Методическая разработка урока математики по теме "Переместительное свойство сложения" 1 класс УМК Гармония
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Топорова Алевтина Вениаминовна

Предлагаю Вашему вниманию разработку урока математики для 1 класса по теме "Переместительное свойство сложения". Урок открытия нового.

            Цель: Создание условия для ознакомления учащихся  с переместительным свойством сложения и его особенностью,  практического применения перестановки слагаемых.

            На уроке формируются личностные УУД (способствует формированию полноценного восприятия изучаемого материала, положительного отношение к школе, к изучению математики, уважение к мыслям и настроениям других учащихся, доброжелательное отношение к ним), регулятивные УУД (учащиеся  в сотрудничестве с учителем учатся находить варианты решения учебной задачи, выполнять учебные действия в устной и письменной форме, адекватно воспринимать оценку своей работы), познавательные УУД (развивается способность к познанию,  выполнению сложения, сравнения, умение проверять, исправлять  действия в предлагаемых заданиях, ориентироваться в учебном материале с помощью значков, понимать и использовать изученные термины; развивать память, мышление, сообразительность) и коммуникативные УУД (дети учатся работать группами, индивидуально; учатся воспринимать мнение других учащихся, контролировать свои действия в классе).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока математики по теме "Переместительное свойство сложения" в 1 классе по программе "Гармония"

Тема урока: "Переместительное свойство сложения"

Цель: 

Создание условия для ознакомления учащихся  с переместительным свойством сложения и его особенностью,  практически применять перестановку слагаемых.

Задачи: Содействовать формированию УУД:

  1. Личностных: способствовать формированию полноценного восприятия изучаемого материала, положительного отношение к школе, к изучению математики, уважение к мыслям и настроениям других учащихся, доброжелательное отношение к ним; воспитывать доброту, отзывчивость, чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
  2. Регулятивных: учить  в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи, умению выполнять учебные действия в устной и письменной форме, адекватно воспринимать оценку своей работы.
  3. Познавательных: развивать способность к познанию,  выполнять сложения, сравнивать, проверять, исправлять  действия в предлагаемых заданиях, работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков, понимать и использовать изученные термины; развивать память, мышление, сообразительность.
  4. Коммуникативных: учить детей работать, группами, индивидуально; воспринимать мнение других учащихся, понимать необходимость использования правил вежливости, уметь контролировать свои действия в классе.

Оборудование: 

счётный материал (круги красного и синего цвета у каждого ученика), индивидуальные карточки с цифрами, геометрические фигуры     (2 жёлтых круга, 1 зелёный круг, 1 жёлтый квадрат), карточки с цифрами, знаками >, < , =; карточки для игры "Что изменилось?",наглядное пособие «Поезд», карточки с фишками домино. Учебник Истоминой Н.Б. «Математика 1 класс».

Ход урока:

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Снова сесть за парты рады.

Приступать к учёбе надо.

II. Постановка учебной задачи

- Сегодня у нас не совсем обычный урок - к нам пришли гости . Это ваши воспитатели из детских садов, учителя нашей школы, специалисты из отдела образования. Они хотят посмотреть, чему мы научились за два месяца учёбы в школе. Повернитесь к нашим гостям, поздоровайтесь ещё раз кивком головы, и больше не отвлекайтесь назад.

- У нас урок математики.

- Как вы думаете, для чего в школе дети изучают математику? (Чтобы уметь считать, решать задачи, уметь сравнивать, ...)

- Великий русский учёный М. В. Ломоносов сказал: "Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит..." Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ум был в порядке, необходимо заниматься математикой.

- А какие умения и качества необходимы нам, чтобы успешно заниматься математикой? (Надо уметь думать, правильно считать, быть внимательным.)

- А ещё, ребята, важно научиться преодолевать трудности. Я уверена, что вы сможете справиться со всеми трудностями. А я всегда вам помогу.

- На уроке мы с вами откроем очень важный закон в математике.

- А что обозначает это слово - закон? ( Это правило, которому должны все подчиняться.)

- Как считаете, для чего нужны законы? (Наверно, для того, чтобы был порядок во всём.)

- Чтобы вы смогли открыть закон математики, проведём разминку для ума.

III. Устный счет

 1. Счёт по рядам.

1-ый ряд - посчитайте от 2 до 9 хором;

2-ой ряд - от 8 до 3;

3-ий ряд - от 1 до 9 через 1.

2. Работа с геометрическим материалом (выделение лишней фигуры).

