Урок математики на тему «Перестановка чисел при сложении»
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Молочкова (Брагина) Юлия Сергеевна

Знакомство обучающихся с перестановкой чисел при сложении 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока72 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Урок математики 1 класс

Программа «Начальная школа 21 века»

Тема урока «Перестановка чисел при сложении» ( 1 слайд )

Цель:                     знакомство обучающихся с перестановкой чисел при сложении ( 2слайд )

Задачи урока:

образовательные:  формировать представления о свойствах перестановки чисел,

                                совершенствовать вычислительный навык и умение решать задачи;

развивающие:         развивать познавательный интерес к предмету, математическую речь,

                                логическое мышление, внимание, память;

воспитывающие:    сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого

                                из учеников в единой работе класса

 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала

Оборудование:       компьютер

                                  мультимедийный проектор

                                  презентация к уроку Microsoft Office PowerPoint 2007

                                  портативная камера веб-документ

                                  учебник «Математика» 1 класс,  В.Н.Рудницкая,

                                  Москва,   Издательский центр «Вентана-Граф» 2011

                                  рабочая тетрадь 1 класс, В.Н.Рудницкая, Москва, «Вентана-Граф», 2011

                                  математический пенал

                                  маркерная доска

                                  карточки со смайликами

План урока:

Название этапа урока

Отведённое время

1.

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

1мин

2.

Актуализация и пробное учебное действие (создание проблемной ситуации)

4мин

3.

Выявление места и причины затруднения. Фиксирование затруднения.

3мин

4.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения - открытие детьми нового знания

7мин

5.

Физкультминутка для глаз

1мин

6.

Первичное закрепление

5мин

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

4мин

8.

Физкультминутка

1мин

9.

Включение в систему знаний и повторение

7мин

10.

Рефлексия

2мин

Ход урока:

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивирование (самооп-ределение) к учебной деятельности

1 минута

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

Орг.момент:

-Давайте начнём наш урок с пожелания друг другу добра и удачи. Посмотрите вокруг, улыбнитесь и попробуйте передать своё настроение с помощью смайликов, которые лежат у  вас на партах.

( 3 слайд )

Грустный - чувствую себя неуверенно, хочу поднять себе настроение.

Улыбающийся - на сердце спокойно,  радостно.

Прозвенел для всех звонок

Начинаем мы урок.

Поудобнее садитесь,

Не шумите, не вертитесь.

Все внимательно считайте,

А спрошу вас – отвечайте.

Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

Выбирают нужный смайлик и показывают его учителю.

2.Актуализация и пробное учебное действие (создание проблемной ситуации)

4 минуты

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

 Устный счёт ( 4 слайд )

-Посмотрите на экран. Кого вы видите на полянке?

-Посчитайте, сколько их.

-Кто стоит между волком и утенком?

-Кто стоит между собачкой и зайчиком?

-Каким по счету стоит мышонок?

-Каким по счёту стоит  лисенок?

-Каким по счёту стоит  заяц?

Игра на внимание

- А теперь мы с вами поиграем Игра «день–ночь» Учитель меняет местами   фигуры  несколько раз. Что изменилось?

 

-Ребята, как вы считаете, чем для зверей является лес?

-Как нужно вести себя в лесу, чтобы не помешать жителям леса?

-Что станет с лесом, если не соблюдать эти правила?

-Можно ли допустить исчезновение лесов?

-Вспомните, пожалуйста, кто улетел с лесной полянки?

( 5 слайд )

-Ребята, пролетая около окна нашего класса, птичка оставила письмо с просьбой о помощи. Давайте прочитаем.

«Дорогие ребята!

Помогите Волку и Зайцу принять правильное решение».

-Вы согласны помочь?

Работа с мультимедио.

Животных.

10

Лисёнок.

Ёжик.

Первым.

Третьим.

Седьмым.

Дети закрывают глаза.

Ответы обучающихся.

Это их дом.

-В лесу нельзя шуметь, кричать, ломать ветки, мусорить, жечь костры.

-Погибнет лес.

-Нет. Лес очищает воздух, необходимый для жизни.

-Птичка.

-Да.

3.Выявление места и причины затруднения. Фиксирование затруднения.

3 минуты

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

 

Работа по учебнику

-Ребята,  давайте обратимся к учебнику на странице 4.

-Посмотрите, у нас в гостях друзья с лесной поляны.( показ картинки через веб-камеру )

-Что делают волк и заяц?

-Какие действия они выполняют?

-Какие числа складывает Волк?

-Какие числа складывает Заяц?

Решают примеры.

Складывают числа.

Волк - 4 и 3

Заяц – 3 и 4

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруд-нения - открытие детьми нового знания

7 минут.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства, алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

Работа с математическим пеналом и маркерной доской.

( 6 слайд )

-Ребята, проверим Волка и Зайца.

-Положите на парту 3 жёлтых фишки и 4 зелёных.

-Сколько всего фишек?

-Как узнали?

-Запишите ваше решение с помощью чисел на маркерной доске

-Покажите ваши записи.

-Ребята. Я посмотрела, а почему так получилось. Задание у всех одно, а записи разные. Давайте пригласим к доске Сашу и Катю со своими записями.

-Что вы заметили?

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Хорошо! А как правильнее звучит тема нашего урока. Посмотрите на страницу 4. Прочитайте.

-Молодцы. Вернёмся к  нашему заданию.

-Сколько получилось у Саши?

-Сколько получилось у Кати?

-Одинаковые ли ответы  у ребят получились?

-Какой вывод можно сделать?

-Молодцы.

-Ребята, наше правило поможет Волку и Зайцу?

-Докажите, пожалуйста.

( 7 слайд )

Дети работают с математическим пеналом.

7

Посчитали все фишки.

3 + 4 = 7 ,  4 + 3 = 7

Дети показывают результаты.

-Числа одни и те же, но меняются местами.

-Числа меняются местами при сложении.

Дети читают тему урока вслух.

-Перестановка чисел при сложении.

-7

-7

-Да

-Числа можно складывать в любом порядке, а ответ будет одинаковый.

 -Да.

-Числа можно складывать в любом порядке, а ответ будет одинаковый.

5.Физкультминутка для глаз

1минута

--Ребята, мы сейчас проведём небольшую зрительную гимнастику. Вы должны смотреть только глазками, не поворачивая головы, по кругу, влево, вправо.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано:

Где окно и где крыльцо.

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.

Дети повторяют за учителем.

6.  Первичное закрепление.

5 минуты

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации  решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

 Практическая работа ( работа с матема-тическим пеналом и маркерной доской )

-Ребята, попробуйте сами составить выражения к нашему правилу.

- Покажите, что у вас получилось?

( 7 слайд )

-Какое правило мы использовали для составления выражений?

-Прочитайте правило на странице 5.

-Что вы заметили?

Работа в тетради

-Открываем рабочие тетради на странице 3 № 1.

-Прочитайте задание.

5 + 8 = 8 + *

12 + 7 =  *  + 12

-Какое правило помогло нам сделать это задание?

Дети составляют выражения, работая с математическим пеналом, записывают выражения на маркерную доску.

Дети показывают свои работы.

-Числа можно складывать в любом порядке.

Дети читают правило вслух

-Наш вывод совпадает с правилом учебника.

Дети открывают  тетради.

Дети читают.

У доски выполняют задание с комментированием.

-Числа можно складывать в любом порядке.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 

4 минуты

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

-Работа в рабочей тетради по вариантам

Стр.3 № 2.

-Сравните ваши работы с образцом. ( образец показывает учитель через веб-камеру)

-Какое правило нам помогло в работе?

Дети самостоятельно выполняют работу.

Числа можно складывать в любом порядке.

8.Физкультминутка

1минута

Для здоровьесбереженья

Выполняем упражненья:

Руки вверх, руки вниз,

На носочки поднялись:

То присели, то нагнулись:

Ровно встали, улыбнулись:

Тихо сели и опять

Приготовились писать.

Дети повторяют движения.

9. Включение в систему знаний и повторение. 

7 минут

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

 

Работа в тетради

-Продолжим работу в тетрадях.

-Ребята, из чего состоит задача?

-Посмотрите на стр.4 № 6.  Прочитайте условие задачи.

-О чём говорится в задаче?

-Какого цвета бывает смородина?

-Сколько кустов чёрной смородины в саду?

-Сколько кустов красной смородины в саду?

-Сколько кустов белой смородины в саду?

-Сколько вопросов в задаче?

-Прочитайте первый вопрос.

-Сможем ответить на этот вопрос?

-Как записать решение?

-Какое правило мы использовали?

-Прочитайте второй вопрос задачи.

-Решите устно.(учитель фиксирует ответы детей)

-Какой способ решения удобнее?

-Почему?

-Какое правило вы ещё использовали при решении задачи?

( 7слайд )

-Молодцы.

Условие, вопрос, решение и ответ.

. «В саду растёт смородина: 5 кустов чёрной, 2 куста красной  и 3 куста белой смородины.

-О смородине.

-Чёрная, красная, белая.

-Пять.

-Два.

-Три.

-Два.

-Сколько кустов чёрной и красной смородины?

-Да.

5 + 2= 7(к.) (записывают в тетради)

-К большему удобнее прибавить меньшее.

-Сколько кустов красной и белой смородины?

Ответы детей: 2 + 3 = 5, 3 + 2 =5 (на доске)

3 + 2 = 5

К большему удобнее прибавить меньшее.

Числа можно складывать в любом порядке.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). 

2 минуты

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Итог.

Наш урок заканчивается.

Закройте глазки на минутку и вспомните, что интересного было на уроке?

 Дома расскажите родителям, что нового узнали на уроке, напомните правила поведения в лесу.

Спасибо всем за урок. Мне было приятно работать с вами. А понравился ли вам урок я узнаю по вашему настроению. Покажите ваше настроение при помощи смайлика. ( 8 слайд )

( 9 слайд )

Спасибо за старание. Ведь главное – желание.
А навыки и знание с годами к вам придут.
Прозвенит звонок с урока – Отдохнуть придет  пора.
Что узнали на уроке. Не забудьте  никогда.

(10 слайд )

-Мы узнали правила складывания чисел:

К большему удобнее прибавить меньшее.

Числа можно складывать в любом порядке.

Дети выбирают нужный смайлик и показывают его учителю.

Литература:

- учебник «Математика» 1 класс,  В.Н.Рудницкая,

Москва,   Издательский центр «Вентана-Граф» 2011

- рабочая тетрадь 1 класс, В.Н.Рудницкая, Москва, «Вентана-Граф», 2011

- «Математика 1 класс» поурочные планы по учебнику В.Н.Рудницкой,

Москва, «Вентана-Граф», 2010

-http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/

-http://www.4stupeni.ru/ 

-http://festival.1september.ru/articles/582416/

-http://teacher-almaty.clan.su/publ/33-1-0-729


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики 1 класс Программа «Начальная школа XXI века» Тема: «Перестановка чисел при сложении» Составила: учитель начальных классов МБОУ МО «Начальная школа № 9» Брагина Юлия Сергеевна

Слайд 2

Цель: - знакомство обучающихся с перестановкой чисел при сложении Задачи урока: образовательные : формировать представления о свойствах перестановки чисел, совершенствовать вычислительный навык и умение решать задачи; развивающие : развивать познавательный интерес к предмету, математическую речь, логическое мышление, внимание, память; воспитывающие: сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса. Тип урока : урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Слайд 5

Дорогие ребята! Помогите Волку и Зайцу принять правильное решение.

Слайд 6

3 + 4 = 4 + 3 = 7 7

Слайд 7

Числа можно складывать в любом порядке. 2 + 5 = 7 5 + 2 = 7

Слайд 9

Спасибо за старание. Ведь главное - желание. А навыки и знания с годами к нам придут. Прозвенит звонок с утра – отдохнуть придёт пора. Что узнали на уроке. Не забудьте никогда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме « Образование чисел второго десятка. Запись и чтение чисел второго десятка» (второй урок по теме). (1 класс, программа « Школа России»)

Тип урока: урок формирования понятия (способа). Цель: создать условия для организации наблюдения за образованием, записью и чтением чисел второго десятка. Задачи: Предметные: - содействовать форми...

Урок математики по теме "Перестановка слагаемых" 1 класс

Открытый урок по математике по теме "Перестановка слагаемых" 1 класс с презентацией...

Урок математики по теме: «Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание многозначных чисел»

Материал содержит технологическую карту и сценарий урока математики, проведённого в 4 классе. Тема урока: «Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание многозначных чисел». Урок разрабо...

Урок математики в 1 классе по теме:"Перестановка чисел при сложении"

В данном уроке использованны различные формы работы по теме: "Перестановка чисел при сложении"...

Конспект урока математики в 1 классе по теме: «Перестановка чисел при сложении» УМК «Начальная школа XXI века»

Урок "открытия нового знания". Цель урока: создать условия для формирования умения находить более быстрый способ вычисления путём перестановки чисел при сложении....