Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Буду настоящим читателем»
рабочая программа по чтению на тему
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Буду настоящим читателем»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_budu_nastoyashchim_chitatelem.docx | 51.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Буду настоящим читателем» общеинтеллектуального направления для обучающихся третьих классов составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Положения о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ СОШ №6, на основе авторской программы «Буду настоящим читателем» Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой (Москва: Баласс, 2012).
Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе чтения.
Задачи программы:
– познакомить учащихся с авторской технологией продуктивного чтения;
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
С целью расширения знаний о мире профессий и формированию интереса к познанию и миру труда, развития творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями на занятиях ведется работа по профориентации учащихся.
Форма реализации:
Внеучебная деятельность в режиме второй половины дня образовательного учреждения.
При взаимодействии с детьми в процессе их общеинтеллектуального развития используются следующие виды деятельности:
игровая, исследовательская, поисковая, предметная, коммуникативная, проектная, конструктивная.
Кратко перечислим педагогические методы, используемые в процессе реализации курса:
– методы, повышающие познавательную активность младших школьников;
– методы, направленные на повышение эмоциональной активности и мотивации деятельности детей при овладении универсальными учебными действиями;
– методы и приёмы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности;
– методы коррекции и уточнения.
Психологическое обеспечение курса включает в себя следующие компоненты:
– создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
– организацию рефлексии деятельности детей на занятии;
– применение парных и групповых форм обучения с учётом индивидуально-типологических особенностей учащихся.
Курс обеспечен учебным пособием для детей «Буду настоящим читателем», ч.1 (3–4 классы) из серии «Как мы учимся» (авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова; М.: Баласс, 2012).
Формы организации занятий: тесты, кроссворды, викторины, выставки рисунков.
Набор учащихся для реализации занятий – свободный, по желанию. Число учащихся – 25 человек. Срок реализации программы – 1 год.
Результаты реализации программы
Система занятий внеурочной деятельности «Буду настоящим читателем» последовательно обучает детей продуктивному чтению, позволяющему прогнозировать содержание текста по заголовку и иллюстрации, «вести диалог с автором», выявлять авторскую точку зрения и соотносить её со своей, корректируя своё понимание авторским смыслом. Развивающиеся навыки работы с текстом являются эффективным «орудием», позволяющим ребёнку успешно читать и понимать прочитанное на уроках любой предметной направленности: математики и истории, окружающего мира и русского языка. Включение детей младшего школьного возраста в активную деятельность при работе с текстом будет способствовать как интеллектуальному развитию в целом, так и развитию творческих способностей, что позволит учащимся в будущем успешно решать жизненные задачи. Закончить и обобщить полученные детьми знания рекомендуется в ходе выполнения и защиты проектов по теме «Дружим с книгой».
Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. В то же время в обществе нарастает убеждённость, что книга сегодня, независимо от формы её представления (печатной или электронной), по-прежнему остаётся основой культуры и грамотности. Тревогу вызывает и то, что сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг. Занятость взрослых, их неумение и незнание основ совместного с ребёнком чтения способствует отторжению от него,
эмоциональной и интеллектуальной неразвитости личности ребёнка. Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры. Забота о детском чтении – это забота о будущем России.
Новизна программы заключена в подходе к работе с текстом, обусловленном структурой и содержанием технологии продуктивного чтения. Программа является естественным дополнением начального курса литературного чтения в школе. Она педагогически целесообразна, т.к. в процессе её реализации происходит не только усвоение определённого технологического содержания, но и обогащение опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться, социализация и воспитание учащихся.
Данная программа имеет общеинтеллектуальную направленность и может быть реализована через систему внеурочных развивающих занятий, ориентированных, прежде всего на формирование духовно-нравственной и социально ценной личности. Основным средством этого развития выступает содержание текстов и способы работы сними. В ходе занятий учащиеся будут активно постигать весь спектр универсальных учебных действий.
Практическая значимость программы
Существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Рост эффективности применения названной технологии обусловлен специальной подготовкой учащихся в рамках внеурочной деятельности.
