Много. Один. Число и цифра 1.
план-конспект занятия по математике (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Много. Один. Число и цифра 1.
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый.
Стал учитель у доски.
Мы урок начать готовы.
Мы теперь — ученики. Е. Ларисова
2. Актуализация знаний.
1)Сказка
- В некотором царстве, в некотором государстве жили-были числа. Каждое число жило само по себе. Не было у них никакого порядка. Поэтому числа ссорились между собой. Но однажды в царстве появился Добрый Волшебник. Он решил навести порядок. Поставить числа в порядке возрастания: 3,5,7,9. Потом Волшебник встретил числа: 2,6,4. Оказалась, числа можно построить так, чтобы каждое следующее было больше предыдущего на единицу.
Что должно было получиться?
2,3,4,5,6,7,8,9.
Вдруг из домика выскочил бублик:
- Возьмите меня в свой ряд!
- Как тебя зовут? – спросил Волшебник.
- Нолик,- ответил бублик.
Что ты умеешь? – продолжил Волшебник.
- Я многое умею. Я могу дружить со всеми числами и знаю, как любое число сделать большим-пребольшим, — похвастался Нолик.
- Раз ты умеешь делать такие чудеса, мы поставим тебя самым первым, - обрадовал его Волшебник.
Чисел стало на одно больше. Ряд получился такой: 0,2,3,4,5,6,7,8,9.
Вдруг числа услышали чей-то плач. Как вы думаете, кто мог плакать?
Конечно же, число один.
Вот один иль единица.
Очень тонкая, как спица.
Похожа единица на крючок,
А может на обломанный сучок. Г. Виеру
- Где должно стоять число один? (Верно, после ноля)
- Вот и пришли числа к согласию. У каждого есть своё достойное место.
2) Устный счёт
- Сегодня, ребята, Добрый Волшебник поможет нам путешествовать по стране Математика.
- Давайте посмотрим, что он нам приготовил?
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
- Сколько карточек? (10)
- Какое число первое? (0)
- Какое число последнее? (9)
- Какое число стоит за числом 1? (2)
- Назовите число, следующее за числом 2. (3)
- Давайте посчитаем вместе. (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9)
- Сколько точек на пятой карточке? (4)
- Какое число предшествует числу 3? (2)
- Назовите соседей числа 7. (6 и 8)
Дима слив в саду нарвал
И ребят он угощал:
Одну сливу дал Наташе,
Одну – Лене, одну - Саше.
Две осталось у него.
Сколько было слив всего?
- Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке – по две груши. Сколько всего груш?
- Ни одной, так как на вербе груши не растут.
- Молодцы! Вы хорошо справились.
3) Подготовка к восприятию нового материала
- Миша взял с собой Дашу и они отправились в лес за грибами.
- Даша собрала полную корзину грибов, а Миша один.
- Сколько грибов нашёл Миша? (Правильно, один)
- Сколько грибов нашла Даша? (Конечно же, много)
- Назовите фигуры, которые появляются.
- Прямоугольник, круг, квадрат, треугольник.
- Сколько всего фигур? (четыре)
- Как можно сказать по-другому? (Много)
- Убираем 1 прямоугольник. Сколько осталось? (три)
- Убираем 1 квадрат. Сколько фигур осталось? (две)
- Убираем 1 круг. Сколько осталось фигур? (Один треугольник)
- Сегодня у нас необычный урок. Он будет посвящён жителю страны Математика – числу и цифре один.
- Мы будем вспоминать всё, что связано с единицей, будем считать, решать примеры и задачи, узнавать новое и помогать друг другу.
4) Формирование знаний
Тонкая, как спица,
Цифра ЕДИНИЦА.
От неё ведётся счёт,
И за это ей почёт.
Что же уместиться
Может— целый шар земной,
Он один у нас с тобой. В.Орлов
- В чём разница между цифрой 1 и числом 1?
- Число считаем и слышим, цифру пишем и видим. Число на бумаге записывается цифрой.
- Назовите соседей числа 1.
- Верно. 0 и 2
Это интересно!
Особым почитанием были окружены числа в Древней Греции. Философ и математик Пифагор утверждал, что «числа правят миром». Числа, считал он, несут с собой добро и зло, счастье и несчастье. Единица почиталась особо и была символом славы и могущества. Она означает человека активного, смелого, храброго. Единицу относят к именам: Вера, Наташа, Оксана, Толя, Костя, Илья, Слава.
