Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Страна Геометрия» в 4Б классе
рабочая программа по математике (4 класс)

Кирпиченкова Оксана Анатольевна

«Страна Геометрия»   общеинтеллектуальное   направление работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strana_geometriya_4_klass.docx465.36 КБ

Предварительный просмотр:

 «Страна Геометрия»

4класс

Курс внеурочной деятельности

Пояснительная записка

Класс :  4

Учитель: Кирпиченкова О.А.

Количество часов: всего 34 час; в неделю  1 час.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса составлена        в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ,на основе авторской программы «Наглядная геометрия» (авторы М.И.Моро, Л.Г.Петерсон и др.)

Актуальность курса  «Страна Геометрия»  в том, что он даёт возможность получить непосредственное знание некоторых геометрических понятий,  идей, обеспечивает пропедевтику систематического курса геометрии и влияет на общее развитие детей, так как позволяет использовать в индивидуальном опыте ребёнка различные составляющие его способностей.        

Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Целью этой программы являются, с одной стороны, создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов; с другой стороны, максимальное развитие познавательных способностей учащихся.        

Задачи:

  • в доступной форме познакомить с рядом геометрических понятий, научить ориентироваться в простейших геометрических ситуациях и обнаруживать геометрические образы в окружающей обстановке;
  • создать запас геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основы для формирования геометрических понятий; другими словами, должны помочь в изучении систематического курса геометрии;
  • показать, что геометрия – это тонкое ремесло, искусство, наука, которая может выступать в трех обликах, тесно связанных между собой;
  • максимально развивать познавательные способности учащихся.

Содержание программы  внеурочной деятельности «Путешествие Точки» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой  в образовательном учреждении.

Формы и режим занятий.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

         Практическая часть состоит  из  практических заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.

 

В процессе занятий используются различные формы занятий:

  • традиционные,
  • творческие  и практические занятия;
  • индивидуальная деятельность;

 различные методы обучения:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
  • наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);
  • практический (учащиеся  не только воспринимают и усваивают готовую информацию, но и участвуют  в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

       Виды деятельности:

- творческие работы,

- задания на смекалку,

- лабиринты,

- кроссворды,

- логические задачи,

- упражнения на распознавание геометрических фигур,

- решение уравнений повышенной трудности,

- решение нестандартных задач,

- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,

- решение комбинаторных задач,

- решение геометрических задач.

Занятия проводятся один раз в неделю

Способами определения результативности программы являются:

  • Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
  • Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.

Занятия по программе курса «Страна Геометрия» помогают расширить представления детей о геометрических фигурах и объёмных телах, формируют навыки пространственного ориентирования, способствуют психическому саморазвитию и межличностным отношениям.        

В результате изучения курса   ученик научится:

4 класс

  • строить и обозначать угол на плоскости;
  • строить и различать конфигурации из точек, прямых и углов (острых, прямых и тупых.) на плоскости;
  • строить отрезки по координатам его концов;
  • измерять длину отрезка, переводить одни единицы в другие;
  • составлять рисунки по координатам;
  • видеть симметрию в природе, архитектуре, искусстве, науке;
  • иметь представление об угле, как геометрической фигуре;
  • выполнять задачи на построение окружностей, построение и измерение углов.

Способами определения результативности программы являются:

  • Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
  • Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.

Занятия по программе курса помогают расширить представления детей о геометрических фигурах и объёмных телах, формируют навыки пространственного ориентирования, способствуют психическому саморазвитию и межличностным отношениям.        

Планируемые результаты освоение курса «Страна Геометрия»

Личностными результатами изучения курса «Путешествие Точки» являются:

  • умение определять подходящий способ получения ответа на возникающие вопросы об окружающем мире;
  • умение отличать известное от неизвестного;
  • умение в недоопределенной ситуации указать, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;
  • иметь готовность использовать полученные знания в учении и в повседневной жизни;
  • формирование культуры диалоговых отношений с взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов в сообществах разного типа (класс, семья, школа и пр.)

методика «Репка» Цель: определить изменения, происшедшие в личности учащегося в течение учебного года.

Метапредметными результатами изучения курса «Страна Геометрия»являются:

Познавательные УУД:

  • классифицировать объекты, используя сравнение для установки общих и специфических свойств геометрических фигур и объектов;
  • представлять полученные результаты в виде схемы, таблицы;
  • проявлять самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям и высказываниям;
  • обнаруживать свои  трудности в выполнении действия тем или иным способом;

Регулятивные УУД:

  • способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать своё предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД:

  • владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решении учебных задач;
  • уметь превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других;
  • понимать позицию разных участников коммуникации и продолжать их логику рассуждения.

Методика «Ваза с яблоками» Цель: оценить действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Содержание программы. 4 класс

34 часа

1.Геометрические фигуры. 22 час

Геометрические конструкции из отрезков: понятие и образ.

Отрезки и ломаные. Многоугольник – геометрическая фигура на плоскости. Сравнение и построение на листе в клетку геометрических фигур.  Название и обозначение многоугольника. Длина ломаной линии и периметр многоугольника. Деление пополам: отрезка, дуги, угла.

Ломаные линии на узорах: соединение различных ломаных на чертеже. Знакомство с геометрическим орнаментом Древнего Востока. Построение узоров по схемам.

Ломаные и куб. Построение ломаных, звенья которых совпадают с ребрами и диагоналями граней куба.

Основные геометрические фигуры – точки, прямые, плоскости – и некоторые отношения между ними.

Точки и прямые на плоскости. Пересекающиеся и параллельные прямые. Построение прямой, проходящей через две заданные точки на плоскости.

