| Тема | Периметр прямоугольника |
| Класс | 2 |
| Предмет | Математика |
| УМК (авторы) | УМК «Школа России», авторы: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В |
| Тип урока | Урок открытия новых знаний |
| Планируемые результаты (предметные) | Вычислять периметр прямоугольника; решать задачи на нахождение периметра прямоугольника; анализировать ситуацию; выполнять учебное задание в соответствии с целью; осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания; формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога |
| Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, уметь оценивать результат своей работе на уроке. Познавательные: учиться понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях (вслух говорит один, а другие внимательно слушают); отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; осуществлять работу в группе. Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий; умение анализировать свои действия и управлять ими. |
| Образовательная цель | Создать условиядля знакомства обучающихся с разными способами нахождения периметра прямоугольника |
| Развивающая цель | Содействовать развитию познавательного интереса, логического мышления, внимания |
| Воспитательная цель | Содействовать воспитанию ответственности и дисциплинированности, дружбы и взаимопомощи |
| Педагогические технологии | Технология личностно ориентированного обучения, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии |
| Методы обучения | Наглядные, практические, проблемный. |
| Средства обучения | Презентация, карточки с зданиями, листы самооценки |
| Формы организации познавательной деятельности | Индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы |
Этапы урока | Время (мин) | Цель | Содержание учебного материала. Деятельность учителя
| Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности | 3 | Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне | -Я рада нашей новой встрече Мне с вами интересно, друзья! Интересные ваши ответы С удовольствием слушаю я. Мы сегодня будем изучать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! -Откройте тетради и оформите начало классной работы Обращаю внимание детей на листы самооценки, напоминаю работу с ними. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
| Личностные УУД Способствование развитию интереса к математике, формированию мотивационной основы учебной деятельности.
|
2.Актуализация знаний (определение темы и цели урока) | 10 |
Развивать вычислительные навыки
Организовать работу по повторению сведений о прямоугольнике, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.
| 1–Какова тема урока? Чтобы ответить на вопрос, необходимо выполнить задание на карточках. Надо найти значения выражений. Напротив каждого ответа дана буква. Запишите ответы в порядке возрастания и соответствующую букву – получите слово!(Слайд 2)
7+7+6= (и)
90-8= (р)
1+2+3= (п)
12+12= (м)
30-14= (р)
82-30= (т)
50+50-50= (е)
4+4+4 = (е)
|
Итог – слово «периметр». Первое слово нашей темы разгадано…
2. Оцените себя на этом этапе работы. (Комментирую, как можно оценить на данном этапе)
3. Что такое периметр многоугольника? Каковы единицы измерения периметра?
4. Периметр какой фигуры мы сегодня будем рассматривать? Внимание на экран! (Слайд3)
Какая фигура лишняя? (треугольник, прямоугольник, квадрат четырёхугольник, у всех фигур подписаны длины сторон).
5. Из выхода проблемной ситуации выяснили, что тема урока «Периметр прямоугольника». (на доске «Тема: периметр прямоугольника»
6. -Сегодня мы должны рассмотреть новые способы нахождения периметра. Сформулируйте цель нашего урока.
| Работают индивидуально.
Дают ответы. Работают в листах самооценки. Дают ответы на вопросы.
Выходят из затруднения, потому что можно сказать, что это треугольник и прямоугольник. У треугольника – три вершины, угла и стороны, у остальных по четыре. Прямоугольник, потому что периметр прямоугольника равен 20 см, а у остальных 16 см. Обучающиеся, с помощью учителя, формулируют цель урока: научиться находить периметр прямоугольника по другому.
| Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и понимать других. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формирование умения составлять план деятельности на уроке с помощью учителя Познавательные УУД Формирование умения на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.
|
3.Открытие новых знаний | 6 | Осознание места и причины собственных затруднений при выполнении заданий.
| 1.Найдите периметр прямоугольника, той самой лишней фигуры на слайде. (Слайд 4) Р=7+7+3+3 или Р= 7+3+7+3 Р=20 (см)
- Почему несколько раз повторяются слагаемые?
2.Выбор наиболее оптимального способа нахождения периметра прямоугольника. -Как удобнее найти периметр по другому? -Сколько раз повторяется слагаемое 7? Можно эту часть выражения заменить умножением? Сколько раз повторяется слагаемое 3? Замените и эту часть умножением. Что получилось? Р=(7х2) + (3х2) Р=20(см)
3.Есть еще третий способ. Когда к 7 прибавим 3, что мы узнаем? (полупериметр) А периметр состоит их двух полупериметров! Сколько раз повторяется сумма 7+3? Р=(7+3)х2 Р=20(см) | Находят периметр прямоугольника известным способом, записывают его в тетрадь
Выявляют место и причины затруднения.
