Технологическая карта урока по теме "Окружность. Круг" 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Макштадт Ирина Ивановна.

Технологическая карта урока по математике. Тема "Окркжность. Круг".  В ходе урока  учащихся познакомятся   с понятиями "окружность", "круг", радиус", "диаметр".Научаться при помощи циркуля чертить окружность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 

Учитель

Макштадт Ирина Ивановна

Предмет

Математика

Класс

3

Тема урока

 «Окружность. Круг»

Цель урока

Познакомить учащихся  с понятиями «круг» и «окружность»,  «радиус» , «диаметр», «центр»

Тип урока

Открытие новых знаний

Методы и формы обучения

Словесный, наглядный, практический методы обучения

Образовательные  ресурсы и оборудование

Математика 3 класс (1 часть), автор учебника М.И.Моро и др. УМК «Школа России»

Мультимедийный проектор, ноутбук для учителя, набор геометрических фигур, мяч, обруч, циркуль, фломастеры.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

Познакомятся с понятиями «Окружность», «Круг».

Научатся : чертить окружность, различать понятия «круг» и «окружность»

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют моделирование и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; расширить кругозор учащихся;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывают правило в планировании и контроле способа решения; нацеливание на успешную деятельность;

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, планирую учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Устанавливают  связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); задаются вопросом о том, какое значение, смысл имеет для них учение, и умеют находить ответ на него;

научатся принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование навыков в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.

Задачи урока:

-получить теоритическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах; развивать практические умения- пользоваться циркулем; находить радиус и диаметр окружности и круга;

-развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;

- воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать;

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

-фронтальная, парная, групповая

Средства обучения:

- 2.Технологическая карта занятия

Этап   урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

1 МИН.

(Слайд №1)

Включение детей в деятельность

 Эмоциональный настрой   на урок в стихотворной форме:

«Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность.

Что  ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.»

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку,

записывают дату и классная работа

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности 

3 МИН. 

(Слайд №2)

Выявляет уровень знаний.

-Найдите лишний предмет

-Как называются все фигуры одним словосочетанием?

Просит сформулировать тему урока

-Какая  тема нашего урока ?

Учитель конкретно определяет тему урока

- И так, тема урока «Окружность. Круг»

1.Выполняют задания в парах

1ряд

Найдите лишние фигуры

(№3 - не имеет углов)- окружность

2 ряд

(№ 4 -  не имеет углов)- круг

Находят лишний предмет -Геометрические фигуры

Учащиеся предлагают свои варианты

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические-

Анализ объектов с целью выделения признаков

3.Самоопреденление к деятельности

1 МИН.

Активизирует знания учащихся и создает  проблемную  ситуацию

Предлагает поставить цель урока и сформулировать задачи

Спрашивает:

Что же нового мы узнаем сегодня на уроке?

Как вы думаете, часто ли нам приходится встречаться с кругом  окружностью в повседневной жизни? Где мы можем увидеть круг?

(Обруч – окружность, мяч – круг)

Ставят цели,  пробуют сформулируют задачи  урока

Узнаем, что такое окружность и что такое круг. Научимся строить эти геометрические фигуры.

Нам часто приходится встречаться с кругом и окружностью в повседневной жизни. Форму круга  могут иметь  тарелка, блюдце, барабан…

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные:

постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные

Формулирование познавательной цели;

Логические: формулирование проблемы

4. Практическая работа (изготовление памятки)

3 МИН.

(У каждого ученика на парте круг из плотной цветной бумаги)

-Возьмите круг, который лежит перед вами, фломастером обведите его границу.

Что вы нарисовали?  

-Сложите круг пополам так, чтобы половинки совпадали, прогладьте линию сгиба. Сложите еще раз по другому сгибу, два сгиба пересеклись. Отметьте фломастером точку, в которой пересеклись линии.

-Как  вы думаете, как называется эта точка. Обозначьте его точкой О

-Красным фломастером проведите линию от центра до точки окружность. Этот отрезок называется радиусом.

-Фломастером обведите линию, которая проходит от одной точки окружности до другой точки через центр (линии сгиба). Эта линия называется диаметром.

-Что такое диаметр?

