внутри компьютера; - составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); – заполнять учебные базы данных. | – грамотно формулировать запросы при поиске в сети интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию, критически относиться к информации и к выбору источника информации |
Создание, представление и передача сообщений | |
-создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их; – готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: - создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; – создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.; – создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера, составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация); – размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации; - пользоваться основными средствами телекоммуникации, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах | |
Планирование деятельности, управление и организация | |
-создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно-управляемых средах (создание простейших роботов); – определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; – планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира | – моделировать объекты и процессы реального мира |
Основой экспертного оценивания результатов освоения программы являются методики С.Г. Молчанова:экспертного оценивания потенциального воздействия воспитательного мероприятия на формирование социальных компетенций обучающихся (воспитанников),
оценка степени выраженности избранных гендерных социальных компетенций у обучающихся воспитанников , а также участие воспитанников в школьных и районных конкурсах, защиты проектов.
2.Содержание курса внеурочной деятельности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» рассчитана на 4 года обучения.
Общее количество часов: 135 ч.
Из расчёта 1 час в неделю: 1 класс - 33ч (33учебные недели), во 2,3,4классах по 34ч (34 учебные недели в каждом классе).
В реализации программы используются технологии социально –компетентного подхода, сотрудничества, совместной творческой деятельности, игровые.
В реализации программы используются методики «Социального проектирования» С.Г. Молчанова, методика отбора содержания социализации.
Формы организации - групповые и индивидуальные.
Содержание курса внеурочной деятельности структурировано по восьми разделам:
- Раздел «Знакомство с курсом «Социальное проектирование»
- Раздел «Моя большая и малая Родина»
- Раздел «О милой мамочке скажем слово…»
4) Раздел «Зимняя фантазия»
5) Раздел « Защитники Отечества»
6) Раздел «Наша дружная семья»
7) Раздел « Давно закончилась война»
8) Раздел «Я среди людей»»
1)Раздел «Знакомство с курсом «Социальное проектирование» включает работу по формированию следующих представлений и понятий: проект, тема и цели проекта; этапы работы над проектом: планирование, сбор и уточнение информации, оформление и защита, анализ выполнения.
Задачи:
- воспитывать интерес к проектной деятельности, к исследовательской и творческой работе;
- расширять и активизировать словарь обучающихся.
2) Раздел «Моя большая и малая Родина» включает работу по формированию следующих представлений и понятий: Россия, государственные символы России (герб, флаг, гимн), Россия – многонациональное государство, государственный и национальные языки России, праздники, обряды и обычаи народов России, важные сведения из истории России.
Родной край — частица России. Наш край — Южный Урал. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Челябинск – родной город, название, основные достопримечательности Челябинска; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Города Южного Урала. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Особенности природы родного края (озёра, реки, горы, растительный и животный мир); Ильменский заповедник.
Задачи:
- формировать у обучающихся основы российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, гордости и любви к своей большой и малой Родине;
- развивать интерес к историческому прошлому своей страны и своего края через ознакомление с традициями и обычаями народов России и Челябинской области;
- формировать чувство гордости за свою малую родину через ознакомление с биографиями знаменитых земляков;
- воспитывать умение видеть и восхищаться красотой природы родного края, беречь и любить ее;
- развивать творческие способности обучающихся.
3) Раздел «О милой мамочке скажем слово…» связан работой над проектом ко Дню Матери. В России официально День Матери отмечается в последнее воскресенье ноября. Этот праздник является самым тёплым, добрым и семейным.
Проект творческий. Участниками проекта являются как учащиеся, так и их родители. Продуктом проекта является праздничное мероприятие или подарок, посвящённые мамам.
Задачи:
- воспитывать любовь и заботливое отношение к самому близкому человеку – маме, формировать понимание роли матери в жизни человека;
- воспитывать умение понимать близких людей и активно выражать эмоциональную отзывчивость по отношению к ним;
- развивать способности к эмоциональному сопереживанию близким людям, умение давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений;
- развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость, формировать эстетический вкус.
4) Раздел «Зимняя фантазия» связан с участием творческих работ обучающихся в школьном и районном конкурсах «Зимняя фантазия». Проект творческий. Участниками проекта являются обучающиеся и их родители.
Раздел «Зимняя фантазия» предполагает работу по формированиюследующих представлений и понятий: история праздника,традиции празднования Нового года в разных странах, подготовка к Новому году, традиционные новогодние украшения (гирлянды, елочные игрушки)., костюмы для новогоднего карнавала.
