Системно-деятельностный подход на уроке математики в 4 классе по теме «Многогранник», УМК «Начальная школа XXI века»
учебно-методический материал по математике (4 класс) по теме
В моей творческой разработке представлен проект урока математика для 4 –го класса, УМК «Школа XXI века», по теме «Многогранник». Целью моей творческой разработки стало желание в совершенстве овладевать педагогическими технологиями с помощью которых можно реализовать новые требования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Моя творческая разработка является шагом на пути к достижению поставленной цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_razrabotka.doc | 425.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
Творческая разработка урока
Системно-деятельностный подход на уроке математики
«Многогранник»
УМК «Школа XXI века», 4 класс
Выполнил: Струс М.А., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 31»
Новокузнецк, 2014
Содержание
1.Введение…………………….……………………………………………………...3
2.Основное содержание……………………………………………………………..5
3.Заключение………………………………………………………………………..18
4.Список литературы…………………………………………………………….....19
Введение
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формированию целей образования планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных ); к структуре образовательной программы; к условиям реализации стандартов.
Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных,коммуникативных .Формирование УУД – это одна из важнейших задач учителя.
При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика.
Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.
Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность учащихся. В процессе деятельности учащийся осваивает универсальные учебные действия (УУД), развивается как личность.Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.
В моей творческой разработке представлен проект урока математика для 4 –го класса, УМК «Школа XXI века», по теме «Многогранник». Целью моей творческой разработки стало желание в совершенстве овладевать педагогическими технологиями с помощью которых можно реализовать новые требования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Моя творческая разработка является шагом на пути к достижению поставленной цели.
Разработка урока
Проект урока математика (УМК «Школа XXI века», 4 класс)
Тема: Многогранники. (4 класс)
Цель урока: 1. Ввести понятия «многогранник», «грани»,
«вершина», «ребро».
2. Развивать умения выделять главное в познава-
тельном объекте; содействовать развитию
пространственного воображения учащихся.
3. Воспитывать чувство взаимопомощи,
ответственности, аккуратности и интерес
к геометрии.
Применяемые УУД:
Личностные:
Смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (что побуждает, для чего);
Самоопределение, т.е. готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Целеполагание как постановка учебной задачи на основании что известно,
усвоено, а что еще нет;
Планирование – последовательность действий с учетом конечного результата;
Оценка – осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные УУД:
Инициативное сотрудничество - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
Оборудование: плоские фигуры, объёмные фигуры, карточки
с заданиями, спички, пластилин, развёртки
объёмных геометрических фигур,
учебник, тетрадь.
Форма проведения: работа в группах.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Мотивация. | Цель: настрой на активную работу . -Здравствуйте,ребята! Я приглашаю вас на урок математики. -Перед вами лежат листочки,на которых написаны части предложения. Составьте из них пословицу. День, прошёл ,впустую ,если , ты , не узнал ,ничего ,нового. -Постараемся, чтобы сегодняшний день принес вам что-то новое. | Работа в парах. Составили пословицу «День прошёл впустую, если ты не узнал ничего нового». |
2.Актуализация . | Цель: воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний. Математическая разминка. 1)Задание.Фронтальная работа. На доске: 1см 10см 1дм 10мм 1м 10дм 1км 100см 1мм 1000м -Что можно сделать с этими единицами длины? -Расположите в порядке возрастания, начиная с наименьшей единицы длины. -Установите соотношение между единицами длины 2)Задание. Работа с геометрическим материалом. -На уроках математики в 1, 2, 3 классах мы изучали различные плоские геометрические фигуры, а также учились их строить. -Я предлагаю вам задания в группах :построить в координатном углу плоские фигуры по данным координатам, но сначала вспомним праила работы в группах.
Группа 1. -Построить фигуру, если известны координаты: А (0;2) В (2;5) С (9;2) Группа 2. -Постройте фигуру, если точки А (3;2) В (6;5) С (3;5), Д (6;2) . Группа 3. - Постройте фигуру, если известны координаты её вершин А (2;3) В (2;6) С (5;8) Д (8;6) К (8;3) М (5;1) - Проверка (каждая группа зачитывает свои задания, а учитель задаёт вопросы) -1 группа: Какая фигура у вас получилась? - 2 группа: Назовите координаты противоположных вершин. -Какая фигура у вас получилась? - Как по-другому называется эта фигура? 3 группа: Какая фигура у вас получилась? - Как можно назвать эти фигуры? МНОГОУГОЛЬНИКИ - Нам известно, что все многоугольники имеют вершины, стороны и углы. - Назовите и покажите их. - А как ещё можно назвать эти фигуры, какие они? (плоские) | Выполняют задания, тренирующие мыслительные операции. Ответы детей. (попарно сравнивать, Расположить в порядке возрастания-убывания, Установить соотношение между ними, складывать, вычитать) В тетрадях: мм, см, дм ,м, км 1см 10см 1дм 10мм 1м 10дм 1км 100см 1мм 1000м Работа в группах От каждой группы выходят ученики и показывают свои результаты 1 группа: треугольник 2 группа:квадрат 3 группа: шестиугольник |
3. Постановка учебной задачи. | Цель:- ввести понятия «многогранник», «вершина», «грани», «ребро». - Модели геометрических фигур представлены у вас на столах. - Рассмотрите фигуры внимательно и назовите их сходства и различия. -Что общего между этими фигурами? - Из каких многоугольников состоит поверхность каждой из них? - Как назвать эти фигуры, поверхность которых состоит из многоугольников, одним словом? МНОГОГРАННИК -Как думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке? (Дети формулируют вопросы, которые учитель выносит на доску в виде кластера или на слайд). - Что такое многогранник? -Из каких элементов он сосотоит? -Как можно построить многогранник?
