Рабочая программа по математике для 3 класса
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Рабочая программа по математике для 3 класса по учебнику Н.Б.Истоминой "Математика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_-_17_matem.docx | 76.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50
Рассмотрена на педагогическом совете Протокол № ____ от ____________ | «Утверждаю» __________ / В. И. Гулидова/ Директор МАОУ СОШ № 50 Приказ № ___ от __________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по МАТЕМАТИКЕ
для «3» класса
базовый уровень обучения
Разработчик: Алимпиева И.А.,
учитель начальных классов
2017 год
Оглавление
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ 8
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Окружающему миру для учащихся 3 класса составлена в соответствии с Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС, примерной программой основного общего образования по Окружающему миру, учебным планом МАОУ СОШ №50 на 2017—2018 учебный год.
В основу разработки программы положена авторская программа Истоминой Н. Б.
Программа обеспечена УМК для учащихся 3-х классов авторов Истоминой Н. Б., Гориной О. П., Шмырёвой Г. Г.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
• освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
• развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Для достижения этих целей необходимо организовать учебную деятельность учащихся с учётом специфики предмета (математика), направленную на решение задач:
1) формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (6,5–11 лет): словеснологическое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление с опорой на наглядно-образное и предметно-действенное мышление;
2) развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки;
3) овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщёнными видами деятельности анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения), исследовать их структурный состав (многозначные числа, геометрические фигуры), описывать ситуации с использованием чисел и величин, моделировать математические отношения и зависимости, прогнозировать результат вычислений, контролировать правильность и полно- ту выполнения алгоритмов арифметических действий, использовать различные приёмы проверки нахождения значения числового выражения (с опорой на правила, алгоритмы, прикидку результата), планировать решение задачи, объяснять (пояснять, обосновывать) свой способ действия, описывать свойства геометрических фигур, конструировать и изображать их модели и пр.
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
• понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
• математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
• владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Программа реализуется в рамках системно-деятельностного подхода, который предполагает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Ожидаемые результаты обеспечиваются за счёт использования следующих образовательных технологий:
- технологии проблемного обучения,
- технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон
(целенаправленно в метапредметном учебном модуле «Мир деятельности»)
- информационно-коммуникационные технологии
- технология проектной деятельности
- здоровьесберегающие технологии
- игровые технологии
Освоение образовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода (четверти, полугодия) с целью систематического контроля уровня освоения учащимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, динамики достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
Формами текущего контроля усвоения содержания учебной программы являются:
– письменная проверка (домашние, проверочные, практические, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста; стандартизированные письменные работы, комплексные работы по проверке метапредметных УУД;
– устная проверка (устный ответ на один или систему вопросов беседы, стандартизированные устные работы);
– комбинированная проверка (сочетание письменных и устных форм, защита учебных проектов, проверка с использованием электронных систем тестирования).
В соответствии с требованиями ФГОС приоритетными становятся новые формы контроля - метапредметные диагностические работы. Метапредметные диагностические работы составляются из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Традиционные контрольные работы дополняется новыми формами отслеживания результатов освоения образовательной программы, такими как:
– целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам);
– самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
– оценка результатов учебных проектов;
– оценка результатов разнообразных внеурочных и внешкольных работ, достижений учеников.
Промежуточная аттестация подразделяется на:
– годовую аттестацию – оценку качества усвоения учащимися всего объёма содержания учебного предмета за учебный год;
– четвертную и полугодовую аттестацию – оценку качества усвоения учащимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного периода (четверти, полугодия) на основании текущей аттестации.
Формами промежуточной аттестации являются:
- письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста и другое;
- устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа и другое;
- комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок.
В учебном плане МАОУ СОШ №50 учебный предмет Математика относится к обязательной части формируемой участниками образовательного процесса.
На изучение предмета Математика в 3 классе отведено 136 часов в год. Соответственно – 4 часа в неделю.
Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса «МАТЕМАТИКА»:
№ | Изменение | Обоснование |
1. | Планирование неурочных форм организации образовательного процесса в рамках 20 % школьной вариативности: - моделирование - творческие мастерские - тренинги - игры, интеллектуальные игры (Зимние интеллектуальные игры, Кенгуру) - МиД |
|
2. | Изменение количества часов, отводимых на изучение отдельных тем |
|
3. | Расширение программного содержания*; организация практической деятельности обучающихся на компьютере (ПК) |
|
4. | Реализация программы надпредметного учебного курса (модуля) «Мир деятельности» за счёт резервных часов аналогичной тематики, 1-4 класс |
Цель: формирование знаний об УУД на специальных занятиях с последующим тренингом на уроках по различным предметам учебного плана |
*Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста. Использование полуавтоматического орфографического контроля.
ИКТ-компетентности формируются так же средствами развивающего курса
«Учимся решать логические задачи» (внеурочная деятельность).
Учебно-методическое, программное, электронное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса соответствует методическим рекомендациям автора программы.
Для закрепления на практике отдельных аспектов содержания программы по МАТЕМАТИКЕ, а также организации и проведения индивидуальных занятий с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, используется внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельностью реализуется в следующих формах:
- проекты, в том числе тематические;
- развивающий курс «Учимся решать логические задачи»;
- индивидуально- групповая коррекционная деятельность;
- участие в общероссийских интеллектуальных конкурсах;
В основе начального курса математики, нашедшего отражение в учебниках математики для 1–4 классов, лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач.
Концепция обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования, учитывает психологические особенности младших школьников и специфику учебного предмета «Математика», который является испытанным и надёжным средством интеллектуального развития учащихся, воспитания у них критического мышления и способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических.
Достижение основной цели начального образования –формирования у детей умения учиться – требует внедрения в школьную практику новых способов (методов, средств, форм) организации процесса обучения и современных технологий усвоения математического содержания, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.
В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.
Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать, какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока ещё нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а впоследствии и сами дети. Такая логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приёмов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств. Для развития мотивационно-волевой сферы личности обучающегося в процессе обучения математике важно создавать ситуации, в которых он познаёт разнообразие математических отношений в реальной жизни, приобретает уверенность в своих силах при решении поставленных задач, развивает волю и настойчивость, умение преодолевать трудности.
Содержание программы по математике позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в математическом развитии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Метапредметные результаты изучения курса
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
– различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
– выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;
– адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть общим приёмом решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– выражать в речи свои мысли и действия;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет;
– задавать вопросы;
– использовать речь для регуляции своего действия.
Выпускник получит возможность научиться:
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные результаты выпускника начальной школы
Числа и величины
Выпускник научится:
– читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
– устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
– группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
– читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; год — месяц — неделя — сутки — час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
– классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
– выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
– выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
– выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
– выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
– вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
– выполнять действия с величинами;
– использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
– проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
– анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
– решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2–3 действия);
– оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
– решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
– решать задачи в 3–4 действия;
– находить разные способы решения задач;
– решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
– описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
– распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
– выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
– использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
– распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
– соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться:
– распознавать плоские и кривые поверхности;
– распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
– распознавать, различать и называть геометрические тела параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
– измерять длину отрезка;
– вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
– оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.
Работа с информацией
Выпускник научится:
– читать несложные готовые таблицы;
– заполнять несложные готовые таблицы;
– читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
– читать несложные готовые круговые диаграммы;
– достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
– сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
– распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы, диаграммы, схемы);
– планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
– интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Уравнения. Буквенные выражения
Выпускник получит возможность научиться:
– решать простые и усложнённые уравнения на основе правил о взаимосвязи компонентов и результатов арифметических действий;
– находить значения простейших буквенных выражений при данных числовых значениях входящих в них букв.
Планируемые результаты обучения математике на конец 3 класса
Результаты формирования метапредметных умений
Личностные качества: положительное отношение к учению (к урокам математики), наличие элементов познавательного интереса.
Регулятивные УУД:
– понимать и принимать учебную задачу;
– планировать в сотрудничестве с учителем свои действия;
– действовать по намеченному плану, осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной (текстовой, знаковой, графической);
– выполнять действия самоконтроля (по ходу и после завершения работы);
– находить допущенные ошибки и корректировать их.
