Конспект урока по математике 4 класс "Дроби"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Конспект урока по математике. 4 класс "Дроби"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx35.2 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx130.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта конспекта урока по математике

4 класс

Тема: «Дроби»

УМК: «Перспектива»

Тип урока:  Урок открытия новых знаний.

Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с понятием дроби, их составными частями.

Задачи: 

Образовательная:  создавать условия для формирования умения правильно читать и записывать дроби.

Развивающая: создавать условия для развития у обучающихся логического мышления, грамотной математической речи, умений анализировать и делать выводы.

Воспитательная: создавать условия для воспитания у обучающихся культуры математического мышления.

Оборудование: учебник, ПК, проектор.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: умение правильно  читать и записывать дроби, определять составные части дробей

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД -  умение организовывать свою учебную деятельность, умение следовать инструкции учителя.

Познавательные УУД – умение сравнивать с готовым образцом, умение применять свои знания в практических упражнениях.

Коммуникативные УУД – умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками, отстаивать свою точку зрения. 



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

- Наш урок сейчас

Науке посвящается,

Что математикой у нас

С любовью называется.

Она поможет воспитать

Такую точность мысли,

Чтоб в нашей жизни всё познать,

Измерить и исчислить.

- Садитесь на свои места и посмотрите, всё ли у вас готово к уроку математики. Откройте свои тетради, отступите 4 клеточки и запишите дату и «классная работа». Сегодня 20 ноября.

Приветствуют учителя. Настраиваются на предстоящую работу.

Записывают дату и «классная работа».

Регулятивные УУД – умение организовать свою учебную деятельность.

Личностные УУД–положительный настрой на предстоящую работу.

Актуализация знаний

- Ребята, представляете, сегодня к нам на урок пришёл Винни - Пух. У него совсем недавно было день рождения и он получил много подарков. (Слайд 1 - изображение  Винни – Пух). Но мы же с вами знаем, что Винни – Пух всегда делится со своими друзьями, и любит, чтобы всё было поровну. И вот Винни – Пух начал делить свои подарки, но у него ничего не вышло. Он расстроился и просит вас о помощи.

- Поможем Винни – Пуху?

- Замечательно, ребята, что вы согласны помочь Винни – Пуху!

- Ребята, а как вы думаете, почему же Винни – Пух, решил обратиться именно к нам за помощью, а не к первому классу?

- Совершенно верно! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с делением.

- А теперь настала очередь помочь Винни – Пуху. Слушаем внимательно условия (дублируются условия на слайде 2).

- У Винни – Пуха было 180 карандашей, которые нужно разделить на 9 друзей, 56 конфет – на 7 друзей, 81 воздушный шар - на 27 друзей, 68 шоколадок на 4 друга, 132 конфет - на 12 друзей, 1 торт – на 4 друга.

- И так, ребята, давайте же начнём делить все подарки. Начнём с карандашей.

- Что нужно сделать, чтобы узнать, по сколько карандашей достанется каждому?

- Итак, у нас остался последний подарок, это торт, который необходимо разделить на четыре части. Каким же образом мы сможем это сделать?

- А можем ли мы единицу разделить на 4? Каким же образом нам необходимо записать данное решение?

(Слайд 3 - дробь 1/4)

- Итак, у нас с вами получилась такая запись числа. А что же она означает?

- Ребята, а давайте представим, если же кто-то из друзей схитрит и съест два кусочка торта? Можно ли будет это выразить долей?

(Слайд 4 - дроби 1/4 и 2/4)

- А, давайте, вспомним, что же называется долей?

- Будет ли число  долей?

(Слайд 5 -2/4)

- А почему данную запись числа мы не можем считать долей?

- А кто-нибудь из вас знает, как называется такое число?

Слушают объяснения учителя.

Ответы обучающихся.

Слушают объяснения учителя.

Мы уже знакомы с действием деления, а первоклассники еще не умеют делить.

Слушают объяснения учителя.

Слушают условия задачи.

Совместное решение задачи (по одному ученику выходят к доске и записывают действия к решению задачи).

  1. 180:9=20 (карандашей)
  2. 56:7=8(конфет)
  3. 81:27=3(воздушных шаров)
  4. 68:4=17(шоколадок)
  5. 132:12=11(конфет)
  6. 1:4 (?)

