рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Путешествие в страну Математики"
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Луковенко Елена Николаевна

Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности, направлен на 

привитие любви к математике, развитие математических способностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании МО                                                   «Утверждаю»

учителей начальных классов                                                    Директор ГБОУ «СОШ № 1015»                                                        

Протокол № ……….от………………..                                             ……………………………  

Председатель МО   Пашкова А.Г..                                        / Чужмарова Т.И./

  /                 /                                                                                «…….» ……………2016г

                                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Рабочая  программа

внеурочной деятельности по математике

 «Путешествие в страну Математики»

 для 2 класса

УМК «Школа России»

Программа составлена учителями 2-х классов:        Луковенко Е.Н.                                                                                                      

                                                                               Столярова И.В.

                                                                                   

                                           

2016 -2017 учебный год

Общеинтеллектуальное направление

 

Программа курса  «Путешествие в страну Математики».

                                                                               

Пояснительная записка.

Педагогическая целесообразность и актуальность программы внеурочной деятельности в сфере познавательной деятельности имеет особое значение в развитии младших школьников. Приобретённые знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также необходимым для применения в жизни.  Математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково – символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.).

Предлагаемая педагогическая технология предполагает развитие исследовательской и проектной  деятельности учащихся начальной школы средствами интеграции  литературы и математики и  заключается в реализации следующих компонентов (последовательных этапов): воспроизведения – накопления детьми опыта научно - познавательной деятельности; интерпретации – постижения особенностей создания результата, творческой активности – активизации потребности детей в творческой самореализации.

Цель данного курса: раскрыть природные задатки и  творческие способности учащихся в научно – познавательной деятельности.

Учебные задачи: 

- освоение детьми приёмов проектирования и конструирования;

- освоение приёмов практического применения математики;

- развитие познавательных возможностей детей;

- расширение кругозора учащихся.

Воспитательные задачи: 

- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

Творческие задачи: 

- умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи;

- развитие стремления к творческой самореализации средствами научно – познавательной деятельности.

Данная программа строится на принципах:

- Научности, в основе принципа,  находятся анализ и синтез поставленных задач;

- Доступности, определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;

- Системности, определяет взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие  у учащихся приёмов практического применения математики, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

- обеспечение мотивации:

Быть интеллектуально развитой личностью – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия носят научно – образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:

- игра;

- навыки дискуссионного общения;

- психогимнастика.

Программа рассчитана на детей  8 – 9 лет, реализуется в течение  1 года.

Количество учащихся составляет 15 – 30 человек.

Режим проведения занятий: 1 раз в неделю по 1 часу (4 часа в месяц).

Изучение программного материала начинается на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в процессе творческой деятельности:

- чтение стихов, сказок, рассказов;

- постановка драматических сценок, спектаклей;

- организация подвижных игр;

- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

Организация занятий предполагает, что любое занятие по курсу «Путешествие в страну Математики» для младших школьников должно стать занятием, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность  и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

- использовать математические знания в повседневной жизни.

Учащиеся должны знать:

- математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах, которые лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития;

- значение величин и способы их измерения;

- математический язык;

- способы нахождения и обобщения информации.

Методическое обеспечение.

Формы занятий: практическое выполнение заданий, ролевая игра, подвижная игра, беседа, просмотр презентаций.

Основные методы  - по источникам получения знаний: практические, словесные, наглядные; в зависимости от основных дидактических задач – методы приобретения знаний, формирования умений и навыков; по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся – объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый;  по организации учебно – воспитательного процесса: обяснительно – иллюстративный, репродуктивный связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися.

Им соответствуют такие приёмы, как поэтапный показ выполнения работ учителем, рассказ, объяснение, демонстрация презентаций. Большое внимание уделяется практическим работам.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

Раздаточный материал (геометрические фигуры, цифры, сюжетные картинки и т. д.)

Формы подведения итогов: викторины, конкурсы.

Формирование универсальных учебных действий.

На конец обучения мы можем говорить о формировании результатов освоения программы по курсу

научно – познавательного  направления. Основные направления работы учителя по начальному формированию универсальных учебных действий:

Личностные:

- чувство гордости за свою родину, российский народ и историю России;

- целостное восприятие окружающего мира;

- развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

- рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные

Познавательные:

- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;

- способность использовать знаково – символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно – познавательных  и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидным признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные:

- начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение выполнять учебные действия в устной форме;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей,  и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

Коммуникативные:

В процессе обучения дети учатся:

- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

- ставить вопросы;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- договариваться о распределении ролей и функций в совместной деятельности;

- слушать собеседника;

- договариваться и приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учебно – тематическое планирование.

п/ п

Темы учебного курса

Количество часов

Дата проведения

1

Увлекательная математика- «Узор из геометрических фигур»

1

1 неделя сентября

2

Математика и конструирование – «Виды углов»

1

2 неделя сентября

3

Увлекательная математика

«Длиннее, короче. Больше, меньше».