Геометрические конструкции из прямых на плоскости: геометрические фигуры на пути от образа к понятию.

Пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые и четырёхугольники. Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция.

Геометрические конструкции из прямых и плоскостей в пространстве.

Поиск различных случаев взаимного расположения прямых в пространстве с помощью линий пересечения стен, потолка и пола классной комнаты.

Многогранники и фигуры вращения.

Многогранники – геометрические тела. Пирамида, правильная пирамида. Призма, прямая и правильная призма. Параллелепипед, прямоугольный параллелепипед, куб. Изображение на рисунке призм и пирамид.

Окружность и круг – плоские фигуры вращения. Цилиндр, конус, шар – тела вращения.

Математическое вышивание: узоры из линий.

2.Путешествие по каменной летописи мира. 2 час

Зримая геометрия Добра, Красоты, Совершенства.

Архитектурный орнамент Древнего Востока. Из истории Зодчества Древнего Востока. Из истории Зодчества Древней Руси.

3. Координаты и фигуры. 2 час

Ориентация на плоскости. Простейшие координатные геометрические конструкции

Прямоугольная система координат на плоскости.

4. Симметрия. 6 час

Узоры симметрии. Симметрия в природе, архитектуре, искусстве, науке. Знакомство с различными проявлениями симметрии  в природе и человеческой деятельности

Геометрические преобразования и создание узоров на плоскости. Осевая симметрия, поворот, центральная симметрия. Равенство фигур при осевой симметрии. Нахождение осей симметрии плоских фигур, изображенных на рисунке.

Симметрия орнаментов: узоры и геометрические преобразования.

Выявление закономерностей построения линейных орнаментов. Построение линейных орнаментов на плоскости.

5. Геометрические величины. 2 час

Плоская геометрическая фигура и её величина. Площадь и её свойства.

Геометрическое тело и его величина. Объём и его свойства.

Тематическое планирование

Геометрические фигуры.

22 ч

Путешествие по каменной летописи мира.

2 ч

Координаты и фигуры.

2 ч

Симметрия.

6 ч

Геометрические величины.

2 ч.

Календарно-тематическое планирование

№п\п

Тема

Дата проведения

1

Плоские и пространственные геометрические фигуры. Элементы фигур

07.09

2

Геометрические тела и их поверхности

14.09

3

Угол – геометрическая фигура. Измерение углов

21.09

4

Сравнение и измерение углов

28.09

5

Стороны треугольников. Виды треугольников.

05.10

6

Многоугольник – геометрическая фигура на плоскости.

12.10

7

Длина ломаной линии и периметр многоугольника

19.10

8

Геометрический орнамент

26.10

9

Конструкции из кубиков

02.11

10

Пересекающиеся и параллельные прямые

16.11

11

Точки и прямые на плоскости

23.11

12

Перпендикулярные прямые

30.11

13

Параллельные прямые и четырёхугольники

07.12

14

Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат

14.12

15

Трапеция

21.12

16

Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые

28.12

17

Пирамида, правильная пирамида

11.01

18

Призма, прямая и правильная призма

18.01

19

Параллелепипед, куб

25.01

20

Изображение на рисунке призмы и пирамиды

01.02

21

Фигуры вращения. Тела вращения

08.02

22

Моделирование отрезков и прямых с помощью ниток

15.02

23

Геометрия в архитектуре

22.02

24

Прямоугольная система координат на плоскости

01.03

25

Решение задач о геометрических фигурах

15.03

26

Симметрия, как всеобщий и универсальный принцип организации и познания мира

05.04

27

Осевая симметрия плоской фигуры

12.04

28

Построение точки и других фигур, симметричных данным

19.04

29

Построение точки и других фигур, симметричных данным

26.04

30

Линейный орнамент

03.05

31

Площадь плоской геометрической фигуры

10.05

32

Геометрическое тело и его величина

17.05

33

Творческий отчёт

24.05

34

Мониторинг сформированности УУД

Учебно-методическое обеспечение

1. Житомирский В.Г.,  Шеврин Л.Н. «Путешествие по стране Геометрии», Екатеринбург. Средне-Уральское книжное издательство, 1994 г., 205 стр.

2. Голубь В.Т. Графические диктанты. Мастерская учителя. Москва.  «Вако» 2008, 138 с.

3. Кормишина С.Н. «Геометрия вокруг нас» Тетрадь для практических работ.  Издательство «Учебная литература», 2005 г.

4.Москва. 160 цветных иллюстраций. Издательство «Амарант», Москва, 2005 г.

5. Панчищина В.А. О концепции и содержании экспериментальной программы «Геометрия для младших школьников» (вводный курс геометрии). Томск:  Издательство Томского университета, 1998. – 20 с.

6. Панчищина В.А., Гельфман Э.Г., Ксенева В.Н., Лобаненко Н.Б. Геометрия (Часть 1 и 2) Издательство Томского университета, Томск 1998.  Часть 1 – 135 с. Часть 2 - 227 с.

7.Баранова Ю. Ю.Кисляков А.В.Солодкова М. И. "Моделируем внеурочную деятельность обучающихся.             Методические рекомендации. ФГОС" Просвещение, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир геометрии». 2 класс.

Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает системати­зировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предм...

рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Диалог культур" для 4 класса

Поликультурность социального пространства является одним из системообразующих качеств современного мира. Поликультурное образование  занимает центральное место в образовательной практике мн...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Веселая грамматика" для 4 класса

Программа разработана на основе Федерального государственного об­разовательного стандарта начального общего образования, 2009, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...