Системно-деятельностный подход на уроке математики в 4 классе по теме «Многогранник», УМК «Начальная школа XXI века»
учебно-методический материал по математике (4 класс) по теме

Струс Марина Александровна

 В моей творческой разработке представлен  проект урока математика для 4 –го  класса, УМК «Школа XXI века»,  по теме «Многогранник». Целью моей творческой разработки стало желание в совершенстве овладевать  педагогическими  технологиями с помощью которых  можно реализовать новые требования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Моя творческая разработка является шагом на пути к достижению поставленной цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_razrabotka.doc425.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

Творческая разработка урока

Системно-деятельностный подход на уроке математики

«Многогранник»

УМК «Школа XXI века», 4 класс

                                                                                                                                                        Выполнил:  Струс М.А., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 31»

                                                                                   

       

Новокузнецк, 2014


Содержание

1.Введение…………………….……………………………………………………...3

2.Основное содержание……………………………………………………………..5

3.Заключение………………………………………………………………………..18

4.Список литературы…………………………………………………………….....19                                                                                    


Введение

Перемены, происходящие в  современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  и определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формированию целей образования планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных ); к структуре образовательной программы; к условиям реализации стандартов.

Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных,коммуникативных .Формирование УУД – это одна из важнейших задач учителя.

При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика.

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность учащихся.  В процессе деятельности учащийся осваивает универсальные учебные действия (УУД), развивается как личность.Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.

 В моей творческой разработке представлен  проект урока математика для 4 –го  класса, УМК «Школа XXI века»,  по теме «Многогранник». Целью моей творческой разработки стало желание в совершенстве овладевать  педагогическими  технологиями с помощью которых  можно реализовать новые требования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Моя творческая разработка является шагом на пути к достижению поставленной цели.


Разработка урока

Проект  урока математика (УМК «Школа XXI века», 4 класс)

        

Тема: Многогранники. (4 класс)

Цель урока: 1. Ввести понятия «многогранник», «грани»,

                           «вершина», «ребро».

                       2. Развивать умения выделять главное в  познава-

                           тельном объекте; содействовать развитию  

                           пространственного воображения учащихся.

                        3. Воспитывать чувство взаимопомощи,

                            ответственности, аккуратности и интерес

                            к геометрии.  

Применяемые УУД:

 Личностные:

Смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (что  побуждает, для чего);

Самоопределение, т.е. готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Метапредметные  результаты:

Регулятивные УУД:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основании что известно,

      усвоено, а что еще нет;

Планирование – последовательность действий с учетом конечного результата;

Оценка – осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД:

Инициативное сотрудничество -        проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Оборудование: плоские фигуры, объёмные фигуры, карточки

                            с заданиями, спички, пластилин, развёртки

                            объёмных геометрических фигур,

                            учебник, тетрадь.

Форма проведения: работа в группах.


Этап урока

Деятельность  учителя

Деятельность ученика

1.Мотивация.

Цель: настрой  на активную работу .

-Здравствуйте,ребята! Я приглашаю вас на урок математики.

-Перед вами лежат листочки,на которых написаны части предложения. Составьте  из них пословицу.

День, прошёл  ,впустую ,если , ты , не узнал ,ничего ,нового.

-Постараемся, чтобы сегодняшний  день принес вам что-то  новое.

Работа в парах.

Составили пословицу

«День прошёл впустую, если  ты не узнал ничего нового».

2.Актуализация .

Цель: воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний.

Математическая разминка.

1)Задание.Фронтальная работа.

На доске:  1см               10см

        1дм           10мм

                   1м                        10дм

                    1км              100см

                    1мм        1000м

-Что можно  сделать с этими единицами длины?

-Расположите  в порядке возрастания, начиная с наименьшей  единицы длины.

-Установите  соотношение  между  единицами  длины

2)Задание.

Работа с геометрическим материалом.

-На уроках математики в 1, 2, 3 классах мы изучали различные плоские геометрические фигуры, а также учились их строить.

-Я предлагаю вам задания в группах :построить в координатном углу плоские фигуры по данным координатам, но сначала вспомним праила работы в группах.

