Системно-деятельностный подход на уроке математике
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Системно-деятельностный подход на уроке математике тема ""Письменный прием сложения двузначных чисел столбиком с переходом через десяток" (УМК "Школа России", 2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruchininina_i.s._-_24-3_urok.docx394.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

(МАОУ ДПО ИПК)

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Системно-деятельностный подход на уроке математике

тема  «Письменный приём сложения двузначных чисел столбиком с переходом через десяток»

(УМК «Школа России», 2 класс)

Выполнила: Кручинина И.С.,группа 24-3

должность: учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №50»

Новокузнецк, 2017

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Разработка урока  математики во 2 классе по теме: « Письменный прием сложения двузначных чисел с переходом через десяток»...................................................................................................5
  3. Заключение……………………………………………………………… 12
  4. Список литературы……………….…………….......................................14
  5. Приложение………………………………………………………………15

Введение

Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности.

         Системно-деятельностный подход – это совокупность приемов, способов организации (управления) взаимодействия ребенка (субъекта, индивида) с предметом изучения как с целостным множеством элементов  в совокупности отношений и связей между ними.

         Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он:

-  ставит цели,

-  решает задачи,

-  отвечает за результаты.

Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.

Что значит "деятельность"?

-  целеустремленная система;

-  есть обратная связь;

-  всегда имеет генетически развивающийся план анализа.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Системно-деятельностный подход предполагает развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий:

1.​ воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

2.​ переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

3.​ ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

4.​ признание решающей  роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

5.​ учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения с детьми;

6.​ обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

7.​ разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов обучающихся;

      Курс математика в начальной школе направлен на следующие цели: уметь

  • использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
  • производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
  • читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
  • формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
  • работать в соответствии с заданными алгоритмами;
  • узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
  • вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Я выбрала урок по теме «Системно – деятельностный подход на уроке математики «Письменный приём сложения двузначных чисел столбиком с переходом через десяток»

Тема: «Письменный приём сложения двузначных чисел столбиком с переходом через десяток»

Цели:

  1. Обучающая: Формирование навыка письменного приёма сложения двузначных чисел столбиком с переходом через десяток.
  2. Развивающая: Развитие мыслительных операций, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
  3. Воспитательная: Формирование коммуникативной культуры: воспитание культуры общения, умение работать в группе, умение работать в паре, вести диалог.

Средства обучения:   учебник,   карточки с алгоритмом (планом) для групповой работы,  карточки для индивидуальной работы,  сигнальные карточки по цветам светофора, цветные карандаши (красный, жёлтый, зелёный), кружки по цветам светофора для самооценки, картинка Светофорчик, картинки автомобилей-такси.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

1. Организует учащихся на урок.

Юные пешеходы!

Велосипедисты!

Будущие водители и

даже мотоциклисты!

Добро пожаловать! Привет!

Вам на урок математики

путь открыт,

Зелёный свет!

2.Формулирует правила.

Внимание! Сегодня на уроке математики вас приветствует Светофорчик.

svetoforchikВы должны помнить:

  • если вы хорошо знаете учебный материал, не делаете ошибок, значит, нам светит зелёный огонёк, который говорит: «Очень хорошо! Вперёд!»
  • если вы затрудняетесь и делаете ошибки, то светофор, мигая жёлтым глазом, говорит: «Внимание! Внимание!»
  • вы не знаете правила, допускаете ошибки, тогда тревожно загорается красный огонёк «Стоп!»

  1. Актуализация знаний и умений.

1. Организует деятельность учащихся по актуализации опорных знаний.

- Вы видите несколько легковых машин. Что интересного заметили?

- Эти машины – такси.

- Каждая машина имеет номер, число.

- Какие это числа?  (57, 87, 47, 27, 77, 37, 67)

- Двузначные.

- Назовите самое маленькое число. (27)

- Назовите самое большое число. (87)

- Назовите числа в порядке возрастания. (27, 37, 47, 57, 67, 77, 87)

- Установите закономерность и назовите следующее число. (97)

- Скажите, на сколько, число десятков больше числа единиц в числе 97.

 (9 десятков, 7 единицы, 9 > 7, на 2)

- Увеличьте 37 на 40, на 25, на 12, используя запись столбиком.

- Какие знания вам пригодились? Что вы знаете? 

Алгоритм:

  • Единицы складываем с единицами;
  • Записываем под единицами;
  • Десятки складываем с десятками;
  • Записываем под десятками.

37+40        37+25          37+12

Проверка задания (фронтально).

- Что помогло вам успешно справиться с заданием?

 (Знание способа сложения столбиком: умение правильно записывать разряд под разрядом и начинать вычисление с разряда единиц)

2.Организует работу по самооценке учащихся.

- Оцените свою работу  сигналами светофора.  

- Светофорчик  доволен результатами. Зафиксируйте их в тетради.

  1. Обозначение разрыва знаний. Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация.

- Запишите ещё один пример столбиком: 37+53.

