математика 2 класс Площадь прямоугольника
план-конспект занятия по математике (2 класс) на тему
математика 2 класс Площадь прямоугольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_2_klass_ploshchad_pryamougolnika.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Площадь прямоугольника»
(урок математики, 2 класс)
УМК «Начальная школа XXI века»
Место и роль урока в изучаемой теме: открытия новых знаний (технология деятельностного подхода) на основе здоровьесберегающей технологий по методу академика В.Ф. Базарного.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование формулы для вычисления площади прямоугольника (квадрата).
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: «длина», «ширина»; сформировать умение находить площадь прямоугольника и квадрата; углубить и расширить представление детей о фигурах; совершенствовать вычислительные навыки.
Формируемые УУД:
предметные УУД: Знать формулу нахождения площади прямоугольника. Уметь пользоваться формулой для нахождения периметра. Уметь пользоваться связью сложения с умножением. Находить геометрическую величину разными способами. Вычислять площадь прямоугольника (квадрата). Отличать площадь прямоугольника (квадрата) от его периметра.
Метапредметные:
регулятивные УУД: учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
познавательные УУД: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация).
коммуникативные УУД: контролировать действие партнера.
Планируемые результаты: расширить понятийную базу за счет включения в нее новых элементов: «длина», «ширина»; сформировать умение находить площадь прямоугольника и квадрата;
Оборудование: тетрадь № 2, мешочки с солью, офтальмотренажёр Базарного, сенсорные кресты, компьютер слайды, конторки, парты, коврики для ног, палетка, карточки, картинки для экологического панно, сенсорных крестов.
Учебник: Математика 2 класс, 2 часть, Рудницкая».
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности. (5 минут)
Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребностей включения в учебную деятельность.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс
Математика у нас!
- Закройте свои глаза и представьте, что на нас солнышко льет свои тёплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким, пожелайте им любви и добра.
- Давайте сделаем несколько упражнений на красивую осанку. Для чего она нужна?
Упражнение с мешочками на голове. (Приседание, повороты вокруг, притягивание ноги к груди с мешочком на голове)
- Мы сегодня будем снова раскрывать тайны математики. Готовы? А какое открытие сделает каждый из вас сегодня, вы поделитесь в конце урока.
Вспомним наш главный девиз на уроках: «Наблюдаем, замечаем, рассуждаем, делаем вывод».
Запишем число, классная работа.
II. Постановка учебной задачи, сообщение темы и целей урока.
Цель: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений. (3мин)
Постановка проблемы. (По всем стенам развешаны геометрические фигуры)
- Рассмотрите картинки по классу. Какой темой они объединены? Назовите одним словом. Чему будет посвящен урок? Геометрическим фигурам. Какая наука изучает фигуры?
- Сегодня на уроке нас ожидает встреча с удивительной наукой - геометрией. В словаре Ожегова на стр.128 дается следующее понятие геометрия - это раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы. Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов.
Работа в парах.
- Найдите лишнюю фигуру. (Куб, треугольник, квадрат, прямоугольник, отрезок, четырёхугольник)
- Куб - он объёмный, не плоский, геометрическое тело.
- Остальные фигуры - плоские. Они находятся у вас на столе.
- Поработайте парами: (на столах у детей карточка на двоих)
Соедините фигуры и названия фигур стрелками там, где это возможно.
Самопроверка и самоконтроль.
- Проверьте выполнение задания друг у друга по эталону на слайде. (Слайд 1)
- Эталон для самопроверки и самоконтроля.
Какая фигура лишняя?
Отрезок. Остальные?
Какую задачу мы можем придумать к многоугольникам?
- Найти периметр?
- Что такое периметр? Какое лишнее?
- Что показывают формулы? (Формулы на экологическом панно)
Геометрические фигуры (картинка: окружность, точка, прямоугольник, отрезок).
У каких геометрических фигур нельзя определить периметр? Определите периметр у прямоугольника.
Вычисление периметра, расшифровка слова (работа в парах) (слайд 2).
Вычислите периметр, и расшифруйте слово, которое спряталось. Прочитайте слово (площадь) (на листочках в парах) (слайд 2).
