Конспект урока математики "Площадь прямоугольного треугольника"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Петрова Светлана Валентиновна

Урок направлен  на организацию  деятельности обучающихся по выведению  формулы нахождения площади прямоугольного треугольника, основанной на знании формулы нахождения площади прямоугольника. 
В уроке раскрываются метапредметные связи. Используются технические средства: интерактивная доска, индивидуальные компьютеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Математика. Начальная школа597.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ математики

Учитель: Петрова С.В.

ТЕМА «Площадь прямоугольного треугольника», класс 4 класс, ч. 1 учебник Демидова Т.Е., Демидова С.А.

Тема: Площадь прямоугольного треугольника

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема

Площадь прямоугольного треугольника

Цель и ожидаемый результат (для учителя):

1.Организовать деятельность обучающихся на ознакомление с формулой нахождения _площади прямоугольного треугольника

Цель и ожидаемый результат (для обучающихся): научиться применять площади прямоугольного треугольника в практической деятельности

Предметные задачи

УУД (метапредметные)

1) формировать представление  о площади прямоугольного треугольника;

2) формировать умение выводить формулу S прямоугольного треугольника на основании имеющихся знаний о S прямоугольника;

3) формировать умение применять в практической деятельности новую формулу.

Познавательные:

1) формировать умение формулировать познавательную цель под руководством учителя, используя знаково-символические условные обозначения;

2)  формировать умение выделять необходимую информацию из разных источников;

3) формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

1) формировать умение сотрудничать при решении учебной задачи.
Регулятивные:

1) формировать умение удерживать учебную задачу;

2) формировать умение контролировать свои учебные действия по применению нового способа;

3) формировать умение оценивать свои действия и других.

Личностные:

1) формулировать умение, направленное на способность к саморазвитию и уважительное отношение к иному мнению.

Основные понятия уроков

Опорные (уже известные учащимся):

1) длина, площадь прямоугольника, измерение,;
2) единица площади — кв.см. кв.м, кв.дм.

Новые (открываемые на данном занятии):
1) катет, гипотенуза ;
2) площадь прямоугольного треугольника

Организация учебного пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Математика(измерения, величины). Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания; освоение диалоговых форм общения).

Парная работа.

Фронтальная работа.

Учебник Демидова . «Математика», 4 класс, ч. 1 книга, с. 94-95

Квадраты и прямоугольники,треугольники ножницы, линейка, карандаш, Задание а ПервоЛого, ЦОР

I этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха

                                  Деятельность учителя

 В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии. (Н.Е. Жуковский - конструктор)

 Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии. (А.С. Пушкин)

Задача1: Длина Волги 3 531 км,  Обь -5410 км, Енисей-2 580 км, Лена -2 490 км, Ока -1498 км, 473 км. Расставьте реки в порядке возрастания их длины.

Задача2: Площадь Москвы 2 561кв.км, Санкт-Петербурга -1 439 кв.км, Екатеринбург — 468 кв.км, Казань-614 кв.км, Волгоград -859  кв.км. Расставить города в порядке убывания их площади.
У: Какие величины вы сравнивали? Единицы измерения?
У:
 Соедините величины и соответствующие им ед.измерения

У:  Как измерить длину? Инструмент?

Как измерить площадь? Инструмент для измерения S?

- А как вычислить S ? Умеете ли вы находить площадь квадрата? Прямоугольника?

У:   используйте  вырезанную модель квадрата, найдите S .
У:  используйте
  вырезанную модель прямоугольника, найдите S

У: почему фигура называется- прямоугольник?

А какие еще фигуры бывают с прямыми углами?

Деятельность учеников

Д: Выполняют по вариантам, ответы зачитывают

Д:  длину,  площадь.

Д: соединяют величины и соответствующие ед.измерения

 Карточка 1(интерактив)

Д: Отрезки. Измерить линейкой

Д:  Линейка

Сантиметры.
По формуле

кв.см, кв дм ит.д.

Треугольники

II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка учебной задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

У: Какие треугольники называют прямоугольными?

Как определить прямой угол?

У. Разминка на внимание: найдите прямоугольные треугольники(у 1ряда- угольники, у 2р — лист бумаги, у 3 р-подручные материалы)

У: разрежьте прямоугольник на две равные части так, чтобы получился хотя бы один прямоугольный треугольник. Сложите, какие получились треугольники?
У: А можем мы найти площадь этого треугольника?

У: Какова цель урока? (Учитель помогает формулировать цель урока)

Треугольник, в котором  есть прямой угол

У детей карточка с треугольниками

Как найти площадь прямоугольного треугольника?

III этап. Решение учебной задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

У:как называются стороны прямоугольника?  У сторон треугольника тоже есть названия.  Прочитайте как они называются с.94 в учебнике.

Вопросы: какие стороны треугольника являются катетами?

Какую можно назвать — гипотенузой?

У: Выполните исследование на компьютере


  1. Что исследуем?
  2. Выводим формулу

Предложения детей

Катеты отмечают одной черточкой, гипотенузу -двумя

Д. Открывают файл с заданием-работа в паре

Д: ответы

IV этап. Этап первичного закрепления

  1. Применение нового способа (понимание нового способа).

У: работа в учебнике   №3. (Найти площадь треугольника, катеты которого равны 2см и 5 см)
У: Проверим выполнение задания по образцу.  (на доске)

СР №2 Практическая работа № 4  -Что должны найти? Как?

У: Вывод? Учебник с.95

Выполняют №3 с.94

Д: чертят прямоугольник, проводят диагональ

Д: ПР вырезают прямоугольник из бумаги

V этап. Этап самостоятельной работы

У: Закрепим знания 1в -№7(а) 2в-компьютер ЦОР

Площадь прямоугольного треугольника

VI этап.Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Учитель задает вопросы.

У: Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?

У: Что помогло?
У: Какая была цель?

У:Что вы узнали о площади прямоугольного треугольника?

У:Оцените свою работу на уроке- на треугольнике нарисуйте смайлик.

Спасибо за урок!

 Фронтальная работа.

Д: Узнали, как найти  площадь прямоугольного треугольника

 Д: практическая работа, знания.
Д: Научиться вычислять площадь прямоугольного треугольника.
Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии "Разметка треугольников по шаблону. Аппликация "Цирк".

Конспект урока в 1 классе по технологии "Разметка треугольников по шаблону. Аппликация "Цирк"....

Урок "Площадь прямоугольного треугольника"

Урок математики в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова". Тип урока-"открытие нового знания". Разнообразные технологии, методы и приемы обучения позволили добиться понимания материала учащимися....

Конспект урока "Площадь прямоугольного треугольника"

Цель: создание условий для овладения   учащимися  алгоритмом определения площади прямоугольного треугольника Задачи:        повторить изученный матери...

урок "Площадь прямоугольного треугольника"

Материал содержит конспект урока и презентацию....

Конспект урока по математике "Треугольник"

Конспект урока по математике "Треугольник"...

Конспект урока математики "Виды треугольников" (Школа России, 3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления у учащихся о разных видах треугольников (равнобедренные, равносторонние, разносторонние); развитие вычислительных навыков, умения решать задачи из...

Конспект урока математики "Виды треугольников(по соотношению сторон)"

КОНСПЕКТ УРОКА  МАТЕМАТИКиТема: Виды треугольников.Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся о видах треугольников (по сторонам); совершенствование вычислительных навыков,...