математика 2 класс Площадь прямоугольника
план-конспект занятия по математике (2 класс) на тему

Кузнецова Инна Викторовна

математика 2 класс Площадь прямоугольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_2_klass_ploshchad_pryamougolnika.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Площадь прямоугольника»

(урок математики, 2 класс)

УМК «Начальная школа XXI века»

Место и роль урока в изучаемой теме: открытия новых знаний (технология деятельностного подхода) на основе здоровьесберегающей технологий по методу академика В.Ф. Базарного.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование формулы для вычисления площади прямоугольника (квадрата).

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: «длина», «ширина»; сформировать умение находить площадь прямоугольника и квадрата; углубить и расширить представление детей о фигурах; совершенствовать вычислительные навыки.

Формируемые УУД:

предметные УУД: Знать формулу нахождения площади прямоугольника. Уметь пользоваться формулой для нахождения периметра. Уметь пользоваться связью сложения с умножением. Находить геометрическую величину разными способами. Вычислять площадь прямоугольника (квадрата). Отличать площадь прямоугольника (квадрата) от его периметра.

Метапредметные:

регулятивные УУД: учитывать правила в планировании и контроле способа решения.

познавательные УУД: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация).

коммуникативные УУД: контролировать действие партнера.

Планируемые результаты: расширить понятийную базу за счет включения в нее новых элементов: «длина», «ширина»; сформировать умение находить площадь прямоугольника и квадрата;

Оборудование: тетрадь № 2, мешочки с солью, офтальмотренажёр Базарного, сенсорные кресты, компьютер слайды, конторки, парты, коврики для ног, палетка, карточки, картинки для экологического панно, сенсорных крестов.

Учебник: Математика 2 класс, 2 часть, Рудницкая».

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности. (5 минут)

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребностей включения в учебную деятельность.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс

Математика у нас!

- Закройте свои глаза и представьте, что на нас солнышко льет свои тёплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким, пожелайте им любви и добра.

- Давайте сделаем несколько упражнений на красивую осанку. Для чего она нужна?

Упражнение с мешочками на голове. (Приседание, повороты вокруг, притягивание ноги к груди с мешочком на голове)

- Мы сегодня будем снова раскрывать тайны математики. Готовы? А какое открытие сделает каждый из вас сегодня, вы поделитесь в конце урока.

Вспомним наш главный девиз на уроках: «Наблюдаем, замечаем, рассуждаем, делаем вывод».

Запишем число, классная работа.

II. Постановка учебной задачи, сообщение темы и целей урока.

Цель: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений. (3мин)

Постановка проблемы. (По всем стенам развешаны геометрические фигуры)

- Рассмотрите картинки по классу. Какой темой они объединены? Назовите одним словом. Чему будет посвящен урок? Геометрическим фигурам. Какая наука изучает фигуры?

- Сегодня на уроке нас ожидает встреча с удивительной наукой - геометрией. В словаре Ожегова на стр.128 дается следующее  понятие геометрия - это раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы. Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов. 

Работа в парах.

- Найдите лишнюю фигуру. (Куб, треугольник, квадрат, прямоугольник, отрезок, четырёхугольник)

- Куб - он объёмный, не плоский, геометрическое тело.

- Остальные фигуры - плоские. Они находятся у вас на столе.

- Поработайте парами: (на столах у детей карточка на двоих)

Соедините фигуры и названия фигур стрелками там, где это возможно.

Самопроверка и самоконтроль.

- Проверьте выполнение задания друг у друга по эталону на слайде. (Слайд 1)

- Эталон для самопроверки и самоконтроля.

Какая фигура лишняя?

Отрезок. Остальные?

Какую задачу мы можем придумать к многоугольникам?

- Найти периметр?

- Что такое периметр? Какое лишнее?

- Что показывают формулы? (Формулы на экологическом панно)

Геометрические фигуры (картинка: окружность, точка, прямоугольник, отрезок).

У каких геометрических фигур нельзя определить периметр? Определите периметр у прямоугольника.

Вычисление периметра, расшифровка слова (работа в парах) (слайд 2).

