Рабочая программа по математике 2 класс
рабочая программа по математике (2 класс)
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой./Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
Программа соответствует учебнику М.И. Моро, М.А. Бантова и др. «Математика. 2 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение», 2016.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ Протокол заседания ШМО От________2017г. № _____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ________________________ ________________________ | УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 2 Александрова Е.В. ________________________ Приказ от 29.08.2017г. № 316 |
Рабочая программа
учебного курса «Математика»
во 2 классе на 2017-2018 учебный год
учителя ______________________________
г. Покачи
2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой./Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
Разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Программа соответствует учебнику М.И. Моро, М.А. Бантова и др. «Математика. 2 класс. Части 1 и 2».- М.: «Просвещение», 2016.
Основными целями начального обучения математике являются:
- Математическое развитие младших школьников.
- Формирование системы начальных математических знаний.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МАОУ СОШ № 2 г. Покачи на 2017 – 2018 учебный год на изучение предмета «Математика» во 2 классе отводится 4 учебных часа в неделю и того 136 учебных часов в год. По программе «Математика для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (Моро М.И.)» на изучение предмета «Математика» отводится 136 учебных часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Основное содержание обучения в программе представлено крупными разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными». Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса математики, по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время его изучения.
В основе осуществления учебного процесса лежат следующие ценности математики:
понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
математические представления о величинах, геометрических фигурах, распознавание, название и изображение геометрические фигуры, овладение способами измерения длин и площадей, что является условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения);
использование начальных математических знаний для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
применение математические знания и представления для решения учебных задач, приобретение начального опыта применения математических знаний в повседневных ситуациях;
представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; выполнение устно и письменно арифметических действий с числами; нахождение неизвестный компонент арифметического действия; составление числовых выражений и нахождение их значений; накопление опыта решения текстовых задач;
приобретение в ходе работы с таблицами и диаграммами важных для практико-ориентированной математической деятельности умений, связанных с представлением, анализом и интерпретацией данных; извлечение необходимых данных из таблиц и диаграмм, заполнение готовых форм, объяснение, сравнение и обобщение информации, прогнозирование.
Содержание учебного предмета, курса
Числа от 1 до 100. Нумерация (18 ч.)
Новая счётная единица – десяток. Счёт десятками. Образование и название чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счёте.
Сравнение чисел.
Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношение между ними.
Длина ломаной.
Периметр прямоугольника.
Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты.
Монеты (набор и размен).
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.
Решение задач в два действия на сложение и вычитание.
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать:
- названия и последовательность чисел от 1 до100;
- названия компонентов и результатов « + » и « − »;
- таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.
Уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
- находить сумму и разность в пределах 100;
- чертить отрезок заказанной длины и измерять длину данного отрезка.
Сложение и вычитание (75 ч.)
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Числовое выражение и его значение.
Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Проверка сложения и вычитания.
Выражения с одной переменной вида а + 28, 43 – b.
Уравнение. Решение уравнения.
Решение уравнений вида 12 + х = 12, 25 – х = 20, х – 2 = 8 способом подбора.
Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат).
Свойство противоположных сторон прямоугольника.
Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.
Решение задач в 1—2 действия на сложение и вычитание.
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать:
- названия компонентов и результатов « + » и « - »;
- таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащие « + » и « - » (со скобками и без них);
Уметь:
- находить сумму и разность в пределах 100, в более лёгких случаях устно,
в более сложных письменно;
- находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащие «+ » и « - » (со скобками и без них);
- решать задачи в 1 – 2 действия на сложение и вычитание;
- находить длину ломаной, состоящей из 3 – 4 звеньев, периметр треугольника, четырёхугольника.
Умножение и деление (43 ч)
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения (точка) и деления: (две точки).
Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.
Переместительное свойство умножения.
Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3.
Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2—3 действия (со скобками и без них).
Периметр прямоугольника (квадрата).
Решение задач в одно действие на умножение и деление.
В результате изучения темы, обучающиеся 2 класса должны
Знать/понимать:
- название и обозначение действий умножения и деления.
Уметь:
- решать задачи в одно действие на умножение и деление.
- звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения во втором классе ученик научится:
называть:
- натуральные числа от 20 до 100 в прямом и обратном порядке, следующее (предыдущее) при счёте число;
- число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
- единицы длины, площади;
- компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное);
- геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);
сравнивать:
- числа в пределах 100;
- числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
- длины отрезков;
различать:
- отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
- компоненты арифметических действий;
- числовое выражение и его значение;
- российские монеты, купюры разных достоинств;
- прямые и непрямые углы;
- периметр прямоугольника;
читать:
- числа в пределах 100, записанные цифрами;
- записи вида 5 х 2 = 10, 12 : 4 = 3;
воспроизводить:
- результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
- соотношения между единицами длины: 1м = 100см, 1м = 10дм;
приводить примеры:
- однозначных и двузначных чисел;
- числовых выражений;
моделировать:
- десятичный состав двузначного числа;
- алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;
- ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;
распознавать:
- геометрические фигуры (многоугольники, прямоугольник, угол);
упорядочивать:
- числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;
характеризовать:
- числовое выражение (название, как составлено);
- многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);
анализировать:
- текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
- готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
- углы (прямые, непрямые);
- числа в пределах 100 (однозначные, двузначные);
конструировать:
- тексты несложных арифметических задач;
- алгоритм решения составной арифметической задачи;
контролировать:
- свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
оценивать:
- готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
- записывать цифрами двузначные числа;
- решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;
- вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приёмы вычислений;
- вычислять значения простых и составных числовых выражений;
- вычислять периметр прямоугольника (квадрата);
- заполнять таблицы, имея некоторый банк данных;
К концу обучения во втором классе ученик
получит возможность научиться:
формулировать:
- свойства умножения и деления;
- определения прямоугольника и квадрата;
- свойства прямоугольника (квадрата);
называть:
- вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;
- элементы многоугольника (вершины, стороны, углы);
читать:
- обозначение луча, угла, многоугольника;
различать:
- луч и отрезок;
характеризовать:
- расположение чисел на числовом луче;
- взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки);
решать учебные и практические задачи:
- выбирать единицу длины при выполнении измерений;
- обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
- указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата);
- изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;
- составлять несложные числовые выражения;
- выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.
Результаты освоения учебного предмета, курса
(личностные, метапредметные, предметные)
Программа обеспечивает достижение учениками 2 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений
Учащиеся должны уметь:
- использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
- использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
- использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
- осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
- использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
- осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и простые задачи:
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) на разностное и кратное сравнение;
- измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
- находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Числа от 1 до 100. Нумерация. | 18 |
2. | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. | 46 |
3. | Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (письменные вычисления). | 29 |
4. | Умножение и деление. | 26 |
5. | Табличное умножение и деление. | 17 |
Итого: | 136 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Коли-чество часов | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | |
1 четверть (32 ч.) ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. Нумерация (18 ч.) | |||||
1 | Повторение: числа от 1 до 20. | ||||
1 | Повторение: числа от 1 до 20. | ||||
1 | Счет десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100. | ||||
1 | Числа от 11 до 100. Образование и запись чисел от 20 до 100. | ||||
1 | Числа от 11до 100. Поместное значение цифр в записи числа. | ||||
1 | Однозначные и двузначные числа. | ||||
1 | Миллиметр. | ||||
1 | Миллиметр. Закрепление. | ||||
1 | Контрольная работа №1. | ||||
1 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Наименьшее трехзначное число. Число 100. | ||||
1 | Метр. Таблица единиц длины. | ||||
1 | Сложение и вычитание вида 35 + 5, 35 – 3 5, 35 – 30. | ||||
1 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. | ||||
1 | Единицы стоимости. Рубль. Копейка. | ||||
1 | Страничка для любознательных. | ||||