Познавательные УУД:
– понимать прочитанное;
– находить в учебнике математики нужные сведения;
– выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;
– выполнять действия анализа, сравнения, группировки с учётом указанных критериев, использовать освоенные условные знаки;
– выполнять задание различными способами;
– моделировать способ действия; переходить от одного вида модели к другому виду;
– научиться рассуждать, используя схемы;
– анализировать и сравнивать различные виды учебных моделей; заменять один вид модели другим; использовать различные виды учебных моделей (вербальная, предметная, графическая, схематическая, знаково-символическая) для решения новых учебных задач, для проверки и доказательства своих утверждений;
– понимать учебную задачу и находить способ её решения;
– рассуждать, используя схемы;
– анализировать рисунок, текст, схему, диаграмму для получения нужной информации.
Коммуникативные УУД:
– участвовать в коллективной беседе, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке;
– комментировать свои действия.
Предметные результаты освоения программы по математике в 3 классе
Большинство учащихся научатся:
– сравнивать площади фигур с помощью различных мерок и единиц площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр);
– использовать соотношение единиц площади для вычисления площади прямоугольника и единиц длины для вычисления периметра прямоугольника;
– измерять и вычислять площадь и периметр прямоугольника;
– использовать табличное умножение для вычислений значений произведений;
– использовать предметный смысл деления при анализе практических ситуаций;
– понимать символическую модель деления, взаимосвязь умножения и деления (взаимосвязь компонентов и результата умножения, взаимосвязь компонентов и результата деления);
– пользоваться отношением «меньше в …» и понимать его связь с предметным смыслом деления, сравнивать его с отношениями «больше в …», «меньше на …», «больше на …»;
– отвечать на вопросы: «Во сколько раз больше?»,
«Во сколько раз меньше?»;
– читать, понимать и сравнивать тексты арифметических задач на сложение, вычитание, умножение и деление; выделять в них условие и вопрос; записывать их решение арифметическим способом (по действиям); выбирать схемы, соответствующие задаче или условию задачи; пояснять выражения, записанные по условию задачи; составлять различные вопросы к данному условию задачи; выбирать из данных вопросов те, на которые можно ответить, пользуясь данным условием;
– устно умножать двузначное число на однозначное;
– устно делить двузначное число на однозначное;
– устно делить двузначное число на двузначное;
– использовать взаимосвязь понятий «цена», «количество», «стоимость» в практических ситуациях;
– читать, записывать, сравнивать и упорядочивать многозначные числа; записывать их в виде суммы разрядных слагаемых; увеличивать и уменьшать многозначные числа на несколько единиц, или десятков, или сотен без перехода в другой разряд;
– выявлять признак разбиения многозначных чисел на группы;
– выявлять правило (закономерность) в записи чисел ряда и продолжать ряд по тому же правилу;
– строить и читать столбчатые диаграммы;
– вычислять значения числовых выражений, пользуясь правилами порядка выполнения действий в выражениях;
– пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания;
– соотносить геометрические фигуры с окружающими предметами или их частями.
Ученикам будет предоставлена возможность научиться:
– комментировать свои действия, пользуясь математической терминологией (названия компонентов и результатов арифметических действий, названия свойств арифметических действий и т. д.);
– классифицировать числовые выражения, используя правила порядка выполнения действий в выражениях;
– применять свойства арифметических действий для сравнения выражений и для вычисления их значений;
– решать арифметические задачи (на сложение, вычитание, умножение и деление) различными способами; проверять ответ задачи, решая её другим способом; дополнять текст задачи в соответствии с её решением; дополнять текст задачи числами и отношениями в соответствии с решением задачи; анализировать тексты задач с лишними данными и выбирать те данные, которые позволяют ответить на вопрос задачи; анализировать и дополнять тексты задач с недостающими данными; составлять условие по данному вопросу; составлять задачу по данному решению;
– самостоятельно строить схему, соответствующую задаче;
– приобрести опыт решения логических и комбинаторных задач; использовать знания о соотношениях единиц длины (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр) для анализа практических ситуаций;
– использовать знания о соотношениях единиц массы (тонна, центнер, килограмм, грамм) для анализа практических ситуаций;
– использовать знания о соотношении единиц времени (год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда) для анализа практических ситуаций;
– решать арифметические задачи по данным, записанным в таблице;
– составлять последовательность величин по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
– находить правило, по которому составлен ряд величин;
– определять длины на глаз и контролировать себя с помощью инструмента (рулетки, линейки);
– различать объёмные и плоские геометрические фигуры;
– различать плоские и кривые поверхности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Признаки, расположение и счёт предметов
Признаки (свойства) предметов (цвет, форма, размер). Их расположение на плоскости (изображение предметов) и в пространстве: слева – справа, сверху – снизу, перед – за, между и др. Уточнение понятий «все», «каждый», «любой»; связок «и», «или». Сравнение и классификация предметов по различным признакам (свойствам). Счёт предметов. Предметный смысл отношений «больше», «меньше», «столько же». Способы установления взаимно однозначного соответствия.
