рабочая программа по математике, 2 класс
рабочая программа по математике (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы Зам. Директора по УР На заседании МО
_______/Зайцева Е.М ________/Буянтуева Н Ц ______/Труднева Т.А.
«___»______ 20 ___г «__»__________20__г. « __»_____20___г.
Приказ № Протокол № Протокол №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По математике 2 класс
(предмет, класс, ступень обучения)
Потыльцына Надежда Михайловна
(ФИО)
Учитель начальных классов
Первая категория
(должность, категория, разряд)
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения начального общего образования приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12. 2009г. № 315785);
- Приказ Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373,
- .примерной программы по математике авторов: В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельев. (Сборник учебных программ для начальной школы. Система Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова.- М.,Вита-Пресс,.2013 г.)
- Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-17 учебный год.
- Положение о рабочей программе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Петропавловская районная гимназия»
- Учебный план МАОУ «Петропавловская районная гимназия»
Программа рассчитана на 136 ч. в год ( 4 час в неделю). Образовательная область : математика и информатика
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы (Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)/ сост. А.Б.Воронцов. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Программа отражает инвариантную часть и рассчитана на часов (80%), и вариативную часть часов (20%). Программа рассчитана на базовый уровень.
ЦЕЛЬ:
В соответствии с принципами развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова настоящий курс математики ставит своей целью формирование у школьников предпосылок теоретического мышления. Он ориентирован, главным образом, на формирование научных (математических) понятий, а не только на выработку практических навыков, и предполагает организацию обучения в форме развёрнутой учебной деятельности детей по постановке и решению ими системы учебных задач.
Задачи:
- освоить особую форму представления числа-результата измерения (позиционная запись);
- с помощью моделей изучить свойства «нового» числа (многозначного) и построить правила оперирования с ними (способ поразрядного сложения и вычитания значений);
- научить учащихся оценивать количество цифр в результате и способ табличного сложения (таблица Пифагора);
- освоить моделирование действий умножения и деления на числовой прямой и способ получения результатов умножения «маленьких» чисел (таблица умножения);
- продолжить работу по использованию математического языка(схема, чертеж, формула, таблица) для решения математических задач;
- продолжить работу по обучению учащихся решению текстовых задач на отношение «частей и целого» и разностное сравнение величин с помощью моделей и уравнений.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу, определять цель деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
- планировать учебную деятельность на уроке, осуществлять её контроль с помощью педагога;
- соотносить собственные действия с целью, обнаруживать и корректировать ошибки с помощью педагога, сверстника;
- определять успешность собственной деятельности и деятельности сверстников, сопоставляя результат и цель;
- осознавать причины своего успеха (неуспеха);
- адекватно воспринимать оценку своей деятельности педагогом или сверстниками;
- предлагать проверку способов решения учебной задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия в учебном сотрудничестве с педагогом, сверстниками;
- в ходе решения учебных задач формулировать теоретические выводы о свойствах языковых явлений с помощью педагога и сверстников;
- самостоятельно оценивать собственные учебные действия, вносить при необходимости коррективы, соотнося цель и результат;
- самостоятельно ставить учебную задачу, предлагать способы её решения.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- пользоваться условными знаками, схемами, таблицами, имеющимися в учебных пособиях курса;
- находить в материалах пособий ответ на заданный вопрос;
- воспринимать смысл предъявляемого текста;
- учитывать возможность решения учебной задачи разными способами;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданным признакам, самостоятельно);
