Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» (начальная школа)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Бухарина Алёна Анатольевна

Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» обеспечивает реализацию   социального направления развития личности обучающихся с ОВЗ (ТНР). Рабочая программа разработана с учётом специфики обучающихся с ОВЗ (ТНР), отражает национальные, региональные и этнокультурные особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnoe_proektirovanie_2020_novoe.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат

для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

(тяжелыми нарушениями речи) № 11 г. Челябинска»

Рассмотрено:                                                                                   Согласованно:

на заседании МО  протокол №1                                                       заместитель директора                                                        

от «30» августа 2019г.                                                                        МБОУ «С(К)ОШ №11    руководитель МО                                                                                      г. Челябинска»

_________________                        __________________

                                                                                                          Е.Н.Филюнина

                                                                                                      «___»__________2019г.

Рабочая программа курса

внеурочной деятельности

«Социальное проектирование»

(начальная школа)

                                                                                                Автор: Бухарина Алёна Анатольевна,

                                                                        учитель высшей квалификационной

                                                                                            категории.

Челябинск

2019 г.

Аннотация

Программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ(ТНР), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а так же следующих нормативно- правовых актов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 с изм., внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от 18.05.2015 г. № 507, от 31.12.2015 г. № 1576);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 17 сентября 2014 г. № 03-02/7233 «О направлении информации по вопросам разработки и утверждения образовательных программ в общеобразовательных организациях»;
  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 02 марта 2015 г. № 03-02/1464 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных организациях Челябинской области».

Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» обеспечивает реализацию   социального направления развития личности обучающихся с ОВЗ (ТНР). Рабочая программа разработана с учётом специфики обучающихся с ОВЗ (ТНР), отражает национальные, региональные и этнокультурные особенности. Программа обеспечивает формирование и развитие личности каждого обучающегося в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно –нравственными и социокультурными ценностями; разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ (ТНР), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности.

Для детей с ОВЗ (ТНР) свойственны серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, определенные трудности в общении с окружающими людьми: снижение потребности в общении; несформированность форм коммуникации, особенности поведения, незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации, негативизм. Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (из национальной образовательной инициативы «Наша новая жизнь»).

Одним из интенсивных методов включения детей в общественную жизнь является технология социального проектирования, который позволяет усилить воспитательный потенциал школы, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождения каждого обучающегося, приобрести обучающимися знания и навыки социального проектирования. Эта технология дает возможность достигнуть конкретного результата. Проекты предполагают консолидацию педагогов, родителей, администрации МБОУ С(К)ОШ №11, социальных и государственных институтов и общественности.

Потребность в социальном творчестве - одна из основных потребностей юного гражданина: реализуя ее, он с большей уверенностью вступает во взрослое общество. Школа для детей - это такой социальный институт, который помимо развития интеллекта и передачи знаний, целенаправленно формирует модели поведения ребенка, его ценности, систему взаимоотношений с миром, где он чувствует себя гражданином.

Внедрение программы «Социального проектирования» для младших школьников обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, альбомов, дневников, летописи класса. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

          Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

          В программе заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей между следующими дисциплинами: Предмет «Окружающий мир», «Изобразительная деятельность», «Музыка». Реализация программы подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Цели курса внеурочной деятельности:

  • создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР);
  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-целостного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • формирование социальных компетенций  обучающихся воспитанников;
  • развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основные задачи курса внеурочной деятельности:

  • формирование у обучающихся с ОВЗ (ТНР) уважительного отношения к семье, к своему родному краю к России, её природе, культуре, истории и современной жизни;
  • формирование у обучающихся с ОВЗ (ТНР): теоретических представлений о социальных компетенциях,  и о возможных способах их реализации в практике, реальной жизни;
  • формирование у обучающихся с ОВЗ (ТНР)   нравственных представлений об избранных референтных гендерных социальных компетенциях  о возможных способах действиях;
  • формирование у обучающихся с ОВЗ (ТНР) модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни;
  • формирование у обучающихся с ОВЗ (ТНР) психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
  • совершенствование у обучающихся с ОВЗ (ТНР) всех видов речевой деятельности;
  • развитие у обучающихся с ОВЗ (ТНР)  умения самостоятельно и совместно принимать решения ( умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности);
  • развитие у обучающихся с ОВЗ (ТНР)  интереса к окружающему миру, себе, осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
  • развитие у обучающихся с ОВЗ (ТНР) художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости, формирование эстетического вкуса.

В результате освоения учащимися с ОВЗ (ТНР) курса внеурочной деятельности предполагается достижение ими трёх уровней результатов:

Первый уровень результатов(1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов(4 класс)

Предполагает приобретение первоклассниками с ОВЗ (ТНР)  новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Предполагает позитивное отношение детей с ОВЗ (ТНР) к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками с ОВЗ (ТНР)  метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Предполагает получение школьниками с ОВЗ (ТНР) самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников с ОВЗ (ТНР) в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

      1. Планируемые результаты.

Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности ( с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)

У обучающегося  будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

1 класс

- осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;

 – владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 – уважительное отношение к собственной семье, ее членам, традициям;

– установки на безопасный, здоровый образ жизни;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме энергосбережения;

 – способность эмоционально откликаться на события, происходящие в жизни родной страны, родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации);

 – чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, поселок, село, общеобразовательную организацию) народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие;

 – способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации);

 – наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к общеобразовательной организации;

-  понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

 – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

 – понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе родного края

2 класс

-сформированность основ российской гражданской идентичности;

– осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;

 – владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

– установки на безопасный, здоровый образ жизни;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме энергосбережения;

– чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, поселок, село, общеобразовательную организацию), народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие;

– способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации) на разных этапах его развития (средства труда, образование городов, государств, развитие культуры, просвещения, науки);

 – мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

 – этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

– мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

 – уважение к труду людей родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации), других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных;

– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– гражданской позиции;

 – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– понимания личной ответственности за экономное отношение к природе в целом;

– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

 – адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности

3 класс

-основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края;

 – осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России; – владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 – установки на безопасный, здоровый образ жизни;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме энергосбережения;

 – чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, поселок, село, общеобразовательную организацию), народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие;

 – способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации), отдельные этапы развития человеческого общества (средства труда, образование городов, государств, развитие культуры, просвещений, науки);

– мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; – этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; – уважение к труду людей родного края (города, поселка, села, общеобразовательной организации), других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных;

 – навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира родного края, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, формирование целостного представления о влиянии энергетики на окружающую среду родного края.

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

 – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе в целом;

– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

4 класс

У выпускника будут сформированы

Выпускник получит возможность для формирования

- внутренняя позитивная позиция школьника, включающая положительное отношение к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие себя как активного участника образовательной деятельности;

-мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к самооценке;

-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

- развитие этических чувств – достоинства, справедливости, отзывчивости, стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- установка на здоровый образ жизни;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной устойчивой познавательной мотивации;

- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам познания;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности проектно- исследовательской  деятельности;

-положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учёта позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия

Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник научится ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах)

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах)

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник научится ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах)

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах)

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнера;

- использовать речь для регуляции своего действия

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник научится ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах)

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах)

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

- владеть рядом общих приемов решения задач

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Работа с текстом ( метапредметные результаты)

Чтение

Обучающийся/выпускник научится ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах)

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах)

– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

– определять тему и главную мысль текста; – делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

 – вычленять содержащиеся в тексте основные события, устанавливать их последовательность, упорядочивать информацию по заданному основанию;

 – сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2–3 существенных признака;

– понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение, характеризовать явление по его описанию, выделять общий признак группы элементов)

– использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

– работать с несколькими источниками информации;

– сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников

Преобразование и интерпретация  информации

– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

– соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

– формулировать несложные выводы, основываясь на тексте, находить аргументы, подтверждающие вывод

– делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования

Оценка информации

– высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

 – оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;

-определять место и роль иллюстративного ряда в тексте                

– сопоставлять различные точки зрения;

– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Обучающийся/выпускник научится ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах)

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться ( в первом, втором, третьем, четвёртом классах)

– использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ, выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);

 – организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

-вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке;

– рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете; – сканировать рисунки и тексты

-использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке

Обработка и поиск информации

-подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флеш-карты);

– описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;

 – редактировать тексты, изображения, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;

 – пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль, использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида, следовать основным правилам оформления текста;

 – искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом интернете, системе поиска внутри компьютера;

- составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

– заполнять учебные базы данных.