  • Умейте слушать и слышать.
  • Умейте спорить, но не ссориться.
  • Правильно распределяйте обязанности между    членами группы.
  • Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый в отдельности.

Группа 1.

-Построить фигуру, если известны координаты:

  А (0;2)   В (2;5)   С (9;2)

Группа 2.

-Постройте фигуру, если точки  А (3;2)  В (6;5) С (3;5), Д (6;2) .

Группа 3.

- Постройте фигуру, если известны координаты её вершин

   А (2;3)   В (2;6)   С (5;8)     Д (8;6)    К (8;3)     М (5;1)

- Проверка (каждая группа зачитывает свои задания, а учитель задаёт вопросы)

-1 группа:  Какая фигура у вас получилась?

- 2 группа:  Назовите координаты противоположных вершин.

                    -Какая фигура у вас получилась?

                  - Как по-другому называется эта фигура?

3 группа:   Какая фигура у вас получилась?

- Как можно назвать эти фигуры?

                МНОГОУГОЛЬНИКИ  

- Нам известно, что все многоугольники имеют вершины, стороны и углы.

- Назовите и покажите их.

 - А как ещё можно назвать эти фигуры, какие они? (плоские)

Выполняют задания, тренирующие  мыслительные операции.

Ответы детей.

(попарно сравнивать,

Расположить в порядке  возрастания-убывания,

Установить  соотношение между ними,

 складывать,

вычитать)

В тетрадях: мм, см, дм ,м, км

1см      10см

1дм      10мм

1м         10дм

1км       100см

 1мм       1000м

Работа в группах

От каждой группы выходят ученики и показывают свои результаты

1 группа:  треугольник

2 группа:квадрат

 3 группа:   шестиугольник

3. Постановка учебной задачи.

Цель:- ввести понятия «многогранник», «вершина», «грани», «ребро».  

  - Модели  геометрических   фигур представлены у вас на столах.

- Рассмотрите фигуры внимательно и назовите их сходства и различия.

-Что общего между этими фигурами?

- Из каких многоугольников состоит поверхность каждой из них?

- Как назвать эти фигуры, поверхность которых состоит из многоугольников, одним словом?

              МНОГОГРАННИК

-Как думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке? (Дети формулируют вопросы, которые учитель выносит на доску в виде кластера или на слайд).

- Что такое многогранник?

-Из каких элементов  он сосотоит?

-Как можно построить многогранник?

 

1)Загадка.

Первые упоминания об этих фигурах  ещё  были известны  три тысячи  лет  до нашей эры  в Египте и Вавилоне.

Математиков  поражала  их  красота, совершенство  и гармония.

Ученые  считали  эти фигуры  божественными.

 О какой фигуре говорится ?(ПИРАМИДЫ)

Пирамида Хеопса- крупнейшая  из  египетских  пирамид, единственное  из  семи   чудес  света, сохранившаяся  до наших  дней.

-Является  ли  пирамида- многогранником?

2)Работа с учебником.

- Работа по учебнику  С. 100, правило.

- А как называется каждый из многоугольников в многограннике? (грани)

- Кто сможет показать на фигуре эти грани?

- Как называются стороны многогранника? (рёбра)

- Какую ещё часть не назвали? (вершина)

- Верно, молодцы!

- Вот так выглядит чертёж многогранника.

  Кажется, что фигура сделана из стекла.

На столах у учащихся объемные фигуры: куб, параллелепипед, пирамиды.

   

Пирамида-многогранник, т.к.

Поверхность состоит из многоугольников-треугольников и основание-прямоугольник- граней.

Вершины многоугольников –вершины многогранника, стороны  треугольника и прямоугольника –ребра  многогранника.

4.Практическая деятельность учащихся

Цель:осмысление новой информации детьми и применение на практике.
1)Узнавание  в  объектах  окружающего мира геометрических  форм, с. 100 з.№2

2)Моделирование.