- проводить аналогии между изучаемыми явлениями, фактами языка и собственным опытом;
- наблюдать и делать самостоятельные выводы по результатам учебного сотрудничества.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить и отбирать информацию из разных источников в соответствии с поставленной учебной задачей;
- осуществлять фиксацию информации (добытой самостоятельно или предложенной педагогом), гипотез, предположений;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям (с указанием и без указания количества групп); обобщать (формулировать общее для ряда конкретных явлений, фактов);
- самостоятельно пользоваться рассуждением как доказательством приводимой гипотезы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- договариваться об очерёдности выступления, слушать членов группы;
- высказывать и аргументировать свою точку зрения, строить понятные для партнёров высказывания, учитывать позицию других;
- осуществлять взаимопроверку, обсуждать и оценивать результаты совместной деятельности, принимать совместно общее решение, представлять это решение классу;
- задавать вопросы педагогу и сверстникам в ходе решения учебной задачи;
- участвовать в дискуссиях по решению учебной задачи;
- воспринимать иное мнение, позицию.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить высказывание-рассуждение как доказательство своей позиции;
- ориентироваться на позицию сверстника в учебном сотрудничестве;
- контролировать действия сверстника, осуществлять взаимоконтроль;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Предметные результаты на конец 2 класса
Обучающийся научится:
- пользоваться понятием натурального числа как универсальным средством сравнения
- величин при переходе от непосредственного сравнения к опосредованному;
- решать задачи на измерение, отмеривание и нахождение удобной мерки;
- чертить с помощью линейки отрезок данной длины и измерять длину отрезка;
- читать диаграммы, анализировать их и использовать при решении задач; записывать результат измерения системой мерок; называть первые четыре разряда в десятичной системе счисления;
- сравнивать числа, группировать их по заданному или самостоятельно установленному правилу;
- складывать и вычитать многозначные числа в различных системах счисления, в том числе десятичной, опираясь на таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие ей табличные случаи вычитания;
- прогнозировать результат вычисления, пошагово контролируя правильность и полноту выполнения с опорой на составленный совместно с другими детьми справочник ошибок;
- делать оценку и прикидку будущего результата;
- пользоваться калькулятором для проверки в том случае, если ученик сомневается в правильности вычислений;
- строить графические модели ( схемы, диаграммы) отношений между величинами при решении текстовых задач с буквенными и числовыми данными с опорой на понятие целого и части и разностное сравнение величин;
- исследовать зависимость решения задачи от ее условия, зафиксированного в схеме;
- сравнивать разные способы вычислений и выбирать рациональные способы действий с опорой на графическую модель (схему);
- находить нужную информацию для подбора «подходящих» чисел к условию задачи и ее решению;
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать известные ученику математические термины и обозначения;
- понимать и применять принцип последующего и предыдущего чисел на числовой прямой;
- понимать и применять принцип образования многозначных чисел в любой систем счисления;
- понимать и применять общий способ чтения любого многозначного числа в любой системе счисления с неограниченным числом разрядов;
- понимать и применять общий принцип выполнения любого арифметического действия на примере сложения и вычитания любых многозначных чисел в десятичной системе счисления.
Содержание учебного предмета
Тема раздела | Кол-во часов | Содержание раздела | |
1 | Отношение «частей и целого» | 21 | Разность и меньшая величина как части большей величины. Вычитание как действие нахождения разности чисел. Задачи на нахождение разности величин. Способ прибавления и отнимания величины по частям. Текстовые задачи на отношение «частей и целого» и разностное сравнение величин. Задачи в два-три действия. Анализ условия задачи и моделирование выявленных в этом анализе отношений. Составление по моделям текстовых задач и математических выражений. |
