«Единицы длины. Километр»
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
Открытый урок по математике в 4 классе «Единицы длины. Километр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4kl_kilometr_batishcheva.docx | 27.25 КБ |
prezentatsiya_kilometr_batishcheva.pptx | 608.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 станицы Фастовецкой
имени героя Советского Союза Константина Тимофеевича Першина муниципального образования Тихорецкий район
Открытый урок
по математике
в 4 классе
«Единицы длины. Километр»
Учитель: Батищева Оксана Александровна
Урок математики в 4-м классе "Единицы длины. Километр"
Цели урока:
Основные предметные:
- формирование умений выражать длину в заданных единицах (м>км, км >м);
- сравнивать предметы по длине; решать текстовые задачи, содержащие единицы длины;
- совершенствовать умение читать, записывать, сравнивать многозначные числа;
- отработка вычислительных навыков;
- развитие образного, пространственного и логического мышления, воображения, речи и внимания;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Основные общеучебные:
- формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Оборудование:
учебник Моро М. И. "Математика" 4 класс, компьютер, проектор, презентация, карта-план путешествия, карточки для индивидуальной проверки знаний.
Ход урока
- Организационный момент. Психологический настрой на урок.
(Слайд № 2)
Сегодня прекрасный осенний день.
У меня отличное настроение.
Я буду внимательно слушать учителя.
И у меня все получится
- Но урок у нас сегодня непростой. Я предлагаю вам отправиться в путешествие. А вот на каком виде транспорта мы будем путешествовать, вы отгадаете сами:
Далеко-далеко
По железному пути,
Может этот молодец
Весь поселок увезти. (ПОЕЗД)
(слайд 3)
- Да, это поезд. Он скоростной, потому что за 40 минут мы должны узнать многое.
- Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
- Проверка домашнего задания на листочках (1 работу для проверки под камеру – самопроверка, самооценка)
- Индивидуальная проверка знаний. Работа по карточкам. (В это же время - 5 чел.)
Фамилия ____________________ Фамилия __________________
Вычисли: Вычисли:
199 999 + 1 = 200 000 4200 · 10 = 42 000
500 000 – 1 = 499 999 4200 + 10 = 4 210
57 208 · 10 = 572 080 3100 : 100 = 31
350 – 150 : 5 =320 1020 · 100 =102 000
900 – 600 : 6 = 800 3100 – 100 = 3000
200 : ( 310 – 300 ) : 5 = 4 61000 : 1000 = 61
Фамилия _________________ Фамилия ___________________
Напиши число, в котором: Напиши число, в котором:
40 тыс. 60 ед. = 40 060 101 тыс. 10 ед. = 101 010
40 тыс. 6 ед. = 40 006 9тыс. 9 ед. = 9 009
10 тыс. 1 ед. = 10 001 9 тыс. 90 ед. = 9 090
Вычисли: Вычисли:
30 000 : 100 · 1000 = 300 000 ( 160 + 40 ) · 5 = 1000
30 000 : 1000 · 100 = 3 000 170 + 30 · 4 = 290
2000 · 10 = 20 000 290 – 90 · 3 = 20
50 100 : 100 = 501 ( 480 – 80 ) · 2 = 800
Фамилия __________________
Сравни ( < , > , = ): Вычисли:
94 875 … 94 895 43 – ( 13 + 7 · 2 ) = 16
200 030 … 200 003 20 + 40 : ( 10 – 5 ) = 28
99 999 … 100 000 40 – 32 : 8 : 2 = 38
10 000 … 9 999
- Повторение пройденного материала – арифметический диктант.
(Слайд 4 -10)
– самопроверка, самооценка (уч-ся карандашом ставят «+» и « - «).
III. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи).
1. Сообщение темы урока. (слайд 11)
- Расположите данные числа в порядке возрастания и вы узнаете, как называется раздел учебника, изучение которого мы начнём на этом уроке.
76 | 88 | 107 | 184 | 520 | 864 | 921 | 985 |
В | Е | Л | И | Ч | И | Н | Ы |
- Назовите величины: (слайд 12)
- Одинаковые ли величины вы назвали?
- Что измеряют этими величинами?
- Распределите их по группам: ед. длины, ед. времени, денежные единицы, ед.площади.(уч-ся самостоятельно в тетрадях, затем проверяют по доске).
- Назовите единицы длины: 1 см, 1дм, 1м, 1 мм. Какая из них наименьшая?
- Наибольшая?
- Предлагаю вам сегодня отправиться в увлекательное путешествие по теме «Единицы длины» на поезде. А с какой новой единицей длины мы сегодня познакомимся вы узнаете сами. (слайд 13)
2. Открытие нового знания с сообщением дополнительных сведений о других мерах длины.