– грамотно формулировать запросы при поиске в сети интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию, критически относиться к информации и к выбору источника информации

Создание, представление и передача сообщений

-создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;

– готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией:

- создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

 – создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;

– создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера, составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);

– размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;

- пользоваться основными средствами телекоммуникации, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах

Планирование деятельности, управление и организация

-создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно-управляемых средах (создание простейших роботов);

 – определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

– планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира

– моделировать объекты и процессы реального мира

     

    Основой экспертного оценивания результатов освоения программы являются методики С.Г. Молчанова:экспертного оценивания потенциального воздействия воспитательного мероприятия на формирование социальных компетенций обучающихся (воспитанников),

оценка степени выраженности избранных гендерных социальных компетенций у обучающихся воспитанников , а также участие воспитанников в школьных и районных конкурсах, защиты проектов.

2.Содержание курса внеурочной деятельности

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» рассчитана на 4 года обучения.

    Общее количество часов: 135 ч.

    Из расчёта 1 час в неделю: 1 класс -  33ч (33учебные недели), во 2,3,4классах по 34ч (34 учебные недели в каждом классе).

    В реализации программы используются технологии социально –компетентного подхода, сотрудничества, совместной творческой деятельности, игровые.

     В реализации программы используются методики «Социального проектирования» С.Г. Молчанова, методика отбора содержания социализации.  

    Формы организации - групповые и индивидуальные.

    Содержание курса внеурочной деятельности структурировано по восьми разделам:

  1. Раздел «Знакомство с курсом «Социальное проектирование»
  2. Раздел «Моя большая и малая Родина»
  3. Раздел «О милой мамочке скажем слово…»

4)   Раздел «Зимняя фантазия»  

            5)   Раздел « Защитники Отечества» 

            6)   Раздел «Наша дружная семья»

            7)   Раздел « Давно закончилась война»

 8)   Раздел «Я среди людей»»  

1)Раздел «Знакомство с курсом «Социальное проектирование» включает работу по формированию следующих представлений и понятий: проект, тема и цели проекта; этапы работы над проектом:  планирование, сбор и уточнение информации, оформление и защита, анализ выполнения.

Задачи:

  • воспитывать интерес к проектной деятельности, к исследовательской и творческой работе;
  • расширять и активизировать словарь обучающихся.

2) Раздел «Моя большая и малая Родина» включает работу по формированию следующих представлений и понятий: Россия, государственные символы России (герб, флаг, гимн), Россия – многонациональное государство, государственный и национальные языки России, праздники, обряды и обычаи народов России, важные сведения из истории России.

Родной край — частица России. Наш край — Южный Урал. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Челябинск –  родной город, название, основные достопримечательности Челябинска; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Города Южного Урала. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Особенности природы родного края (озёра, реки, горы, растительный и животный мир); Ильменский заповедник.

Задачи:

  • формировать у обучающихся  основы российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, гордости и любви к своей большой и малой Родине;
  • развивать интерес к историческому прошлому своей страны и своего края через ознакомление с традициями и обычаями народов России и Челябинской области;
  • формировать чувство гордости за свою малую родину через ознакомление с биографиями знаменитых земляков;
  • воспитывать умение видеть и восхищаться красотой природы родного края, беречь и любить ее;
  • развивать творческие способности обучающихся.

3)  Раздел «О милой мамочке скажем слово…»    связан  работой над проектом ко Дню Матери. В России официально День Матери отмечается в последнее воскресенье ноября. Этот праздник является самым тёплым, добрым и семейным.

Проект творческий. Участниками проекта являются как учащиеся, так и их родители. Продуктом проекта является праздничное мероприятие или подарок,  посвящённые мамам.

Задачи:

  • воспитывать любовь и заботливое отношение к самому близкому человеку – маме, формировать понимание роли матери в жизни человека;
  • воспитывать умение понимать близких людей и активно выражать эмоциональную отзывчивость по отношению к ним;
  • развивать способности к эмоциональному сопереживанию близким людям, умение давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений;
  • развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость, формировать эстетический вкус.

 4)  Раздел «Зимняя фантазия»  связан с  участием творческих работ обучающихся в школьном и районном конкурсах «Зимняя фантазия». Проект творческий. Участниками проекта являются обучающиеся и их родители.

Раздел «Зимняя фантазия» предполагает  работу по формированиюследующих   представлений и понятий: история праздника,традиции празднования    Нового года в разных странах, подготовка к Новому году, традиционные новогодние украшения (гирлянды, елочные игрушки)., костюмы для новогоднего карнавала.