Числа и величины
Счёт предметов. Число и цифра. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел. Знаки сравнения. Неравенство. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин.
Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Предметный смысл действий. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении, умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, прикидка результата, вычисления на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование способа решения задачи. Представление текста задачи в виде таблицы, схемы, диаграммы и других моделей.
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…», разностного и кратного сравнения. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, расстояние; объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Задачи логического и комбинаторного характера.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и название (куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус). Представление о плоской и кривой поверхности. Объёмная и плоская геометрическая фигура.
Геометрические величины
Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом, измерением величин, фиксирование и анализ полученной информации.
Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов «…и/или…», «если, то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «не», «найдётся», истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.
Чтение столбчатой диаграммы.
Уравнения. Буквенные выражения
Запись уравнения. Корень уравнения. Решение уравнений на основе применения ранее усвоенных знаний. Выбор (запись) уравнений, соответствующих данной схеме, выбор схемы, соответствующей данному уравнению, составление уравнений по тексту задачи (с учётом ранее изученного материала). Простые и усложнённые уравнения. Буквенные выражения. Нахождение значений выражений по данным значениям входящей в него буквы.
Основные виды учебной деятельности
• Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и объектов по длине, массе, вместимости, времени; описание явлений и событий с использованием величин.
• Обнаружение моделей геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем мире.
• Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умений находить геометрические величины (планировка, разметка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости.
• Прогнозирование результата вычисления, решения задачи.
• Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение.
• Сравнение разных приёмов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа.
• Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры.
• Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
• Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведённых опросов (без использования компьютера).
• Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их математического воспитания и развития:
— осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры;
— способность проводить исследование предмета, явления, факта с точки зрения его математической сущности (числовые характеристики объекта, форма, размеры, продолжительность, соотношение частей и пр.);
— применение общеучебных умений (анализа, сравнения, обобщения, классификации) для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов, создания и применения моделей для решения задач, формулирования правил, составления алгоритма выполнения действия;
— моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл арифметических действий, математических отношений и зависимостей, характеризующих реальные процессы (движение, работа и т. д.);
— выполнение измерений в учебных и житейских ситуациях, установление изменений, происходящих с математическими объектами;
— проверка хода и результата выполнения математического задания, обнаружение и исправление ошибок.
Содержание программы в 3 классе
Площадь фигуры. Сравнение площадей фигур с помощью различных мерок. Составление заданных плоских фигур из частей. Равносоставленные фигуры. Единицы площади. Сравнение площадей фигур. Сложение, вычитание площадей; умножение и деление площади на число. Квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр.
Таблица умножения с числами 7, 6, 5, 4, 3, 2. Сочетательное свойство умножения. Умножение на 10.
Смысл деления. Названия компонентов и результата действия деления. Взаимосвязь умножения и деления. Невозможность деления на нуль. Деление числа на 1 и на само себя. Понятие «уменьшить в ...». Кратное сравнение (во сколько раз?).
Знакомство с диаграммой. Постановка вопросов к диаграмме. Комментарий к диаграмме.
Табличные случаи умножения и соответствующие случаи деления. Взаимосвязь умножения и деления.
Площадь и периметр прямоугольника.
Правила порядка выполнения действий в выражениях. Сходство и различие числовых выражений. Преобразование числовых выражений. Выбор числового выражения, соответствующего данной схеме.
Распределительное свойство умножения. Приёмы устного умножения двузначного числа на однозначное.