1 | Повторение пройденного. Тест. Что узнали. Чему научились. | ||||
1 | Контрольная работа №2. | ||||
1 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Страничка для любознательных. | ||||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. Сложение и вычитание (14 ч.) | |||||
1 | Задачи, обратные данной. | ||||
1 | Сумма и разность отрезков. | ||||
1 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. | ||||
1 | Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого. | ||||
1 | Закрепление изученного. Решение задач. | ||||
1 | Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам. | ||||
1 | Длина ломаной. | ||||
1 | Длина ломаной. Закрепление изученного. | ||||
1 | Страничка для любознательных. | ||||
1 | Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки. | ||||
1 | Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. | ||||
1 | Сравнение числовых выражений. | ||||
1 | Периметр многоугольника. | ||||
1 | Свойства сложения. | ||||
2 четверть (28 ч.) | |||||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. Сложение и вычитание (28 ч.) | |||||
1 | Применение переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. | ||||
1 | Закрепление изученного. | ||||
1 | Контрольная работа № 3. | ||||
1 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Проект: «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде». | ||||
1 | Страничка для любознательных. | ||||
1 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | ||||
1 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | ||||
1 | Подготовка к изучению устных приемов сложения и вычитания. | ||||
1 | Приемы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20. | ||||
1 | Приемы вычислений для случаев вида 36 – 2, 36 – 20. | ||||
1 | Приемы вычислений для случаев вида 26 + 4. | ||||
1 | Приемы вычислений для случаев вида 30 – 7. | ||||
1 | Приемы вычислений для случаев вида 60 – 24 | ||||
1 | Решение текстовых задач. Запись решения выражением. | ||||
1 | Решение текстовых задач. Запись решения выражением. | ||||
1 | Решение текстовых задач. Запись решения выражением. | ||||
1 | Приемы вычислений для случаев вида 26 + 7. | ||||
1 | Приемы вычислений для случаев вида 35 – 8. | ||||
1 | Приемы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 – 8. Закрепление. | ||||
1 | Закрепление изученных приемов вычислений. | ||||
1 | Страничка для любознательных. | ||||
1 | Повторение пройденного. Тест. Что узнали. Чему научились. | ||||
1 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | ||||
1 | Контрольная работа № 4. | ||||
1 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Буквенные выражения. | ||||
1 | Буквенные выражения. Закрепление. | ||||
1 | Уравнение. Решение уравнений методом подбора. | ||||
1 | Уравнение. | ||||
3 четверть (42 ч.) | |||||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. Сложение и вычитание (33 ч.) | |||||
1 | Проверка сложения. | ||||
1 | Проверка вычитания. | ||||
1 | Контрольная работа № 5. | ||||
1 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Закрепление изученного. | ||||
1 | Письменные вычисления. Сложение вида 45 + 23. | ||||
1 | Письменные вычисления. Вычитание вида 57 – 26. | ||||
1 | Проверка сложения и вычитания. | ||||
1 | Проверка сложения и вычитания. Закрепление изученного. | ||||
1 | Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. | ||||
1 | Решение задач. Закрепление изученного. | ||||
1 | Письменные вычисления. Сложение вида 37 + 48. | ||||
1 | Письменные вычисления. Сложение вида 37 + 53. | ||||
1 | Прямоугольник. | ||||
1 | Прямоугольник. | ||||
1 | Сложение вида 87 + 13. | ||||
1 | Решение задач. Закрепление изученного. | ||||
1 | Письменные вычисления: сложение вида 32 + 8, вычитание вида 32 + 8, 40 – 8. | ||||
1 | Вычитание вида 50 – 24. | ||||
1 | Страничка для любознательных. | ||||
1 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | ||||
1 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | ||||
1 | Контрольная работа № 6. | ||||
1 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Закрепление изученного. | ||||
1 | Вычитание вида 52 – 24. | ||||
1 | Закрепление изученного. Решение задач. | ||||
1 | Закрепление изученного. | ||||
1 | Свойство противоположных сторон прямоугольника. | ||||
1 | Закрепление изученного. | ||||
1 | Квадрат. | ||||
1 | Квадрат. | ||||
1 | Наши проекты. «Оригами». | ||||
1 | Страничка для любознательных. | ||||
1 | Повторение пройденного. Тест. Что узнали. Чему научились. | ||||
Умножение и деление (9 ч.) | |||||
1 | Конкретный смысл действия умножения. | ||||
1 | Конкретный смысл действия умножения. | ||||
1 | Прием умножения с использованием сложения. | ||||
1 | Задачи, раскрывающие смысл действия умножения. | ||||
1 | Периметр прямоугольника. | ||||
1 | Умножение единицы и нуля. | ||||
1 | Названия компонентов и результата действия умножения. | ||||
1 | Закрепление изученного. Решение задач. | ||||
1 | Переместительное свойство умножения. | ||||
4 четверть (34 ч.) | |||||
Умножение и деление (17 ч.) | |||||
1 | Переместительное свойство умножения. | ||||
1 | Конкретный смысл действия деления. | ||||
1 | Задачи, раскрывающие смысл действия деления. | ||||
1 | Задачи, раскрывающие смысл действия деления. | ||||
1 | Закрепление изученного. | ||||
1 | Названия компонентов и результата деления. | ||||