Задачи:

  • воспитывать у обучающихся представление о новогоднем празднике как о семейном празднике;
  • формировать духовно-нравственные ценности: чувство гордости за свою семью, желание радовать близких, поддерживать семейные традиции;
  • развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость, формировать эстетический вкус.

         5)   Раздел « Защитники Отечества»      включает работу по формированию у  обучающихся   следующих основных понятий: богатыри земли Русской, что такое богатырская сила, творчество художника В. Васнецова, качества героя и патриота, доблесть русского солдата, солдаты прошлого и настоящего, сила воли и духа русского солдата,  образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки), виды войск и их назначение, песни и стихи о Родине  и   её  защитниках, конкурс патриотической песни, конкурс портретов «Мой папа – защитник Отечества», весёлые старты, изготовление открытки, конкурс чтецов.

Задачи:

  • формировать у обучающихся  основы российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, гордости и любви к своей Родине, желания быть похожими на смелых, сильных российских солдат, осознанную необходимость защищать Отечество;
  • воспитывать уважительное отношение к армии, к военной профессии, к воинам, защищавшим нашу Родину; 
  • развивать интерес к историческому прошлому своей страны через приобщение к устному народному творчеству; на примере героев сказок, песен воспитывать патриотические чувства долга, чести и любви к Родине.

6)  Раздел «Наша дружная семья»    включает работу по формированию у обучающихся    следующих основных понятий:  семья — самое близкое окружение человека, внутрисемейные связи, родственные связи, взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи,  что значит быть хорошим сыном и дочерью, мои семейные обязанности, оказание посильной помощи взрослым, забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека, мой папа – мастер на все руки, моя красивая мама, конкурс рисунков, праздник для мам, мамины помощники, фотовыставка «Я и моя семья»,  семейные традиции, родословная, почему меня так назвали, составление схемы родословного древа, истории семьи, результатом работы является создание  проектов: «Семья - мой дом»,  «Я и моя семья», «Моя родословная», «Наши семейные традиции».

Задачи: 

  • формировать  представление о семье, о семейных традициях, предаваемых  из поколения в поколение;
  • воспитывать желание заботится о близких,  чувство гордости за свою семью;
  • воспитывать миролюбие, терпимость, уважение к нормам гражданского согласия, готовность следовать в жизни, общении и поведении нормам уважения к достоинству человека, старшему поколению;
  • развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость, формировать эстетический вкус.

    7) Раздел « Давно закончилась война» связан с работой над проектом к празднику «День Победы». Включает  страницы истории Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.: защиту Отечества на фронтах войны, борьбу с врагом в тылу врага, героизм на фронте и в тылу, дети в борьбе против фашизма,  города –герои,  подвиг блокадного Ленинграда, изображение войны в художественных произведениях, живописи, музыке, благодарную память потомков, Бессмертный полк, экскурсии по городу, в музеи, встречу с ветеранами.

Задачи:

  • воспитывать  у обучающихся   чувство патриотизма, гордости и любви к своей Родине, желание  быть похожими на смелых, сильных российских солдат, осознанную необходимость защищать Отечество;
  • уважительное отношение к истории России, к ветеранам войны, родному краю, своей семье, истории, её современной жизни.

8) Раздел «Я среди людей»»  – знакомит обучающихся с нормами поведения в обществе, учит выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения; способствует обогащению внутреннего, духовного мира и нравственному саморазвитию личности младшего школьника.

      Работа над проектом в рамках данного раздела включает и формирование теоретических представлений о социальных компетенциях  и о возможных способах их реализации в практике, реальной жизни.

Задачи:

  • развивать эмоционально-чувственную и волевую сферу личности как основу духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, целеустремленности и настойчивости в достижении результатов;
  • развивать интерес к окружающему миру, к себе;
  • формировать коммуникативные навыки и умения вести диалог, воспринимать различные точки зрения партнеров, формулировать и доказывать собственную мысль;
  • формировать нравственные представления об избранных референтных гендерных социальных компетенциях,  о возможных способах действий.

Дополнительные задачи реализации  содержания (коррекционная работа):

Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими. Формирование первоначальных представлений о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребёнка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства, труженика.

Формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных ситуациях. Практическое усвоение социальных ритуалов и форм социального взаимодействия, соответствующих возрасту и полу ребёнка, требованиям его безопасности, продуктивного взаимодействия с другими людьми, трудового взаимодействия. Развитие стремления к достижениям в учёбе, труде, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем. Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни, положительного опыта трудового взаимодействия. Развитие понимания взаимосвязи и взаимозависимости жизнедеятельности человека и окружающей среды. Развитие процессов обобщения, систематизации, логического мышления, основываясь на анализе  событий  собственной жизни, жизни семьи и общества. Развитие  речи  обучающихся. Совершенствование познавательной функции речи.