Сенсорные кресты. Выписка из словарей. (4 группы)
В четырёх сторонах классной комнаты на капроновой нити с потолка свисают «крестики» (две перекрещенные рейки), на которые крепится наглядный учебный материал. Учитель во время урока, проходя по классу, движением руки придаёт «крестикам» вращательное движение.
Значение слова площадь.
- Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например, слово «площадь». Откуда можно узнать значение этого слова? (Из словаря)
- Работаем в группах. Вы читаете определение слова площадь и подходите к своей картинке на сенсорном кресте.
- Площадь - это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.
- Наша самая главная площадь? (Красная площадь в Москве)
Площадь - это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.
- Приведите пример. (Жилая площадь. Полезная площадь в доме)
Площадь - это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например. (Площадь фигуры)
Постановка темы и цели урока (слайд 3).
- Кто догадался, как будет называться тема нашего урока?
Тема урока? Для чего нам нужно знать? Где нам это понадобиться?
- Отталкиваясь от темы урока, попробуйте сформулировать задачи, используя опорную запись.
(слайд 3) - Слова-опоры для формулировки цели урока
- Сегодня на уроке мы сформируем умение вычислять площадь прямоугольника. - Зачем нам это нужно?
- А раньше мы делали это? С помощью чего? Палетки.
III. Работа на основном этапе. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: организовать построение плана проекта решения учебной задачи. (10 мин)
Введение терминов «длина» и «ширина» прямоугольника.
- Покажите две противоположные стороны этого прямоугольника.
- Бóльшую сторону называют длиной, меньшую - шириной прямоугольника.
- Эти знания нам потребуются сегодня на уроке.
Введение правила вычисления площади. Работа по учебнику, стр.122
№1. Практическая работа
- Какова площадь прямоугольника? - Измерьте площадь с помощью палетки
(прямоугольник разделен на квадраты, длиной стороны 1см, пересчитаем квадраты, найдем площадь, 8см2).
- Измерьте длину и ширину прямоугольника.
- Чему равна длина? (4 см) Ширина? (2 см)
- Как найти площадь прямоугольника вычислением?
- Поделитесь своими мыслями.
- Сформулируйте правило вычисления площади.
- Какое открытие сделали? (Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину.)
Чтение правила в рубрике «Обрати внимание», стр.122.
Чтобы вы лучше запомнили это правило, послушайте веселое стихотворение:
Как измерить площадь?
Нет задачи проще!
Поглядите-ка сюда:
Вот длина, вот ширина.
Чтобы площадь нам узнать,
Нужно их перемножать.
Физминутка. Упражнения с мешочками.
- Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 - руки в стороны -вдох; 3-4 - руки вниз перед собой (или за спину), мешочек переложить в левую руку - выдох. То же, мешочек в левой руке.
- Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1 - руки в стороны; 2 -правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мешочек под коленом в левую руку; 3 - руки в стороны, ногу опустить; 4 - исходное положение. То же, но согнуть и поднять левую ногу.
- Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 - подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 - то же. То же, мешочек в левой руке.
- Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 - подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками. То же, мешочек в левой руке.
Смена динамических поз (по звону колокольчика).
Работа в тетради «Банк маленьких открытий».
Запишем формулу вычисления площади прямоугольника в «Банк маленьких открытий».
Выведение формулы нахождения площади квадрата.
- Почему в учебнике нет правила нахождения площади квадрата? (Квадрат - это прямоугольник, для вычисления его площади можно пользоваться правилом вычисления площади прямоугольника)
- Что же надо перемножать при вычислении площади квадрата? (Так как у квадрата длина равна ширине, то для нахождения его площади достаточно перемножить две длины)
Работа в тетради «Банк маленьких открытий».
Запишем формулу в «Банк маленьких открытий».
Физминутка. Офтальмотренажер.
- Чтобы нам не уставать надо малость пробежать по прямым дорожкам длинным влево, вправо, влево, вправо, вверх, вниз, вверх, вниз.
Ох, забот у нас немало, пойдём по красному овалу, а теперь по зелёному овалу. Получается на славу!
