«Единицы длины. Километр»
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Открытый урок по математике в 4 классе «Единицы длины. Километр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4kl_kilometr_batishcheva.docx27.25 КБ
Файл prezentatsiya_kilometr_batishcheva.pptx608.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 станицы Фастовецкой

имени героя Советского Союза Константина Тимофеевича Першина                                    муниципального образования Тихорецкий район

Открытый урок

 по математике

в 4 классе

 «Единицы длины. Километр»

Учитель: Батищева Оксана Александровна

Урок математики в 4-м классе "Единицы длины. Километр"

Цели урока:

Основные предметные:

  • формирование умений выражать длину в заданных единицах (м>км, км >м);
  • сравнивать предметы по длине; решать текстовые задачи, содержащие единицы длины;
  • совершенствовать умение читать, записывать, сравнивать многозначные числа;
  • отработка вычислительных навыков;
  • развитие образного, пространственного и логического мышления, воображения, речи и внимания;
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Основные общеучебные: 

  • формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

Оборудование: 

учебник Моро М. И. "Математика" 4 класс, компьютер, проектор, презентация, карта-план путешествия, карточки для индивидуальной проверки знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок. 

(Слайд № 2)

Сегодня прекрасный осенний день.

У меня отличное настроение.

Я буду внимательно слушать учителя.

                И у меня все получится

- Но урок у нас сегодня непростой. Я предлагаю вам отправиться в путешествие. А вот на каком виде транспорта мы будем путешествовать, вы отгадаете сами:

                                                 Далеко-далеко

                                                 По железному пути,

Может этот молодец

                  Весь поселок увезти.  (ПОЕЗД)

(слайд 3)

- Да, это поезд. Он скоростной, потому что за 40 минут мы должны узнать многое.  

  1. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
  1. Проверка домашнего задания на листочках (1 работу для проверки под камеру – самопроверка,  самооценка)
  2. Индивидуальная проверка знаний. Работа по карточкам. (В это же время - 5 чел.)

Фамилия ____________________                        Фамилия __________________

Вычисли:                                                                  Вычисли:

199 999 + 1 = 200 000                                              4200 · 10 = 42 000

500 000 – 1 = 499 999                                              4200 + 10 = 4 210

57 208 · 10 = 572 080                                               3100 : 100 = 31

350 – 150 : 5 =320                                                    1020 · 100 =102 000

900 – 600 : 6 = 800                                                   3100 – 100 = 3000

200 : ( 310 – 300 ) : 5 = 4                                          61000 : 1000 = 61

Фамилия _________________                            Фамилия ___________________

Напиши число, в котором:                                     Напиши число, в котором:

40 тыс. 60 ед. = 40 060                                           101 тыс. 10 ед. = 101 010

40 тыс. 6 ед. =  40 006                                             9тыс. 9 ед. = 9 009

10 тыс. 1 ед. =  10 001                                             9 тыс. 90 ед. = 9 090

Вычисли:                                                                 Вычисли:

30 000 : 100 · 1000 = 300 000                                  ( 160 + 40 ) · 5 = 1000

30 000 : 1000 · 100 = 3 000                                      170 + 30 · 4 = 290

2000 · 10 = 20 000                                                     290 – 90 · 3 = 20

50 100 : 100 = 501                                                     ( 480 – 80 ) · 2 = 800

Фамилия __________________                  

Сравни ( < , > , = ):                                    Вычисли:                                            

94 875 … 94 895                                            43 – ( 13 + 7 · 2 ) = 16

200 030 … 200 003                                        20 + 40 : ( 10 – 5 ) = 28

99 999 … 100 000                                          40 – 32 : 8 : 2 = 38

10 000 … 9 999

  1. Повторение пройденного материала – арифметический диктант.

(Слайд 4 -10)

 – самопроверка, самооценка (уч-ся карандашом ставят «+» и « - «).

III. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи).

1. Сообщение темы урока. (слайд 11)

- Расположите данные числа в порядке возрастания и вы узнаете, как называется раздел учебника, изучение которого мы начнём на этом уроке.

76

88

107

184

520

864

921

985

В

Е

Л

И

Ч

И

Н

Ы

                

- Назовите величины: (слайд 12)

- Одинаковые ли величины вы назвали?

- Что измеряют этими величинами?

- Распределите их по группам: ед. длины, ед. времени, денежные единицы, ед.площади.(уч-ся самостоятельно в тетрадях, затем проверяют по доске).

- Назовите единицы длины: 1 см, 1дм, 1м, 1 мм. Какая из них наименьшая?

- Наибольшая?

- Предлагаю вам сегодня отправиться в увлекательное путешествие по теме «Единицы длины» на поезде. А с какой новой единицей длины мы сегодня познакомимся вы узнаете сами. (слайд 13)

2. Открытие нового знания с сообщением дополнительных сведений о других мерах длины.