Деление суммы на число. Приёмы устного деления двузначного числа на однозначное, двузначного числа на двузначное. Умножение и деление на 10, 100, 1000.
Четырёхзначные, пятизначные, шестизначные числа. Нумерация многозначных чисел. Понятия разряда и класса. Соотношение разрядных единиц. Разрядные слагаемые. Сравнение многозначных чисел.
Алгоритм письменного сложения и письменного вычитания.
Единицы массы (грамм и килограмм) и соотношение между ними. Единицы длины (километр, метр, дециметр, сантиметр) и соотношения между ними. Единицы времени (час, минута, секунда) и соотношения между ними.
Текстовые арифметические задачи, при решении которых используются:
1) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
2) понятия «увеличить в (на) ...», «уменьшить в (на) ...»;
3) разностное и кратное сравнение;
4) прямая и обратная пропорциональность.
Выделение фигур на чертеже (треугольник, прямоугольник, квадрат).
Многогранники. Куб. Прямоугольный параллелепипед. Классификация многоугольников и многогранников. Развёртка куба. Развёртка прямоугольного параллелепипеда.
Единицы времени. Соотношения единиц времени.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел/Тема | Количество часов | Формы контроля
|
Проверь себя! Чему ты научился в первом и во втором классах? - 11ч | |||
Сравнение и составление числовых выражений. Признаки сходства многоугольников. Углы, длина сторон, периметр многоугольника. Запись равенств. Составление плана. | 1 | ||
Запись равенств. Сочетательное и переместительное свойства сложения. Решение задач. | 2 | ||
Плоские и кривые поверхности. Плоские и объёмные фигуры. Классификация объектов. Поиск закономерностей. Выявления сходства и различия числовых выражений. | 1 | ||
Решение задач. Вычислительные навыки и умения. Перевод графической модели в символическую. Таблица умножения с числом 9 | 2 | ||
Вычислительные умения и навыки. Решение задач. Составление квадрата из частей. Перевод в символической модели в графическую. | 1 | ||
Линии. Четырёхугольники. Измерение прямых углов угольником. Составление заданных фигур из частей. Соотнесение схем и числовых выражений. | 1 | ||
Таблица умножения с числом 8. Трёхзначные числа. Построение прямого угла. Входная контрольная работа (№ 1) | 3 | текущий контроль | |
Умножение. Площадь фигуры. Сравнение и измерение площадей – 12 ч | |||
Представление о площади. Пары фигур с одинаковой площадью. Равносоставленные фигуры. Решение задач. Умножение с числами 8, 9, 1, 0 | 4 | ||
Сравнение площадей фигур с помощью мерок. Таблица умножения с числом 7. Смысл умножения. | 3 | ||
Таблица умножения с числом 6. Выбор мерок измерения площади по результату. Поиск правила составления таблицы. | 1 | ||
МиД Тема: «Урок открытия. Нахожу место и причину затруднения» | 1 | ||
Поиск закономерностей. Решение задач. Таблица умножения с числом 5. | 3 | ||
Сочетательное свойство умножения – 4 ч | |||
Знакомство с сочетательным свойством умножения. | 3 | ||
Контрольная работа № 2. «Умножение. Сочетательное свойство умножения. Площадь фигуры» | 1 | текущий контроль | |
Деление – 6 ч | |||
Предметный смысл деления. Символическая запись деления. Название компонентов и результата деления. Взаимосвязь умножения и деления. | 3 | ||
Решение задач. Смысл деления. | 3 | ||
Отношения («больше в …», «меньше в…», «увеличить в …», «уменьшить в …» - 4 ч | |||
Предметный смысл отношения «меньше в …» | 1 | ||
Решение задач. Совершенствование вычислительных умений и навыков. | 2 | ||
Деление любого числа на 1, само на себя. Деление нуля на число. Невозможность деления на 0. | 1 | ||
Отношения «Во сколько раз больше...?», «Во сколько раз меньше…?» (Кратное сравнение) - 7ч | |||
Предметная и символическая модели. Предметный смысл кратного сравнения. | 1 | ||
Решение задач. Выбор схематической модели. | 5 | ||
Контрольная работа № 3. «Деление, умножение. Решение задач». | 1 | текущий контроль | |
