Рабочая программа по математике 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Рабочая программа по математике 4 класс. УМК "Начальная школа XXI века". 4 ч в неделю. ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem.docx | 54.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по математике 4 «Б» класс. Учитель: Верхова С.В.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Корректировка | Планируемые результаты | Универсальные учебные действия | Вид деятельности обучающихся | Примечание |
1-2 | Десятичная система счисления | 2 | Знать особенности построения десятичной системы счисления, названия разрядов. Уметь представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых | познавательные:-активно использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач регулятивные:- определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; коммуникативные- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий. -учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества | Выявлять особенности построения десятичной системы счисления, названия разрядов. Представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых | |||
3-4 | Сравнение десятичной системы счисления с римской системой записи чисел | 2 | ||||||
5 | Классы и разряды многозначного числа в пределах миллиарда | 1 | Знать: – название, последовательность и запись чисел от 0 до 1000000; – классы и разряды. Уметь: – читать многозначное число путем разбивки его записи на классы; – записывать многозначное число цифрами после предварительного определения числа цифр в каждом классе; – сравнивать многозначные числа | познавательные: - моделировать содержащиеся в задаче зависимости; - планировать ход решения задачи; -анализировать текст решения задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения; -прогнозировать результат решения регулятивные: - контролировать свою деятельность: обнаруживать ошибки логического характера и ошибки вычислительного характера | Определять: – название, последовательность и запись чисел от 0 до 1000000; – классы и разряды. – читать многозначное число путем разбивки его записи на классы; – записывать многозначное число цифрами после предварительного определения числа цифр в каждом классе; – сравнивать многозначные числа | |||
6 | Способ чтения многозначного числа | 1 | ||||||
7 | Запись многозначного числа | 1 | ||||||
8 | Чтение и запись многозначных чисел | 1 | ||||||
9-11 | Сравнение многозначных чисел | 3 | ||||||
12 | Устные и письменные приёмы сложения многозначных чисел | 1 | Знать и уметь применять алгоритм письменного сложения многозначных чисел. Уметь: – переносить умение складывать числа в пределах 1000 на область многозначных чисел до миллиарда; – выполнять проверку сложения перестановкой слагаемых | познавательные: -устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач | Применять алгоритм письменного сложения многозначных чисел. Переносить умение складывать числа | |||
13 | Сложение многозначных чисел в пределах миллиарда | 1 | Регулятивные учиться работать по предложенному учителем плану. - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха | |||||
14 | Контрольная работа №1 по теме «Сложение многозначных чисел» | 1 | Применять знания самостоятельно | |||||
15 | Работа над ошибками. Проверка сложения перестановкой слагаемых. | 1 | ||||||
16-18 | Вычитание многозначных чисел. | 3 | Знать и применять алгоритм письменного вычитания многозначных чисел. Уметь: – переносить умения производить поразрядное вычитание в пределах 1000 на область чисел до миллиарда; – выполнять проверку вычитания с помощью сложения разности с вычитаемым и с помощью разности из уменьшаемого | коммуникативные- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий. -учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества | Применять алгоритм письменного вычитания многозначных чисел ; – переносить умения производить поразрядное вычитание в пределах 1000 на область чисел до миллиарда; – выполнять проверку вычитания с помощью сложения разности с вычитаемым и с помощью разности из уменьшаемого | |||
19 | Контрольная работа №2 по теме «Вычитание многозначных чисел» | 1 | ||||||
20 | Работа над ошибками. Построение прямоугольника. | 1 | Уметь строить прямоугольник | регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; | ||||
21-22 | Построение прямоугольника. | 2 | познавательные: -ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -активно использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач; | Строить прямоугольник разными способами; решать составные задачи | ||||
23 | Скорость | 1 | Иметь представление о понятии «скорость» как характеристике быстроты движения тела. Уметь обозначать единицы скорости | коммуникативные - учиться слушать и понимать речь других;признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий. -учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества | Представлять и понимать «скорость» как характеристика быстроты движения тела. Обозначать единицы скорости Пользоваться изученной терминологией; Решать текстовые задачи на движение. Выявлять зависимость между величинами: скорость, время, расстояние | |||