1)- Ребята, откройте учебник  на с. 102, з.№7.  (Используя палочки и пластилин, сделайте модели многогранника, выполняют работу в грппах)

- Посчитайте число вершин, граней, рёбер своих получившихся фигур. Сравните свои фигуры с образцом.на рисунке.

Из предсталенных предметов ребята  называют те, которые по форме похожи  на многоугольник.

Работа в группах

- Отчёт каждой группы о проделанной работе.

  5.Физминутка

Цель этапа: сохранение здоровья детей.
«
Качания головой» упражнение стимулирует мыслительные процессы:

дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение.  (15 раз)

«Ленивые восьмёрки» упражнение активизирует структуру мозга, улучшает память, повышает внимание: нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости  «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

 «Моргания» (полезно при всех видах нарушения зрения):  моргайте на каждый вдох и выдох)

«Отдых для глаз» упражнение укрепляют мышцы век, способствуют кровообращению: плотно закрыть и  широко открыть глаза.

 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Тетрадь.

 1)Работа в тетрадях  на печатной   основе,с.62,№200 

–Найдите  многогранники и отметьте значком.

2) С.62№201

-Выделить видимые рёбра многогранника красным карадашом, а  невидимые синим.

 

Самостоятельное выполнение с

фронтальной проверкой.

После выполнения -самопроверка по образцу.

(слайд на экране)

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель:выявить границы  применения  знаний.

- Если разрезать эти фигуры с вершины до основания, то получится вот такая развёртка.

- У вас на столах лежат развёртки фигур и инструкция                       с заданием.

  Внимательно прочитайте инструкцию и выполните задания.

    Инструкция

  1. Соберите модель многогранника.
  2. Укажите в таблице число вершин, граней, рёбер многогранника
  3. Назовите и запишите каждую вершину, ребро, грань.

Работа в группах.

Собирают многогранники при помощи развёртки, данные  заносят в таблицу о количестве вершин, граней, рёбер многогранника.

8.Рефлексия   учебной  деятельности

Цель:формирование умения  осмысливать свои достижения.

-Подведем  итог  урока. Вернемся к пословице…….

И узнаем ,впустую прошёл наш  урок  или нет.

ПРОДОЛЖИМ  ФРАЗУ:

-НА УРОКЕ Я УЗНАЛ…….

-На уроке  я  повторил….

-На уроке  я  научился……

- Как вы думаете, для чего же мы изучаем эту тему, пригодится ли она вам в жизни?

- Где мы можем использовать эти знания?

Самооценка

«10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я“           0________10

„Мы“       0________10

„Дело“     0________10

Фронтальный  опрос

9. Домашнее задание

Цель:формирование умения в домашних условиях применять знания полученные на уроке.

-Попробуйте дома выполнить развертку  любого многогранника и собрать его.


Заключение

Урок по теме «Многранник»  построен на привлечение учеников в активную мыслительную и практическую деятельность.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности.

Учебный материал урока соответствуюет принципу научности, доступности и  посилен для учеников четвёртого  класса. Выполняемые групповые задания   способствуют развитию у обучающихся мыслительных операций. Большое внимание уделяется отработке умения работать не только с текстом учебника, но и практически использовать полученные знания.

Интенсивность урока  оптимальная, с учётом  психолого - возрастных  особенностей обучающихся четвёртого  класса. В групповой работе ученики  учатся договариваться, принимать решение, выполнять задания.При выполнении самостоятельной работы  ребята  конторлируют свою деятельность и объективно оценивают полученный результат , сравнивая с образцом. Рефликсия учебной деятельности помогает ученику  осмысливать свои достижения на уроке, оценить себя, свою группу и совместную деятельность.

Для меня системно-деятельностный подход - это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов, а  процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и личности в целом. Деятельностный метод обучения ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету .Он может использоваться практически на любом предмете, в любой образовательной деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать детям не только на уроках, но и в обычной жизни.