Вопрос-ловушка

- Найдите значение суммы, пользуясь известным вам алгоритмом.

Фиксация разрыва в знаниях. Постановка учебной задачи.

( планируется,  что данный пример будет выполнен по-разному)

- Почему разные результаты?  (При сложении единиц получилось двузначное число)

- Какое действие?  (Сложение)

- Какие числа? (Двузначные)

- Умеете складывать? (Да)

- В чём трудность? (6+7=13,больше 10)

- Какой вопрос возник?  (Как записать и как вычислить дальше)

- Кто хочет получить ответ на этот вопрос? А для чего вам это нужно?

-Какую учебную задачу перед собой поставим? (Мы должны узнать новый прием сложения двузначных чисел, в которых в разряде единиц получается больше 10).

  1. Открытие нового знания. Работа в группах. Взаимоконтроль.
  1. Работа в группе.

 

Правила работы в группе

  • Работать дружно.
  • Говорить по очереди, не перебивая друг друга.
  • Уважать мнение собеседника.
  • Учись доказывать свою точку зрения.  

 План работы

  • Обсудите в группах и попробуйте найти способ решения данного примера.
  • Запишите найденный способ решения данного примера.
  • Представьте свой способ решения.
  • Приготовьтесь защищать свое решение перед классом.

Задание для групп (на карточках)

Задание для 1 группы

58+23

 Даётся карточка-помощница с алгоритмом решения примера в столбик:

-Записываем пример столбиком;

-Проговариваем: единицы записываем под единицами, десятки под десятками;

-Складываем единицы и записываем в полученном числе только единицы, а десяток запоминаем;

-Складываем все десятки и записываем под десятками;

-Получаем ответ …

Задание для 2 группы

46+38

Даётся карточка-помощница с алгоритмом решения примера в столбик:

-Записываем пример столбиком;

-Проговариваем: единицы записываем под единицами, десятки под десятками;

-Складываем единицы и записываем в полученном числе только единицы, а десяток запоминаем;

-Получаем ответ …

Задание для 3 группы

69+27

Даётся карточка-помощница с алгоритмом решения примера в столбик:

-Записываем пример столбиком;

-Проговариваем: единицы записываем под единицами, десятки под десятками;

-Складываем единицы и записываем в полученном числе только единицы, а десяток запоминаем;

-Складываем все десятки и записываем под десятками;

-Получаем ответ …

Задание для 4 группы

- Составьте свой пример на сложение двузначных чисел, в котором в разряде единиц получается больше 10.

Даётся карточка-помощница с алгоритмом решения примера в столбик:

-Записываем пример столбиком;

-Проговариваем: единицы записываем под единицами, десятки под десятками;

-Складываем единицы и записываем в полученном числе только единицы, а десяток запоминаем;

-Складываем все десятки и записываем под десятками;

-Получаем ответ …

Задание для 5 группы

    56

 +18

   74

-Составьте алгоритм записи примера в столбик по решенному примеру.

Защита  решения примеров.

 - Воспроизведите пошагово свои рассуждения.

1 группа

Представляет свой результат решения выражения в столбик по алгоритму: 58+23.

2 группа

Представляет свой результат   решения примера в столбик по алгоритму: 46+38.

3 группа

 Представляет свой результат   решения примера в столбик по алгоритму:  69+27.

4 группа

Представляет самостоятельно составленный пример  и решение примера в столбик по алгоритму.

5 группа

Представляет самостоятельно составленный алгоритм по решенному примеру.

Рефлексивная оценка

- Покажите сигналами светофора, понравилось ли вам работать в группах.

  1. - Уточним алгоритм решения по учебнику (часть 2,стр.12)

- Для чего мы должны знать прием сложения двузначных чисел с переходом через десяток?

  1. Физминутка   (СанПиН)

«Светофор»

          В светофор мы поиграем

Раз, два, три, четыре, пять!  

Ох, устали мы сидеть.

(Потягивания).

В светофор мы поиграем,

(Ходьба на месте).

Руки, ноги разминаем.

(Встряхивания руками, ногами).

Красный свет нам «Стой!» - кричит,

Ждать зеленого велит.

Чтобы было ждать не скучно,

Наклоняемся мы дружно,

И назад. И вперед.

(Наклоны).

Влево, вправо поворот  

(Повороты туловища).

Вот и желтый загорелся,

Приготовиться пора.

Руки, ноги разогреем,

(Рывки руками перед грудью).

Начинаем, детвора!

(Ходьба на месте).

Вверх поднимем, вниз опустим,

Пролетим как самолет

(Прыжки).

 Вот зеленый загорелся,

Можно нам идти вперед.

Левой, правой.

(Бег с высоким подниманием бедра).

Смело мы идем вперед.

(Ходьба на месте).

Светофор – помощник славный

Уставать нам не дает.

  1. Первичное закрепление
  1. Работа с учебником.