1 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | ||||
1 | Контрольная работа № 7. | ||||
1 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Умножение и деление. Закрепление. | ||||
1 | Связь между компонентами и результатом действия умножения. | ||||
1 | Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. | ||||
1 | Приемы умножения и деления на 10. | ||||
1 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. | ||||
1 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. | ||||
1 | Задачи на нахождение третьего слагаемого. | ||||
1 | Контрольная работа №8. | ||||
1 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | ||||
Числа от 1 до 100 Умножение и деление. Табличное умножение и деление (17 ч.) | |||||
1 | Умножение числа 2 и на 2. | ||||
1 | Приемы умножения числа 2. | ||||
1 | Деление на 2. | ||||
1 | Деление на 2. | ||||
1 | Закрепление изученного. Решение задач. | ||||
1 | Страничка для любознательных. | ||||
1 | Повторение пройденного.Что узнали. Чему научились. | ||||
1 | Умножение числа 3 и на 3. | ||||
1 | Умножение числа 3 и на 3. | ||||
1 | Деление на 3. | ||||
1 | Деление на 3. Закрепление изученного. | ||||
1 | Закрепление изученного. | ||||
1 | Контрольная работа №9. | ||||
1 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Деление на 3. | ||||
1 | Страничка для любознательных. | ||||
1 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | ||||
1 | Что узнали, чему научились во 2 классе? |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Критерии оценивания
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по математике должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспечения самостоятельности обучающихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деление. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающихся, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Однако последним придаётся наибольшее значение.
В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из её целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по математике во втором классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
Итоговый контроль по математике может проводиться в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.) или в виде тестирования. В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методические средства обучения:
Для обучения используются учебники, принадлежащие системе учебников УМК «Школа России»:
Учебники:
- Моро М.И. и др. Математика. Учебники для 2 класса начальной школы. В 2-х частях.– М.: Просвещение, 2016 г.
Дидактический материал:
- Таблицы «Цифры», «Числа и предметы» », «Таблица умножения», «Свойства арифметических действий».
- Демонстрационные дидактические таблицы: компоненты сложения и вычитания, части задачи, вопросы задачи и действия.
- Дидактический материал. Тренинговые карточки по математике.
Методическая литература:
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. М: Просвещение, 2011 г.
- Моро М.И. и др. Математика: Программа: 1-4 классы. http://prosv.ru
- Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М: Просвещение, 2014 г.
- Технология достижения планируемых результатов освоения начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир». Раздел Проверочные и учебно-методические материалы М: Просвещение, 2014г.
- Образовательная программа «Школа России». Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. http://prosv.ru
- Образовательная программа «Школа России». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования. http://prosv.ru
- УМК «Школа России» и новый стандарт. http://prosv.ru
Компьютерные и информационно-комуникативные средства
- Универсальные мультимедийные пособия (Диски CD-ROM) к учебникам М.И. Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. 2 класс», авторы С.И Волкова и др. М: Экзамен
Технические средства обучения
- Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц
- Персональный компьютер
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска «SmartBoard»
Оборудование класса
- Ученические одноместные столы с комплектом стульев
- Стол учительский
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий
Нормы оценок по математике
1. Контрольная работа (тематическая).
Работа, состоящая из примеров:
Оценка «5» – работа без ошибок.
Оценка «4» –1 грубая и 1–2 негрубые ошибки.
Оценка «3» – 2–3 грубые и 1–2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
Оценка «2» – 4 и более грубых ошибок.
Работа, состоящая из задач:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» – 1–2 негрубых ошибки.
Оценка «3» – 1 грубая и 3–4 негрубые ошибки.
Оценка «2» – 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида)
Оценка "5" ставится: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
Оценка "4" ставится: допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка "3" ставится: допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном
выполнении всех остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки, при
этом ход решения задачи должен быть верным.
Оценка "2" ставится: допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна
вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущено более 5
вычислительных ошибок.
Комбинированная работа, диагностическая работа
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий, допускается 1 ошибка и
исправления. Уровень высокий: 90% -100%.