- Без чего нельзя отправиться в путешествие? (Что необходимо водителю в пути?) маршрут, карта.

-У вас у каждого на парте лежит карта, по которой мы будем путешествовать. Рассмотрите её, назовите города на карте: Тихорецк, Краснодар, Новороссийск, Геленджик, Сочи. Что вы можете сказать об этих городах?

- Назовите расстояние между этими городами: 165 000 м, 150 000 м, 30 000 м, 250 000 м.

- Удобно ли использовать эти единицы длины для измерения расстояний между населенными пунктами?

- Кто знает, какой единицей измеряются большие расстояния? (километр) (слайд 14)

- Из каких двух частей образовалось это слово? (кило + метр)

Кило... (франц. kilo..., от греч. chilioi - тысяча), приставка для образования наименований кратных единиц, по размеру равных 1000 исходных единиц.

- Если кило - тысяча, то сколько метров в 1 километре? (1 км = 1000 м)

- Как будем писать это слово сокращенно? (километр - км) (на листе на доску)  (слайд 14)

- Всегда ли пользовались этими единицами длины?

- А кто знает, какие меры длины раньше использовали на Руси? (сажень (маховая, косая), верста, локоть, аршин, вершок)(на листе на доску)

- Маховая сажень – 1м 76 см – расстояние между раскинутыми в стороны руками. (слайд 15)

 -Косая сажень -  2м 48см – расстояние между кончиками пальцев вытянутой вверх руки и пальцами противоположной ноги.  (слайд 16)

У него косая сажень в плечах – это выражение вам наверняка приходилось слышать. Применялось оно как характеристика человека с очень широкими плечами. На самом деле людей с такими плечами просто не существует!

- Так у древних египтян основной мерой длины служил ЛОКОТЬ – расстояние от конца пальцев до согнутого локтя (Слайд 16)

- Аршин – 71см. Слово пришло к нам с Востока. Приезжие купцы торговали невиданными тканями: китайским шелком, индийской парчой, бархатом, которые отмеряли АРШИНАМИ. Восточные купцы, отмеряя ткани, обходились без всяких метров: ткань они натягивали на собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами.     Мера была хоть и очень удобной – руки всегда при себе, - но был у неё существенный недостаток: руки, к сожалению, у всех разные.  У одних они были длинные, у других короткие. Хитрые купцы быстро соображали, что нужно искать приказчиков с руками покороче: тот же  кусок, а аршинов больше.

 (слайд 17) – А кто знает где у человека длина 1 метр? (от плеча до кончиков пальцев руки

- ВЕРШОК – это длина верхней части пальца -  4см 4мм.

- А о каком человеке можно сказать «От горшка два вершка»? (слайд 18)

- Два вершка – это около 9см. Людей такого роста. Не бывает. В чем же разгадка? Дело в том, что при указании роста человека раньше счет велся после 2 аршин, т.е после 142, 24см . Значит, от горшка два вершка – это чуть больше полутора метров.

3. Физминутка  (слайд 18) покажите меры длины(локоть, аршин, маховая сажень, косая сажень, 1 метр)

- Удобно ли этими старинными единицами измерять расстояния?

- Прочтите материал учебника.

4. Чтение параграфа в учебнике на стр. 38.

- Как называется новая единица измерения длины?

- Как она обозначается кратко?             - Сколько в 1 км метров?

5. Первичное закрепление.

- Переведите расстояние между городами Краснодарского края в новую единицу длины (прямо на карте с комментированием)

- Посчитайте, какое расстояние надо проехать из Тихорецка в Сочи (595 км)

- Возможно ли проехать это расстояние за 1 день?

- Так как мы с вами больше пешеходы, чем водители, решим задачу о пешеходах.

IV. Включение нового знания  в систему знаний и повторение.

1. Решение задачи № 153 (1) (слайд 19)

- Как могут двигаться 2 человека? (друг за другом, навстречу, в разные стороны)

- Чтение задачи вслух.

- Рассмотрите первый чертеж. Назовите известные данные задачи.

- Как на чертеже показано расстояние между остановками?( отрезок, 1 км)

- Какой путь прошёл первый? (160 м) Второй? (140 м)

- Как движутся люди? (навстречу друг другу) Как показано на чертеже направление движения? (стрелками)

- Из каких частей (отрезков) состоит все расстояние? (из того, что прошёл первый пешеход, второй и оставшееся расстояние)

- Так какое условие надо добавить в задачу?(навстречу друг другу)

- Можем мы приступить к решению задачи с такими данными? (нет, т.к. разные единицы измерения)

- Что необходимо сделать? (перевести 1 км в 1000 м)

-Решение задачи с объяснением. 1 ученик у доски. Оценивание.