1)Загадка. Первые упоминания об этих фигурах ещё были известны три тысячи лет до нашей эры в Египте и Вавилоне. Математиков поражала их красота, совершенство и гармония. Ученые считали эти фигуры божественными. О какой фигуре говорится ?(ПИРАМИДЫ) Пирамида Хеопса- крупнейшая из египетских пирамид, единственное из семи чудес света, сохранившаяся до наших дней. -Является ли пирамида- многогранником? 2)Работа с учебником. - Работа по учебнику С. 100, правило. - А как называется каждый из многоугольников в многограннике? (грани) - Кто сможет показать на фигуре эти грани? - Как называются стороны многогранника? (рёбра) - Какую ещё часть не назвали? (вершина) - Верно, молодцы! - Вот так выглядит чертёж многогранника. Кажется, что фигура сделана из стекла. | На столах у учащихся объемные фигуры: куб, параллелепипед, пирамиды.
Пирамида-многогранник, т.к. Поверхность состоит из многоугольников-треугольников и основание-прямоугольник- граней. Вершины многоугольников –вершины многогранника, стороны треугольника и прямоугольника –ребра многогранника. |
4.Практическая деятельность учащихся | Цель:осмысление новой информации детьми и применение на практике. 2)Моделирование. 1)- Ребята, откройте учебник на с. 102, з.№7. (Используя палочки и пластилин, сделайте модели многогранника, выполняют работу в грппах) - Посчитайте число вершин, граней, рёбер своих получившихся фигур. Сравните свои фигуры с образцом.на рисунке. | Из предсталенных предметов ребята называют те, которые по форме похожи на многоугольник. Работа в группах - Отчёт каждой группы о проделанной работе. |
5.Физминутка | Цель этапа: сохранение здоровья детей. дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. (15 раз) «Ленивые восьмёрки» упражнение активизирует структуру мозга, улучшает память, повышает внимание: нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. «Моргания» (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох) «Отдых для глаз» упражнение укрепляют мышцы век, способствуют кровообращению: плотно закрыть и широко открыть глаза. | |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль | Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Тетрадь. 1)Работа в тетрадях на печатной основе,с.62,№200 –Найдите многогранники и отметьте значком. 2) С.62№201 -Выделить видимые рёбра многогранника красным карадашом, а невидимые синим.
| Самостоятельное выполнение с фронтальной проверкой. После выполнения -самопроверка по образцу. (слайд на экране) |
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Цель:выявить границы применения знаний. - Если разрезать эти фигуры с вершины до основания, то получится вот такая развёртка. - У вас на столах лежат развёртки фигур и инструкция с заданием. Внимательно прочитайте инструкцию и выполните задания. Инструкция
| Работа в группах. Собирают многогранники при помощи развёртки, данные заносят в таблицу о количестве вершин, граней, рёбер многогранника. |
8.Рефлексия учебной деятельности | Цель:формирование умения осмысливать свои достижения. -Подведем итог урока. Вернемся к пословице……. И узнаем ,впустую прошёл наш урок или нет. ПРОДОЛЖИМ ФРАЗУ: -НА УРОКЕ Я УЗНАЛ……. -На уроке я повторил…. -На уроке я научился…… - Как вы думаете, для чего же мы изучаем эту тему, пригодится ли она вам в жизни? - Где мы можем использовать эти знания? Самооценка «10 баллов» Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции: „Я“ 0________10 „Мы“ 0________10 „Дело“ 0________10 | Фронтальный опрос |
9. Домашнее задание | Цель:формирование умения в домашних условиях применять знания полученные на уроке. -Попробуйте дома выполнить развертку любого многогранника и собрать его. |
Заключение
Урок по теме «Многранник» построен на привлечение учеников в активную мыслительную и практическую деятельность.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности.
Учебный материал урока соответствуюет принципу научности, доступности и посилен для учеников четвёртого класса. Выполняемые групповые задания способствуют развитию у обучающихся мыслительных операций. Большое внимание уделяется отработке умения работать не только с текстом учебника, но и практически использовать полученные знания.
Интенсивность урока оптимальная, с учётом психолого - возрастных особенностей обучающихся четвёртого класса. В групповой работе ученики учатся договариваться, принимать решение, выполнять задания.При выполнении самостоятельной работы ребята конторлируют свою деятельность и объективно оценивают полученный результат , сравнивая с образцом. Рефликсия учебной деятельности помогает ученику осмысливать свои достижения на уроке, оценить себя, свою группу и совместную деятельность.
