Рабочая программа по математике. 3 класс. XXI век
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика» составлена на основе авторской программы С.С. Минаевой, Л.О. Рословой, О.А. Рыдзе. «Математика» в соответствии с концепцией Образовательной системы «Начальная школа XXI века». Нормативно-правовой базой для составления данной программы являются следующие документы:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ №373 от 22.12.2009 года);
3.Основная образовательная программа МАОУ начальной школы – детского сада №72 на 2015-2019 годы;
4.Положение о рабочей программе педагога.
Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ начальной школе – детском саду №72 с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся третьего класса.
Данная программа отражает личностно - ориентированные, деятельностно -ориентированные и культурно - ориентированные принципы, лежащие в основе Образовательной системы «Начальная школа XXI века».
Программа по предмету «Математика» относится к предметной области «Математика и информатика», рассчитана на 132 часа в год.
Цели и задачи обучения математике.
обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
предоставление младшим школьникам основ начальных математических знаний и формирование соответствующих умений: решать учебные и практические задачи; вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов); измерять наиболее распространенные в практике
величины;
умение применять алгоритмы арифметических действий для вычислений; узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Содержание курса.
Элементы арифметики
Тысяча
Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000.
Сведения из истории математики: как появились числа; чем занимается арифметика.
Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков «>» и «<».
Сложение и вычитание в пределах 1000.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.
Сочетательное свойство сложения и умножения.
Упрощения выражений (освобождение выражений от «лишних» скобок).
Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.
Числовые равенства и неравенства.
Чтение и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств.
Решение составных арифметических задач в три действия.
Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000
Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения). Умножение и деление на 10, 100.
Умножение числа, запись которого оканчивается нулём, на однозначное число. Умножение двух- и трёхзначного числа на однозначное число.
Нахождение однозначного частного.
Деление с остатком.
Деление на однозначное число.
Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.
Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000
Умножение вида 23х40.
Умножение и деление на двузначное число.
Величины и их измерения
Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм.
Соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = 10 мм.
Вычисление длины ломаной.
Масса и её единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг,г. Соотношения: 1 кг = 1000 г.
Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 сек, 1 сутки = 24 ч, 1 век = 100 лет, 1 год = 12 месяцев.
Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года.
Решение арифметических задач, содержащих разнообразные зависимости между величинами.
Алгебраическая пропедевтика
Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений при заданных значениях этих букв.
Логические понятия
Примеры верных и неверных высказываний.
Геометрические понятия
Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной линии. Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля.
Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки.
Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.
Программа расширена внутрипредметными модулями: «Финансовые ступеньки» - 11 часов, «Информатика» - 11 часов.
Срок реализации программы 2017-2018 учебный год.
Принятые сокращения:
ИАД – интерактивная доска
ИНМ – изучение нового материала
ЗИ – закрепление изученного
ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
КУ – комбинированный урок
ЗП – защита проекта
КЗ – контроль знаний
КР, СР, ПР, ЛР – соответственно контрольная, самостоятельная, практическая, лабораторная работа
УЭ- урок-экскурсия
Тематический план.
