Конспект урока математики в 1 классе по теме «Сантиметр»
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Данная разработка может быть использована на уроках математики в 1 классе при ознакомлении с единицами измерения длины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki._santimetr.docx76.34 КБ

Предварительный просмотр:

                    Конспект урока математики в 1 классе

 

Тема урока: «Единицы измерения длины. Сантиметр»

Цель: познакомить  с историей измерения  и разными мерами длины, создать условия для введения общепринятой единицы измерения длины – сантиметр.

Предметные задачи

- создать условия для овладения учащимися  понятием  «меры длины»;

- учить учащихся определять длину отрезка в сантиметрах, оформлять и правильно читать соответствующие краткие формы записи величины;

- учить сравнивать длину отрезков, используя при этом новую единицу длины - сантиметр;

- способствовать овладению умениями анализировать данные таблицы и выбирать нужные для решения задач;

- учить решать задачи на разностное сравнение на основе правила сравнения двух чисел;

- учить проводить  качественное  и количественное, явное и неявное сравнения;  под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие «выражение»,  проводить анализ предлагаемых рисунков (с целью  выделения предметов определённой формы, сравнение количества предметов)

Метапредметные задачи

- создать условия для формирования у  учащихся интереса к новому учебному материалу,  осознания своей гражданской идентичности  на основе исторического математического содержания;

   - создать условия для развития у учащихся умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;  понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;  в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- учить детей самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником,  проводить анализ предлагаемых рисунков;

-  способствовать развитию  умения  работать парами и группами;  корректно формулировать и отстаивать свою точку зрения;  использовать в общении правила вежливости.

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок математики. И начнем мы его с игры. Будьте внимательны. Если вы согласны, отвечайте хором – “да”, если не согласны – “нет”.  (Слайд 2. Учитель читает вопросы, дети хором отвечают).

- Мы друг друга понимаем?  (Хором: Да, да, да!)
- Хорошо всегда считаем?  (Хором: Да, да, да!)
- А задачи мы решаем?  (Хором: Да, да, да!)
- На уроке засыпаем?  (Хором: Нет, нет, нет)!
-
Игры, шутки, всё для вас! Пожелаем всем удачи – 
За работу, в добрый час.

2. Мотивационный этап

(Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности на уроке)

Учитель:  Вот девиз нашего урока. Прочитаем его хором! (слайд 3)  

Мы - умные!

Мы - дружные!

Мы - внимательные!

Мы - старательные!

В первом классе учимся!

Всё у нас получится!

3.Актуализация знаний

(Данный этап предполагает актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;  актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов. В сотрудничестве с учителем, классом дети учатся находить несколько вариантов решения учебной задачи)

Учитель:  Вот  первое задание. Найдите лишнюю запись.  (слайд 4)

4+2        7-1               3+3              5+2        

(Ученик: Я думаю, что лишняя запись 7-1, потому что  7-1 это разность, все остальные выражения – суммы.) (Дети соглашаются с этим предложением.)

Учитель:  Попробуйте найти другое решение.

(Ученик: Мой ответ  5+2. В трёх выражениях значения выражений равны 6, а значение суммы чисел 5и 2 равно 7. (Дети принимают это решение.)

Учитель: Найдите лишнюю запись (слайд 5)

4>2       3<6      7>1     2+5

(Дети: Лишняя запись – сумма чисел 2 и 5. Все остальные записи – неравенства.

Учитель:  А какую запись мы называем неравенством?

(Дети: Запись, в которой используются знаки «больше» или «меньше».)

Учитель: Какие неравенства мы можем записать, используя цифры 2 и 5?

(Дети: 2<5,  5>2.)

(Дети соглашаются с этим ответом.)

 Учитель:  Определите, какая фигура лишняя.  (слайд 6)  

(Дети: Лишняя фигура – прямая ОЕ, так как она отличается по цвету.  Лишняя фигура – отрезок ОМ, все остальные – прямые) 

(Дети принимают это решение.)

Учитель: Что же такое отрезок? (Дети дают определение отрезка)

4. Создание проблемной ситуации

(Создание коллизии на данном этапе помогает  детям в коммуникативной форме  выявить недостающие знания для решения исходной задачи,  найти способ выхода из предложенной ситуации)

Учитель: Попробуйте выполнить следующее задание. Перед вами лист бумаги, на котором начерчен отрезок. Измерьте длину отрезка с помощью мерки. Вспомним, что значит измерить длину? ( Дети высказываются, а затем   сравнивают свой ответ с выводом  на слайде 8: «Чтобы измерить длину, надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в измеряемом отрезке»)

(Дети выполняют  измерения с помощью предложенных мерок)

Учитель: Поменяйтесь с соседом по парте мерками, еще раз измерьте длину.