Порядок выполнения действий в выражениях - 13 ч | |||
Анализ числовых выражений. Правила. Классификация числовых выражений. Расстановка порядка выполнения действий на схеме. Вычисление значений выражений. | 4 | ||
Решение задач. Составление числовых выражений. Вычисление их значений. | 4 | ||
МиД № 12 Учусь наблюдать | 1 | ||
Итоговая контрольная работа за 1 полугодие | 1 | итоговый контроль | |
Решение задач | 2 | ||
Контрольная работа № 4. «Деление. Кратное сравнение. Отношения «меньше в…, больше в…» | 1 | текущий контроль | |
Единицы площади – 4 ч | |||
Сравнение площадей с помощью мерок. Квадратный сантиметр, квадратный миллиметр. | 1 | ||
Квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношение единиц площади. Действия с величинами. Сравнение величин. | 3 | ||
Площадь и периметр прямоугольника – 4 ч | |||
Периметр прямоугольника. Способы его вычисления. Взаимосвязь между длиной, шириной и площадью прямоугольника | 1 | ||
Вычисление площади и периметра прямоугольника в процессе решения задач. | 3 | ||
Распределительное свойство умножения. Умножение двузначного числа на однозначное – 9 ч | |||
Предметная модель распределительного свойства умножения. Символическая модель. Правило умножения суммы на число. | 3 | ||
Использование распределительного свойства умножения для вычислений. Умножение двузначного числа на однозначное. Решение арифметических задач. | 1 | ||
Решение арифметических задач. Вычислительные умения и навыки. | 1 | ||
МиД №20 Урок открытия. Учусь применять новое знание | 1 | ||
Проверка усвоения распределительного свойства умножения и приёма умножения двузначного числа на однозначное | 2 | ||
Контрольная работа № 5. «Вычисление значений выражений. Сравнение выражений. Решение задач.» | 1 | текущий контроль | |
Деление суммы на число. Деление двузначного числа на однозначное – 5 ч | |||
Приём устного деления двузначного числа на однозначное. Решение учебной задачи. | 2 | ||
Применение свойства деления суммы на число при решении арифметических задач. | 3 | ||
Деление двузначного числа на двузначное – 3 ч | |||
Поиск приёма деления двузначного числа на двузначное. | 1 | ||
Усвоение приёма деления двузначного числа на двузначное. Решение арифметических задач. | 2 | ||
Цена, количество, стоимость – 6 ч | |||
Взаимосвязь понятий «цена», «количество», «стоимость». Практические ситуации. Решение арифметических задач разными способами. | 1 | ||
Решение арифметических задач с величинами - цена, количество, стоимость. Работа с таблицей. Вычислительные умения и навыки. | 4 | ||
Контрольная работа № 6. «Площадь и периметр прямоугольника. Решение задач.» | 1 | текущий контроль | |
Четырехзначные числа. Единицы длины – километр. Единицы массы – грамм – 12 ч | |||
Постановка учебной задачи. Нумерация многозначных чисел. Знакомство с новой счётной единицей – тысячей. Анализ структуры трёхзначных и четырёхзначных чисел. Классификация многозначных чисел. | 1 | ||
Чтение и запись четырёхзначных чисел. Разрядный и десятичный состав четырёхзначных чисел. Решение арифметических задач. | 4 | ||
Единица длины - километр. Соотношение единиц длины (1 км = 1000 м). Чтение и построение диаграмм. | 1 | ||
Решение задач. Поиск закономерности. Расположение величин в порядке возрастания. Чтение и запись четырёхзначных чисел. | 1 | ||
Чтение четырёхзначных чисел. Запись числовых равенств по данному условию. Работа с таблицами. Решение арифметических задач. | 2 | ||
Контрольная работа № 7. «Цена, количество, стоимость. Решение задач» | 1 | текущий контроль | |
Деление многозначных чисел на 10 и 100. Использование свойств сложения для сравнения числовых выражений. Единица массы – грамм. Соотношение 1 кг=1000 г | 1 | ||
Единицы массы – тонна и центнер. Работа с таблицами и шкалами. Классификация и сравнение величин. | 1 | ||
Многогранники. Куб. Параллелепипед – 2 ч | |||
Классификация геометрических фигур. Многогранник и его элементы. Развёртка куба. | 1 | ||