№ п/п | Тема | Коли- чество часов | Из них отведено на внутрипредмет- ные модули | Количество часов на лабораторные, проектные, проверочные, творческие (для объединения дополнительного образования) работы | Количество часов на контрольные работы |
1 | В портфель твоих достижений | 13 | 3 | 2 | |
2 | Величины. | 16 | 3 | 1 | 2 |
3 | Числа и вычисления | 40 | 5 | 3 | 2 |
4 | Геометрические фигуры | 13 | 4 | 1 | 2 |
5 | Текстовые задачи | 17 | 4 | 2 | 2 |
6 | Математика вокруг нас | 33 | 3 | 1 | 2 |
7 | Итого | 130 | 22 | 8 | 12 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Характеристика деятельности учащегося | Оборудование |
1 | На спортивной площадке. М. «Финансовые ступеньки» Спорт в моей семье. Как грамотно рассчитать расходы на него. | ЗИ | Магнитная доска, проектор, счетный материал, математические палитры, математические кораблики, магнитная математика, конструктор лего. | |
2 | Символы, знаки, пиктограммы. | ИНМ | ||
3 | Символы, знаки, пиктограммы. | ИНМ | ||
4 | Математические знаки и обозначения. | ИНМ | ||
5 | Буквенные выражения. | ИНМ | ||
6 | М. «Финансовые ступеньки» Где дешевле: на рынке или в магазине? | КУ | ||
7 | Переместительное свойство сложения и умножения. | ИНМ | Магнитная доска, проектор, демонстрационные плакаты, счетный материал, математические палитры, математические кораблики, конструктор лего, математические пирамиды, магнитная математика | |
8 | Входная контрольная работа. | КР | ||
9 | Анализ и работа над ошибками. | ОСЗ | ||
10 | Римские цифры. | ИНМ | ||
11 | Повторение и закрепление. Тест. | ПР | ||
12 | М. «Финансовые ступеньки» Сбор урожая. Питание в семье. | КУ | ||
13 | Повторение и закрепление. | ОСЗ | ||
14 | Текстовые задачи. | ИНМ | ||
15 | Плоские и объемные геометрические фигуры. Ширина, длина, высота. | ИНМ | ||
16 | Анализ данных. | ИНМ | Магнитная доска, проектор, демонстрационные плакаты, счетный материал, математические палитры, математические кораблики, конструктор лего, математические пирамиды | |
17 | Умножение и деление чисел на 2, на 3. | ИНМ | ||
18 | Умножение и деление чисел на 4, на 5. Проверочная работа. | ЗИ, ПР | ||
19 | Умножение чисел на 6, на 7. | ИНМ | ||
20 | Умножение и деление на 8, на 9. | ЗИ | ||
21 | Контрольная работа. | КР | ||
22 | Анализ и работа над ошибками. | ЗИ | ||
23 | М. «Финансовые ступеньки» Расходы бюджета на нашу одежду. | ИНМ | ||
24 | Таблица умножения. | ОСЗ | ||
25 | Повторение и закрепление. Математический диктант. | СР | ||
26 | М. «Финансовые ступеньки» В парке аттракционов. Наши развлечения в бюджете семьи. | КУ | Магнитная доска, проектор, демонстрационные плакаты, счетный материал, математические палитры, математические кораблики, конструктор лего, математические пирамиды, магнитная математика | |
27 | Величины длины. | ЗИ | ||
28 | Вычисления. Разные способы сложения и вычитания в пределах 100. | ИНМ | ||
29 | Текстовые задачи. | ИНМ | ||
30 | Геометрические фигуры. Задачи. Анализ данных. | ОСЗ | ||
31 | Контрольная работа. | КР | ||
32 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | ЗИ | ||
33 | Площадь прямоугольника. | ИНМ | ||
34 | Правило вычисления площади прямоугольника. | ИНМ | ||
35 | М. «Финансовые ступеньки» Что изучает наука «экономика»? | ЗИ | ||
36 | Порядок действий в вычислениях. | ЗИ | ||
37 | М. «Финансовые ступеньки». На вокзале. Наше путешествие в бюджете семьи. | КУ | ||
38 | Порядок действий в вычислениях. Проверочная работа. | ПР | Магнитная доска, проектор, демонстрационные плакаты, счетный материал, математические палитры, математические кораблики, конструктор лего, математические пирамиды, счетный материал «1-1000» | |
39 | Решение задачи разными способами. | ИНМ | ||
40 | Повторение и закрепление. | ЗИ | ||
41 | Повторение и закрепление. | ЗИ | ||
42 | Текстовые задачи. | ИНМ | ||
43 | М. «Финансовые ступеньки» Оплата коммунальных услуг в бюджете семьи. | КУ | ||
44 | Контрольная работа. | КР | ||
45 | Анализ и работа над ошибками. | ЗИ | ||
46 | Геометрические фигуры. Анализ данных. | ИНМ | ||
47 | М. «Финансовые ступеньки» Схема автомобильных дорог, расход топлива. | КУ | ||
48 | Многоквартирный дом. Задачи. | ЗИ | ||
49 | Повторение и закрепление. Тест. | СР | ||
50 | Повторение и закрепление. | ЗИ | ||
51 | Проверочная работа. | ПР | ||
52 | М. «Финансовые ступеньки» Наши потребности и источники их удовлетворения. | ЗИ | ||
53 | Сложение трехзначных чисел. | ИНМ | ||