Для меня системно-деятельностный подход - это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов, а процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и личности в целом. Деятельностный метод обучения ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету .Он может использоваться практически на любом предмете, в любой образовательной деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать детям не только на уроках, но и в обычной жизни.
Список литературы
- Рудницкая, В. Н. Математика. 1–4 классы [Текст] : программа / В. Н. Рудницкая. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 128 с.
- Рудницкая, В. Н. Математика. 4 класс. В 2-х частях [Текст] : учебник / В. Н. Рудницкая.– М. : Вентана-Граф, 2014. – 160 с.
- Рудницкая, В. Н. Математика. Методика обучения. 4 класс [Текст] : методическое пособие / В. Н. Рудницкая. – М. : Вентана-Граф, 2010. – 192 с.
- Рудницкая, В. Н. Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях [Текст] : учебное пособие / В. Н. Рудницкая. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 96 с.
- Савинов, Е. С. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] : стандарты второго поколения / Е. С. Савинов. – М. : Просвещение, 2010. – 98 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст ] / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2009– 41 с.
Приложение № 1
Постройте фигуру, если известны координаты:
А(0;2) В(2;5) С(9;2)
у | |||||||||||
10 | |||||||||||
9 | |||||||||||
8 | |||||||||||
7 | |||||||||||
6 | |||||||||||
5 | |||||||||||
4 | |||||||||||
3 | |||||||||||
2 | |||||||||||
1 | |||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | х |
Приложение № 2
Постройте фигуру, если точки А(3;2) В(6;5) С(3;5), Д (6;2) .
у | |||||||||||
10 | |||||||||||
9 | |||||||||||
8 | |||||||||||
7 | |||||||||||
6 | |||||||||||
5 | |||||||||||
4 | |||||||||||
3 | |||||||||||
2 | |||||||||||
1 | |||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | х |
Приложение № 3
Постройте фигуру, если известны координаты её вершин
А (2;3) В (2;6) С (5;8) Д (8;6) К (8;3) М (5;1)
у | |||||||||||
10 | |||||||||||
9 | |||||||||||
8 | |||||||||||
7 | |||||||||||
6 | |||||||||||
5 | |||||||||||
4 | |||||||||||
3 | |||||||||||
2 | |||||||||||
1 | |||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | х |
Приложение № 4
Инструкция для группы №1
1. Соберите модель многогранника.
2. Укажите в таблице число вершин, граней, рёбер многогранника.
3. Назовите и запишите каждую вершину, ребро, грань.
Группа 1.
Число вершин | Число рёбер | Число граней | |
Приложение № 5
Инструкция для группы №2
1. Соберите модель многогранника.
2. Укажите в таблице число вершин, граней, рёбер многогранника
3. Назовите и запишите каждую вершину, ребро, грань.
Число вершин | Число рёбер | Число граней | |
Приложение № 6
Инструкция для группы № 3
1. Соберите модель многогранника.
2. Укажите в таблице число вершин, граней, рёбер многогранника
3. Назовите и запишите каждую вершину, ребро, грань.
Группа 3.
Число вершин | Число рёбер | Число граней | |
Приложение № 7
Развёртка пирамиды
Приложение № 8
Развёртка куба
Приложение № 9
Развёртка параллепипеда
Приложение № 10
Из учебника «Математика» для 4 класса, В.Н.Рудницкой
Приложение № 11
Из учебника «Математика» для 4 класса, В.Н.Рудницкой
Приложение № 12
Рабочая тетрадь №1 «Математика» для 4 класса, В.Н.Рудницкой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики "Умножение на 8" к УМК "Начальная школа 21 века"
Для урока по теме "Умножение на 8" . Устный счёт....
Разработки уроков математики в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века" с применением ИКТ.
Технологические карты уроков по разделу "Задача", презентации к урокам....
Методическая разработка урока математики в 1классе по программе УМК" Начальная школа XXI века" Тема: "Решаем задачи"
Урок математики для 1класса на 35 минут по программе "Начальная школа XXI века" Составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Урок математики в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века" на тему " Решение уравнений"
На уроке отрабатывается умение учащихся решать различные вмды уравнений.Учащимся предлагаются задания по выбору, используется дифференцированная работа...
урок математики в 1 классе по УМК "Начальная школа 21 века"
Конспект к уроку математики в 1 классе. Тема: "Готовимся выполнять умножение"...
Урок математики Свойства вычитания 1 класс УМК Начальная школа 21 века
1 класс УМК "Начальная школа XXI века " Математика "Свойства вычитания" Конспект по ФГОС. Презентация ( чтобы презентация открылась необходимо скачать две части и сохранит в одной п...
Конспект урока математики в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века» ( Математика, Рудницкая В.Н..)
Тема: Измеряем длину в дециметрах и сантиметрахТип урока: урок открытия нового знанияКласс: 1 класс.Основное содержание темы: Сантиметр. Дециметр. Длина. Преобразование единиц длины. Соотношение: 1дм ...