Вычислите периметр, и расшифруйте слово, которое спряталось. Прочитайте слово (площадь) (на листочках в парах) (слайд 2).

Сенсорные кресты. Выписка из словарей. (4 группы)

В четырёх сторонах классной комнаты на капроновой нити с потолка свисают «крестики» (две перекрещенные рейки), на которые крепится наглядный учебный материал. Учитель во время урока, проходя по классу, движением руки придаёт «крестикам» вращательное движение.

Значение слова площадь.

- Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например, слово «площадь». Откуда можно узнать значение этого слова? (Из словаря)

- Работаем в группах. Вы читаете определение слова площадь и подходите к своей картинке на сенсорном кресте.

- Площадь - это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.

- Наша самая главная площадь? (Красная площадь в Москве)

Площадь - это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.

- Приведите пример. (Жилая площадь. Полезная площадь в доме)

Площадь - это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например. (Площадь фигуры)

Постановка темы и цели урока (слайд 3).

- Кто догадался, как будет называться тема нашего урока?

Тема урока? Для чего нам нужно знать? Где нам это понадобиться?

- Отталкиваясь от темы урока, попробуйте сформулировать задачи, используя опорную запись.

(слайд 3) - Слова-опоры для формулировки цели урока

- Сегодня на уроке мы сформируем умение вычислять площадь прямоугольника. - Зачем нам это нужно?

- А раньше мы делали это? С помощью чего? Палетки.

III. Работа на основном этапе. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать построение плана проекта решения учебной задачи. (10 мин)

Введение терминов «длина» и «ширина» прямоугольника.

- Покажите две противоположные стороны этого прямоугольника.

- Бóльшую сторону называют длиной, меньшую - шириной прямоугольника.

- Эти знания нам потребуются сегодня на уроке.

Введение правила вычисления площади. Работа по учебнику, стр.122

1. Практическая работа

- Какова площадь прямоугольника? - Измерьте площадь с помощью палетки

(прямоугольник разделен на квадраты, длиной стороны 1см, пересчитаем квадраты, найдем площадь, 8см2).

- Измерьте длину и ширину прямоугольника.

- Чему равна длина? (4 см) Ширина? (2 см)

- Как найти площадь прямоугольника вычислением?

- Поделитесь своими мыслями.

- Сформулируйте правило вычисления площади.

- Какое открытие сделали? (Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину.)

Чтение правила в рубрике «Обрати внимание», стр.122.

Чтобы вы лучше запомнили это правило, послушайте веселое стихотворение:

Как измерить площадь?

Нет задачи проще!

Поглядите-ка сюда:

Вот длина, вот ширина.

Чтобы площадь нам узнать,

Нужно их перемножать.

Физминутка. Упражнения с мешочками.

- Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 - руки в стороны -вдох; 3-4 - руки вниз перед собой (или за спину), мешочек переложить в левую руку - выдох. То же, мешочек в левой руке.

- Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1 - руки в стороны; 2 -правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мешочек под коленом в левую руку; 3 - руки в стороны, ногу опустить; 4 - исходное положение. То же, но согнуть и поднять левую ногу.

- Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 - подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 - то же. То же, мешочек в левой руке.

- Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 - подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками. То же, мешочек в левой руке.

Смена динамических поз (по звону колокольчика).

Работа в тетради «Банк маленьких открытий».

Запишем формулу вычисления площади прямоугольника в «Банк маленьких открытий».

Выведение формулы нахождения площади квадрата.

- Почему в учебнике нет правила нахождения площади квадрата? (Квадрат - это прямоугольник, для вычисления его площади можно пользоваться правилом вычисления площади прямоугольника)

- Что же надо перемножать при вычислении площади квадрата? (Так как у квадрата длина равна ширине, то для нахождения его площади достаточно перемножить две длины)

Работа в тетради «Банк маленьких открытий».

Запишем формулу в «Банк маленьких открытий».

Физминутка. Офтальмотренажер.

- Чтобы нам не уставать надо малость пробежать по прямым дорожкам длинным влево, вправо, влево, вправо, вверх, вниз, вверх, вниз.
Ох, забот у нас немало, пойдём по красному овалу, а теперь по зелёному овалу. Получается на славу!