54 | Сложение трехзначных чисел. | ЗИ | Магнитная доска, проектор, демонстрационные плакаты, счетный материал, математические палитры, математические кораблики, конструктор лего, математические пирамиды, счетный материал «1-1000», магнитная математика | |
55 | М. «Финансовые ступеньки». Зачем нужны деньги? Как и где хранятся деньги? | КУ | ||
56 | Вычисление длины маршрута. Задачи. | ОСЗ | ||
57 | Вычитание трехзначных чисел. | ИНМ | ||
58 | Вычитание трехзначных чисел. | ОСЗ | ||
59 | Вычисление массы. | ОСЗ | ||
60 | Контрольная работа. | КР | ||
61 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | ЗИ | ||
62 | Повторение и закрепление. | ЗИ | ||
63 | Текстовые задачи. | ИНМ | ||
64 | Геометрические фигуры. Анализ данных. | ИНМ | ||
65 | Площадь квадрата. | ИНМ | ||
66 | Единицы площади. | ИНМ | ||
67 | Сочетательное свойство сложения. | ИНМ | ||
68 | М. «Информатика» Электронный документ и файл. | КУ | ||
69 | Повторение и закрепление. | ЗИ | ||
70 | Геометрические фигуры. Задачи. Проверочная работа. | ПР | Магнитная доска, проектор, демонстрационные плакаты, счетный материал, математические палитры, математические кораблики, конструктор лего, математические пирамиды, счетный материал «1-1000» | |
71 | Диаграмма. | ИНМ | ||
72 | Повторение и закрепление. Тест. | ЗИ | ||
73 | Контрольная работа. | КР | ||
74 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | ЗИ | ||
75 | М. «Информатика» Создание документа. | КУ | ||
76 | В аэропорту. Решение задач. | ЗИ | ||
77 | Умножение и деление круглых чисел на однозначное число. | ИНМ | ||
78 | Умножение суммы на число. | ИНМ | ||
79 | Умножение на однозначное число. | ИНМ | ||
80 | М. «Информатика» Создание текстового документа. | КУ | ||
81 | Повторение и закрепление. | ЗИ | ||
82 | Текстовые задачи. Математический диктант. | СР | ||
83 | Геометрические фигуры. Анализ данных. Проверочная работа. | ИНМ, ПР | ||
84 | М. «Информатика». Техника безопасности. Человек и информация. | КУ | Магнитная доска, проектор, демонстрационные плакаты, счетный материал, математические палитры, математические кораблики, конструктор лего, математические пирамиды, счетный материал «1-1000», модели геометрических фигур. | |
85 | Контрольная работа. | КР | ||
86 | Анализ и работа над ошибками. | ЗИ | ||
87 | В бассейне. Решение задач. | ОСЗ | ||
88 | М. «Информатика». Источники и приёмники информации. | КУ | ||
89 | Во сколько раз ? | ИНМ | ||
90 | Окружность. Циркуль. | ИНМ | ||
91 | Радиус и диаметр окружности. | ИНМ | ||
92 | М. «Информатика». Компьютер и его части. | КУ | ||
93 | Сочетательное свойство умножения. | ИНМ | ||
94 | М. «Информатика». Языки людей и языки программирования. | ИНМ | ||
95 | Текстовые задачи. Сколько в одном , в двух ? | ЗИ | ||
96 | М. «Информатика». Текстовые, графические, числовые данные. | ИНМ | ||
97 | Контрольная работа. | КР | ||
98 | Анализ и работа над ошибками. | ЗИ | ||
99 | Повторение и закрепление. | ЗИ | ||
100 | Текстовые задачи. | ИНМ | Магнитная доска, проектор, демонстрационные плакаты, счетный материал, математические палитры, математические кораблики, конструктор лего, математические пирамиды, магнитная таблица умножения, маркерный плакат «Таблица умножения». | |
101 | Геометрические фигуры. Анализ данных. | ЗИ | ||
102 | В библиотеке. Решение задач. | ЗИ | ||
103 | Деление суммы на число. | ИНМ | ||
104 | Нахождение неизвестного множителя. Тест. | ПР | ||
105 | Контрольная работа. | КР | ||
106 | Анализ и работа над ошибками. | ЗИ | ||
107 | Цилиндр. | ИНМ | ||
108 | Нахождение неизвестного делимого. | ИНМ | ||
109 | Повторение и закрепление. | ЗИ | ||
110 | Текстовые задачи. | ЗИ | ||
111 | Геометрические фигуры. Анализ данных. | ЗИ | ||
112 | Домашние питомцы. Решение задач. | ЗИ | ||
113 | Повторение и закрепление. | ЗИ | ||
114 | Цена. Количество. Стоимость. | ИНМ | Магнитная доска, проектор, демонстрационные плакаты, счетный материал, математические палитры, математические кораблики, конструктор лего, математические пирамиды, магнитная таблица умножения, маркерный плакат «Таблица умножения». | |
115 | Контрольная работа | КР | ||
.116 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | ОСЗ | ||
117 | М. «Информатика». Создание графического документа. | ИНМ | ||
118 | Деление с остатком. | ИНМ | ||
119 | Запись деления уголком Проверочная работа. | ИНМ, ПР | ||
120 | М. «Информатика». Обобщение и повторение информации. | ОСЗ | ||
121 | Величина и ее часть. | ИНМ | ||
122 | Текстовые задачи. Геометрические фигуры. Ось симметрии фигуры. | ОСЗ | ||