3. Тематическое планирование

1 класс

п/п

Разделы

Кол-во часов

           

Проекты

1

Знакомство с курсом «Социальное проектирование»

1

2

 «Моя большая и малая Родина»

8

«Прогулки по Челябинску»,

«Осеннее вдохновение»

3

«О милой мамочке скажем слово…»

3

«Нет лучше дружка, чем родная матушка.»

4

«Зимняя фантазия»

4

«Подарок для ёлочки».

5

«Защитники Отечества»

6

«Фестиваль инсценированной военно-патриотической  песни»

6

«Наша дружная семья»

4

«Я и моя семья»

7

«Давно закончилась война…»

4

«Родной город в годы Великой Отечественной войны»

8

«Я среди людей»

3

« Мой мир»

Всего:

33ч

2 класс

п/п

Разделы

Кол-во часов

           

Проекты

1

Знакомство с курсом «Социальное проектирование»

1

2

 «Моя большая и малая Родина»

8

«Челябинск - мой родной город»

 «Осенняя сказка»

3

«О милой мамочке скажем слово…»

3

 «О милой мамочке скажем слово…»

4

«Зимняя фантазия»

4

 «Подарок для ёлочки»

5

«Защитники Отечества»

6

«Фестиваль инсценированной военно-патриотической  песни».

6

«Наша дружная семья»

4

 «Я и моя семья»

7

«Давно закончилась война…»

5

 «Родной город в годы Великой Отечественной войны»

8

«Я среди людей»

3

 «Мой класс - мои друзья»

Всего:

34ч

3 класс

п/п

Разделы

Кол-во часов

           

Проекты

1

Введение в курс «Социальное проектирование 3 класс»

1

2

 «Моя большая и малая Родина»

8

«Наш край – Южный Урал»

«Краски осени»

3

«О милой мамочке скажем слово…»

3

 «Моя любимая мама…»

4

«Зимняя фантазия»

4

 «Новогодний хоровод»

5

«Защитники Отечества»

6

«Фестиваль инсценированной военно-патриотической  песни».

6

«Наша дружная семья»

4

 «Почему меня так назвали…»

7

«Давно закончилась война…»

5

 «Пионеры-герои Великой Отечественной войны»

8

«Я среди людей»

3

 «Качества культурного человека» (создание альбома)

Всего:

34ч

4 класс

п/п

Разделы

Кол-во часов

           

Проекты

1

Введение в курс «Социальное проектирование 3 класс»

1

2

 «Моя большая и малая Родина»

8

 «Осенний переполох».

«Загадки родной земли»

3

«О милой мамочке скажем слово…»

3

 «Всё  я  делаю для мамы».

4

«Зимняя фантазия»

4

 «Новогодний калейдоскоп».

5

«Защитники Отечества»

6

«Защитники Отечества».

6

«Наша дружная семья»

4

 «Когда бабушка была маленькой»

7

«Давно закончилась война…»

5

 «Воинская слава моих земляков».

8

«Я среди людей»

3

 «Кем я хочу стать».

Всего:

34ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Дорогою открытий и добра».

В основу программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» (1—4 классы) положены идеи учебного курса «Гражданское образование в начальных классах» (2—4 классы) (авт. Н. Н. Деменева, Т. Я. Ж...

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы "Истоки"

Представлена программа (адаптированная) для учащихся 1 - 4 классов по курсу "Истоки"....

рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Все цвета, кроме черного" 4 класс начального общего образования

Программа разработана на основе авторской программы М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного», Москва, центр «Вентана-Граф», 2011г....

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся в начальной школе.

Рабочая  программа внеурочной деятельности учащихся в начальной школе....

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Школа добрых дел" для 2 класса

Рабочая программа составлена на основе экологического дневника Е.Е. Морозовой "Школа добрых дел" для учащихся 2 класса общеобразовательной школы.Программа  разработана для занятий с уча...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ социального направления «Мир вокруг нас» НА УРОВЕНЬ начального ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1 класс

В сфере личностных УУД изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни. Изучению курса "Мир вокруг нас" способствует формированию предметных и метапредметн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» (начальная школа)

Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» обеспечивает реализацию   социального направления развития личности обучающихся с ОВЗ (ТНР). Ра...