Курс «Буду настоящим читателем» ориентирован на овладение учащимися данной технологией, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к чтению. Обучение выступает не самоцелью, а условием интеллектуального развития детей.
Отличительной особенностью программы является то, что в ней реализована авторская технология обучения детей продуктивному чтению, которая включает три этапа, каждый из которых опирается на закономерности развития мыслительной деятельности детей и логику работы с текстом:
– подготовка детей к чтению (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт);
– первичное чтение текста (чтение в классе или чтение-слушание в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся, выявление первичного восприятия, фиксации первичных впечатлений. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение, анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и др.);
– работа с текстом после чтения (концептуальная беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией, выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Выполнение творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Мнение авторов технологии совпадает с мнением К.Д. Ушинского, который считал, что «эффективно то чтение, к которому ребёнок подготовлен, в котором он заинтересован…». Каждый этап данной технологии взаимосвязан с возрастными особенностями интеллектуального развития детей 8–10 лет, но не имеет жёсткой привязки к определённой возрастной группе.
Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.
Тип программы – комплексная образовательная программа, направленная на получение результатов.
Особенности возрастной группы детей:
Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми.
Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы.
Режим занятий
Курс рассчитан на 33 часа в год и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 3-го класса один раз в неделю продолжительностью 40 минут.
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (ознакомление школьников с конкретным направлением, с социальной реальностью в повседневной жизни):
получение школьниками знаний о содержании трёх шагов технологии продуктивного чтения, читательских умениях и способах разметки текстов для ведения «диалога с автором».
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
демонстрация навыков по применению читательских умений и знаний о трёх этапах технологии работы с текстом в коллективной деятельности под руководством взрослых. Осознание содержания и структуры технологии; усвоение таких понятий технологии, как «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение», и др. Способность
самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного, проявлять интерес к чтению книг, любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия):
приобретение опыта использования в практике основных читательских умений, приёмов работы с текстом, аргументирования своей точки зрения, ведения диалога с автором, проявление способности уважать всякий честный труд, талант, гений, сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным. Демонстрация интереса и мотивации к чтению книг.
Учебно-тематический план
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. занятия | Практич. занятия | ||
1. | Настоящий читатель | 10 | - | 10 |
2. | Технология продуктивного чтения | 17 | - | 17 |
3. | Проект «Дружим с книгой» | 6 | - | 6 |
Итого | 33 | - | 33 |
Содержание программы
3 класс
Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, В.Г. Короленко. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», корешки книг твоей библиотеки. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей.
Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.
Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Выбор книги для чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации. Аннотация книги (краткое содержание). Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений.
Шаг второй. Чтение во время чтения. Умение видеть незнакомые слова и уточнять их смысл. Вопросы к автору текста. Читательские умения. Читаем и воображаем. Читаем и чувствуем. Известные чувства. Передача восприятия через цвет. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. Радость, восхищение, любование. Смена настроения: грусть, печаль. Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула». Чувства и эмоции читателя. Читаем и думаем, размышляем. Медленное вдумчивое чтение. Практическая работа с текстом Е. Пермяка «Самое страшное». Вопросы автору, возникающие походу чтения. Ответы на вопросы текста. Диалог с автором. Комментирование. Разметка текста. Умения настоящего читателя: читать, мысленно рисовать, представлять события и их героев. Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот». Слова в круглых скобках – подсказки и комментарии. Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет». Творческая работа по развитию читательских умений.
Шаг третий. Книга дочитана. Чтение после чтения. Читательская работа продолжается. Умение перечитать нужное, интересное, придумать продолжение, помечтать, сделать выводы. Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук». Знакомство с жизнью автора, его творчеством, историей создания книги.