Задачи:
- воспитывать у обучающихся представление о новогоднем празднике как о семейном празднике;
- формировать духовно-нравственные ценности: чувство гордости за свою семью, желание радовать близких, поддерживать семейные традиции;
- развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость, формировать эстетический вкус.
5) Раздел « Защитники Отечества» включает работу по формированию у обучающихся следующих основных понятий: богатыри земли Русской, что такое богатырская сила, творчество художника В. Васнецова, качества героя и патриота, доблесть русского солдата, солдаты прошлого и настоящего, сила воли и духа русского солдата, образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки), виды войск и их назначение, песни и стихи о Родине и её защитниках, конкурс патриотической песни, конкурс портретов «Мой папа – защитник Отечества», весёлые старты, изготовление открытки, конкурс чтецов.
Задачи:
- формировать у обучающихся основы российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, гордости и любви к своей Родине, желания быть похожими на смелых, сильных российских солдат, осознанную необходимость защищать Отечество;
- воспитывать уважительное отношение к армии, к военной профессии, к воинам, защищавшим нашу Родину;
- развивать интерес к историческому прошлому своей страны через приобщение к устному народному творчеству; на примере героев сказок, песен воспитывать патриотические чувства долга, чести и любви к Родине.
6) Раздел «Наша дружная семья» включает работу по формированию у обучающихся следующих основных понятий: семья — самое близкое окружение человека, внутрисемейные связи, родственные связи, взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи, что значит быть хорошим сыном и дочерью, мои семейные обязанности, оказание посильной помощи взрослым, забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека, мой папа – мастер на все руки, моя красивая мама, конкурс рисунков, праздник для мам, мамины помощники, фотовыставка «Я и моя семья», семейные традиции, родословная, почему меня так назвали, составление схемы родословного древа, истории семьи, результатом работы является создание проектов: «Семья - мой дом», «Я и моя семья», «Моя родословная», «Наши семейные традиции».
Задачи:
- формировать представление о семье, о семейных традициях, предаваемых из поколения в поколение;
- воспитывать желание заботится о близких, чувство гордости за свою семью;
- воспитывать миролюбие, терпимость, уважение к нормам гражданского согласия, готовность следовать в жизни, общении и поведении нормам уважения к достоинству человека, старшему поколению;
- развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость, формировать эстетический вкус.
7) Раздел « Давно закончилась война» связан с работой над проектом к празднику «День Победы». Включает страницы истории Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.: защиту Отечества на фронтах войны, борьбу с врагом в тылу врага, героизм на фронте и в тылу, дети в борьбе против фашизма, города –герои, подвиг блокадного Ленинграда, изображение войны в художественных произведениях, живописи, музыке, благодарную память потомков, Бессмертный полк, экскурсии по городу, в музеи, встречу с ветеранами.
Задачи:
- воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, гордости и любви к своей Родине, желание быть похожими на смелых, сильных российских солдат, осознанную необходимость защищать Отечество;
- уважительное отношение к истории России, к ветеранам войны, родному краю, своей семье, истории, её современной жизни.
8) Раздел «Я среди людей»» – знакомит обучающихся с нормами поведения в обществе, учит выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения; способствует обогащению внутреннего, духовного мира и нравственному саморазвитию личности младшего школьника.
Работа над проектом в рамках данного раздела включает и формирование теоретических представлений о социальных компетенциях и о возможных способах их реализации в практике, реальной жизни.
Задачи:
- развивать эмоционально-чувственную и волевую сферу личности как основу духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, целеустремленности и настойчивости в достижении результатов;
- развивать интерес к окружающему миру, к себе;
- формировать коммуникативные навыки и умения вести диалог, воспринимать различные точки зрения партнеров, формулировать и доказывать собственную мысль;
- формировать нравственные представления об избранных референтных гендерных социальных компетенциях, о возможных способах действий.
Дополнительные задачи реализации содержания (коррекционная работа):
Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими. Формирование первоначальных представлений о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика.
Формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных ситуациях. Практическое усвоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия. Развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем. Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни, положительного опыта трудового взаимодействия. Развитие понимания взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и окружающей среды. Развитие процессов обобщения, систематизации, логического мышления, основываясь на анализе событий собственной жизни, жизни семьи и общества. Развитие речи обучающихся. Совершенствование познавательной функции речи.
3. Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Разделы | Кол-во часов |
Проекты |
1 | Знакомство с курсом «Социальное проектирование» | 1 | |
2 | «Моя большая и малая Родина» | 8 | «Прогулки по Челябинску», «Осеннее вдохновение» |
3 | «О милой мамочке скажем слово…» | 3 | «Нет лучше дружка, чем родная матушка.» |
4 | «Зимняя фантазия» | 4 | «Подарок для ёлочки». |
5 | «Защитники Отечества» | 6 | «Фестиваль инсценированной военно-патриотической песни» |
6 | «Наша дружная семья» | 4 | «Я и моя семья» |
7 | «Давно закончилась война…» | 4 | «Родной город в годы Великой Отечественной войны» |
8 | «Я среди людей» | 3 | « Мой мир» |
Всего: | 33ч |
2 класс
№ п/п | Разделы | Кол-во часов |
Проекты |
1 | Знакомство с курсом «Социальное проектирование» | 1 | |
2 | «Моя большая и малая Родина» | 8 | «Челябинск - мой родной город» «Осенняя сказка» |
3 | «О милой мамочке скажем слово…» | 3 | «О милой мамочке скажем слово…» |
4 | «Зимняя фантазия» | 4 | «Подарок для ёлочки» |
5 | «Защитники Отечества» | 6 | «Фестиваль инсценированной военно-патриотической песни». |
6 | «Наша дружная семья» | 4 | «Я и моя семья» |
7 | «Давно закончилась война…» | 5 | «Родной город в годы Великой Отечественной войны» |
8 | «Я среди людей» | 3 | «Мой класс - мои друзья» |
Всего: | 34ч |
3 класс
№ п/п | Разделы | Кол-во часов |
Проекты |
1 | Введение в курс «Социальное проектирование 3 класс» | 1 | |
2 | «Моя большая и малая Родина» | 8 | «Наш край – Южный Урал» «Краски осени» |
3 | «О милой мамочке скажем слово…» | 3 | «Моя любимая мама…» |
4 | «Зимняя фантазия» | 4 | «Новогодний хоровод» |
5 | «Защитники Отечества» | 6 | «Фестиваль инсценированной военно-патриотической песни». |
6 | «Наша дружная семья» | 4 | «Почему меня так назвали…» |
7 | «Давно закончилась война…» | 5 | «Пионеры-герои Великой Отечественной войны» |
8 | «Я среди людей» | 3 | «Качества культурного человека» (создание альбома) |
Всего: | 34ч |
4 класс
№ п/п | Разделы | Кол-во часов |
Проекты |
1 | Введение в курс «Социальное проектирование 3 класс» | 1 | |
2 | «Моя большая и малая Родина» | 8 | «Осенний переполох». «Загадки родной земли» |
3 | «О милой мамочке скажем слово…» | 3 | «Всё я делаю для мамы». |
4 | «Зимняя фантазия» | 4 | «Новогодний калейдоскоп». |
5 | «Защитники Отечества» | 6 | «Защитники Отечества». |
6 | «Наша дружная семья» | 4 | «Когда бабушка была маленькой» |
7 | «Давно закончилась война…» | 5 | «Воинская слава моих земляков». |
8 | «Я среди людей» | 3 | «Кем я хочу стать». |
Всего: | 34ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Дорогою открытий и добра».
В основу программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» (1—4 классы) положены идеи учебного курса «Гражданское образование в начальных классах» (2—4 классы) (авт. Н. Н. Деменева, Т. Я. Ж...
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы "Истоки"
Представлена программа (адаптированная) для учащихся 1 - 4 классов по курсу "Истоки"....
рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Все цвета, кроме черного" 4 класс начального общего образования
Программа разработана на основе авторской программы М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного», Москва, центр «Вентана-Граф», 2011г....
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся в начальной школе.
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся в начальной школе....
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Школа добрых дел" для 2 класса
Рабочая программа составлена на основе экологического дневника Е.Е. Морозовой "Школа добрых дел" для учащихся 2 класса общеобразовательной школы.Программа разработана для занятий с уча...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ социального направления «Мир вокруг нас» НА УРОВЕНЬ начального ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1 класс
В сфере личностных УУД изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни. Изучению курса "Мир вокруг нас" способствует формированию предметных и метапредметн...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» (начальная школа)
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» обеспечивает реализацию социального направления развития личности обучающихся с ОВЗ (ТНР). Ра...