Урок по математике на тему: «Отрезок. Длина отрезка».
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Заигрина  Ирина  Павловна

Конспект урока по математике по теме: " Отрезок. Длина отрезка."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по математике на тему: «Отрезок. Длина отрезка».

Учитель начальных классов

Заигрина Ирина Павловна

УМК «Гармония»

Предметная область: Математика (автор Истомина Н.Б. )

Класс: 1(часть 1)

Тема: «Отрезок. Длина отрезка»

Тип урока:  Урок усвоения новых знаний. (Проблемный).

Формы работы: парная, фронтальная, индивидуальная.

Цель урока: Познакомить первоклассников с фигурой «Отрезок» и научить их чертить эту фигуру с помощью линейки,познакомить учащихся с понятием длина отрезка. 

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
  2. Формирование готовности к взаимодействию с учителем и к дружескому взаимопониманию;
  3. Формирование интереса к изучаемой теме.

Учебные задачи, направленные на достижение  метопредметных  результатов обучения:

  1. Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, сравнивать, обобщать);
  2. Содействовать развитию умственных операций (сравнение, обобщение, анализ, синтез);
  3. Формирование умения слушать, выстраивать речевые высказывания;
  4. Формирование начальных форм рефлексии.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Актуализировать знания учащихся о геометрических фигурах (луч, линия);
  2. Дать представление о фигуре отрезок;
  3. Научить чертить отрезок с помощью линейки.
  4. Формировать умение находить отрезки среди других фигур.

Оборудование:

 рисунки, линейка,  индивидуальные карточки, ИКТ.

Ход урока

УУД

1.Организация начала урока.

Отрывок из мультфильма.

-Ребята, я очень рада видеть вас и мне бы хотелось, чтобы сегодня на уроке каждый из вас открыл для себя новые  знания. Но для этого как мы должны работать на уроке? (дружно, чётко, быстро и т.д.) Для того ,чтобы всё получилось, вспомним правила поведения на уроке:

Парта это не кровать и на ней нельзя лежать;

Ответить хочешь не кричи ,а только руку подними;

Учитель спросит отвечай, но не кричи и не перебивай.

- Но чтобы открыть новое знание, нам нужно повторить то, что мы уже  изучили.

2.Актуализация знаний.

Работа в группах.

-Посмотрите на слайд.(Слайд №1 даны геометрические фигуры разного цвета)

-Что на нём изображено? (Возможные варианты ответов: геометрические фигуры, линии и отрезки)

-Какие геометрические фигуры вы знаете?(точка, прямая, луч, кривая замкнутая и незамкнутая.

-Сколько всего фигур?(9)

-Это число однозначное или двузначное? Почему?

-Сколько прямых? Запишите в тетрадь.

-Назовите соседей этого числа.

-Сколько кривых? (запишите в тетрадь)

-Назовите последующее и предыдущее этому числу.

-Сколько не красных фигур.(запишите в тетрадь .назовите между какими цифрами стоит эта цифра.)

-Ребята, составьте всевозможные числа.( воспитательный момент 112)доклад ребёнка

3.Постановка темы и целей урока. Изучение нового материала.

-Как думаете, мы уже все геометрические фигуры изучили?(нет)

-Какая здесь фигура лишняя и почему?(отрезок)

-А кто знает как называется эта фигура?(отрезок)

-Как вы думаете о каой геометрической фигуре мы будем говорить сегодня? Чему научимся? Что узнаем?

-Давайте откроем учебники и сравним нашу гипотезу с мнением авторов учебника.

-Но прежде чем перейти к работе давайте отдохнём.

4.Физминутка.

     Мы считали и устали,

     Дружно все мы тихо встали.

     Ручками похлопали 1,2,3.

     Ножками потопали 1,2,3,

     Глазками моргнули 1 2 3

     А теперь вздохнули 1 2 3

      Мы немножко отдохнем ,

      И опять считать начнем.

-Назовите тему урока. А кто знает почему отрезок назвали отрезком.(ответы детей)

-Узнать хотите? Тогда слушайте сказку.

Мне нужны 2 помощника (держат бумажную модель прямой).

– Какую геометрическую фигуру я изобразила с помощью узкой полоски бумаги?

Сказка.

Однажды Карандаш отправился гулять по прямой линии. Устал. Где начало? Где конец? Присел отдохнуть. Нарисовал точку и пошел дальше, напевая:  

Без конца и края Линия прямая.
Хоть сто лет по ней идти
Не найти конца пути.

Снова устал. Присел отдохнуть. Нарисовал ещё одну точку. А тут ножницы: чик-чик.

Лучи и отрезок вывешиваются на доску.