Зоркость чтоб развить немножко пойдём по синей мы дорожке, а потом кругом, кругом, всё бегом, бегом, бегом.
IV. Включение нового материала в систему знаний.
Цель: организовать самостоятельное выполнение учащихся заданий по новому материалу.
Работа по учебнику. № 2, стр. 122.
Как называется зелёная фигура? (Прямоугольник)
Какие измерения необходимо выполнить, чтобы найти площадь прямоугольника? (Нужно измерить длину и ширину)
Как называется синяя фигура? (Квадрат)
Какие измерения необходимо выполнять, чтобы найти площадь квадрата? (Достаточно измерить длину только одной стороны)
Вычислите площадь прямоугольников самостоятельно. (12см; 9см)
Вашими помощниками будут формулы.
Какая формула помогла решить первую задачу? Вторую?
Физкультминутка «Мы чертёжники» (по необходимости).
- Начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа - окружность, правой рукой - прямой угол, а левой - острый! Чертите аккуратно! Левой ногой - квадрат, а правой прямоугольник.
V. Отработка раннее изученного материала.
Цель: закрепить умение решать задачи двумя способами.
Работа по учебнику
Стр. 123, № 9 - прочитайте задачу.
- О чем говорится в задаче? - Что известно о книгах? - Что спрашивается?
- Сможем сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?
- Что узнаем сначала? Как? Запишите. (36:9=4д.)
- Что узнаем далее? Как? Запишите. (45:9=5д.)
- Теперь сможем узнать, за сколько дней можно прочитать обе книги. Как? Запишите. (4+5=9д.)
- Работаем в парах. Решите задачу другим способом. (36+45=81с. 81:9=9д.)
- Проверка. - Каким способом удобнее решить эту задачу?
Физминутка. Смена динамических поз. Меняемся конторками и партами.
Дифференцированная работа в тетрадях.
Проверка учителем у помощников (сильные учащихся). Теперь они консультанты, проверяют задания у учащихся своих групп.
VI. Информация о домашнем задании (по желанию).
Творческое задание. Придумать задачу на нахождение площади прямоугольника для своего друга.
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
- Какие открытия сделал каждый из вас?
- Чему равна площадь прямоугольника?
- Кто считает, что он хорошо разобрался в теме?
- Кого и за что сегодня можно похвалить?
- Если наш урок был познавательным и интересным, вы много узнали, заботились о своем здоровье, поднимите правую руку.
- Если в вашей тетради работа выполнена аккуратно, нет исправлений, поднимите левую руку, хлопните и скажите: «Молодец!»
- Поднимите руку те, у кого были ошибки! Погладьте себя - очень хорошо, что вы смогли увидеть и исправить ошибки! Значит, нам есть над чем поработать на следующем уроке!
Включить запись песни «Дорогою добра». Дети хором поют первый куплет песни. (Хоровое пение рекомендуется В.Ф. Базарным. Пение - мощное средство гармонизирования нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку по математике.Тема «Площадь прямоугольника» 2 класс (УМК «Начальная школа 21 века»)
Конспект урока математики по теме "Площадь прямоугольника" 2 класс (УМК "Начальная школа 21 века")...
Урок математики 3 класс "Площадь прямоугольника"
Цели урока: 1. Вывести правило вычисления площади прямоугольника. 2. Развивать умения решать задачи. 3. Совершенствовать вычислительные навыки. Задачи урока: Образовательные: научить находить п...
Урок математики 2 класс "Площадь прямоугольника"
Данная разработка выполнена c использованием Smart.УМК "Школа 2100"...
Урок математики во 2 классе "Площадь прямоугольника"
Урок математики во 2 классе "Площадь прямоугольника"...
Самостоятельная работа по математике, 2 класс "Площадь прямоугольника"
Проверка умений обучающихся строить прямоугольник, находить сторону четырехугольник, если известна площадь и одна из сторон, решать уравнения, находить значения выражений...
урок математики 4 класс Площадь прямоугольника
конспект предназначен для урока математики, изучение нового материавла...
Открытый урок по математике 3 класс "Площадь прямоугольника"
Вывести правило вычисления площади прямоугольника ,уметь вычислять площадь прямоугольника....