 Отвечают на вопросы учителя:

-Окружность

Это центр окружности

Дети подписывают отрезок.

Дети подписывают линию

Линия, которая соединяет две точки окружности и проходит через центр.

Дети формулируют ответ

Познавательные: моделирование

5. Построение проекта выхода из затруднения 

3 МИН.

        

Организует учащихся на исследование проблемной ситуации

1.Послушайте и отгадайте загадку:

В дверь вошло животное,

До того голодное:

Съело веник и метлу,

Съело коврик на полу,

Занавески на окне

И картину на стене,

Со стола слизнула справку

И опять пошло на грядку.  (Коза)

 2.Откройте учебник на стр.94. Там мы встретимся с козой Белочкой

«Почему наша коза Белочка выщипала ровную площадку? Она же не знает геометрических фигур»

Подводит к «открытию» нового знания с помощью побуждающего диалога

3.Начинает беседу, требуя развёрнутых ответов:

- Чем является колышек, к которому привязана верёвка?

- Может ли коза Белочка пощипать все цветочки внутри круга?

-Когда вся трава в пределах первоначального круга будет выщипана, то, как можно дать возможность Белочке пощипать свежей травки?

Предлагают свой  план  действий достижения цели и определяют средства

2.Рассматривают рисунок на стр.94

Мы забили колышек, чтобы привязать Белочку. Это - центр круга, в котором будет пастись Белочка. Привязали верёвку. Белочка не может отойти от центра больше, чем на длину этой верёвки. Именно так в геометрии и получается круг.

3. Центром круга.

-Может. В какой бы точке внутри круга не находился цветок, верёвка не будет этому мешать. Длина верёвки больше, чем расстояние от центра круга до того места, где растёт цветок.

Дети дают варианты ответов.

а) удлинить верёвку;
б) укоротить верёвку;
в) перенести колышек в другое место;

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные:

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

6.  Первичное закрепление

3 МИН.

 Предлагает решить практическую задачу.

-В начале урока мы с вами сказали, что круг довольно часто встречается в нашей повседневной жизни, скажите, а есть ли игры, в которых мы встречаемся с этой геометрической фигурой.

 

Выполняют практическую задачу:

Веревку можно заменить палкой

Да, если двое ребят возьмутся за руки, один из них будет стоять на месте, а другой обойдет вокруг нее, получится круг.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные - умение структурировать  знания, выбор наиболее эффективных  способов решения

Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение  использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).

7. Физминутка

1 МИН.

Давайте построим круг сами.

Дети выполняют упражнение – Построение круга

8.  Закрепление изученного материала

4 МИН.

Показывает  на  модели как начертить круг

-Для того чтобы начертить круг, нужно провести его границу.

- Что является границей прямоугольника?

-А как может называться граница круга?

-Правильно, ребята, эта граница называется окружность. А для того, чтобы построить окружность на чертеже используют специальный инструмент, который называется ЦИРКУЛЬ.

Демонстрирует предмет:

-Циркуль состоит из двух ножек, на конце одной игла, а конце другой - грифель. За головку мы держим и поворачиваем циркуль.

Знакомо ли вам это слово?

- Совершенно верно. Мы знаем, как нужно писать слово «циркуль». А как работать с циркулем мы познакомимся сегодня, и поможет нам в этом учебник.

 -Рассмотрите рисунок  стр.94 и объясните, как с помощью циркуля проводят окружности.

- Ребята, как вы думаете, нужно ли соблюдать технику безопасности при работе с циркулем и почему.

Дети высказывают предположения

-Границей прямоугольника являются его стороны

Отвечают:

-Эта граница может называться окружностью

На уроках русского языка мы знакомились со значением этого слова и его правописанием.

Дети объясняют, как нужно работать с циркулем и почему с ним необходимо работать аккуратно.

Дети отвечают, что у него на одном конце   находится игла, можно поранится

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные - умение структурировать  знания, выбор наиболее эффективных  способов решения

Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение  использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).

9.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

5 МИН.

Организует  деятельность по применению новых знаний

Задание  №1 стр.94

-Прочитайте задание. Как вы будете чертить окружность?

-Что такое круг?