Получают новый способ нахождения периметра, записывают в тетрадь
Получают еще один способ нахождения периметра, записывают в тетрадь.
| Предметные УУД Овладение умением находить периметр прямоугольника разными способами Регулятивные УУДФормирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Личностные УУД
Формирование эмоционального позитивного отношения к школе и учебной деятельности |
4. Физминутка | 1 |
|
|
|
|
5.Первичное закрепление (групповая работа) | 10 | Формирование умения правильно применять соответствующие знания | 1.Применяю дидактическую игру. (Слайд 5) -Сегодня в школу пришли письма! От кого они? Внимание на экран. (Айболит, Федора, Бармалей, Муха-Цокотуха) Что объединяет этих героев? Письма раздаю группам. Объясняю задание. -Вы должны ответить на просьбу героев! И написать им ответ на листках в конвертах. Каждая группа представит свой ответ классу.
2. Правила работы в группе. (Слайд6) Распределение ролей
3. Во время работы контролирую работу.
4.Представление ответов. Из двух ответов на письмо отправляется только один. Ответ той группы, которая выбрала новый способ нахождения периметра.
Группы №5 и № 2 Письмо от Мухи-Цокотухи. (Слайд 7) «Дорогие ребята! Я готовлюсь к празднику и хочу по верхнему краю стен комнаты повесить гирлянду. Комната имеет прямоугольную форму. Длина комнаты – 10 м, ширина 5 м. Какой длины будет гирлянда?» Группы №7 и №1 Письмо от Айболита (Слайд 8)
«Дорогие ребят! Чтобы мои животные не болели, я построил для них спортивную площадку. Площадка имеет прямоугольную форму, длина – 30 м, ширина – 10 м. Площадку надо огородить забором. Какой длины будет забор?» Группы №6 и №4 Письмо от Федоры (Слайд 9) «Дорогие ребята! Я навела порядок в доме. В комнате, которая имеет прямоугольную форму, по верхнему краю обоев хочу наклеить красивую бумажную полоску с узором. Длина комнаты – 5 м, ширина – 3 м. Какой длины будет эта полоска?»
Группы №3 и №8 Письмо от Бармалея (Слайд 10) «Дорогие ребята! Я подружился с Таней и Ваней и построил для них песочницу. Песочница имеет прямоугольную форму, длина – 4 м, ширина – 2 м. Песочницу надо огородить деревянным бортиком. Какой длины будет бортик?» 4. Оцените свою работу на пройденном этапе. (Комментирую, как можно оценить на данном этапе) |
Дают ответы.
Образуют группы, вскрывают письма, читают их, пишут ответ.
Защита у доски. Выясняется, что обучающимся пришлось найти периметр комнаты, песочницы, спортивной площадки, чтобы ответить на письма героев К.И. Чуковского.
Работают в листах самооценки | Регулятивные УУД Формирование умения планировать свою деятельность Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и понимать других. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Формирование и отработка умения согласованно работать в группах Познавательные УУД Формирование умения на основе анализа рисунка – схемы делать выводы. Личностные УУД Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.
|
6.Физминутка | 1 |
|
|
|
|
7.Самостоятельная работа | 5 | Организация усвоения обучающимися нового. | 1.Слайд (11) На экране книга К.И. Чуковского. Какую форму имеет книга? Найдите периметр книги.
2. При проверке выясняется, что ребята выбрали разные способы нахождения периметра.
3.Оцените свою работу на данном этапе. (Комментирую, как можно оценить себя на данном этапе) 4. Важно ли во взрослой жизни уметь находить периметр? Вашим родителям это важно?
| Работают самостоятельно в тетради, выбирают свой способ нахождения периметра.
Дают ответы.
Работают в листах самооценки. | Регулятивные УУД Формирование умения планировать свою деятельность Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Коммуникативные УУД Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД Формирование умения на основе анализа делать выводы. |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке | 3 | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке | 1.Давайт вспомним, какую учебную цель мы поставили вначале урока.
Удалось ли нам достичь цели?
Какой способ нахождения периметра вам больше понравился, каким будете пользоваться при решении геометрических задач?
2. Как вы оценили себя за урок в листах самооценки?
|
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют, что получилось, что не получилось и почему. | Регулятивные УУД Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и понимать других. Личностные УУД Ориентация на социальные мотивы, на понимание причин успеха или неудач |
9.Домашнее задание | 1 | Закрепление изученного | Я даю задание на выбор: 1.Найти периметр тетради на печатной основе по математике и записать решение в тетрадь. Или 2. Найти периметра прямоугольника, который у вас изображён в карточках. И задание для всех: ответить на вопрос. Людям каких профессий необходимо знать способы нахождения периметра? |
|
|