  - Вывели алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через десяток, уточнили его по учебнику, закрепим, работая в парах. Вспомните правила сотрудничества. (Работаем дружно, уважая, мнение друг друга)

С. 12, № 1 - Работа в парах. Взаимоконтроль.

- Покажите сигналами светофора, понравилось ли вам работать в паре.

Зафиксируйте результат вашей совместной деятельности в тетрадях.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Решите, записывая решение в столбик, пользуясь алгоритмом.

34+17     56+25

39+48     63+28

 

- Проверьте решение примеров по эталону. Будьте внимательными.

- Оцените свою работу. Светофорчик с нетерпением  желает узнать, успешно ли вы поработали.

   

  1. Итог урока

Рефлексия

- Смогли бы вы в начале урока выполнить задание? Почему? Что вы не знали? Зачем вам нужно знать прием сложения двузначных чисел с переходом через десяток?

Рефлексивная оценка

- Светофорчик заскучал, ему жаль расставаться с вами. Подарите ему сигнальчики:

  • если вы довольны своей работой и достигли цели - зелёный;
  • если получалось не всё и требуется ещё потренироваться в решении изученных примеров – жёлтый;
  • если вы ничему новому не научились – красный.

  1. Домашнее задание  
  1. С. 12, № 3
  2. Изготовить карточку – помощницу с алгоритмом.

           Задание по выбору

- С. 12, решить два примера.

- Придумай на новый вычислительный способ свои 2 примера, запиши и реши их.

   

Заключение

Данный урок  математики на тему: «Письменный приём сложения двузначных чисел столбиком с переходом через десяток » составлен с учетом требований системно-деятельностного подхода. Урок построен в соответствии с критериями результативности урока в рамках ФГОС НОО.

Тип урока  - открытие нового знания. В начале урока учителем была создана ситуация успеха. Повторили способ сложения  средствами фронтальной работы, с которой дети успешно справились.

     Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений).

Учитель воспользовался следующими средствами для создания учебной ситуации, которая привела к постановке учебной  задачи:

•        задание – ловушка с фронтальной проверкой;

•        создание условий для  активной позиции ученика: фиксация разрыва в знаниях, постановка учебной задачи;

•        учитель на этапе создания учебной ситуации выступает в роли организатора учебной деятельности.

  В результате разрыва в знаниях у детей возникла нужная задача. Дети смогли зафиксировать данную задачу в виде вопроса в словесной форме (учебная задача сформулирована обучающимися, проверена и уточнена на материале учебника).

  Уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию можно судить на уровне класса, группы и пары. Предполагается, что дети должны аргументированно говорить, ставить вопросы на понимание.

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения (групповая, парная, индивидуальная работа), повышающие степень активности учащихся в учебном процессе, за счет этого добивается осмысления учебного материала всеми учащимися.

  На уроке происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся (самоконтроля и самооценки).

Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

На всех этапах урока ученики были вовлечены  в практическую мыслительную деятельность, что способствует развитию поисковой активности.

  На уроке были использованы приемы формирования универсальных учебных действий: формулирование цели урока  (постановка учебной задачи), работа по плану, взаимоконтроль и самоконтроль, взаимооценка и самооценка.

  Формы организации коллективно-распределительной деятельности соответствовали поставленным целям урока.

  Домашнее задание предлагается на основе выбора и носит дифференцированный  характер.  

Все этапы урока были нацелены на формирование  у детей учебной самостоятельности.

Список  литературы

1.        Т.Н.Ситникова  Поурочные разработки по математике к УМК М.И.Моро «Школа России». 2 класс М.:ВАКО,  2016.- 480 с.

2.         Математика. 2 класс. В двух 2 ч. Ч. 2/ М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – 7 изд. – М. : Просвещение, 2016. – 112 с.

3.        Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

4.        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

Приложение

C:\Users\123\Documents\матем. уч..jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование системно – деятельностного подхода на уроке математики в 3 классе "Деление с остатком"

Использование системно – деятельностного подхода на уроке математики в 3 классе. Тема урока: «Деление с остатком». Структура урока:«открытия» нового знания. Цель урока: создание условий для самосто...

Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»

Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ

В данной работе показан конспект урока алгебры, сотавленный для демонстрации возможности применения системно-деятельностного подхода Л.В. Занкова в среднем звене. Разъясняется необходимость такого под...

Системно-деятельностный подход на уроке математики в 4 классе по теме «Многогранник», УМК «Начальная школа XXI века»

В моей творческой разработке представлен  проект урока математика для 4 –го  класса, УМК «Школа XXI века»,  по теме «Многогранник». Целью моей творческой разработки стало желание ...

Системно-деятельностный подход на уроках математики

Выступление учителя на педагогическом совете...

системно-деятельностный подход на уроке математики "Умножение двузначного числа на однозначное"

Урок математики по теме «Умножение двузначного числа на однозначное»  в 3 классе по программе «Школа России» построен в системно - деятельностном подходе. ...

Системно-деятельностный подход на уроках математики в начальной школе

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предмет...