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (6 ч)
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор подтем проекта «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
Календарно-тематическое планирование в 3 - а
№ п/п | Тема занятия | Содержание учебного материала | Планируемые результаты обучения | Дата | |
планируе мая | фактичес кая | ||||
Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч) | |||||
1. | Введение. Кого можно считать настоящим читателем? | Беседа «Кого можно назвать настоящим читателем?». Права читателя. | получение школьниками знаний о содержании трёх шагов технологии продуктивного чтения, читательских умениях и способах разметки текстов для ведения «диалога с автором». | 12.09 | 12.09 |
2-3 | Какой я читатель? Моя любимая книга | Викторина «Я – читатель». Реклама любимой книги | 19.09 26.09 | 19.09 26.09 | |
4-5 | Экскурсия в библиотеку | Экскурсия в библиотеку. Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Знакомство с профессией библиотекарь. | 03.10 10.10 | 03.10 10.10 | |
6 | Домашняя библиотека | Правила поведения в библиотеке. Правила работы с книгой. Книги-«калеки», корешки книг твоей библиотеки. | 17.10 | 17.10 | |
7 | Надо много читать | Книги С.Я. Маршака, В.Г. Короленко. Кроссворд «кто много читает, тот много знает» | 24.10 | 24.10 | |
8 | Быстрое чтение | Проверка скорости и качества чтения. Составление памятки «Как научиться быстро и правильно читать» | 31.10 | 31.10 | |
9 | Читаем всё, что задано | Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. | 14.11 | 14.11 | |
10 | Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе» | Коллективная творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе» | 21.11 | 21.11 | |
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч) | |||||
11 | Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста | Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». | демонстрация навыков по применению читательских умений и знаний о трёх этапах технологии работы с текстом в коллективной под руководством взрослых. Осознание содержания и структуры технологии; усвоение таких понятий технологии, как «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение», и др. Способность самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного, проявлять интерес к чтению книг, любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству. | 28.11 | 28.11 |
12-13 | Шаг первый. Чтение до чтения | Знакомство с книгой до чтения. Выбор книги для чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации. (Работа в группах). Аннотация книги (краткое содержание). Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений. | 05.12 12.12 | 05.12 12.12 | |
14 | Шаг второй. Чтение во время чтения | Умение видеть незнакомые слова и уточнять их смысл. Составление вопросов к автору текста. | 19.12 | 19.12 | |
15 | Читаем и воображаем | Выставка книг-сборников стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто). Чтение стихов любимых поэтов. Конкурс «Лучший чтец». | 26.12 | 26.12 | |
16 | Читаем и чувствуем | 16.01. | |||
17 | Эмоции и чувства – главное при чтении стихов | 23.01. | |||
18 | Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула» | Выставка книг Л.Н. Толстого. (Работа в группах) подбор пословиц и поговорок к тексту Л.Н. Толстого «Акула». Знакомство с профессией артиллерист. | 30.01. | ||
19 | Читаем и думаем, размышляем | Медленное вдумчивое чтение. Вопросы автору, возникающие по ходу чтения. Ответы на вопросы текста. Диалог с автором. Комментирование. Разметка текста. | 06.02. | ||
20 | Читаем и думаем, размышляем | 13.02. | |||
21 | Практическая работа с текстом Е. Пермяка «Самое страшное» | 20.02. | |||
22 | Читаем, мысленно рисуем, представляем | Викторина – игра «Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают» | 27.02. | ||
23 | Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот» | Знакомство со сказками Дональда Биссета. Разгадывание кроссворда по прочитанным сказкам | 06.03. | ||
24 | Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет» | Выставка рисунков по прочитанным произведениям Ю. Коваля | 13.03. | ||
25 | Шаг третий. Чтение после чтения | Умение перечитать нужное, интересное, придумать продолжение, помечтать, сделать выводы. | 20.03. | ||
26 | Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук» | Просмотр и обсуждение видеофильма | 03.04. | ||
27 | Итоговое занятие | Практические упражнения по прочитанным произведениям | 10.04. | ||
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (6 ч) | |||||
28 | Выбираем тему проекта | Выбор темы проекта по предложенным темам (работа в группах) | 17.04. | ||
29 | Работа с источниками | Работа с книгами, детскими журналами, справочниками, интернет – ресурсами. Знакомство с профессией журналист. | 24.04. | ||
30-31 | Подготовка проекта | Деление на группы, постановка задачи, сборка проекта | 01.05. 08.05. | ||
32 | Защита проекта | Публичное выступление | 15.05. | ||
33 | Праздник «Я – настоящий читатель!» | Путешествие на «Книжную галактику» | 22.05. |
Способы определения результативности программы: беседа, наблюдение, анализ работ учащихся, тестирование уровня читательских умений, качественное освоение учебного пособия для детей «Буду настоящим читателем» – пособия из серии «Как мы учимся» (авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова).