(Дети выполняют  измерения с помощью других мерок)

Учитель:  Что заметили? Почему получились разные результаты?

(Дети: Мерки разные, поэтому при измерении одного и того же отрезка получились  разные результаты измерений.)

Учитель: С такой же проблемой столкнулись и герои известного мультфильма «38 попугаев».  (Показ отрывка из мультфильма «38 попугаев»)

Учитель:  Почему длина удава получилась разной?

Дети высказывают свои предположения о том, что длину предметов гораздо удобнее измерять в метрах и  сантиметрах.

5. Работа над новым материалом

(На данном  этапе создаются  условия для формирования у  учащихся интереса к новому учебному материалу,  осознания своей гражданской идентичности  на основе исторического математического содержания. Дети учатся самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником,  проводить анализ предлагаемых рисунков)

Учитель: Давайте узнаем, как люди измеряли длину раньше  и как измеряют сейчас. Рассмотрите рисунки учебника на страницах 24 и 25.  Для чего необходимо измерять длину?

Дети дают ответы, опираясь на рисунки учебника и свой собственный опыт.

Учитель: Нужно ли вам это умение? Где вы используете это умение?

Учитель:  Познакомимся с историческими мерками. Просмотрите материал учебника. Что вам более всего знакомо? (Дети, опираясь на рисунки учебника, называют старинные единицы измерения длины: локоть, сажень, пядь, вершок,  ладонь. Учитель демонстрирует слайд 12.)

Учитель: На Руси одной из самых распространенных единиц длины был локоть. (слайд 13)

Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая ткань на руку.  При помощи локтя можно  измерить длину ткани, ленты или нити .

Учитель демонстрирует, как  можно измерить длину ленты в локтях. Дети помогают учителю выполнить измерения и называют результат измерения.

Учитель:  Наряду с локтем была распространена другая мера длины пядь.  Было даже такое выражение “семь пядей во лбу”.   Как вы думаете, про какого человека можно сказать, что у него “семь пядей во лбу” ?

Учитель:  Существовали и другие меры длины: сажень, косая сажень. (слайд  14)  

Учитель:   Покажите, как можно изобразить сажень.    (Дети показывают)

Учитель: Существовало  такое выражение “Косая сажень в плечах”. Про какого человека так могли сказать? ( Дети высказывают свои предположения, учитель обобщает их ответы)

Учитель:  На Руси часто использовали такие меры длины как верста, аршин, вершок.  Наверное, вам знакомо  выражение    “От горшка два вершка”. Про кого так могли сказать? ( Дети высказывают свои предположения, учитель обобщает их ответы)

Учитель:   Вспомните сказку про Мальчика - с - Пальчик. Какого роста он был ?  (Дети: ростом  1 вершок)

 Учитель:    Обратимся к  строчкам из произведения П.П.Ершова «Конёк-горбунок». Какого  роста был Конёк-горбунок? (Дети: только  в три вершка)

 (Учитель демонстрирует слайд 14)

Учитель:    Объясните, почему Дюймовочку так называли. (слайд 15 )

Учитель: Постарайтесь объяснить, что такое «фут».  (слайд 16)

Учитель: Определите по учебнику длину колонны. ( Дети: 7 футов)

6. Практическая работа

(На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий, учатся согласовывать свои действия. Создаются  условия для развития у учащихся умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;  понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале)

Учитель:  Попробуем измерить длину парты разными старинными мерками.

- 1  группа - измеряет длину парты в ладонях, 2  группа  - в локтях, 3 группа - измеряет длину парты  пядью. (Дети работают в группах и дают отчёт о результатах работы)

Учитель:  Зависит ли результат от мерки ?

Учитель обобщает ответы детей:  

- Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. Поэтому в настоящее время используются  более точные мерки. Это общие для всех стран единицы измерения.   А как называется единица измерения, с которой мы с вами сегодня познакомимся, вы узнаете из учебника  на странице 26.

7. Определение  темы урока

(На данном этапе у учащихся формируются умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;  понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале)

Учитель предлагает открыть учебники на странице 26 и рассмотреть первое задание этой темы. Дети открывают учебники.

Учитель: Кто прочитает, как озаглавлена новая тема? (Сантиметр). Знаете ли вы, что такое сантиметр? (После обсуждения, направляемого учителем, дети приходят к выводу, что сантиметр - это особая мера для измерения длины. Учитель демонстрирует слайд 18)

Учитель:  Слово сантиметр после числа пишут кратко    см.   Такую запись читают так:   Длина отрезка АК равна 1 см.

Найдите такую запись в учебнике. Сделайте такую же запись в своих тетрадях.)

