Конспект урока по математике: Вычитание однозначных чисел с переходом через десяток.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Амосова Марина Юрьевна

Оознакомление с приемами вычислений с переходом через десяток, развитие устных вычислительных навыков, умения решать задачи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx41.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Вычитание однозначных чисел с переходом через десяток.

Цели урока:

- ознакомление с приемами вычислений с переходом через десяток, развитие устных вычислительных навыков, умения решать задачи;

- развитие логико-математической речи, внимания, аналитического мышления, формирование умения выделять существенные признаки и свойства;

- воспитание интереса к предмету, дисциплинированности.

Формирование  универсальных  учебных  действий:

1. Регулятивные УУД:

- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы материала учебника;

- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

2. Познавательные УУД:

- наблюдать и делать выводы.

3. Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь своих товарищей, умение работать в парах, вести диалог.

4. Личностные УУД:

- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Технологии:Технология  проблемного  диалога.

Ход урока :

I.Орг.момент

1,2,3,4,5, -я хочу успешным стать,

Буду я стараться, будет получаться (слайд 2)

II.Составление плана урока детьми

- устный счет

- решение задач

-решение примеров

- пресс- конференция(слайд3)

III.Устный счет (один ребенок у доски)

           1. задачки (слайды 4-6)

          2.записать числа в порядке возрастания ( слайд7)

          3. найти закономерность и записать следующее число (слыйд 8)

          4. назвать самое маленькое двузначное число (слайд 9)

          5. уменьшите это число на один (сллайд9)

          Оценивание

- Ребята, молодцы ,оцените свою работу. Кто не сделал ни одной ошибки нарисуйте красный кружок, кто ошибался и были затруднения зеленый, кто не справился синий.

          6. назовите , что вы знаете о числе 9? (слайд 10)

         Беседа о герое ВОВ (слайд 11)

Сегодня мы познакомимся еще с одним героем ВОВ- это Покрышкин Александр Иванович Трижды Герой Советского Союза, летчик-истребитель, участник 156 воздушных боев, сбивший более семидесяти самолетов противника, Александр Покрышкин стал легендой авиации еще при жизни. Его формула боя - "высота, скорость, маневр-огонь" - была взята на вооружение всеми летчиками Советского Союза. Имя Покрышкина знали все противники, а президент США Франклин Рузвельт назвал его лучшим воздушным асом второй мировой.Однако предметом гордости Покрышкина было не это. Прежде всего он гордился тем, что ни один из летчиков, летавших с ним на боевые задания, не погиб. Александр Иванович просчитывал все до мелочей, постоянно учился сам и учил своих подчиненных.

IV. Повторение пройденного материала

              Решение задачи: (слайд 12) Над Москвой летело 5 вражеских самолётов ,на защиту города в небо поднялось на 4 самолёта больше. Сколько всего самолётов?

- какая это задача? (составная)

-  составления алгоритма решения задачи: (слайд 13)

1. анализ условия задачи

2. поиск решения задачи (составление схемы)

3. План решения задачи  

Дети решают задачи в группах на листочках ( группа решила, взялись за руки и подняли руки вверх).Один человек из группы, которая первая решила задачу записывает на доске решение.

Оценивание работы в группе.

V.Физ.минутка (слайд 14)

VI. .Постановка проблемы определения темы и цели.

  Решение примеров (инд-но) (слайд15)

Решить примеры за 1 мин

4+4=       9+5+=        8+4=      15-7

У кого возникли проблемы при решении примеров? Какой пример не смогли решить?

 – У кого нет ответа?

– Что вы не смогли сделать?

– Кто получил ответ?(Учитель записывает варианты ответов из них выделяет правильный.)

– Кто получил не правильный ответ, что показало ваше пробное действие. Обосновать правильный ответ.

  15 –7 выполнить “по частям”.

(Учащиеся будут опираться на взаимосвязь между вычитанием и сложением – можно похвалить, но напомнить, что предлагалось выполнить действие “по частям”.)

– Зачем важно уметь это делать?

Проблема: высказывания и предложения учащихся. Устанавливается место и причина затруднения.

– Почему этот пример вызвал затруднение?

Какая цель нашего урока: Чему нужно научиться? (Вычитать “по частям” с переходом через десяток.)

Таким образом, фиксируется тема урока:

“Вычитание чисел с переходом через десяток”. (слайд 16)

 Что можно использовать для достижения этой цели? (Графическая модель).