– Крайние фигуры вам знакомы? (Лучи)

– А как получили эту фигуру? (отрезок)(Отрезали от прямой линии.)

– Кто догадался, как её назвали?(Отрезок)

– Отрезок – это прямая линия?(Часть прямой)

Отрезок- это часть прямой линии, ограниченная двумя точками - началом и концом.

– Чем отрезок отличается от луча? Ведь луч тоже часть прямой линии?(У луча только начало, у отрезка и начало и конец)

Для названия отрезка используют не одну, а две буквы

Обозначаю буквами отрезок на доске. На доске плакат с некоторыми буквами латинского алфавита: А (а), В(бэ).С(цэ), Д(дэ), М(эм), К(ка).

– А что одинакового у отрезка, луча, прямой? Как их чертят?(По линейке)

5. Первичное закрепление.

-Возьмите в руки  тетради. Постройте отрезки.

-Посмотрите в учебник стр.65 №142(работа в тетрадях и учебниках)

-Посмотрите у меня в руках два отрезка. Можно их сравнить?(по цвету,по размеру)

 -Какой больше, какой меньше? А как называется расстояние от одной точки до другой? (длина отрезка).

-Давайте сравним отрезки по длине. Как мы сможем это сделать? (Визуально отрезки сравнить сложно)

- Как определить? Как сравнить?

(Разные варианты ответов: можно приложить веревочку или книжкой и т.д.)

-То есть необходима мерка.

У меня есть мерка. Как с её помощью сравнить отрезки?

Расскажите и покажите.

(Дети проговаривают алгоритм: приложить мерку к началу отрезка, поставить метку, передвинуть мерку к метке, поставить следующую.Посмотреть, сколько раз помещается мерка в отрезке.)

- У каждого из вас на парте лежит конверт. В нем изображение отрезка и мерка. Достаньте.Измерьте длину отрезка при помощи мерки.

- Поменяйтесь с соседом по парте мерками. Еще раз измерьте отрезок. Что заметили?

(получились разные результаты)

-Почему получились разные результаты измерений?

(разные мерки)

-Как сделать так, чтобы результаты были одинаковые у вас и у соседа?

(взять одну и ту же мерку)

-Правильно. Существует мерка, которая является общей для всех измерений, она принята во всем мире.

-Возьмите в руки линейку. Рассмотрите, что на ней за цифры и деления?

- 0 - начало отсчета, расстояние между цифрами одинаковое, равное одному сантиметру.

(карточка вывешивается на доску)

Эту единицу длины принято сокращенно обозначать СМ

(карточка вывешивается на доску)

-Измерьте свой отрезок линейкой. Учимся правильно измерять.

Возьмите линейку. Приложите линейку так, чтобы один конец отрезка и 0 на линейке совпали. Посмотрите, возле какой цифры находится другой конец отрезка.

-Чему равен отрезок? (3см)

-Поменяйтесь линейками с соседом. Измерьте свой отрезок линейкой соседа. Что заметили?

(Результаты измерений одинаковые)

-Почему сейчас у вас одинаково получилось, хотя линейки у вас разные: красные, синие…?

(Дети делают вывод: результаты измерений одинаковые, так как все пользовались одинаковыми мерками)

-Мы измеряли что?(длину отрезка.)

-Что такое длина отрезка? 

 Длина отрезка -это расстояние от одной точки до другой.

-Какими единицами обозначается?(см)

6.Закрепление материала.

-А сейчас посмотрите ТПО  на стор.33 №55.(работа в тетрадях.)

7.Итог урока.Рефлексия.

Наш урок подходит к концу.

-Что нового вы узнали на уроке?

-Чему учились?

Л1 4

К3 4

П1 2

457

Р2

К2

П1-7

П1-7

К7 8

П7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Отрезок.Длина отрезка".

Презентация "Отрезок.  Длина  отрезка". 1  класс. УМК  "Гармония". Сказка  о  точке....

Конспект урока по математике по теме "Отрезок и ломаная"

Конспект урока по математике по теме "Отрезок и ломаная"...

конспект урока математики по теме: "Измерение длины отрезка. Сантиметр"

Тема урока: Измерение длины отрезка. СантиметрЦель:·        знакомить учащихся с общепринятой мерой измерения длины - сантиметром;·...

Проект урока математики в 1 классе по теме «Отрезок. Длина отрезка»

Проект урока математики в 1 классе по теме "Отрезок. Длина отрезка", составленный на курсах в СОИРО....

Урок по математике на тему: «Точка. Построение отрезка по точкам. Обозначение отрезка буквами.»

Урок поможет сформировать умение чертить отрезки заданной длины. Актуализация опорных знаний, умений и навыков....