- Без чего нельзя отправиться в путешествие? (Что необходимо водителю в пути?) маршрут, карта.
-У вас у каждого на парте лежит карта, по которой мы будем путешествовать. Рассмотрите её, назовите города на карте: Тихорецк, Краснодар, Новороссийск, Геленджик, Сочи. Что вы можете сказать об этих городах?
- Назовите расстояние между этими городами: 165 000 м, 150 000 м, 30 000 м, 250 000 м.
- Удобно ли использовать эти единицы длины для измерения расстояний между населенными пунктами?
- Кто знает, какой единицей измеряются большие расстояния? (километр) (слайд 14)
- Из каких двух частей образовалось это слово? (кило + метр)
Кило... (франц. kilo..., от греч. chilioi - тысяча), приставка для образования наименований кратных единиц, по размеру равных 1000 исходных единиц.
- Если кило - тысяча, то сколько метров в 1 километре? (1 км = 1000 м)
- Как будем писать это слово сокращенно? (километр - км) (на листе на доску) (слайд 14)
- Всегда ли пользовались этими единицами длины?
- А кто знает, какие меры длины раньше использовали на Руси? (сажень (маховая, косая), верста, локоть, аршин, вершок)(на листе на доску)
- Маховая сажень – 1м 76 см – расстояние между раскинутыми в стороны руками. (слайд 15)
-Косая сажень - 2м 48см – расстояние между кончиками пальцев вытянутой вверх руки и пальцами противоположной ноги. (слайд 16)
У него косая сажень в плечах – это выражение вам наверняка приходилось слышать. Применялось оно как характеристика человека с очень широкими плечами. На самом деле людей с такими плечами просто не существует!
- Так у древних египтян основной мерой длины служил ЛОКОТЬ – расстояние от конца пальцев до согнутого локтя (Слайд 16)
- Аршин – 71см. Слово пришло к нам с Востока. Приезжие купцы торговали невиданными тканями: китайским шелком, индийской парчой, бархатом, которые отмеряли АРШИНАМИ. Восточные купцы, отмеряя ткани, обходились без всяких метров: ткань они натягивали на собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами. Мера была хоть и очень удобной – руки всегда при себе, - но был у неё существенный недостаток: руки, к сожалению, у всех разные. У одних они были длинные, у других короткие. Хитрые купцы быстро соображали, что нужно искать приказчиков с руками покороче: тот же кусок, а аршинов больше.
(слайд 17) – А кто знает где у человека длина 1 метр? (от плеча до кончиков пальцев руки
- ВЕРШОК – это длина верхней части пальца - 4см 4мм.
- А о каком человеке можно сказать «От горшка два вершка»? (слайд 18)
- Два вершка – это около 9см. Людей такого роста. Не бывает. В чем же разгадка? Дело в том, что при указании роста человека раньше счет велся после 2 аршин, т.е после 142, 24см . Значит, от горшка два вершка – это чуть больше полутора метров.
3. Физминутка (слайд 18) покажите меры длины(локоть, аршин, маховая сажень, косая сажень, 1 метр)
- Удобно ли этими старинными единицами измерять расстояния?
- Прочтите материал учебника.
4. Чтение параграфа в учебнике на стр. 38.
- Как называется новая единица измерения длины?
- Как она обозначается кратко? - Сколько в 1 км метров?
5. Первичное закрепление.
- Переведите расстояние между городами Краснодарского края в новую единицу длины (прямо на карте с комментированием)
- Посчитайте, какое расстояние надо проехать из Тихорецка в Сочи (595 км)
- Возможно ли проехать это расстояние за 1 день?
- Так как мы с вами больше пешеходы, чем водители, решим задачу о пешеходах.
IV. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
1. Решение задачи № 153 (1) (слайд 19)
- Как могут двигаться 2 человека? (друг за другом, навстречу, в разные стороны)
- Чтение задачи вслух.
- Рассмотрите первый чертеж. Назовите известные данные задачи.
- Как на чертеже показано расстояние между остановками?( отрезок, 1 км)
- Какой путь прошёл первый? (160 м) Второй? (140 м)
- Как движутся люди? (навстречу друг другу) Как показано на чертеже направление движения? (стрелками)
- Из каких частей (отрезков) состоит все расстояние? (из того, что прошёл первый пешеход, второй и оставшееся расстояние)
- Так какое условие надо добавить в задачу?(навстречу друг другу)
- Можем мы приступить к решению задачи с такими данными? (нет, т.к. разные единицы измерения)
- Что необходимо сделать? (перевести 1 км в 1000 м)
-Решение задачи с объяснением. 1 ученик у доски. Оценивание.