Общая характеристика пособия. Пособие представляет собой индивидуальную рабочую тетрадь школьника с элементами комикса и комментариями для учителя и родителей. На занятиях рекомендуется вести работу на страницах пособия, озвучивая диалог, опираясь на предложенный дидактический материал (рисунки и тексты).
Структура пособия. Пособие состоит из введения, основной части и заключения. Введение представляет собой рисунки-комиксы, где сквозные герои – учительница и её третий класс – готовятся к ознакомлению с технологией продуктивного чтения. Введение выполняет мотивационную функцию. Заключением такой деятельности является проект «Дружим с книгой», который выполняет рефлексивную функцию, причём для всех категорий читателей. Основная часть пособия содержит занятия для детей, комментарии для взрослых и контролирующий блок.
Методическое обеспечение программы
Перечень дидактических материалов:
- Буду настоящим читателем: Пособие из серии «Как мы учимся» (образовательные технологии). – М.: Баласс, 2012;
Материалы для проведения промежуточного и итогового контроля
- Новые результаты и их проверка (диск);
- Образовательные технологии: Сборник. – М.: Баласс, 2012.
Кадровое: учитель начальных классов, 1кв. категория
Материально-техническое обеспечение
Литература для учителя:
1. Асмолов, А.Г. Универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2009.
2. Бунеева, Е.В. Буду настоящим читателем. 3–4 кл. / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова: пособие из серии «Как мы учимся» (образовательные технологии). – М.: Баласс, 2012.
3. Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех: Сборник материалов /Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006. – 320 с.
4. Образовательные технологии: Сборник материалов. – М. :Баласс, 2012. –160 с.
5. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления / А.Э. Симановский. – Ярославль,1997.
6. Соболева, О.В. Беседы о чтении / О.В. Соболева // Начальная школа Плюс До и После. 2007. – № 8–12; 2008. – № 1, 3, 4, 6, 9, 11;
2009. – № 1.
7. Светловская, Н.Н. Основы науки о читателе / Н.Н. Светловская. – М.: Магистр, 2003.
8. Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа / О.В. Чиндилова,
Е.В. Бунеева // Начальная школа Плюс До и После. – 2012. – № 8. –С. 3 – 9.
9. Щеглова, Т.М. Развитие познавательной сферы личности младших школьников: Сборник психокоррекционных игр и упражнений для детей 6–10 лет / Т.М. Щеглова. Шуя, 1995.
Литература для обучающихся: художественная литература, сборники произведений по изучаемым темам, хрестоматии
Специфическое сопровождение (оборудование):
- Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов.
- Репродукции картин в соответствии с содержанием программы;
- Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
- Иллюстрации к литературным произведениям.
Технические средства обучения (средства ИКТ)
Мультимедийный компьютер
Ресурсы сети Интернет:
1. Сайт издательства «Баласс» ОС «Школа 2100». Режим доступа: http://www.school2100.ru/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования. Режим доступа: http://www.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика» для 1-2 классов по ФГОС
Программа«Занимательная математика» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Робототехника» (общеинтеллектуальное направление) (начальное общее образование)
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Робототехника" с использованием конструктора КИКИ....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальной направленности "Математическая школа Олимпийского резерва" (3-4 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности предназначена для учителей НОО. Программа структурирована и содержит пояснительную записку, планируемые результаты, тематическое планирование и основные...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы - школе" 1 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы – школе» для1 класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Шахматы - школе" 2 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы – школе» .2 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе "Буду настоящим читателем"
Основные разделы программы внеурочной деятельности «Буду настоящим читателем»Раздел 1. Настоящий читатель Раздел 2. Технология продуктивного чтения Раздел 3. Проект «Дружим...
Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "В гостях у сказки"
Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В гостях у сказки»Пояснительная запискаПрограмма внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному ...