Урок математики на тему «Перестановка чисел при сложении»
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Знакомство обучающихся с перестановкой чисел при сложении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 72 КБ |
Презентация к уроку | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики 1 класс
Программа «Начальная школа 21 века»
Тема урока «Перестановка чисел при сложении» ( 1 слайд )
Цель: знакомство обучающихся с перестановкой чисел при сложении ( 2слайд )
Задачи урока:
образовательные: формировать представления о свойствах перестановки чисел,
совершенствовать вычислительный навык и умение решать задачи;
развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, математическую речь,
логическое мышление, внимание, память;
воспитывающие: сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого
из учеников в единой работе класса
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Оборудование: компьютер
мультимедийный проектор
презентация к уроку Microsoft Office PowerPoint 2007
портативная камера веб-документ
учебник «Математика» 1 класс, В.Н.Рудницкая,
Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2011
рабочая тетрадь 1 класс, В.Н.Рудницкая, Москва, «Вентана-Граф», 2011
математический пенал
маркерная доска
карточки со смайликами
План урока:
№ | Название этапа урока | Отведённое время |
1. | Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности | 1мин |
2. | Актуализация и пробное учебное действие (создание проблемной ситуации) | 4мин |
3. | Выявление места и причины затруднения. Фиксирование затруднения. | 3мин |
4. | Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения - открытие детьми нового знания | 7мин |
5. | Физкультминутка для глаз | 1мин |
6. | Первичное закрепление | 5мин |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 4мин |
8. | Физкультминутка | 1мин |
9. | Включение в систему знаний и повторение | 7мин |
10. | Рефлексия | 2мин |
Ход урока:
Этапы урока, время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Мотивирование (самооп-ределение) к учебной деятельности 1 минута Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»). | Орг.момент: -Давайте начнём наш урок с пожелания друг другу добра и удачи. Посмотрите вокруг, улыбнитесь и попробуйте передать своё настроение с помощью смайликов, которые лежат у вас на партах. ( 3 слайд ) Грустный - чувствую себя неуверенно, хочу поднять себе настроение. Улыбающийся - на сердце спокойно, радостно. Прозвенел для всех звонок Начинаем мы урок. Поудобнее садитесь, Не шумите, не вертитесь. Все внимательно считайте, А спрошу вас – отвечайте. Вам условие понятно? Это слышать мне приятно. Математика нас ждет, Начинаем устный счет. | Выбирают нужный смайлик и показывают его учителю. |
2.Актуализация и пробное учебное действие (создание проблемной ситуации) 4 минуты На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление; 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. | Устный счёт ( 4 слайд ) -Посмотрите на экран. Кого вы видите на полянке? -Посчитайте, сколько их. -Кто стоит между волком и утенком? -Кто стоит между собачкой и зайчиком? -Каким по счету стоит мышонок? -Каким по счёту стоит лисенок? -Каким по счёту стоит заяц? Игра на внимание - А теперь мы с вами поиграем Игра «день–ночь» Учитель меняет местами фигуры несколько раз. Что изменилось?
-Ребята, как вы считаете, чем для зверей является лес? -Как нужно вести себя в лесу, чтобы не помешать жителям леса? -Что станет с лесом, если не соблюдать эти правила? -Можно ли допустить исчезновение лесов? -Вспомните, пожалуйста, кто улетел с лесной полянки? ( 5 слайд ) -Ребята, пролетая около окна нашего класса, птичка оставила письмо с просьбой о помощи. Давайте прочитаем. «Дорогие ребята! Помогите Волку и Зайцу принять правильное решение». -Вы согласны помочь? | Работа с мультимедио. Животных. 10 Лисёнок. Ёжик. Первым. Третьим. Седьмым. Дети закрывают глаза. Ответы обучающихся. Это их дом. -В лесу нельзя шуметь, кричать, ломать ветки, мусорить, жечь костры. -Погибнет лес. -Нет. Лес очищает воздух, необходимый для жизни. -Птичка. -Да. |
3.Выявление места и причины затруднения. Фиксирование затруднения. 3 минуты На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью: 1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение; 2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
| Работа по учебнику -Ребята, давайте обратимся к учебнику на странице 4. -Посмотрите, у нас в гостях друзья с лесной поляны.( показ картинки через веб-камеру ) -Что делают волк и заяц? -Какие действия они выполняют? -Какие числа складывает Волк? -Какие числа складывает Заяц? | Решают примеры. Складывают числа. Волк - 4 и 3 Заяц – 3 и 4 |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруд-нения - открытие детьми нового знания 7 минут. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства, алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. | Работа с математическим пеналом и маркерной доской. ( 6 слайд ) -Ребята, проверим Волка и Зайца. -Положите на парту 3 жёлтых фишки и 4 зелёных. -Сколько всего фишек? -Как узнали? -Запишите ваше решение с помощью чисел на маркерной доске -Покажите ваши записи. -Ребята. Я посмотрела, а почему так получилось. Задание у всех одно, а записи разные. Давайте пригласим к доске Сашу и Катю со своими записями. -Что вы заметили? -Как вы думаете, какая тема нашего урока? -Хорошо! А как правильнее звучит тема нашего урока. Посмотрите на страницу 4. Прочитайте. -Молодцы. Вернёмся к нашему заданию. -Сколько получилось у Саши? -Сколько получилось у Кати? -Одинаковые ли ответы у ребят получились? -Какой вывод можно сделать? -Молодцы. -Ребята, наше правило поможет Волку и Зайцу? -Докажите, пожалуйста. ( 7 слайд ) | Дети работают с математическим пеналом. 7 Посчитали все фишки. 3 + 4 = 7 , 4 + 3 = 7 Дети показывают результаты. -Числа одни и те же, но меняются местами. -Числа меняются местами при сложении. Дети читают тему урока вслух. -Перестановка чисел при сложении. -7 -7 -Да -Числа можно складывать в любом порядке, а ответ будет одинаковый. -Да. -Числа можно складывать в любом порядке, а ответ будет одинаковый. |
5.Физкультминутка для глаз 1минута | --Ребята, мы сейчас проведём небольшую зрительную гимнастику. Вы должны смотреть только глазками, не поворачивая головы, по кругу, влево, вправо. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано: Где окно и где крыльцо. Обведу я снова круг, Посмотрю на мир вокруг. | Дети повторяют за учителем. |
6. Первичное закрепление. 5 минуты На данном этапе учащиеся в форме коммуникации решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | Практическая работа ( работа с матема-тическим пеналом и маркерной доской ) -Ребята, попробуйте сами составить выражения к нашему правилу. - Покажите, что у вас получилось? ( 7 слайд ) -Какое правило мы использовали для составления выражений? -Прочитайте правило на странице 5. -Что вы заметили? Работа в тетради -Открываем рабочие тетради на странице 3 № 1. -Прочитайте задание. 5 + 8 = 8 + * 12 + 7 = * + 12 -Какое правило помогло нам сделать это задание? | Дети составляют выражения, работая с математическим пеналом, записывают выражения на маркерную доску. Дети показывают свои работы. -Числа можно складывать в любом порядке. Дети читают правило вслух -Наш вывод совпадает с правилом учебника. Дети открывают тетради. Дети читают. У доски выполняют задание с комментированием. -Числа можно складывать в любом порядке. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 4 минуты При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | -Работа в рабочей тетради по вариантам Стр.3 № 2. -Сравните ваши работы с образцом. ( образец показывает учитель через веб-камеру) -Какое правило нам помогло в работе? | Дети самостоятельно выполняют работу. Числа можно складывать в любом порядке. |
8.Физкультминутка 1минута | Для здоровьесбереженья Выполняем упражненья: Руки вверх, руки вниз, На носочки поднялись: То присели, то нагнулись: Ровно встали, улыбнулись: Тихо сели и опять Приготовились писать. | Дети повторяют движения. |
9. Включение в систему знаний и повторение. 7 минут На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
| Работа в тетради -Продолжим работу в тетрадях. -Ребята, из чего состоит задача? -Посмотрите на стр.4 № 6. Прочитайте условие задачи. -О чём говорится в задаче? -Какого цвета бывает смородина? -Сколько кустов чёрной смородины в саду? -Сколько кустов красной смородины в саду? -Сколько кустов белой смородины в саду? -Сколько вопросов в задаче? -Прочитайте первый вопрос. -Сможем ответить на этот вопрос? -Как записать решение? -Какое правило мы использовали? -Прочитайте второй вопрос задачи. -Решите устно.(учитель фиксирует ответы детей) -Какой способ решения удобнее? -Почему? -Какое правило вы ещё использовали при решении задачи? ( 7слайд ) -Молодцы. | Условие, вопрос, решение и ответ. . «В саду растёт смородина: 5 кустов чёрной, 2 куста красной и 3 куста белой смородины. -О смородине. -Чёрная, красная, белая. -Пять. -Два. -Три. -Два. -Сколько кустов чёрной и красной смородины? -Да. 5 + 2= 7(к.) (записывают в тетради) -К большему удобнее прибавить меньшее. -Сколько кустов красной и белой смородины? Ответы детей: 2 + 3 = 5, 3 + 2 =5 (на доске) 3 + 2 = 5 К большему удобнее прибавить меньшее. Числа можно складывать в любом порядке. |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). 2 минуты На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Итог. Наш урок заканчивается. Закройте глазки на минутку и вспомните, что интересного было на уроке? Дома расскажите родителям, что нового узнали на уроке, напомните правила поведения в лесу. Спасибо всем за урок. Мне было приятно работать с вами. А понравился ли вам урок я узнаю по вашему настроению. Покажите ваше настроение при помощи смайлика. ( 8 слайд ) ( 9 слайд ) Спасибо за старание. Ведь главное – желание. (10 слайд ) | -Мы узнали правила складывания чисел: К большему удобнее прибавить меньшее. Числа можно складывать в любом порядке. Дети выбирают нужный смайлик и показывают его учителю. |
Литература:
- учебник «Математика» 1 класс, В.Н.Рудницкая,
Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2011
- рабочая тетрадь 1 класс, В.Н.Рудницкая, Москва, «Вентана-Граф», 2011
- «Математика 1 класс» поурочные планы по учебнику В.Н.Рудницкой,
Москва, «Вентана-Граф», 2010
-http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/
-http://www.4stupeni.ru/
-http://festival.1september.ru/articles/582416/
-http://teacher-almaty.clan.su/publ/33-1-0-729
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: - знакомство обучающихся с перестановкой чисел при сложении Задачи урока: образовательные : формировать представления о свойствах перестановки чисел, совершенствовать вычислительный навык и умение решать задачи; развивающие : развивать познавательный интерес к предмету, математическую речь, логическое мышление, внимание, память; воспитывающие: сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса. Тип урока : урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Дорогие ребята! Помогите Волку и Зайцу принять правильное решение.
3 + 4 = 4 + 3 = 7 7
Числа можно складывать в любом порядке. 2 + 5 = 7 5 + 2 = 7
Спасибо за старание. Ведь главное - желание. А навыки и знания с годами к нам придут. Прозвенит звонок с утра – отдохнуть придёт пора. Что узнали на уроке. Не забудьте никогда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме « Образование чисел второго десятка. Запись и чтение чисел второго десятка» (второй урок по теме). (1 класс, программа « Школа России»)
Тип урока: урок формирования понятия (способа). Цель: создать условия для организации наблюдения за образованием, записью и чтением чисел второго десятка. Задачи: Предметные: - содействовать форми...
Урок математики по теме "Перестановка слагаемых" 1 класс
Открытый урок по математике по теме "Перестановка слагаемых" 1 класс с презентацией...
Урок математики по теме: «Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание многозначных чисел»
Материал содержит технологическую карту и сценарий урока математики, проведённого в 4 классе. Тема урока: «Закрепление изученного материала. Сложение и вычитание многозначных чисел». Урок разрабо...
Урок математики в 1 классе по теме:"Перестановка чисел при сложении"
В данном уроке использованны различные формы работы по теме: "Перестановка чисел при сложении"...
Урок математики по теме:«Знакомство с действием сложения чисел».
Конспект урока...
урок математики по теме "«Закрепление письменных приемов сложения и вычитания чисел в пределах 100.Решение задач.»
урок закрепления и обобщения знаний...
Конспект урока математики в 1 классе по теме: «Перестановка чисел при сложении» УМК «Начальная школа XXI века»
Урок "открытия нового знания". Цель урока: создать условия для формирования умения находить более быстрый способ вычисления путём перестановки чисел при сложении....