2 | Составные именованные числа | 11ч | Система мерок Измерение величин по частям. Действия с именованными числами. Стандартный и нестандартный способы измерения величины с помощью системы мерок Измерение величин по частям. Действия с именованными числами. Стандартный и нестандартный способы измерения величины с помощью системы мерок |
3 | Позиционные системы счисления | 32ч | Измерение величин по частям при помощи нескольких мерок. Составные именованные числа (значения величины относительно системы мерок). Табличная форма записи именованных чисел. Сложение и вычитание именованных чисел. Сравнение именованных чисел. Стандартный и нестандартный способы измерения величины с помощью системы мерок. Остаток. Переход от нестандартного к стандартному значению величины относительно системы мерок. Задача воспроизведения величины в ситуации, когда счет можно вести только до определенного числа. Образование открытой системы дополнительных мерок. Системы счисления. Основание системы счисления как граница счета. Табличная форма записи многозначного числа (разрядная таблица). Измерение и построение величин в разных системах счисления. Позиционная форма записи многозначного числа. Число и цифра. Цифра 0. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Изображение многозначных чисел на числовой прямой. Сравнение многозначных чисел. Десятичная система счисления (система с основанием десять) как частный случай позиционной системы счисления. Чтение (в пределах 10 000) и запись многозначных чисел в десятичной системе счисления. Сравнение чисел в десятичной системе счисления. |
4 | Сложение и вычитание | 44ч | Принцип поразрядного сложения и вычитание чисел. Табличная и позиционная («в столбик») формы записи сложения и вычитания чисел. Сложение и вычитание круглых десятков, сотен, тысяч. Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд. Таблица сложения. Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд. Определение количества цифр (разрядов) в сумме и разности. Приемы устного сложения и вычитания с переходом через разряд в пределах 10 |
5 | Умножение и деление чисел | 28ч | Измерение и построение величин с помощью промежуточной мерки. Моделирование отношений между основной и промежуточной мерками и измеряемой величиной с помощью стрелочной схемы. Моделирование действий отмеривания и измерения величины с помощью промежуточной мерки на числовой прямой. Поиск произведения и второго множителя. Умножение и деление чисел. Таблица умножения на 2 и 3. Умножение чисел на 1. Деление числа на 1 и на себя. |
136ч |
Тематическое планирование по математике 2 класс
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечания | КЭС | КПУ |
Отношение «частей и целого» | 1.1 1.2 1.5 1.6 1.16 1.20 2.53.4 1.2 1.5 1.6 1.16 1.20 2.5 3.4 | 1.1 1.3 1.4 3.1 4.1 4.2 | ||||
1 | Числа и величины | |||||
2 | Выбор арифметического действия. | |||||
3 | Стартовая проверочная работа. | |||||
4 | Анализ стартовой проверочной работы. Поиск значения целого. Поиск значения части | |||||
5 | Длина ломаной линии. | |||||
6 | Преобразование сюжетного текста задачи в три задачи | |||||
7 | Постановка УЗ. Разность и меньшая величина как части большей величины. | |||||
8 | Поиск разности. Вычитание как действие нахождения разности чисел. | |||||
9 | Условия определения значения разности | |||||
10 | Термины «сумма», «разность» | |||||
11 | Три вида задач на разностное отношение | |||||
12 | Составление по моделям текстовых задач и математических выражений. | |||||
13 | Способ прибавления и отнимания числа по частям. | |||||
14 | Контрольная работа №1 Отношение «частей и целого» | |||||
15 | Анализ к/р и работа над ошибками. Выбор удобного способа вычисления при переходе через десяток. | |||||
16 | Отработка удобного способа вычислений при переходе через десяток | |||||
17 | Термин «слагаемые». Косвенная формулировка текста задач | |||||
18 | Решение задач в косвенной формулировке | |||||
19 | Анализ условия задачи и моделирование выявленных в этом анализе отношений. Единицы времени. Минута, секунда, час | |||||
20 | Проверочная работа. Применение удобного способа вычислений при переходе через десяток | |||||
21 | Текстовые задачи на отношение «частей и целого» и разностное сравнение величин.Единицы времени. Год, месяц, день | |||||
Составные именованные числа | 1.1 1.2 1.16 1.20 2.6 3.1 3.3 3.4 7.7 7.8 3.1 4.2 5.1 | 1.1 1.2 1.3 1.4 3.1 4.2 4.3 | ||||