24 | Единицы скорости | 1 | ||||||
25 | Скорость | 1 | ||||||
26 | Задачи на движение. Нахождение скорости. | 1 | Уметь: – пользоваться изученной терминологией; – решать текстовые задачи на движение. Знать зависимость между величинами: скорость, время, расстояние | познавательные: - моделировать содержащиеся в задаче зависимости; - планировать ход решения задачи; -анализировать текст решения задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения; - прогнозировать результат решения | ||||
27 | Задачи на движение. Нахождение пути. | 1 | ||||||
28 | Задачи на движение. Нахождение времени | 1 | ||||||
29-30 | Задачи на движение. | 2 | ||||||
31 | Координатный угол | 1 | Уметь строить точки с указанными координатами | регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; | Иметь представление о понятии «координатный угол» | |||
32-33 | Построение точки с указанными координатами | 2 | Строить точки с указанными координатами | |||||
34 | Графики. Таблицы. Диаграммы. | 1 | Знать понятия «график», «диаграмма», «таблица», об их значении для передачи информации. Уметь строить простейшие графики и диаграммы | познавательные: -ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -активно использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач; | Применять понятия «график», «диаграмма», «таблица», выявлять их значение для передачи информации. Строить простейшие графики и диаграммы | |||
35 | Построение простейших графиков, диаграмм. | 1 | ||||||
36 | Переместительное свойство сложения | 1 | Знатьпонятия «переместительное свойство сложения», «переместительное свойство умножения». Уметь: – выполнять сложение, используя свойства арифметических действий; – выполнять вычисления с нулем | регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; | Понимать «переместительное свойство сложения», «переместительное свойство умножения». Выполнять сложение, используя свойства арифметических действий; – выполнять вычисления с нулем | |||
37 | Переместительное свойство умножения | 1 | ||||||
38 | Переместительное свойство умножения и сложения | 1 | ||||||
39 | Сочетательное свойство сложения | 1 | Знатьпонятия «сочетательное свойство сложения», «сочетательное свойство умножения». Уметь: – выполнять сложение и умножение, используя свойства арифметических действий; – выполнять вычисления с нулем | коммуникативные - учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий. -учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества | Понимать «сочетательное свойство сложения», «сочетательное свойство умножения». Выполнять сложение и умножение, используя свойства арифметических действий; – выполнять вычисления с нулем | |||
40 | Сочетательное свойство умножения | 1 | ||||||
41 | Сочетательное свойство умножения и сложения | 1 | ||||||
42 | Многогранник | 1 | Иметь представление о многограннике. Уметь определять и называть элементы многогранника – грани, вершины, ребра | познавательные: - моделировать содержащиеся в задаче зависимости; - планировать ход решения задачи; -анализировать текст решения задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения; - прогнозировать результат решения | Иметь представление о многограннике. Определять и называть элементы многогранника – грани, вершины, ребра | |||
43 | Изображение многогранника на чертежах, обозначение их буквами. | 1 | ||||||
44 | Распределительное свойство умножения. | 1 | Знать свойства арифметических действий: перестановка множителей в произведении, группировка множителей в произведении. Уметь использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений | познавательные: -ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -активно использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач; | Различать свойства арифметических действий: перестановка множителей в произведении, группировка множителей в произведении. Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений | |||
45 | Вычисления с использованием распределительного свойства умножения. | 1 | ||||||
46 | Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел» | 1 | Применять знания самостоятельно | |||||
47-48 | Работа над ошибками. Умножение на 1000, 10000, 100000 | 2 | Знать и уметь применять правила умножения на 1000, 10000, 100000 | регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; | Применять правила умножения на 1000, 10000, 100000 | |||
49 | Единицы массы: тонна, центнер. | 1 | Знатьединицы массы: тонна и центнер. Уметь: – сравнивать величины по их числовым значениям; – выражать данные величины в различных единицах | коммуникативные - учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий. -учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества | Называть единицы массы: тонна и центнер. Сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах | |||
50-51 | Соотношения между единицами массы: тонной и центнером. | 2 | ||||||
52 | Единицы массы | 1 | ||||||