Решение запишем долей

Каждому другу достанется одна из четырех равных долей.

Ответы обучающихся

- Долей называется одна из равных частей.

-Нет

- Потому что в данной записи взяли не одну из равных частей доли, а две.

Ответы обучающихся

Коммуникативные УУД – умение вступать в диалог с одноклассниками и учителем.

Познавательные УУД – умение анализировать условия задачи и находить способы её решения.

Целеполагание

- Ребята, так как вы думаете, чему же будет посвящён наш сегодняшний урок?

- Какую цель мы можем перед собой поставить?

- Урок будет посвящен новым числам

- Цель урока, познакомиться с тем, как называется новая запись числа

Регулятивные УУД – умение формулировать тему и цель урока.

Изучение нового материала

- Где же мы можем прочитать, как называется такая запись числа?

- Самостоятельно прочитайте правило из учебника на странице 79.

- Итак, вы самостоятельно познакомились с правилом.

- Как же называется такая запись числа?

- Так что же такое «дробь»?

- Можно ли число 1/4 назвать дробью?

(Слайд 6 - 1/4)

- А число 2/4 можно назвать долей?

(Слайд 6 - 2/4)

- Почему?

- В чем же отличие доли от дроби?

- Как называется число, стоящее над чертой дроби?

- Как называется число, стоящее под чертой дроби?

- Совершенно верно, дроби состоят из числителя и знаменателя. А что же показывает знаменатель?

- А что же тогда показывает числитель?

- Ребята, после прочтения правила из учебника с каким ещё одним определением вы познакомились?

- Так что же такое проценты?

В учебнике

Обучающиеся самостоятельно читают определение из учебника.

Дробь

Отвечают на вопросы учителя.

- Дробь – это одна или несколько равных долей целого.

- Можно

- Долей назвать нельзя

- Потому что взяли не одну часть целого, а две.

- Над чертой в доле может стоять только 1, а в дроби любые числа.

- Числителем

знаменатель.

- Знаменатель показывает, на сколько равных частей разделили целое.

- Числитель показывает, сколько таких частей взято от целого.

- С определением слова «проценты».

Дают определение к слову проценты.

Проценты – это части величин, которые выражаются дробями со знаменателем 100.

Познавательные УУД – умение на основе материала учебника, делать выводы, анализировать и обобщать.

Первичное закрепление изученного материала

Физминутка

«Самолёт»

- Ребята, а для того, чтобы закрепить, полученные знания, нам необходимо выполнить некоторые задания из учебника. Для начала, давайте, прочитаем, что же предлагает нам сделать автор учебника в задании под номером 1 на стр. 79.

- Итак, перед нами представлено 8 фигур, в которых, какая-то часть закрашена, а какая-то не закрашена. Нам с вами необходимо подсчитать их количество и записать ответ в виде дробей.

- Итак, работать начинает первый ряд по цепочке. Внимательно рассматриваем первую фигуру.

- На сколько равных частей поделена первая фигура?

- Сколько из них закрашено?

- Значит, как же можно записать с помощью дроби?

- Итак, этот ответ у нас был уже представлен в таблице. А теперь, давайте, самостоятельно определим часть незакрашенных фигур.

- Сколько из общего количества фигур не закрашено?

- Следовательно, как же мы можем записать с помощью дроби?

- Итак, записываем ответ в таблицу, которая представлена у вас в учебнике. И переходим к следующим фигурам.

- Итак, мы совместно разобрали четыре фигуры. А теперь я предлагаю вам поработать немного самостоятельно. Вам необходимо таким же образом разобрать фигуры под буквами E, F, K, M

- Итак, а теперь, давайте проверим. Продолжаем читать ответы по цепочке. Свои ответы комментируем.

- Итак, с первым заданием мы справились. А наш урок продолжается и мы переходим к следующему заданию под номером 2 на стр. 80.

- Что же необходимо выполнить в данном задании?

- Итак, ребята, продолжаем работать по цепочке. Внимательно изучаем первую фигуру.

- На сколько равных частей поделена первая фигура?