22 | Измерение двумя мерками | |||||
23 | Сравнение именованных чисел. Остаток. Миллиметр | |||||
24 | Табличная форма записи результатов измерения. Работа с тремя мерками | |||||
25 | Сложение результатов измерения несколькими мерками | |||||
26 | Вычитание результатов измерения несколькими мерками | |||||
27 | Решение задач с составными именнованными числами | |||||
28 | Обобщение действия сложения. | |||||
29 | Обобщение действия вычитания | |||||
30 | Рациональный способ работы с мерками | |||||
31 | Контрольная работа №2 «Составные именованные числа» | |||||
32 | Анализ к/р и работа над ошибками. Буквенные обозначения геометрических фигур (точек, отрезков, ломаных линий). | |||||
Позиционные системы счисления | 1.1 1.2 1.16 1.20 1.35 2.6 3.1 4.1 5.1 3.1 3.24.1. 4.2 4.3 5.1 | 1.1 1.2 2.3 3.1 4.1 4.2 | ||||
33 | Постановка УЗ: воспроизведение величины в ситуации, когда счет можно вести только до определенного числа. | |||||
34 | Счёт с помощью дополнительных мерок. Три мерки | |||||
35 | Обозначение замкнутой ломаной линии | |||||
36 | Возможность образования большего числа дополнительных мерок | |||||
37 | Отсутствие цифры в разряде. Построение объекта в табличной записи | |||||
38 | Измерение и отмеривание с помощью системы мерок (закрепление) | |||||
39 | Позиционная форма записи числа нуль в записи числа | |||||
40 | Запись результатов измерения многозначным числом (используя цифру 0) Позиционная форма числа (закрепление). | |||||
41 | Многоугольник | |||||
42 | Рациональный и нерациональный способы использования системы мерок | |||||
43 | Табличная форма записи многозначного числа (разрядная таблица). | |||||
44 | Контрольная работа №3 «Позиционные системы счисления» | |||||
45 | Анализ к/р и работа над ошибками. Постановка УЗ: числовая прямая при работе в разных системах счиления. | |||||
46 | Десятичная система счисления (система с основанием 10) как частный случай позиционной системы счисления.Название мерок в десятичной системе счисления | |||||
47 | Названия разрядов в десятичной системе счисления. | |||||
48 | Периметр многоугольника | |||||
49 | Действия с многозначными числами на числовой прямой | |||||
50 | Сравнение многозначных чисел в одной и разных системах счисления. Целое - части в равенствах | |||||
51 | Разрядные слагаемые многозначного числа. Возможность определения числа по двум заданным в равенстве числам | |||||
52 | Разрядные слагаемые многозначных чисел. | |||||
53 | Разрядные слагаемые многозначных чисел. Введение формы уравнения | |||||
54 | Название круглых десятков. Построение уравнений на основе записи вычитания | |||||
55 | Название двузначных чисел. Построение уравнений на основе записи сложения | |||||
56 | Чтение и сравнение двузначных чисел. Решение уравнений, включающих вычитание | |||||
57 | Административная контрольная работа ВПР | |||||
58 | Анализ к/р и работа над ошибками.Название круглых трёхзначных чисел. Задачи, решаемые двумя действиями | |||||
59 | Чтение некруглых трёхзначных чисел. Порядок выполнения действий при решении задач | |||||
60 | Сравнение трёхзначных чисел. Самостоятельное решение уравнений | |||||
61 | Контрольная работа № 3 «Десятичная система счисления» | |||||
62 | Анализ к/р и работа над ошибками Чтение и сравнение трёхзначных чисел (закрепление). | |||||
63 | Разрядные слагаемые в трёхзначном числе. Действия с трёхзначными числами вида 400-1, 499+1 | |||||
64 | Определенный и произвольный порядок действий при решении задач | |||||
Сложение и вычитание многозначных чисел в десятичной системе счисления | 1.1 1.2 1.18 1.23 3.1 | 1.1 1.2 2.1 2.3 3.1 3.2 4.2 5.1 | ||||
65 | Сложение и вычитание разрядных единиц трёхзначных чисел. | |||||
66 | Составление нескольких уравнений по одному чертежу. Действия с разрядными единицами трёхзначного числа (закрепление) | |||||
67 | Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд. Чтение четырёхзначных чисел | |||||
68 | Сюжеты с одним вопросом, требующие выполнения двух действий | |||||
69 | Поиск вспомогательного вопроса в задаче | |||||
70 | *Луч | |||||
71 | Запись выражений, содержащих два действия | |||||
72 | Принцип поразрядного сложения и вычитания чисел. Километр | |||||
73 | Введение приёма сложения и вычитания столбиком | |||||
74 | Сложение и вычитание круглых десятков, сотен, тысяч | |||||