Оценка "4" ставится, если ученик безошибочно выполнил не менее 3/4 заданий. Уровень
выше среднего: 65%- 89%.
Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
Уровень средний: 51% - 64%.
Оценка "2" ставится: если ученик не справился с большинством з ад ан и й .
Низкий уровень: менее 50
Грубые ошибки:
1. Вычислительные ошибки в примерах и задачах.
2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий,
лишние действия).
4. Не решённая до конца задача или пример.
5. Невыполненное задание.
6. Ошибки при выполнении чертежа.
Негрубые ошибки:
1. Неверно сформулированный ответ задачи.
2. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
3.Недоведение до конца преобразований.
4.Нерациональный прием вычислений.
5. Неправильно поставленный вопрос к действию при решении задачи.
За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не
снижается.
За неряшливо оформленную работу оценка по математике может быть снижается
на 1 балл, но не ниже «3», и не в контрольной итоговой работе.
2.Математический диктант
Оценка "5" ставится: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка "4" ставится: не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
Оценка "3" ставится: не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа.
Оценка "2" ставится: не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.
3.Тест
Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий
Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий
Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий.
Оценка за исправления не снижается. Учитывается только последнее написание.
4. Самостоятельная работа. Носит обучающий характер.
На выполнение самостоятельной работы отводится:
2 класс – 15-20 мин., 3-4 класс – 10-15 мин.
Оценка «5» - если работа содержит не более 2 недочётов.
Оценка «4» - если сделано не менее 75% объёма работы.
Оценка «3» - если сделано не менее 50% объёма работы.
Итоговая контрольная работа за 2 класс
Вариант 1.
- Реши задачу:
В магазине было 100 кг красных и жёлтых яблок. За день продали 12 кг желтых и 18 кг красных яблок. Сколько килограммов яблок осталось?
- Вычисли, записывая решение столбиком, и сделай проверку:
54 + 38 = 62 – 39 =
- Вычисли:
6 ∙ 2 = 16 : 8 = 92 – 78 + 17 =
20 : 2 = 2 ∙ 4 = 60 – (7 + 36) =
- Сравни и поставь вместо звёздочки знак «<», «>» или «=»:
- дес. * 4 ед. 5 дм * 9 см 90 – 43 * 82 - 20
- ед. * 1 дес. 4 дм 7 см * 7 дм 4 см 67 + 20 * 50 + 34
- Начерти прямоугольник со сторонами 6 и 2 см. Найди его периметр.
6 *. У Марины было 50 рублей. Папа дал ей 3 монеты. Всего у неё стало 70 рублей.
Какие монеты дал папа Марине?
Вариант 2.
- Реши задачу:
В куске было 100 м ткани. На пошив блузок израсходовали 24 м, а платьев – 36 м. Сколько метров ткани осталось?
- Вычисли, записывая решение столбиком, и сделай проверку:
47 + 29 = 83 – 27 =
- Вычисли:
7 ∙ 2 = 18 : 2 = 70 – 8 + 37 =
10 : 5 = 2 ∙ 8 = 84 – (56 + 25) =
- Сравни и поставь вместо звёздочки знак «<», «>» или «=»:
6 дес. * 6 ед. 8 см * 6 дм 60 – 38 * 54 - 30
5 ед. * 2 дес. 3 дм 4 см * 4 дм 3 см 48 + 50 * 60 + 39
- Начерти квадрат со стороной 5 см. Найди его периметр.
6 *. Если каждый из трёх мальчиков возьмёт из вазы по 4 абрикоса, в вазе останется ещё один абрикос. Сколько абрикосов было в вазе?