1

3 неделя сентября

4

Математика и конструирование – «Преобразование фигур»

1

4 неделя сентября

5

Увлекательная математика – «Учимся рисовать!»

1

1 неделя октября

6

Математика и конструирование – «Отрезок. Длина отрезка»

1

3 неделя октября

7

Увлекательная математика – «Логические задачи»

1

4 неделя октября

8

Математика и конструирование –

«Ломаная. Длина ломаной»

1

5 неделя октября – 1 неделя ноября

9

Увлекательная математика «Учимся считать до 100»

1

2 неделя ноября

10

Математика и конструирование – «Геометрические фигуры»

1

3 неделя ноября

11

Геометрия – «Геометрические фигуры»

1

5 неделя ноября

12

Математика и конструирование – «Прямоугольник»

1

1 неделя декабря

13

Увлекательная математика – «Логические задачи»

1

2 неделя декабря

14

Математика и конструирование –

«Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника».

1

3 неделя декабря

15

Увлекательная работа – «Логические задачи»

1

4 неделя декабря

16

Математика и конструирование – «Прямоугольник. Вершины прямоугольника. Углы прямоугольника»

1

2 неделя января

17

Увлекательная математика – «Учимся считать»

1

3 неделя января

18

Математика и конструирование –

«Диагональ прямоугольника»

1

4 неделя января

19

Увлекательная математика – «Учимся считать»

1

5 неделя января

20

Математика и конструирование – «Квадрат»

1

1 неделя февраля

21

Увлекательная математика – «Логические задачи»

1

2 неделя февраля

22

Математика и конструирование –

«Геометрические кроссворды»

1

4 неделя февраля

23

Увлекательная математика «Решаем логические задачи»

1

1 неделя марта

24

Математика и конструирование –

«Отрезок. Середина отрезка»

1

2 неделя марта

25

Увлекательная математика «Логические задачи»

1

3 неделя марта

26

Математика и конструирование – «Изготовление пакета для хранения счётных палочек»

1

4 неделя марта

27

Увлекательная математика – «Учимся считать»

1

1 неделя апреля

28

Математика и конструирование –

«Сказочный город из геометрических фигур»

1

3 неделя апреля

29

Увлекательная математика – «Учимся считать»

1

4 неделя апреля

30

Математика и конструирование – «Окружность. Круг»

1

1 неделя мая

31

Увлекательная математика «Учимся считать»

1

2 неделя мая

32

Математика и конструирование – «Диаметр окружности»

1

3 неделя мая

33

Увлекательная математика – «Логические задачи»

1

4 неделя мая

34

Викторина «Для тех, кто любит математику»

1

5 неделя мая

Содержание курса:

1. Увлекательная математика - «Узор из геометрических фигур»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек; графическая работа в тетрадях.

2. Математика и конструирование – «Виды углов»

Распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой.

Практическая работа: выполнять построение разных видов углов в тетради «Математика и конструирование».

3. Увлекательная математика  «Длиннее, короче. Больше, меньше»

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, за – перед, между, вверху – внизу, ближе – дальше).

Практическая работа: решение задач по теме в тетради «Для тех, кто любит математику».

4. Математика и конструирование – «Преобразование фигур»

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат и т. д.)

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради «Математика и конструирование».

5.Увлекательная математика – «Учимся рисовать!»

Составление конечной последовательности (цепочки)  предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур по заданному правилу.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради «Для тех, кто любит математику».

6. Математика и конструирование – «Отрезок. Длина отрезка»

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат и т. д.) Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.

Практическая работа: выполнение заданий в тетради «Математика и конструирование»

7. Увлекательная математика – «Логические задачи»

Задачи на развитие внимания, памяти, логического мышления; коммуникативных умений и творческих способностей.

Практическая работа: работа с раздаточным и демонстрационным материалом; составление схем задач; игровые упражнения.

8. Математика и конструирование –  «Ломаная. Длина ломаной»

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат и т. д.) Измерение длины ломаной и построение ломаной заданной длины.

Практическая работа: выполнение заданий в тетради «Математика и конструирование».

9. Увлекательная математика «Учимся считать до 100»

Счёт предметов. Образование, названия и запись чисел от 0 до 100. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради «Для тех, кто любит математику».

10. Математика и конструирование – «Геометрические фигуры»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек; графическая работа в тетрадях.

11. Геометрия – «Геометрические фигуры»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: выполнение заданий в тетради «Математика и конструирование».

12. Математика и конструирование – «Прямоугольник»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек; графическая работа в тетрадях.

13. Увлекательная математика – «Логические задачи»

Задачи на развитие внимания, памяти, логического мышления; коммуникативных умений и творческих способностей.

Практическая работа: работа с раздаточным и демонстрационным материалом; составление схем задач; игровые упражнения.