- Что изображено на доске? Как можно назвать одним словом? (Геометрические фигуры.)

- Какие фигуры вы видите? (круги и квадрат)

- Сколько кругов? квадратов?

- Как вы думаете, какая фигура лишняя? (Зелёный круг, так как остальные фигуры жёлтые., т.е. выделяем лишнюю фигуру по цвету.)

- Есть ли ещё варианты? (Квадрат, так как остальные фигуры - круги, т.е. по форме.)

3. Решение выражений на сложение.

- Чтобы перейти к следующему заданию, отгадайте загадку:

Железные избушки

Прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой

Ведёт всех за собой.

- Итак, перед вами паровозик.

 

- Посмотрите, какой он длинный, наверное, в нём едет очень много пассажиров.

- Что вы видите в каждом вагоне? (Это выражения.)

- Какое действие в числовых выражениях? (Сложение.)

- Кто помнит, как называются числа при сложении? (Первое слагаемое, второе слагаемое, значение суммы.)

- Давайте посчитаем пассажиров в каждом вагоне.

- Но сначала приготовьте карточки с цифрами. Я буду читать выражения, а вы молча показываете карточку, на которой будет ответ:     (Некоторые выражения читают дети.)

1+2          4+2         2+3           3+3           6+1

(Дети молча показывают ответ на карточке.)

- Молодцы. Какой рад быстрее и тише сложит карточки в конверты?

(Убираю паровозик с доски.)

4. Работа с неравенствами.

- Вот перед нами возникли какие-то непонятные знаки: > , <, =.

- Знаете ли вы, ребята, что обозначают эти знаки? (Больше, меньше, равно.)

На доске:

- С помощью этих чисел и знаков постройте неравенства.

- Но сначала ответьте, что называют неравенством? (Когда одно число больше или меньше другого.)

(Дети по одному выходят, ставят знаки, называют неравенство. Последнее выражение является равенством.)

- Почему не получается построить неравенство? (Это выражение является равенством: шесть равно шести.)

5.Игра "Что изменилось?"

- Чтобы добиться успехов в математике, надо быть очень внимательными. Посмотрите внимательно на карточку, запомните. Закройте глаза. Что изменилось?

1) прямая - луч;

2)                    -  

IV. Физминутка.      - Вы устали чуточку?

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри.

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

V. Изучение нового материала.

- Теперь приступаем к математическому закону. Его ещё называют свойством.

1.Работа с счётным материалом.

•- У вас на партах лежат круги.

1) -Положите слева 1 синий круг, а справа 4 красных. Придвиньте к 1-му синему кругу 4 красных круга.

                                                         (Я выполняю те же действия на доске).

- Сколько всего кругов стало? (Стало 5 кругов.)

- Что мы сделали с кругами? (Сложили, соединили.)

- Какое числовое выражение можно записать? (1+4 = 5)     (Я записываю на доске)

- Какое действие в этом выражении? (Действие сложения.)

- Как называется число 1? число 4? число 5? (1-ое слагаемое, 2-ое слагаемое, значение суммы)

2) - А теперь поменяйте круги местами, т.е. слева положите 4 красных круга, а справа 1 синий круг.

- Придвиньте к 4-м красным 1 синий.

- Какое выражение мы запишем? 4+1=5 (Пишу на доске.)

- Какое действие в числовом выражении?

- Как называется число 4? число 1? число 5? (1-ое слагаемое, 2-ое слагаемое, значение суммы)

На доске:

1+4 = 5

4+1 = 5

- У нас получились равенства или неравенства?

- Сравните равенства. Чем они отличаются? (Поменяли местами слагаемые.)

- Что в них общего? (Значение суммы равно 5, т.е. не изменяется.)

3)- Теперь положите слева 2 синих круга, а справа 3 красных. Придвиньте к 2-м синим 3 красных.

- Сколько всего кругов стало? (Стало 5.)

- Что мы сделали с кругами? (Сложили.)

- Какое равенство мы запишем? 2 + 3 = 5 (Один ученик пишет на доске)

- Как называется число 2? число 3? число 5?

- Поменяйте круги местами.

- Придвиньте к 3 красным 2 синих круга.

- Сколько всего кругов стало?  (5)

- Что мы сделали с кругами?

- Какое равенство мы запишем? 3 + 2 = 5 (Другой ученик пишет на доске.)

- Как называется число 3? число 2? число 5?