Лист корректировки
календарно-тематического планирования
№ п/п | Причина корректировки | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по математике во 2 классе
на 2017-2018 учебный год
I четверть (32 ч.) | II четверть (28 ч.) | III четверть (41 ч.) | IV четверть (35 ч.) | ||||||||
№ п/п | Тема | Кол-во часов | № п/п | Тема | Кол-во часов | № п/п | Тема | Кол-во часов | № п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Числа от 1 до 100. Нумерация | 18 ч. | 1. | Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 | 28 ч. | 1. | Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (продолжение) | 33 ч. | 1. | Умножение и деление чисел от 1 до 100 (продолжение) | 18 ч. |
2. | Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 | 14 ч. | Контрольных работ - 2 | 2. | Умножение и деление чисел от 1 до 100 | 8 ч. | 2. | Табличное умножение и деление | 17 ч. | ||
Контрольных работ - 2 | Тестов - 1 | Контрольных работ - 2 | Контрольных работ - 3 | ||||||||
Тестов - 1 | Проектов - 1 | Тестов - 1 | Тестов - 1 | ||||||||
Проектов - 1 | |||||||||||
Итого: | 32 ч. | 28 ч. | 41 ч. | 35 ч. | |||||||
Итого за год: | 136 ч. |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ________________________ ________________________ ________________________ ________________________ Протокол заседания ШМО От________2017г. № _____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ________________________ ________________________ | УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 2 Александрова Е.В. ________________________ Приказ от 2017г. № |
Рабочая программа
учебного курса «Юный математик»
во 2 классе на 2017-2018 учебный год
учителя Брюховец Оксаны Васильевны
г. Покачи
2017г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Юный математик» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предназначена для обучения учащихся 2- х классов.
Место курса «Юный математик» в учебном плане:
Общий объём учебного времени составляет во 2 классе – 34 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 40 минут.
Курс «Юный математик» способствует развитию математических способностей учащихся и формированию умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности, формированию элементов логической и алгоритмической грамотности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная рабочая программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
В процессе развития основных содержательных линий (изучение чисел, изучение действий, изучение величин и их измерение, знакомство с элементами алгебры и геометрии, работа с задачами) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, решению комбинаторных задач.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
формировать основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;
Задачи:
развивать математический образ мышления;
развивать образное и логическое мышление, пространственное воображение, математическую речь, волевые и эмоционально нравственные качества личности;
воспитывать интерес к математике как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и
способствующей тем самым познанию окружающего мира;
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать
выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение
занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других
математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного
материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к
проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Содержание курса математики строится на основе:
- системно-деятельностного подхода;
- системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько
новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить
самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому найти выход – ответ.
Особое внимание уделяется изучению геометрического материала. Геометрические понятия у учащихся вырабатываются и формируются с опорой на их практический опыт, который приобретается в процессе работы с разными материалами: лепка из пластилина, вырезание и склеивание развёрток, моделирование новых фигур из частей данной, черчение, измерение, образование фигур на подвижных моделях.
Во втором классе геометрические понятия осознаются на наглядном уровне, путём воспроизведения геометрических образов: черчение, вырезание, моделирование. Происходит накопление представлений об отличительных признаках различных геометрических форм. Учащиеся знакомятся с пространственными фигурами.
Большое значение в развитии геометрических знаний принадлежит логическому мышлению. Выполняя задания, учащиеся учатся анализировать результаты наблюдений, устанавливать аналогии, делать обобщения и выводы, обосновывать их. На развитие логического мышления, а также пространственного воображения направлены задания, имеющие несколько вариантов решения, задания на конструирование, задания поискового характера.
Курс учитывает возрастные особенности младших школьников. Задания интересны и доступны обучающимся, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития. Для тех школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Особенности содержания и организации учебной деятельности школьников:
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия способствуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. После самостоятельной работы проводится под руководством педагога проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у учащихся.
Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Любая математическая задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, головоломке. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» – необычность постановки вопроса заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, при формировании временных представлений. Головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах. Предлагаемые задания познакомят учащихся с основными понятиями геометрии, помогут развить пространственное воображение, сформировать логическое и геометрическое мышление. Будут содействовать общему развитию, побуждать к творческому подходу при изучении математики. Преобразование фигур, перекладывание палочек по заданному образцу, или по собственному замыслу способствуют формированию важных качеств личности ребенка, таких как: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность; у учащихся вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы курса, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет учащимся успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все задания в курсе выстроены последовательно, логично. Вопросы и упражнения рассчитаны на работу ученика на занятии. Для эффективности работы следует опираться на индивидуальную деятельность с последующим обсуждением полученных результатов.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических листков;
участие в математической олимпиаде;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность;
самостоятельная работа;
творческие работы.
Ценностными ориентирами содержания данного курса
являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и
проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе общения на занятиях.
Для достижения поставленных целей
планируется использование образовательных технологий:
информационно-коммуникационная технология;
технология проблемного обучения;
технология развивающего обучения;
технология личностно ориентированного образования;
технология моделирующего обучения;
здоровьесберегающая технология.