53-55 | Задачи на движение в противоположных направлениях. | 3 | Уметь: – решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, решении задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение) | коммуникативные - учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий. -учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества | Решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, решении задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение) | |||
56-58 | Решение задач на движение | 3 | ||||||
59-60 | Письменное умножение многозначного числа на однозначное | 2 | Знать алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. Уметь выполнять: – устные и письменные вычисления с натуральными числами; – проверку с помощью калькулятора | регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. Выполнять: – устные и письменные вычисления с натуральными числами; – проверку с помощью калькулятора | |||
61-62 | Умножение многозначного числа на однозначное. Повторение. Отработка вычислительных навыков. | 2 | ||||||
63 | Умножение многозначного числа на однозначное. Повторение. Проверка с помощью калькулятора. | 1 | ||||||
64-65 | Умножение многозначного числа на двузначное. Повторение. Порядок действий. | 2 | ||||||
66-67 | Выполнение развёрнутых и упрощённых записей алгоритма умножения. Повторение. Порядок действий со скобками. | 2 | Знать алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Уметь: – переносить умения выполнять умножение на двузначное число в пределах миллиарда; – выполнять развернутые и упрощенные записи алгоритма умножения | регулятивные: - осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха | – выполнять развернутые и упрощенные записи алгоритма умножения | |||
68 | Проверка правильности выполнения умножения с помощью калькулятора. Повторение. Порядок действий без скобок. | 1 | ||||||
69 | Контрольная работа №4 по теме «Умножение многозначных чисел» | 1 | Применять знания самостоятельно | |||||
70-71 | Работа над ошибками. Письменный алгоритм умножения на трёхзначное число. Повторение. Порядок действий. | 2 | Знать алгоритм письменного умножения многозначного числа на трехзначное. Уметь: – выполнять письменное умножение многозначного числа на трехзначное; – выполнять развернутые и упрощенные записи алгоритма умножения | познавательные: - моделировать содержащиеся в задаче зависимости; - планировать ход решения задачи; -анализировать текст решения задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения; - прогнозировать результат решения | ||||
72-73 | Выполнение развёрнутых и упрощённых записей умножения. Повторение. Сравнение многозначных чисел. | 2 | коммуникативные - учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий. -учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества | |||||
74-75 | Умножение многозначного числа на трёхзначное. Повторение. Сложение многозн чисел | 2 | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трехзначное. – выполнять письменное умножение многозначного числа на трехзначное; – выполнять развернутые и упрощенные записи алгоритма умножения | |||||
76-77 | Задачи на движение в одном направлении. Повторение. Вычитание многозначных чисел. | 2 | Уметь: – решать текстовые задачи на встречное движение в противоположных направлениях; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, решении задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (направление движения) | Решать текстовые задачи на движение в одном направлении; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, решении задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (направление движения) | ||||
78-79 | Задачи на движение в одном направлении. Повторение. Уравнения. | 2 | ||||||
80-81 | Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно что». Повторение. Уравнения. | 2 | Знать область применения элементов математической логики, значение высказываний истины, лжи, отрицания | Применять знания в области элементов математической логики, значение высказываний истины, лжи, отрицания | ||||
82 | Логические связки «и», «или». Повторение. Умножение многозначных чисел. | 1 | Понимать «логические возможности» | |||||
83 | Контрольная работа №5 по теме «Задачи на движение» | 1 | Применять знания самостоятельно | |||||
84-85 | Работа над ошибками. Логические возможности. Повторение. Умножение многозначных чисел. | 2 | Знать понятие «логические возможности» Уметь составлять таблицу логических возможностей | Применять знания самостоятельно | ||||
86-87 | Составление таблиц логических возможностей. Повторение. Деление многозначных чисел. | 2 | ||||||
88-89 | Задачи на перебор вариантов. Повторение. Деление многозначных чисел. | 2 | ||||||
90-91 | Задачи на перебор вариантов. Составление таблиц логических возможностей. Повторение. Единицы времени. | 2 | ||||||
92-93 | Деление суммы на число. Повторение. Единицы массы. | 2 | Знать правило деления суммы на число. Уметь использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений | Применять правило деления суммы на число, использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений | ||||