75 | Сложение и вычитание в случаях вида 652-300, 475-3, 167-5. Запись решения составной задачи одним выражением | |||||
76 | Сложение с переходом через разряд (общая идея) | |||||
77 | Составление примеров сложения с переходом через разряд | |||||
78 | Сложение в случаях нескольких переходов через разряд. Порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками | |||||
79 | Возможность трёх действий при решении задач | |||||
80 | Устное сложение в случаях вида 23+7, 230+70 | |||||
81 | Контрольная работа №7 «Сложение многозначных чисел » | |||||
82 | Анализ к/р и работа над ошибками. Сложение многозначных чисел (закрепление) | |||||
83 | Вычитание многозначных чисел в случаях перехода через разряд | |||||
84 | Вычитание в простых случаях перехода через разряд | |||||
85 | Вычитание в случаях с взаимосвязными переходами через разряд. Сравнение задач в одно и два действия | |||||
86 | Устное вычитание в случаях вида 160-8, 60-8 | |||||
87 | Сравнение задач с разностными отношением. | |||||
88 | Элементы угла | |||||
89 | Как читать текст задачи. Решение готовых задач двумя действиями | |||||
90 | Письменное вычитание в случаях вида 800-568 | |||||
91 | Решение задач без заранее данного чертежа | |||||
92 | Приёмы устных вычислений в случаях вида 65+7 | |||||
93 | Анализ случаев вида 67+8 | |||||
94 | Приёмы вычитания в случаях вида 67-9 | |||||
95 | Контрольная работа №4 «Вычитание многозначных чисел » | |||||
96 | Анализ к/р и работа над ошибками. Вычитание многозначных чисел (закрепление) | |||||
97 | Решение задач двумя способами. | |||||
98 | *Обозначение угла | |||||
99 | Сложение и вычитание 67+/-8 | |||||
100 | Анализ чертежа с целью поиска двух способов решения задачи | |||||
101 | Решение задач двумя способами. | |||||
102 | Решение задач двумя способами | |||||
103 | равнение углов | |||||
104 | Сложение и вычитание многозначных чисел | |||||
105 | *Прямой угол | |||||
106 | *Тупой и острый углы | |||||
107 | Контрольная работа № 5 «Сложение и вычитание многозначных чисел » | |||||
108 | *Угол многоугольника. | |||||
Умножение и деление чисел | 1.1 1.2 1.6 1.7 1.8 1.24 1.27 | 2.1 2.2 2.3 2.5 3.1 3.2 4.2 4.3 | ||||
109 | Постановка УЗ использования промежуточной мерки. Способы вычисления в случаях вида 57+25 | |||||
110 | Повторная постановка задачи использования промежуточной мерки и воспроизведение её решения на чертеже | |||||
111 | Отмеривание и измерение величин. Освоение схемы | |||||
112 | Измерение и отмеривание количества с помощью промежуточной мерки | |||||
113 | Умножение чисел | |||||
114 | Определение числа основных мерок(закрепление) | |||||
115 | Построение схемы и объекта по заданному выражению | |||||
116 | Таблица умножения числа 2 | |||||
117 118 119 | Название компонентов умножения. Сопоставление действий сложения и умножения чисел | |||||
120 | *Прямоугольник, квадрат. | |||||
121 122 123 | Умножение числа 3 | |||||
124 | *Виды треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный). | |||||
125 126 | Задачи, решаемые делением чисел | |||||
127 | Дифференциация действий умножения и деления | |||||
128 | Связь умножения с делением | |||||
129 | Деление на 2 | |||||
130 | Деление на 3 | |||||
131 | Умножение, когда множитель равен 1 | |||||
132 | Деление при участии числа 1 | |||||
133 | Контрольная работа № 7 «Умножение и деление чисел» | |||||
134 | Анализ и работа над ошибками | |||||
135 136 | Создание рефлексивного сочинения «Что я знаю о числе» и анкетирование учащихся Подготовка "портфеля" класса по математике Публичное представление личных достижений учащихся и класса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике-2класс
Представлена программа по математике-2 кл. УМК "Школа России"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ 2КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ 2КЛАСС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ 2класс
Рабочая программа по математике 2 класс УМК "Школа России"...
Рабочая программа по математике 2класс
Рабочая программа по математике 2класс...
Рабочая программа по математике 2класс (Гармония)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И ПЛАНИРОВАНИЕ...
Рабочая программа по "Математике" 2класс По программе "Школа России" по ФГОС
Программа по математике. составлена для 2 класса по программе"Школа России" по ФГОС и с УУД....
Рабочая программа по математике 2класс
Рабочая программа по математике 2класс...