На доске:

1+4 = 5               2+3=5

4+1 = 5               3+2=5

- Сравните равенства. Чем они отличаются? (Поменяли местами слагаемые)

- Что в них общего? (Значение суммы не изменилось)

2. Вывод.

- Какой же вывод мы можем с вами сделать? Что сделали со слагаемыми и что произошло при этом со значением суммы?

Если слагаемые переставить местами, значение суммы не изменится.

- Это и есть, ребята, новый для вас закон математики. Какие вы молодцы, сами смогли открыть такой сложный закон. Этот закон ещё называют свойством.

- Надо дать этому закону, свойству название. Для этого вспомним,  какие действия выполняли.

- Что делали с кругами, со слагаемыми в числовых выражениях? (Переставляли, передвигали, перемещали, меняли местами …)

- Как же будет называться свойство? (Переместительное свойство сложения.)

- Мы с вами сделали математическое открытие, что от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.

3. Чтение правила в учебнике.

- Откройте учебник по закладкам на стр. 85. Прочитаем правило в голубой рамочке.

 (Читает 1 ученик)

- От перестановки слагаемых значение суммы не меняется. (Повторить хором)

- После такого великого открытия нам надо передохнуть.  

4. Физминутка.

На внимание: действия с руками.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику. Стр. 84 № 187

- Что видим на картинках? ( Фишки домино)

- Посмотрите внимательно на первую картинку.

- Сколько точек на левой фишке? (2)

- Сколько точек на правой фишке? (3)

- Что сделали с точками этих фишек? (Точки сложили, соединили  в одну фишку.)

- Какие равенства можем записать? (По 1 человеку у доски записывают)

2+3=5              2+4=7               1+5=6

3+2=5          4+2=7                5+1=6

(Дети записывают в тетрадях.)

2. Гимнастика для пальцев.

3. Работа с числовым лучом. №188, стр.84    - Поработаем с числовым лучом.

На доске:

- Какие равенства можно составить?

- Кто понял? (От точки 2 делаю 5 шагов вперёд, останавливаюсь на 7. Значит к 2 + 5 = 7)

- Запишем в тетрадь.

- Посмотрите на эти равенства.

- В чем мы снова убедились? Какое свойство сложения применили?  (От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется)

VII. Итог урока

Рефлексия.

- Урок наш подходит к концу.

- Что нового узнали на уроке? С каким свойством математики мы познакомились? Для чего мы этот закон, свойство изучили? Ребята, кому из вас было легко выполнять задания на уроке? А кто испытывал трудности?

- Перед вами лежат смайлики радостные и грустные. Если вы считаете, что на уроке вы справились со всеми заданиями, поняли тему и у вас хорошее настроение, поднимите

смайлик с улыбкой. Если вы работали на уроке не в полную силу, не справились с некоторыми заданиями и у вас грустное настроение, поднимите грустный смайлик.

Топорова Алевтина Вениаминовна, учитель начальных классов,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Комаровская средняя общеобразовательная школа ЗАТО Комаровский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру в 1 классе УМК "Гармония". Тема "Хвойные и лиственные деревья"

Урок по окружающему миру в 1 классе УМК "Гармония". На уроке используются разнообразные формы работы: ролевая игра, исследование, самостоятельная работа. На уроке используется презентация....

Методическая разработка урока по русскому языку в 1 классе УМК "Гармония" по теме "Собственные имена. Продолжение"

Урок русского языка  по теме «Собственные имена. Продолжение».в 1 классе по УМК «Гармония».Материал содержит конспект урока, презентацию, тестовое задание.Урок составлен на основе пособий для учи...

методическая разработка урока окружающего мира "Почва-кормилица" 3 класс, УМК "Гармония"

Разработка урока по теме "Почва - кормилица" с национально-региональным компонентом. тип урока: изучение нового материала, оборудование - презентация, учебник - тетрадь О.Т.Поглазовой "Окружающий мир"...

Методическая разработка урока математики "Тренируемся в вычислениях". 2 класс.

Урок математики по теме «Тренируемся в вычислениях» во 2 классе по УМК «Планета знаний» представлен в виде технологической карты. Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ...

Методическая разработка урока математики "Прямоугольник(Квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.

Урок "прямоугольник(квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольнока. Урок сравнение квадрата и прямоугольника....

Методическая разработка урока математики "Римские цифры" для 3 класса

Конспект урока математики по теме "Римские цифры" для 3 класса по программе "Школа России"...