Выполните задание

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Для того чтобы правильно начертить окружность нужно:

Нужно поставить ножку циркуля с иголочкой на бумагу, ножкой с грифелем обвести окружность. Нужно следить, чтобы иголка не выходила из точки и ножки циркуля не двигались.

Задание  №1 стр.94

Окружность с внутренней частью

Дети выполняют построение  и закрашивают круг.

Отвечают:

-окружность с внутренней частью плоскости

Выполняют задание

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

10.Обобщение

и систематизация знаний

3 МИН.

Активизирует  деятельность учащихся по включению части в целое,  для выявления внутрипредметных связей

Формирует  целостную систему ведущих знаний по теме

-Ребята, а кто из вас был в цирке?

-Как называется место, где выступают артисты?

- А какую форму имеет арена?

- Почему арена имеет форму круга?

-Почему выбрана именно эта форма?

- А вы знаете каких размеров арена?

диаметр всех арен 13 метров или 42 фута

-Возможно, вы знаете, что не только в цирке арена имеет форму круга, но и в некоторых видах спорта спортсмены выступают на площадках круглой формы. Как называются эти виды спорта?

-Чем знаменателен наступивший 2018 год?

-Что является символом олимпиады?

Выполните задания .

Собрать символ олимпиады из окружностей.

Составить композицию из кругов и его долей.

-Кто знает, что означают количество и цвета колец?

(Справка для учителя: любой олимпиец должен был владеть каждым из 5 видов. Кольцо-символ величия.)

Работа с электронным приложением.

Учитель предлагает игру «Круг или окружность»

(дети  хлопают если это  круг, показывают кольцо руками, если это окружность)

крышка,

-бублик,

-тарелка,

-баранка,

-колечко,

-браслет,

- блин

- зеркало

Учащиеся вступают в беседу с учителем

-Арена.

-Арена имеет форму круга.

- Удобный наклон корпуса лошади, от центра все прямые линии имеют одинаковую длину, удобную для зрителя.

Предлагают свои варианты ответов

Дети называют виды спорта: вольная борьба, сумо, греко-римская борьба, самбо

Зимние Олимпийские игры «Сочи-2018»

Олимпийские кольца

Дети работают в группах

5 частей света: синее-Европа, черное-Африка, красное-Америка, желтое-Азия, зеленое-Австралия.

Или

5 видов спорта:

Синее-плавание, черное-стрельба, красное-фехтование, желтое-бег, зеленое-прыжки.

Дети выполняют задание  в электронном приложении к учебнику по теме: «Окружность. Круг»

Дети выполняют правила игры

Регулятивные: коррекция

Познавательные:

Установление отношений между данными и вопросом; моделирование.

11. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Проводит рефлексию

-Сегодня на уроке мы познакомились с геометрической фигурой…

Граница круга…

Окружность можно начертить при помощи…

Если вам на уроке  всё удалось- покажите

зелёный круг,  если у вас остались неразрешённые проблемы - жёлтый круг, если вам ещё понадобится помощь - красный круг

2.Определяются задания для самоподготовки.

Нарисовать олимпийские кольца, используя циркуль

3. Оценка достижений, награждение.

-Ребята, сегодня вы добились определенного успеха. Мы будем рады за победы на олимпийских играх наших чемпионов.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

-круг

-окружность

-циркуля, палки, верёвочки, рук

Дети фиксируют свои ощущения при помощи показа кругов

Записывают домашнее задание. Нарисовать символ олимпиады (талисман из геометрических фигур).

Дети получают «Сюрприз»

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Суффикс", 3 класс

Цель урока: создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить в слове суффиксы.Тип урока: постановка и решение учебных задач....

Технологическая карта урока по теме "Письменность" 4 класс Окружающий мир УМК "21 век"

В данной работе представлена разработка урока по теме "Письменность" 4 класс...

Технологическая карта урока по теме "Задача", 1 класс

Технологическая карта урока по теме  "Задача", 1 класс...

Технологическая карта урока по теме "Местоположение" 2 класс

Технологическая карта урока по теме "Местоположение" 2 класс...

Технологическая карта урока по теме "Доли"- 3 класс

Технологическая карта урока по математике 3 класс по теме "Доли". Знакомство учащися с понятием "доли". Учащиеся научаться определять доли и сравнивать их...