Прямоугольный параллелепипед. Его развёртка. | 1 | ||
Пятизначные и шестизначные числа – 8 ч | |||
Классы и разряды в пятизначном и шестизначном числах. Анализ структуры многозначных чисел. Классификация многозначных чисел. Таблица разрядов и классов. | 1 | ||
Разрядный и десятичный состав многозначного числа. Умножение на 1000. Сравнение произведений. Правило порядка выполнения действий. | 1 | ||
МиД №28 Ценности нашей жизни. Дружба. | 1 | ||
Решение арифметических задач. Использование сочетательного свойства умножения и таблицы умножения при вычислениях. | 2 | ||
Нумерация многозначных чисел. Запись многозначных чисел в порядке возрастания и убывания. Чтение диаграммы. | 3 | ||
Сложение и вычитание многозначных чисел – 9 ч | |||
Алгоритм письменного сложения. Использование свойств арифметических действий для сравнения числовых выражений. | 2 | ||
Алгоритм письменного вычитания. | 2 | ||
Сложение и вычитание многозначных чисел. | 2 | ||
Контрольная работа № 8. «Запись пятизначных и шестизначных чисел. Письменное сложение и вычитание многозначных чисел.» | 1 | текущий контроль | |
Многогранники. Куб. Пирамида. | 2 | ||
Единицы времени – 4 ч | |||
Соотношение единиц времени. Перевод из одних единиц времени в другие. Действия с величинами. | 2 | ||
ГПА Комбинированная контрольная работа (УМК, 2 варианта) | 1 | промежуточная аттестация | |
Решение задач. Диаграмма. | 1 | ||
Повторение изученного – 13 ч | |||
Проверь себя! Чему ты научился в 1-3 классах? | 13 |
Перечень контрольных работ на 2017 – 2018 учебный год
№ работы | Учебная тема | Вид и форма контроля | Количество часов |
1 | Контрольная работа № 1 «Чему я научился во 2-м классе?» | Входная комбинированная контрольная работа (базовый, повышенный уровень) | 1 |
2 | Контрольная работа № 2. «Умножение. Сочетательное свойство умножения. Площадь фигуры» | Текущая комбинированная контрольная работа (базовый, повышенный уровень) | 1 |
3 | Контрольная работа № 3. «Деление, умножение. Решение задач». | Текущая комбинированная контрольная работа (базовый, повышенный уровень) | 1 |
4 | Контрольная работа № 4. «Деление. Кратное сравнение. Отношения «меньше в…, больше в…» | Текущая комбинированная контрольная работа (базовый, повышенный уровень) | 1 |
5 | Контрольная работа № 5. «Вычисление значений выражений. Сравнение выражений. Решение задач.» | Текущая комбинированная контрольная работа (базовый, повышенный уровень) | 1 |
6 | Контрольная работа № 6. «Площадь и периметр прямоугольника. Решение задач» | Текущая комбинированная контрольная работа (базовый, повышенный уровень) | 1 |
7 | Контрольная работа № 7. «Цена, количество, стоимость. Решение задач» | Текущая комбинированная контрольная работа (базовый, повышенный уровень) | 1 |
8 | Контрольная работа № 8. «Запись пятизначных и шестизначных чисел. Письменное сложение и вычитание многозначных чисел.» | Текущая комбинированная контрольная работа (базовый, повышенный уровень) | 1 |
9 | Итоговая промежуточная аттестация. | Итоговая контрольная работа (базовый, повышенный уровень) | 1 |
10 | Годовая промежуточная аттестация. | ГПА Комбинированная контрольная работа (УМК, 2 варианта) | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Рабочая программа по математике 4 класс. Учебник: 1.Дорофеев Г. В. Математика, учебник 4 класс/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. -М.: Просвещение,2014.
Аннотацияк календарно-тематическому планированиюпо математике 4 Б класса 1. Количество часов: 136 часов, 4 часа в неделю.2. Учитель: Валиулли...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике. 1 класс.( Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник по математике для 1 класса в 2 частях.)
Математика(132 часа в год, 4 часа в неделю)Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник для 1 класса в 2 частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начал...