1 км = 1000 м (записать в тетрадь, подчеркнуть)

160 + 140 = 300 (м) – прошли оба пешехода

1000 - 300 = 700 (м) - расстояние между пешеходами

Ответ: 700 метров.

- Какую новую единицу длины использовали при решении задач?

- Что пришлось сделать с километрами, чтобы правильно решить задачу? (перевести в метры)

2. Выполнение задания № 154 самостоятельно по рядам с последующей проверкой (2 человека у доски)

3. Повторение единиц длины (слайд 20,21)

VI. Рефлексия деятельности.

1.  Итог урока. Оценивание работы. 

- С какой новой единицей длины познакомились?

- Сколько метров в 1 километре?

- Для чего используется эта единица длины?

- Отметьте в личной карточке своё отношение к сегодняшнему уроку (можно словами и значками) (слайд 22)

2. Домашнее задание. (слайд 23)

 - стр.34-35 № 8, 13


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математика Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3 ст.Фастовецкой Батищева Оксана Александровна

Слайд 2

Сегодня прекрасный осенний день. У меня отличное настроение. Я буду внимательно слушать учителя. И у меня все получится. Подготовка к уроку:

Слайд 4

9899, 10003 Запиши число, которое на 1 больше,чем 9900,10004

Слайд 5

Запиши число, которое содержит 30 единиц класса тысяч 30000

Слайд 6

700000, 100000, 100003 Запиши число, которое на 1 меньше,чем 699999,99999,100002

Слайд 7

Запиши число, которое содержит 572 десятка 5720

Слайд 8

Запиши число 100 , а рядом число, которое в 100 раз больше его. 100, 10000

Слайд 9

Сколько всего сотен в числе 230454 ? 2304сот.

Слайд 10

8025= Представь в виде суммы разрядных слагаемых 8000+20+5

Слайд 11

76 88 107 184 520 864 921 985 В Е Л И Ч И Н Ы 107 520 88 864 985 184 921 76 Л Ч Е И Ы И Н В

Слайд 12

1мм 1см 1 коп . 1мин. 1дм² 1м 1дм 1руб. 1см² 1 час Распределите единицы по группам Ед. длины ед. времени денежные ед. ед. площади 1 мм 1 см 1 дм 1 м 1 мин 1 час 1 коп. 1 руб. 1 см² 1 дм²

Слайд 13

Краснодар Карта Геленджик Новороссийск Тихорецк Сочи 165 000м 150 000м 250 000м 30 000м

Слайд 14

Тема Единица длины К И Л О М Е Т Р 1 км = 1000 м

Слайд 15

сажень маховая; косая

Слайд 16

локоть верста

Слайд 17

аршин вершок

Слайд 18

физминутка

Слайд 19

Тема Единица длины К И Л О М Е Т Р 1 км = 1000 м

Слайд 20

Краснодар Карта Геленджик Новороссийск Тихорецк Сочи 165 км 150 км 250 км 30 км

Слайд 21

160 м ? 1 4 0 м 1км Реши задачу

Слайд 22

Догадайся какой единицей измерения пользовались Ширина стола 6 Высота дерева 12 Толщина книги 20 дм мм м

Слайд 23

Догадайся какой единицей измерения пользовались Длина карандаша 13 Путь от города до дома 18 см км

Слайд 24

Я узнал… Я научился… Знания пригодятся мне для… Моё настроение…

Слайд 25

Домашнее задание Стр.37 правило, Стр. 34-35 № 8, 13

Слайд 26

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единицы длины. Километр. 4 класс

Конспект урока + презентация. Вы совершите увлекательное путешествие, изучая новый материал по теме "Единицы длины.Километр." Урок получился интересный. Экономьте свое время!Добавляя к этому материалу...

Урок по математике "Единицы длины. Километр." 4 класс

Предлагаю презентацию к уроку "Единицы длины. Километр." 4 класс по программе "Школа России"....

Единицы длины. Километр. Урок математики 4 класс

На уроке учащиеся знакомятся с новой единицей длины - километром,закрепляют  представление об использовании единицы длины - километр на практике, о соотношении с другими известными мерами д...

Единицы длины. Километр

Цели урока:1.Познакомить детей с названием новой меры длины.2. Дать представление об использовании единицы измерения 1км на практике.3.Научить находить соотношение с другими единицами длины.4.Учить ср...

Урок математики в 3 кассе по теме "Единицы длины. Километр".

Урок изложен в соответствии с ФГОС, с применением презентации. По программе "Школа 2100" автор Т. Е. Демидова, С. А. Козлова....

Конспект урока по математике с презентацией 4 класс по теме "Единицы длины. Километр."

Познакомить с новой единицей измерения длины – километр; совершенствовать умение читать, записывать, сравнивать многозначные числа. Развивать логическое мышление и умение творчески подходить к ре...