1 км = 1000 м (записать в тетрадь, подчеркнуть)
160 + 140 = 300 (м) – прошли оба пешехода
1000 - 300 = 700 (м) - расстояние между пешеходами
Ответ: 700 метров.
- Какую новую единицу длины использовали при решении задач?
- Что пришлось сделать с километрами, чтобы правильно решить задачу? (перевести в метры)
2. Выполнение задания № 154 самостоятельно по рядам с последующей проверкой (2 человека у доски)
3. Повторение единиц длины (слайд 20,21)
VI. Рефлексия деятельности.
1. Итог урока. Оценивание работы.
- С какой новой единицей длины познакомились?
- Сколько метров в 1 километре?
- Для чего используется эта единица длины?
- Отметьте в личной карточке своё отношение к сегодняшнему уроку (можно словами и значками) (слайд 22)
2. Домашнее задание. (слайд 23)
- стр.34-35 № 8, 13
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сегодня прекрасный осенний день. У меня отличное настроение. Я буду внимательно слушать учителя. И у меня все получится. Подготовка к уроку:
9899, 10003 Запиши число, которое на 1 больше,чем 9900,10004
Запиши число, которое содержит 30 единиц класса тысяч 30000
700000, 100000, 100003 Запиши число, которое на 1 меньше,чем 699999,99999,100002
Запиши число, которое содержит 572 десятка 5720
Запиши число 100 , а рядом число, которое в 100 раз больше его. 100, 10000
Сколько всего сотен в числе 230454 ? 2304сот.
8025= Представь в виде суммы разрядных слагаемых 8000+20+5
76 88 107 184 520 864 921 985 В Е Л И Ч И Н Ы 107 520 88 864 985 184 921 76 Л Ч Е И Ы И Н В
1мм 1см 1 коп . 1мин. 1дм² 1м 1дм 1руб. 1см² 1 час Распределите единицы по группам Ед. длины ед. времени денежные ед. ед. площади 1 мм 1 см 1 дм 1 м 1 мин 1 час 1 коп. 1 руб. 1 см² 1 дм²
Краснодар Карта Геленджик Новороссийск Тихорецк Сочи 165 000м 150 000м 250 000м 30 000м
Тема Единица длины К И Л О М Е Т Р 1 км = 1000 м
сажень маховая; косая
локоть верста
аршин вершок
физминутка
Тема Единица длины К И Л О М Е Т Р 1 км = 1000 м
Краснодар Карта Геленджик Новороссийск Тихорецк Сочи 165 км 150 км 250 км 30 км
160 м ? 1 4 0 м 1км Реши задачу
Догадайся какой единицей измерения пользовались Ширина стола 6 Высота дерева 12 Толщина книги 20 дм мм м
Догадайся какой единицей измерения пользовались Длина карандаша 13 Путь от города до дома 18 см км
Я узнал… Я научился… Знания пригодятся мне для… Моё настроение…
Домашнее задание Стр.37 правило, Стр. 34-35 № 8, 13
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единицы длины. Километр. 4 класс
Конспект урока + презентация. Вы совершите увлекательное путешествие, изучая новый материал по теме "Единицы длины.Километр." Урок получился интересный. Экономьте свое время!Добавляя к этому материалу...
Урок по математике "Единицы длины. Километр." 4 класс
Предлагаю презентацию к уроку "Единицы длины. Километр." 4 класс по программе "Школа России"....
Урок математики по теме "Единицы длины. Километр"
Урок посвящен теме "Величины"...
Единицы длины. Километр. Урок математики 4 класс
На уроке учащиеся знакомятся с новой единицей длины - километром,закрепляют представление об использовании единицы длины - километр на практике, о соотношении с другими известными мерами д...
Единицы длины. Километр
Цели урока:1.Познакомить детей с названием новой меры длины.2. Дать представление об использовании единицы измерения 1км на практике.3.Научить находить соотношение с другими единицами длины.4.Учить ср...
Урок математики в 3 кассе по теме "Единицы длины. Километр".
Урок изложен в соответствии с ФГОС, с применением презентации. По программе "Школа 2100" автор Т. Е. Демидова, С. А. Козлова....
Конспект урока по математике с презентацией 4 класс по теме "Единицы длины. Километр."
Познакомить с новой единицей измерения длины – километр; совершенствовать умение читать, записывать, сравнивать многозначные числа. Развивать логическое мышление и умение творчески подходить к ре...