Личностными результатами обучающихся являются:
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности
предмета (явления, события, факты);
способность характеризовать собственные знания по предмету, формировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных
математических задач могут быть им успешно решены;
познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач;
умение моделировать, решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами обучающихся являются:
освоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и
использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач;
умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
Содержание программы
Числа. Многозначные числа. Арифметические действия. Интересные приемы устного счёта. Величины.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: выполнение решения в числовых цепочках, отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения – математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения», «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин».
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 20; 100; 1000», «Вычитание в пределах 20; 100; 1000», «Умножение», «Деление».
Мир занимательных задач, математические сказки.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Использование набора данных, приводящих к решению с минимальным числом действий. Выбор рационального пути решения.
Задачи, имеющие несколько вариантов решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Графическое моделирование связей между данными и искомым. Составление аналогичных задач и заданий. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом подбора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Задачи в стихах. Математические задачки-шутки. Занимательные задачи. Логические задачи для юных математиков. Задачи повышенной трудности. Нестандартные задачи. Комбинаторные задачи. Старинные задачи. Задачи на переливание.
Решение олимпиадных задач.
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Понятие меры как средства измерения длины. Измерение разными мерками, анализ измерений. Сравнение длин отрезков с помощью циркуля, построение суммы и разности отрезков с помощью циркуля и линейки.
Выделение различных признаков сравнения объектов (цвет, форма, размер, ориентация на плоскости и в пространстве) путём наблюдения.
Сравнение, классификация предметов по геометрическим признакам. Сопоставление объектов из окружающего мира с пространственными фигурами (шар, цилиндр, прямоугольный параллелепипед, куб). Введение понятий «точка», «линия», «прямая», «луч», «отрезок», «ломаная» через геометрические образы. Построение орнамента, незаконченного рисунка по клеткам путём анализа взаимного расположения линий, выявления закономерностей в рисунке. Линия как контур плоской и объёмной фигуры. Ориентация на плоскости, развитие глазомера путём достраивания незаконченной линии. Достраивание незаконченных рисунков с элементами симметричных фигур.
Введение понятия «угол», элементы угла, виды углов. Треугольники, классификация треугольников по углам, соотношению сторон.
Выделение треугольников, образованных диагоналями прямоугольника, определение их вида. Решение задач на построение треугольников.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Различные варианты разбиения шестиугольника на части, моделирование из этих частей новых фигур. Достраивание незавершённых рисунков, следуя инструкции.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля по образцу, по собственному замыслу.
Понятия «плоскость», «пространство» на наглядно-образном уровне. Свойства плоскости. Выделение объектов, являющихся моделями плоскости. Сравнение плоских и пространственных фигур. Создание из пластилина моделей пространственных фигур.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Описание и сравнение свойств, элементов объёмных фигур на плоскости.
Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида (по выбору учащихся).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
1. | Различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную. | 1 | ||
2. | Арифметические действия, числовые и буквенные ребусы. Игра «На лесной полянке» | 1 | ||
3. | Строить многоугольники из соответствующего количества палочек. Графический диктант. | 1 | ||
4. | Логические упражнения и задачи | 1 | ||
5. | Задачи в стихах. Шуточные задачи и загадки. | 1 | ||
6. | Числа от 11 до 100. Образование и запись чисел от 20 до 100. | 1 | ||
7. | Однозначные и двузначные числа. | 1 | ||
8. | Сложение и вычитание вида 35 + 5, 35 – 3 5, 35 – 30. | 1 | ||
9. | Задачи-шутки. Весёлые вопросы. | 1 | ||
10. | Решение задач. | 1 | ||
11. | Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам. | 1 | ||
12. | Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки | 1 | ||
13. | Периметр многоугольника. | 1 | ||
14. | Проект: «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде». | 1 | ||
15. | Приемы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20. | 1 | ||
16. | Приемы вычислений для случаев вида 30 – 7. | 1 | ||
17. | Логические упражнения и задачи | 1 | ||
18. | Решение текстовых задач. Запись решения выражением. | 1 | ||
19. | Приемы вычислений для случаев вида 26 + 7, 35 – 8. | 1 | ||
20. | Буквенные выражения. | 1 | ||
21. | Уравнение. Решение уравнений методом подбора. | 1 | ||
22. | Решение ребусов | 1 | ||
23. | Письменные вычисления. Вычитание вида 57 – 26. | 1 | ||
24. | Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. | 1 | ||
25. | Прямоугольник. | 1 | ||
26. | Задачи на логику | 1 | ||
27. | Письменные вычисления: сложение вида 32 + 8, вычитание вида 32 + 8, 40 – 8. | 1 | ||
28. | Квадрат. | 1 | ||
29. | Наши проекты. «Оригами». | 1 | ||
30. | Периметр прямоугольника. | 1 | ||
31. | Конкретный смысл действия умножения. | 1 | ||
32. | Задачи, раскрывающие смысл действия умножения. | 1 | ||
33. | Умножение числа 2 и на 2. | 1 | ||
34. | Заключительное занятие | 1 |
Планируемые результаты изучения учебного курса:
Личностные результаты
Освоение курса «Юный математик» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: У обучающегося будут сформированы: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности – качества необходимые в практической деятельности любого человека; чувства справедливости, ответственности; самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления.
Обучающийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задачи;
умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения.
Метапредметные результаты
Изучение курса «Занимательная математика» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
осуществлять пошаговый контроль за правильностью и полнотой выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения задачи, построения геометрической фигуры.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
моделировать ситуации, требующие упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости, времени), описывать явления и события с использованием величин;
анализировать, находить геометрические объекты в повседневной жизни (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления;
планировать ход решения задачи, выполнение задания на измерение, вычисление, построение; сравнивать разные способы вычислений, решения задачи, выбирать рациональный способ решения; классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, времени);
находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп; овладевать основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобрести необходимые
вычислительные навыки.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
координировать свои действия с действиями партнёров;
подчинять свое поведение нормам и правилам.
Обучающийся получит возможность научиться:
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы по существу;
самостоятельно и совместно с педагогом планировать деятельность и сотрудничество.
Предметные результаты
В ходе изучения курса обучающимся на ступени начального общего образования обеспечиваются условия для достижения следующих
предметных результатов:
Обучающийся научится:
использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и
пространственных отношений;
выделять из множества один ли несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством; находить и показывать пары симметричных точек в данной осевой симметрии; определять ось симметрии фигуры путём её перегибания; называть фигуру, изображённую на рисунке: точку, круг, треугольник, квадрат, пятиугольник; различать шар и круг, куб и квадрат, многоугольники (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник); ориентироваться в пространстве и на листе нелинованной бумаги;
штриховать предметы и их части;
дополнять заданный рисунок недостающей фигурой;
составлять из геометрических фигур заданные предметы;
свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вверх наискосок слева
направо», «вниз наискосок слева направо» и другие, самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на
клетчатой бумаге.
Обучающийся получит возможность научиться:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
решать нестандартные и нетиповые задачи;
находить простейшую закономерность, продолжать выявленную закономерность;
выделять из множества предметов один или несколько предметов, обладающих указанным свойством; выполнять классификацию;
осуществлять простейшие наблюдения по плану и самостоятельно;
сравнивать, классифицировать геометрические фигуры;
делать выводы и обобщения;
решать простые геометрические, логические задачи, ребусы, головоломки.
Перечень учебно-методического обеспечения:
1.Математика. Геометрия. Знакомство с фигурами. /Е.П. Бененсон, Е.В. Вольнова, Л.С. Итина/ Под ред. Е.П. Бененсон. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. – 64 с.: ил.
2.Олимпиадные задания по математике, русскому яыку и курсу «Окружающий мир»: /Т.Н. Максимова/ – М.:ВАКО, 2012. – 144 с. –
3.Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. – 2-е изд., испр. и доп. /А.З. Зак/ – М.: АРКТИ, 2012. – 144 с. (Библиотека психолога-практика). .
4.Нестандартные задачи на уроках математики во втором классе. /Г.Г.Г Левитас/ – М.: Илекса, 2002, – 52 с.
Информационно – коммуникативные средства:
Адреса сайтов в Интернете:
http://www.nachalka.ru – учебно – методическая помощь;
http://www.mathworld.ru – задания на развитие логического мышления.
Компьютерные программы:
презентации – Microsoft Office PowerPoint;
аудио и видео: Windows Media Player;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...