Вам повезло, ребята, хорошее и счастливое у вас число.
- Число один показать можно по-разному. Кто-то сказал, что можно показать одну палочку – это похоже на римскую цифру один. Такую цифру можно встретить в книгах для обозначения глав. В жизни чаще используют арабскую цифру 1.
- Где можно встретить такое обозначение?
- Такое обозначение мы можем встретить в номере квартиры, дома, номере маршрута на автобусе, на гире, на пакете молока, на часах, на линейке, на календаре.
Физкультминутка для пальчиков[a]
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Формирование знаний
- Посмотрите на цифру 1. На что она похожа?
- Попробуйте выложить при помощи палочек, ниточки и геометрического материала цифру 1.
- Посмотрите, что получилось на экране.
-Это мы изобразили печатную цифру 1, а есть ещё прописная. Сейчас мы поучимся её писать. Но прежде чем писать вспомним правило посадки.
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я от вас, друзья, не скрою –
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Цифра 1 состоит из 2-х элементов: две наклонные палочки, малая и большая.
- Начинаем писать малую наклонную палочку с середины клетки и ведём её в верхний правый угол. Затем пишем большую наклонную палочку от верхнего правого угла до середины нижней стороны клетки.
Прописываем два раза. Затем ещё три раза.
3. Закрепление знаний
- Давайте продолжим свою работу. Добрый Волшебник хочет познакомить вас с ещё одним правилом математики. 1 - волшебница. Оказывается, если к любому названому числу прибавить единицу, то получится последующее число. Если из любого названого числа вычесть единицу, то получится предшествующее число. Проверим это правило?
1)Сказка
ЕДИНИЦА шла-шла
И ещё одну нашла.
Ухватила бойко,
Превратились вместе в ….*[b] (двойку)
ДВОЙКА С ЕДИНИЦЕЮ
Сотворила чудеса,
Поглядите, что за птица
Полетела в небеса?... (тройка)
ЕДИНИЦА, как стрела,
Мигом ТРОЙКУ догнала.
Выстрел меткий, точно в тире.
Превратилась ТРИ в …. (четыре)
Цифра сильная – ЧЕТЫРЕ,
Выжимать умеет гири,
Поднимает целый пуд,
А ЕДИНИЧКА тут как тут:
– ЧЕТВЁРКА, я с тобой дружу.
Хочешь, фокус покажу?
ЕДИНИЧКА её хвать!
Превратила в цифру … (пять)
ПЯТЬ у звёздочки концов.
ПЯТЬ в скворечнике птенцов.
Вдруг примчалась ЕДИНИЦА,
Единица-озорница.
Скачет, забавляется,
К цифрам прибавляется и …(шестёрка) получается.
Вот ШЕСТЁРКА в дом стучится,
Дверь открыла ЕДИНИЦА:
– Проходите, проходите!
Ой, ребята, поглядите!
Ведь ШЕСТЁРКИ нет теперь,
А… СЕМЁРКА входит в дверь.
– Что с тобою, цифра СЕМЬ,
Что сгорбилась совсем?
– Единицу я ищу,
Стать …ВОСЬМЁРКОЮ хочу.
Цифра ВОСЕМЬ – два колечка –
Выбегает на крылечко.
Поскакала вперевалку,
Зацепилась за палку.
И упала, и пропала?
Нет, она… ДЕВЯТКОЙ стала.
По тетрадке, как лошадка,
Скачет весело ДЕВЯТКА.
ЕДИНИЧКУ к ней приделать –
Будет палка и кружок.
Было ДЕВЯТЬ – стало … ДЕСЯТЬ.
Молодчина ты, дружок! О. Горемыкина
Физкультминутка
-Добрый Волшебник предлагает отдохнуть.
[c] Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться. | Встать, выполнять потягивания, наклоны вперёд-назад. |
Три – в ладоши три хлопка. | Хлопки в ладоши. |
Головою три кивка. | Движения головой |
На четыре – руки шире, | Руки развести в стороны. |
Пять – руками помахать. | Махи руками. |
Шесть – за парту тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим. | Занять свои места за партами. |
Закрепление знаний
2)В стране фигур.
- Назовите фигуры.
- Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг.
- Сколько квадратов? (один)
- Сколько треугольников? (один)
- Сколько прямоугольников? (один)
- Сколько кругов? (один)
- Назовите предмет, который нарисован из данных фигур. (Правильно, это скворечник).
3) Игра « Отыщи»
- Какие единичные предметы нас окружают?
(Одна дверь, одно окно, один журнал, одна указка, один учитель и т.д.) *[d]
-Проверьте, все ли предметы на слайде изображены по одному
- Конечно, все предметы изображены по одному, кроме цветов, которых на слайде два.
- Назовите предметы вокруг нас, которых много.
- Проверьте на слайде количество предметов.
- Верно. Бабочка на слайде одна, а остальных предметов много.
4) - Какое слово спряталось?
Первая цифра стоит в середине,
Буква с начала и буква с конца.
В целом – леса, горы, равнины,
К целому полны любовью сердца.
– Это слово Родина.
4.Подведение итогов.
- Добрый Волшебник благодарит вас за интересный урок.
- Вы теперь знаете, что число 1 мы слышим и произносим, а цифру 1 мы пишем и видим. В правой руке у Волшебника прописная цифра, а в левой печатная. Правда, ребята?
- Он предлагает последнее задание.
Пословица «И один в поле воин».
- Как вы её понимаете?
- Каждый способен на великие дела.
- Дело в том, что любой человек ценен и важен. От каждого из нас зависит, каким будет наш класс, наша школа, страна. По каждому из вас судят о вашей семье, школе и всём обществе в целом.
Знаменитый математик Пифагор не случайно приписывал числу один великую силу. Он считал, что число один символизирует единство.
5. Рефлексия.
- Вот пришла пора прощаться с Добрым Волшебником. Давайте подарим ему свои улыбки.
[a]Здесь вижу по образцу уроков, чтоя присылал. Там была недоработка, я забыл уточнить. Следует взять блок Физкультминутка как заголовок в рамку, а все остальное (если нужно читать вслух, как тут) писать вне блока (так как в блоке диктор ничего не читает).
Комментарий, что делают дети, оставить серым цветом для учителя. Остальное сделать черным.
[b]Вот тут можно без ПАУЗЫ В ВИДЕО, так как скажут сразу ответ скорее всего. Проверить везде.
[c]Левый столбик черным – правый столбик серым (для учителя). Все вынести за блок [Физкультминутка]
[d]Серым – подсказка для учителя
Вместо паузы 5 секунд – ПАУЗА В ВИДЕО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика. 1 класс. Урок 11. Число 1. Цифра 1. Один и много. Презентация
http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_11_chislo_1_cifra_1_odin_i_mnogo_prezentacija/2012-09-15-104Урок 11. Число 1. Цифра 1. Один и много В презентации отображены: ...
Технологическая карта урока математики по теме "Один, много. Число и цифра 1" по УМК Школа России
Урок изучения нового материала, где дети научаться в игровой форме различать понятия много и один. Научаться писать цифру 1. Будут работать над понятиями число и цифра....
Число и цифра 1. Количественное понятие: один-много.
ССЫЛКИ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ (презентации незначительно отличаются): https://infourok.ru/chislo-i-cifra-kolichestvennoe-ponyatie-odinmnogo-3245837.html (24 рабочих слайда)https://easyen.ru/load/m/1_kla...
Математика 1 класс. УМК "Школа России". «Число и цифра 1. Много.Один.»
Цели деятельности учителя: познакомить с понятием «много» «один», знакомство с числом и цифрой 1,дать первоначальные сведения о числе и цифре 1.Планируемые результаты:Пре...
Много. Один. Числа от 1 до 5. Нумерация. – 8 часов
УМК «Школа России» «Математика»1 класс I полугодие Технологическая карта № 2 Тема (название и кол-во часов)Много. Один. Числа от 1 до 5. Нумерация. – 8 ч...
Технологическая карта урока математики «Много. Один. Число и цифра 1» (УМК "Школа России", 1 класс)
Тема урока «Много. Один. Число и цифра 1» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство со значением «много» и с числом 1 и его графической записью...
Технологическая карта урока математики "Много, один. Число и цифра 1" (УМК "Школа России", 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с понятиями "много", "один"; с цифрой 1. Задачи урока Дидактические:Познакоми...