123 | Контрольная работа. | КР | ||
124 | Анализ и работа над ошибками. | ОСЗ | ||
125 | Скорость движения. | ИНМ | ||
126 | Деление чисел способом подбора. | ИНМ | ||
127 | Нахождение неизвестного делителя. | ИНМ | ||
128 | Какая доля ? | ИНМ | ||
129 | Итоговая контрольная работа. | КР | ||
130 | Анализ и работа над ошибками. | ЗИ | ||
131 | Повторение и закрепление. | ЗИ | ||
132 | М. «Информатика» Защита проектов. | ЗП |
Планируемые результаты освоения предмета.
Личностными результатами обучения учащихся являются:
самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению;
способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу доее завершения;
способность к самоорганизованности;
высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметнымирезультатами обучения являются:
владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково- символических средств;
понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
адекватное оценивание результатов своей деятельности;
активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
готовность слушать собеседника, вести диалог;
умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
К концу обучения в третьем классе ученик научится:
называть:
— любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000, любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном порядке;
— компоненты действия деления с остатком;
— единицы массы, времени, длины;
— геометрическую фигуру (ломаная);
сравнивать:
— числа в пределах 1000;
— значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
различать:
— знаки >и <;
— числовые равенства и неравенства;
читать:
— записи вида 120 < 365 900 > 850;
воспроизводить:
— соотношения между единицами массы, длины, времени;
— устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах 1000;
приводить примеры:
— числовых равенств и неравенств;
моделировать:
— ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы (графа), таблицы, рисунка;
— способ деления с остатком с помощью фишек;
упорядочивать:
— натуральные числа в пределах 1000;
— значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
анализировать:
— структуру числового выражения;
— текст арифметической (в том числе логической) задачи;
классифицировать:
— числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные);
конструировать:
— план решения составной арифметической (в том числе логической)
задачи;
контролировать:
— свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с
натуральными числами в пределах 1000), находить и исправлять ошибки;
решать учебные и практические задачи:
— читать и записывать цифрами любое трехзначное число;
— читать и составлять несложные числовые выражения;
— выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
— вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя письменные алгоритмы вычислений;
— выполнять деление с остатком;
— определять время по часам;
— изображать ломаные линии разных видов;
— вычислять значения числовых выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);
— решать текстовые арифметические задачи в три действия.
К концу обучения в третьем классе ученик может научиться:
формулировать:
— сочетательное свойство умножения;
— распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания);
читать:
— обозначения прямой, ломаной;
приводить примеры:
— высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;
— верных и неверных высказываний;
различать:
— числовое и буквенное выражение;
— прямую и луч, прямую и отрезок;
— замкнутую и незамкнутую ломаную линии;
характеризовать:
— ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);
— взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;
конструировать:
— буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными данными;
воспроизводить:
— способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;
решать учебные и практические задачи:
— вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых значениях, входящих в них букв;
— изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;
— проводить прямую через одну и через две точки;
— строить на клетчатой бумаге точку, отрезок, луч, прямую, ломаную, симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).
Творческие работы.
Оформление творческой работы допускается в свободной форме.
Темы творческих работ.
1.Путешествие в страну вероятностей.
2.Математика вокруг меня.
3.Математические ребусы.
4.Интересные приемы устного счета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...