– Как вы будете действовать? Запишем числа с помощью графической модели, выполним вычитание и сделаем вывод. (слайд 17)

Практическая работа с моделями чисел

- Сколько единиц удобно сразу взять из уменьшаемого? (5)

Убираем по 5 кружков из уменьшаемого и вычитаемого.

– Сколько единиц ещё осталось взять? (2)

– Почему? (7 =2 + 5)

– Знакомый приём? (Да) из 10 вычитать умеем.

– Какой получится ответ? (10 –2 = 8)

Вывод: чтобы вычесть число с переходом через десяток, можно сначала вычесть ту часть числа, которая содержится в разряде единиц уменьшаемого, а затем из десятка вычесть оставшуюся часть.

Результаты обсуждения можно зафиксировать в опорном сигнале.

– Ну вот, теперь в похожих ситуациях мы знаем, что делать. У нас есть новый способ! Проговорим его ещё раз.

 1. Найти число единиц уменьшаемого.

 2.Разбить второе число на 2 части, одна из которых равна найденному числу.

 3.Выполнить вычитание по частям.

Чтобы вычесть число с переходом через десяток, можно сначала вычесть ту часть числа, которая содержится в разряде единиц уменьшаемого, а затем из десятка вычесть оставшуюся.(слайд18)

Составим «Алгоритм комментирования вычитания чисел “по частям”.

  1.читаю пример…

  2.Число единиц уменьшаемого – …

  3.Поэтому вычитаемое…разбиваем на части… и … .

  4.Вычитаем из … сначала …единиц, получаем 10 единиц, а потом из 10 вычитаем оставшиеся … единиц. Получаем…

 5 записываю ответ: …(слайд19)

VII. Первичное закрепление новой темы.

Отработка умений по применению нового способа.( по алгоритму)

Один ученик у доски. Решение примера 14-7 по алгоритму с комментированием своей работы. Поскольку, к настоящему времени, случаи сложения чисел с переходом через десяток уже изучены, то учащимся можно порекомендовать делать проверку решения примеров на вычитание сложением, например  7+7=14

– Посмотрим, получится ли у Вас применять новый способ в похожих ситуациях.

Вывод: нужно вычесть ту часть, которая содержится в разряде единиц уменьшаемого, а затем из десятка вычесть оставшуюся часть.

– Что можете сказать? (Мы сделали верное открытие).

– Смогли вы преодолеть затруднение? (Да). (слайд 20)

– Что теперь надо сделать? (Потренироваться в применении построенного способа).

VIII. Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по алгоритму

12-8=            13-5=

18-9=             16-7=

(решить один пример, кто первый , тот записывает с комментированием на доске)

–  Оцените свою работу : все верно – красный кружок, есть ошибка синий кружок

У кого есть ошибки? В чём они?

–  какой можно сделать вывод. (Необходимо потренироваться в вычислениях).

– Где вы можете это сделать? (При выполнении домашней работы).

– У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы умеем выполнять вычитание двузначных чисел с переходом через десяток “по частям”.

IX. рефлексия урока

– Какое открытие вы сделали на уроке? (Мы открыли правило вычитания из двузначного числа с переходом через десяток “по частям”.)

– Достигли ли цели? Оцените свою деятельность на уроке. Работал хорошо мне было интересно - красный кружок,

 старался, но не все получалось – зеленый,

 было не интересно - синий. (слайд 21)

X. домашнее задание

Придумать, записать и решить по 2 примера на новую тему


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток».

Конспект урока. Презентация.Урок открытия новых знаний по математике в 1 классе по УМК "Школа России"....

Конспект урока по математике «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток» для учащихся 2 класса.

Закрепить знание табличных случаев сложения с переходом через десяток и состава чисел второго десятка. Совершенствовать устные вычислительные навыки и умения. Решать задачи изученных видов....

Конспект урока по математике «Сложение двузначных чисел без перехода через десяток»

Конспект урока по математике во 2 классе «Сложение двузначных чисел без перехода через десяток» УМК "Перспектива"...

Конспект урока по математике для 1 класса по теме: "Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток"

Конспект предназначен для учителей начальной школы, работающих по УМК "Школа России"....

Конспект урока по математике «Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд», 2 класс

Тема: «Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд»Цели деятельности учителя: закрепить умения и навыки вычитания многозначных чисел с переходом через разрядПланируемые результат...