 Учитель:  Запишите  длину отрезка АМ в сантиметрах. (АМ=5см)

8. Закрепление изученного материала

(На данном этапе дети учатся  анализировать данные таблицы и выбирать нужные  для решения задач)

Выполнение задания № 63 на странице 26

Отсканировано 27

(Дети определяют рост сказочных героев в сантиметрах, проверяют правильность заполнения таблицы.  Приходят к выводу о том, что  таблица заполнена верно. Сравнивают рост сказочных героев)

9. Физминутка

10. Закрепление ранее пройденного материала

(На данном этапе урока дети проводят  качественное  и количественное, явное и неявное сравнения;  под руководством учителя осуществляют действие подведения под понятие «выражение»,  проводят анализ предлагаемых рисунков (с целью  выделения предметов определённой формы, сравнение количества предметов), решают задачи на разностное сравнение на основе правила сравнения двух чисел, учатся  работать парами;  корректно формулировать и отстаивать свою точку зрения;  использовать в общении правила вежливости.)

     А) Задание 64.   Работа в парах

Учитель: Каждая пара получает карточки с цифрами 1,2,3. Расположите карточки с цифрами под рисунками учебника  так, чтобы    можно было            понять,    что было сначала, а что потом.

Учитель: Посмотрите внимательно на рисунки и скажите, предметы какой формы нужны, чтобы сделать снеговика? (Дети: круги, треугольник.)

(Учитель демонстрирует шар и конус. Дети убеждаются, что нужно было назвать объёмные, а не плоские фигуры.)

Б) Задание 65.  Работа в тетради

(Учитель просит найти задание 65 в учебнике и  рассмотреть рисунки снеговиков.) Учитель:  Чем похожи снеговики?  Чем  они различаются?

Дети  верно называют сходства и различия снеговиков, самостоятельно перерисовывают снеговиков в тетрадь.

В) Задание 66.  Самостоятельная работа в тетрадях

(Дети записывают  выражения в тетрадях, затем выражения проверяются, устраняются ошибки)

8-3=5                   9- 4=5                 6+2=8

4-4=0                 4+ 1=5                3+5=8

    11. Итог урока. Рефлексия

(На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности)

Учитель: К сожалению, время нашего урока подходит к концу.  А сейчас          давайте вспомним, что нового и  интересного мы узнали  на уроке.

Дети:

     - Мы познакомились со старинными мерами длины и узнали, как раньше             измеряли длину предметов.

          - Мы познакомились с новой единицей измерения длины – сантиметром.

          - Мы научились записывать длину отрезков.

          - Мы учились сравнивать.

Учитель: А как вы думаете, чем  мы будем заниматься на следующем уроке?

Дети: Наверное, мы будем измерять предметы и узнаем, сколько в них сантиметров.

Учитель: Действительно, на следующих уроках математики мы будем учиться измерять длину отрезков и  научимся чертить отрезки заданной длины.

(Слайд 22)

Учитель: Продолжите фразу:  «Я узнал…»

                                                     «Мне было легко…»

                                                     «Мне было трудно…»

                                                     «Мне понравилось…»

Учитель: Скажите, кому было трудно на уроке?

Учитель: Я не удивлюсь. Мы изучили еще слишком мало, чтобы сразу было легко и понятно. На следующем уроке мы продолжим работу, которую сегодня начали.

Учитель благодарит детей за хорошую работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 3 класс по теме:"Транспортир- прибор для измерения углов "

Конспект урока по математике для 3 класса по теме:"Транспортир-прибор для измерения углов" с презентацией: "Из истории геометрических предметов"...

Конспект урока математики 3 класс по теме:" Транспортир- прибор для измерения углов"

Урок математики с презентацией для 3 класса  по теме:"Транспортир- прибор для измерения углов" Система Л.В. Занкова...

План-конспект урок математики 1 класс ФГОС тема: Тема: "Сложение и вычитание"

Планируемые результаты:  сформирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10.УУД:1. Личностные универсальные учебные действия:-   учебно-познавательный интерес к новому у...

Конспект урока математики 1 класс по теме "Число 4. Цифра 4"

Конспект урока математики по теме "Число 4. Цифра 4" по программе "Школа 2100"...

Конспект урока математики 1 класс по теме "Сложение и вычитание отрезков"

Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание отрезков" по программе "Школа 2100"...

Развернутый конспект урока математики 4 класс на тему "Деление с остатком"

Конспект урока математики на теме "Деление с остатком"...

Конспект урока математики 3 класс Закрепление темы: «Таблица умножения на 2,3,4,5,6. Решение задач»

Урок математики с презентацией, в ходе которого дети расширяют знания об окружающем мире., путешествуют по осеннему лесу....