Зоркость чтоб развить немножко пойдём по синей мы дорожке, а потом кругом, кругом, всё бегом, бегом, бегом.

IV. Включение нового материала в систему знаний.

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащихся заданий по новому материалу.

Работа по учебнику. № 2, стр. 122.

Как называется зелёная фигура? (Прямоугольник)

Какие измерения необходимо выполнить, чтобы найти площадь прямоугольника? (Нужно измерить длину и ширину)

Как называется синяя фигура? (Квадрат)

Какие измерения необходимо выполнять, чтобы найти площадь квадрата? (Достаточно измерить длину только одной стороны)

Вычислите площадь прямоугольников самостоятельно. (12см; 9см)

Вашими помощниками будут формулы.

Какая формула помогла решить первую задачу? Вторую?

Физкультминутка «Мы чертёжники» (по необходимости).

- Начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа - окружность, правой рукой - прямой угол, а левой - острый! Чертите аккуратно! Левой ногой - квадрат, а правой прямоугольник.

V. Отработка раннее изученного материала.

Цель: закрепить умение решать задачи двумя способами.

Работа по учебнику

Стр. 123, № 9 - прочитайте задачу.

- О чем говорится в задаче? - Что известно о книгах? - Что спрашивается?

- Сможем сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?

- Что узнаем сначала? Как? Запишите. (36:9=4д.)

- Что узнаем далее? Как? Запишите. (45:9=5д.)

- Теперь сможем узнать, за сколько дней можно прочитать обе книги. Как? Запишите. (4+5=9д.)

- Работаем в парах. Решите задачу другим способом. (36+45=81с. 81:9=9д.)

- Проверка. - Каким способом удобнее решить эту задачу?

Физминутка. Смена динамических поз. Меняемся конторками и партами.

Дифференцированная работа в тетрадях.

Проверка учителем у помощников (сильные учащихся). Теперь они консультанты, проверяют задания у учащихся своих групп.

VI. Информация о домашнем задании (по желанию).

Творческое задание. Придумать задачу на нахождение площади прямоугольника для своего друга.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

- Какие открытия сделал каждый из вас?

- Чему равна площадь прямоугольника?

- Кто считает, что он хорошо разобрался в теме?

- Кого и за что сегодня можно похвалить?

- Если наш урок был познавательным и интересным, вы много узнали, заботились о своем здоровье, поднимите правую руку.

- Если в вашей тетради работа выполнена аккуратно, нет исправлений, поднимите левую руку, хлопните и скажите: «Молодец!»

- Поднимите руку те, у кого были ошибки! Погладьте себя - очень хорошо, что вы смогли увидеть и исправить ошибки! Значит, нам есть над чем поработать на следующем уроке!

Включить запись песни «Дорогою добра». Дети хором поют первый куплет песни. (Хоровое пение рекомендуется В.Ф. Базарным. Пение - мощное средство гармонизирования нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку по математике.Тема «Площадь прямоугольника» 2 класс (УМК «Начальная школа 21 века»)

Конспект урока математики по теме "Площадь прямоугольника" 2 класс (УМК "Начальная школа 21 века")...

Урок математики 3 класс "Площадь прямоугольника"

Цели урока: 1. Вывести правило вычисления площади прямоугольника. 2. Развивать умения решать задачи. 3. Совершенствовать вычислительные навыки. Задачи урока: Образовательные: научить находить п...

Урок математики 2 класс "Площадь прямоугольника"

Данная разработка выполнена c использованием Smart.УМК "Школа 2100"...

Урок математики во 2 классе "Площадь прямоугольника"

Урок математики во 2 классе "Площадь прямоугольника"...

Самостоятельная работа по математике, 2 класс "Площадь прямоугольника"

Проверка умений обучающихся строить прямоугольник, находить сторону четырехугольник, если известна площадь и одна из сторон, решать уравнения, находить значения выражений...

урок математики 4 класс Площадь прямоугольника

конспект предназначен для урока математики, изучение нового материавла...

Открытый урок по математике 3 класс "Площадь прямоугольника"

Вывести правило вычисления площади прямоугольника ,уметь вычислять площадь прямоугольника....