94 | Деление суммы на число. Повторение. Числовые неравенства. | 1 | ||||||
95 | Деление на 1000, 10000, 100000. Повторение. Числовые неравенства. | 1 | Знать и уметь: – применять правила деления на 1000, 10000, 100000; – правило невозможности деления на нуль | Применять правила деления на 1000, 10000, 100000; – правило невозможности деления на нуль | ||||
96 | Сокращение частного. Повторение. Умножение на 10, 100, … | 1 | ||||||
97-98 | Деление на однозначное число. Повторение. Деление с остатком. | 2 | Уметь выполнять деление многозначных чисел на однозначное число. Знать способы проверки правильности вычислений | Выполнять деление многозначных чисел на однозначное число. Находить способы проверки правильности вычислений | ||||
99-100 | Проверка правильности выполнения деления. Повторение. Деление на 10, 100… | 2 | ||||||
101 | Контрольная работа №6 по теме «Деление на однозначное число» | 1 | Применять знания самостоятельно | |||||
102-103 | Работа над ошибками. Алгоритм деления на двузначное число. Повторение. Числовой луч. | 2 | Применять алгоритм письменного деления на трехзначное число. Выполнять деление многозначного числа на двузначные и трехзначные числа | |||||
104-105 | Деление многозначного числа на двузначное. Повторение. отрезок. Прямая. | 2 | ||||||
106-107 | Алгоритм деления на трёхзначное число. Повторение. сравнение отрезков. | Знать алгоритм письменного деления на трехзначное число. Уметь выполнять деление многозначного числа на двузначное и трехзначное числа | ||||||
108-109 | Деление на трёхзначное число. Повторение. Нахождение доли числа. | 2 | ||||||
110 | Контрольная работа №7 по теме «Деление на двухзначное и трёхзначное число» | |||||||
111 | Работа над ошибками. Повторение. Отработка вычислительных навыков. | 2 | ||||||
112 | Деление отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки. Повторение. Отработка вычислительных навыков. | Уметь измерять длину отрезка и строить отрезки заданной длины | Измерять длину отрезка и строить отрезки заданной длины | |||||
113 | Деление на 4 и 8 равных частей. Повторение. Нахождение числа по доле. | 1 | ||||||
114-116 | Нахождение неизвестного числа с помощью графов и правил нахождения неизвестных компонентов действий. Повторение. Отработка вычислительных навыков. | 1 | Уметь решать равенства вида: х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15 знать алгоритм решения уравнения | Решать равенства вида: х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15 | ||||
117 | Контрольная работа №8 по теме «Решение уравнений» | 1 | ||||||
118 | Работа над ошибками. Повторение. Отработка вычислительных навыков. | 2 | ||||||
119 | Угол и его величина. Повторение. Отработка вычислительных навыков. | Уметь распознавать и изображать угол Знать понятие угол, виды углов | Распознавать и изображать угол | |||||
120-121 | Сравнение углов. Повторение. Отработка вычислительных навыков. | 1 | ||||||
122-123 | Виды углов. Повторение. Отработка вычислительных навыков. | 1 | ||||||
124 | Нахождение неизвестного слагаемого в равенствах вида 8+х=16. Повторение. Отработка вычислительных навыков. | 1 | Уметь решать равенства вида: 8 + х = 16, 8 · х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2 Знать алгоритм нахождения неизвестного слагаемого, неизвестного множителя, неизвестного делителя | Решать равенства вида: 8 + х = 16, 8 · х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2 | ||||
125 | Нахождение неизвестного множителя в равенствах вида 8Повторение. Отработка вычислительных навыков. | 2 | ||||||
126 | Нахождение неизвестного вычитаемого в равенствах вида 8-х=6. Повторение. Отработка вычислительных навыков. | |||||||
127 | Нахождение неизвестного делителя в равенствах вида 8 : х=2. Повторение. Отработка вычислительных навыков. | 2 | ||||||
128 | Решение уравнений. Повторение. Отработка вычислительных навыков. | |||||||
129 | Классификация треугольников по величинам их углов. Повторение. Отработка вычислительных навыков. | 1 | Уметь распознавать и изображать треугольники Знать классификацию треугольников | Распознавать и изображать треугольники | ||||
130 | Классификация треугольников по длинам их сторон. Повторение. Отработка вычислительных навыков. | 1 | ||||||
131 | Итоговая контрольная работа № 8 | 1 | Применять знания самостоятельно | |||||
132-134 | Работа над ошибками. Точное и приближённое значение величины. Повторение. Отработка вычислительных навыков. | 1 | Знать единицы длины, массы, вместимости, времени. Уметь соотносить между собой единицы измерения | Называть единицы длины, массы, вместимости, времени. Соотносить между собой единицы измерения | ||||
135 | Построение отрезка равного данному. Повторение. Отработка вычислительных навыков. | 1 | Уметь распознавать и изображать отрезки с помощью циркуля и линейки | Распознавать и изображать отрезки с помощью циркуля и линейки | ||||
136 | Повторение изученного в течение года. | 1 | Выявлять и применять полученные знания самостоятельно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...