14. Математика и конструирование – «Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника».

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек; графическая работа в тетрадях.

15. Увлекательная работа – «Логические задачи»

Задачи на развитие внимания, памяти, логического мышления; коммуникативных умений и творческих способностей.

Практическая работа: работа с раздаточным и демонстрационным материалом; составление схем задач; игровые упражнения.

16. Математика и конструирование – «Прямоугольник. Вершины прямоугольника. Углы прямоугольника»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: выполнение заданий в тетради «Математика и конструирование».

17. Увлекательная математика – «Учимся считать»

Счёт предметов. Образование, названия и запись чисел от 0 до 100. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради «Для тех, кто любит математику».

18. Математика и конструирование –  «Диагональ прямоугольника»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: выполнение заданий в тетради «Математика и конструирование».

19. Увлекательная математика – «Учимся считать»

Счёт предметов. Образование, названия и запись чисел от 0 до 100. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради «Для тех, кто любит математику».

20. Математика и конструирование – «Квадрат»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: выполнение заданий в тетради «Математика и конструирование».

21. Увлекательная математика – «Логические задачи»

Задачи на развитие внимания, памяти, логического мышления; коммуникативных умений и творческих способностей.

Практическая работа: работа с раздаточным и демонстрационным материалом; составление схем задач; игровые упражнения.

22. Математика и конструирование –  «Геометрические кроссворды»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек; графическая работа в тетрадях.

23. Увлекательная математика «Решаем логические задачи»

Задачи на развитие внимания, памяти, логического мышления; коммуникативных умений и творческих способностей.

Практическая работа: работа с раздаточным и демонстрационным материалом; составление схем задач; игровые упражнения.

24. Математика и конструирование –  «Отрезок. Середина отрезка»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: выполнение заданий в тетради «Математика и конструирование».

25. Увлекательная математика «Логические задачи»

Задачи на развитие внимания, памяти, логического мышления; коммуникативных умений и творческих способностей.

Практическая работа: работа с раздаточным и демонстрационным материалом; составление схем задач; игровые упражнения.

26. Математика и конструирование – «Изготовление пакета для хранения счётных палочек»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек; графическая работа в тетрадях.

27. Увлекательная математика – «Учимся считать»

Счёт предметов. Образование, названия и запись чисел от 0 до 100. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради «Для тех, кто любит математику».

28. Математика и конструирование –  «Сказочный город из геометрических фигур»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек; графическая работа в тетрадях.

29. Увлекательная математика – «Учимся считать»

Счёт предметов. Образование, названия и запись чисел от 0 до 100. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради «Для тех, кто любит математику».

30. Математика и конструирование – «Окружность. Круг»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: выполнение заданий в тетради «Математика и конструирование».

31. Увлекательная математика «Учимся считать»

Счёт предметов. Образование, названия и запись чисел от 0 до 100. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы.

Практическая работа: выполнение упражнений в тетради «Для тех, кто любит математику».

32. Математика и конструирование – «Диаметр окружности»

Геометрические фигуры, их сходства и отличия; точка; угол, прямая линия, ломаная линия; понятие величины длина.

Практическая работа: составление фигур из частей и деление фигур на части; конструирование фигур из палочек; графическая работа в тетрадях.

33. Увлекательная математика – «Логические задачи»

Задачи на развитие внимания, памяти, логического мышления; коммуникативных умений и творческих способностей.

Практическая работа: работа с раздаточным и демонстрационным материалом; составление схем задач; игровые упражнения.

34. Викторина «Для тех, кто любит математику»

Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.

Практическая работа: проведение викторины.

Литература:

  1. Волкова С. И., Пчёлкина О. Л. «Математика и конструирование – 2 класс», - М.: Просвещение, 2013
  2. Моро М. И, Волкова С. И. «Для тех, кто любит математику – 2 класс», - М.: Просвещение, 2013
  3. Миронова О. С. «Учимся считать и сравнивать», - Вол.: Корифей, 2010
  4. Самсонова Л. Ю. «Устный счёт: сборник упражнений», - М.: Экзамен, 2012
  5. Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. « Математика: методические рекомендации для учителей общеобразовательных учреждений – 2 класс», - М.: Просвещение, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  "Занимательная математика" 2кл....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Готовлюсь к олимпиаде по математике" 2-4 класс. ПНШ. 2017

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Готовлюсь к олимпиаде по математике" . 2-4 класс. ПНШ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Страна Геометрия» в 4Б классе

laquo;Страна Геометрия»   общеинтеллектуальное   направление работы...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Путешествие по стране "Этикет""

Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое конт...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Путешествие по стране "Этикет""

Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое конт...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «По странам и континентам» для учащихся 3-4 классов

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  «Путешествие по  странам  и континентам» Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся интереса к ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математика с увлечением. Лесная математика»

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Математика с увлечением. Лесная математика»II.Содержание курса внеурочной деятельностиIII.Тематическое планирование...