Список  литературы

  1. Рудницкая, В. Н. Математика. 1–4 классы [Текст] : программа / В. Н. Рудницкая. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 128 с.
  2. Рудницкая, В. Н. Математика. 4 класс. В 2-х частях [Текст] : учебник /  В. Н. Рудницкая.– М. : Вентана-Граф, 2014. – 160 с.
  3. Рудницкая, В. Н. Математика. Методика обучения. 4 класс [Текст] : методическое  пособие / В. Н. Рудницкая. – М. : Вентана-Граф, 2010. – 192 с.
  4. Рудницкая, В. Н. Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях [Текст] : учебное пособие / В. Н. Рудницкая. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 96 с.
  5. Савинов, Е. С. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] : стандарты второго поколения / Е. С. Савинов. – М. : Просвещение, 2010. – 98 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  [Текст ] / Мин-во образования и науки  Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2009– 41 с.


Приложение № 1

Постройте фигуру, если известны координаты:

А(0;2)  В(2;5)  С(9;2)

у

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

 1

2

 3

 4

 5

 6

 7

 8

9

10

х

Приложение № 2

Постройте фигуру, если точки А(3;2) В(6;5) С(3;5), Д (6;2) .

у

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

 1

2

 3

 4

 5

 6

 7

 8

9

10

х

Приложение № 3

Постройте фигуру, если известны координаты её вершин

   А (2;3)   В (2;6)   С (5;8)     Д (8;6)    К (8;3)     М (5;1)

у

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

 1

2

 3

 4

 5

 6

 7

 8

9

10

х

Приложение № 4

Инструкция для группы №1

1. Соберите модель многогранника.

2. Укажите в таблице число вершин, граней, рёбер многогранника.

3. Назовите и запишите каждую вершину, ребро, грань.

Группа 1.

Число вершин

 Число рёбер

Число граней

Square Pyramid Shape

Приложение № 5

Инструкция для группы №2

1. Соберите модель многогранника.

2. Укажите в таблице число вершин, граней, рёбер многогранника

3. Назовите и запишите каждую вершину, ребро, грань.

Число вершин

 Число рёбер

Число граней

Приложение № 6

Инструкция для группы № 3

1. Соберите модель многогранника.

2. Укажите в таблице число вершин, граней, рёбер многогранника

3. Назовите и запишите каждую вершину, ребро, грань.

Группа 3.

Число вершин

 Число рёбер

Число граней

Приложение № 7

Развёртка пирамиды

Пирамида для лечения своими руками - Самодельные

Приложение № 8

Развёртка куба

Куб как нарисовать Сайт о рисовании

Приложение № 9

Развёртка параллепипеда

Схема параллелепипеда - обновленные карты, Файлообменный фор…


Приложение № 10

Из учебника «Математика» для  4 класса, В.Н.Рудницкой

        


        Приложение № 11

Из учебника «Математика» для  4 класса, В.Н.Рудницкой

 


Приложение № 12

Рабочая тетрадь  №1 «Математика» для  4 класса, В.Н.Рудницкой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки уроков математики в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века" с применением ИКТ.

Технологические карты уроков по разделу "Задача", презентации к урокам....

Методическая разработка урока математики в 1классе по программе УМК" Начальная школа XXI века" Тема: "Решаем задачи"

Урок математики для 1класса на 35 минут по программе "Начальная школа XXI века" Составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок математики в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века" на тему " Решение уравнений"

На уроке отрабатывается умение учащихся решать различные вмды уравнений.Учащимся предлагаются задания по выбору, используется дифференцированная работа...

урок математики в 1 классе по УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект  к   уроку математики в 1 классе. Тема: "Готовимся выполнять умножение"...

Урок математики Свойства вычитания 1 класс УМК Начальная школа 21 века

1 класс УМК  "Начальная школа XXI века "  Математика  "Свойства вычитания" Конспект по ФГОС. Презентация ( чтобы презентация открылась необходимо скачать две части и сохранит в одной п...

Конспект урока математики в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века» ( Математика, Рудницкая В.Н..)

Тема: Измеряем длину в дециметрах и сантиметрахТип урока: урок открытия нового знанияКласс: 1 класс.Основное содержание темы: Сантиметр. Дециметр. Длина. Преобразование единиц длины. Соотношение: 1дм ...