- А сколько из них нам необходимо раскрасить? И объясните почему? (Что вам об этом говорит?).

- А теперь переходим к следующим фигурам.

- Итак, ребята, мы с вами выполнили два задания, с помощью которых мы отработали умение записывать дробью задаваемые числа и закрашивать части фигуры задаваемые дробью.

- А теперь, давайте, немного отдохнём. Для этого все встаем и повторяем за мной.

- Вот мы и отдохнули, а урок наш продолжается. И следующее с чем нам необходимо познакомиться, это с правилом чтения дробей. А в этом нам поможет учебник, в котором расположено правило на стр. 80.

- Итак, давайте же с ним познакомимся.

- Вот мы и познакомились с правилом чтения дробей, а для того, чтобы закрепить полученные знания, нам устно необходимо выполнить №3 на стр. 80.

- Что же просят нас сделать авторы учебника в данном задании?

- Итак, продолжаем работать по цепочке. Читаем первую дробь.

- Чему равен числитель в данной дроби?

- А чему же равен знаменатель в данной дроби?

- Что обозначают числитель и знаменатель в данной дроби?

- Итак, а теперь давайте прочитаем следующие дроби и постараемся объясним, что же обозначает в них числители и знаменатели?

- Вот мы и объяснили значение числителя и знаменателя у последней дроби.

- А теперь я предлагаю вам поработать по вариантам. Кто сидит за первым вариантом, вам необходимо выполнить №4 на стр. 80.

- Что же вам необходимо сделать в данном задании?

- Совершенно верно! А тем, кто сидит за вторым вариантом, необходимо выполнить №5 на стр. 80.

- Что же вам необходимо сделать в данном задании?

- Итак, ребята, приступаем к выполнению заданий. На работу отводится 5 минут. После будет совместная проверка.

- Итак, время подошло к концу. А теперь первый и второй варианты обменяйтесь учебниками, для того, чтобы осуществить проверку. Смотрим внимательно на экран и сверяем с ответами, представленными в учебниках.

Слайд 7 – таблицы для проверки

- Итак, каждый из вас осуществил проверку выполненного задания. Обменяйтесь обратно учебниками.

- Есть ли среди вас те, кому удалось не допустить не одной ошибки?

- Замечательно, значит сегодня на уроке вы очень плодотворно поработали.

- А есть ли среди вас те, кто допустил 1 или 2 ошибки?

- Вы тоже на уроке неплохо поработали.

- Ну а те, кто допустил 3 и более ошибки вам еще необходимо тренироваться в записи и чтении дробей.

Один ученик читает задание вслух.

Совместное выполнение №1 стр. 79.

- Первая фигура поделена на 9 равных частей.

- Закрашено 4 части.

- 4/9

- 5 фигур не закрашено.

- 5/9

Слушают объяснения учителя.

Самостоятельно выполняют задание.

Совместная проверка задания.

Слушают объяснения учителя.

- В задании под номером 2 необходимо закрасить в фигурах указанные части.

Слушают объяснения учителя.

- Первая фигура поделена на 9 равных частей.

- Необходимо раскрасить три части, потому что в числителе указано число 3. Числитель указывает на то, сколько частей взяли от общего количества, которое указано в знаменателе.

Выполняют физминутку совместно с учителем.

Слушают объяснения учителя

Один ученик читает правило на стр. 80 вслух, остальные следят по учебнику.

Слушают объяснения учителя.

В задании необходимо прочитать дроби, назвать числитель и знаменатель, а также объяснить, что они обозначают.

Выполняют устно №3 стр. 80.

- Числите равен 2

- Знаменатель равен 9

- То, что целую часть разделили на 9 равных частей и взяли из них 2.

Продолжают по цепочке выполнять задание.

Слушают объяснения учителя  

- В данном задании необходимо прочитать дроби и записать их с помощью знака %.

Слушают объяснения учителя.

- В данном задании необходимо записать проценты в виде дробей со знаменателем 100. И прочитать их.

Выполняют №4, 5 по вариантам.

Взаимопроверка между вариантами.

Слушают объяснения учителя.

Поднимают руки те, кто не допустил не одной ошибки.

Поднимают руки те, кто допусти 1 или 2 ошибки.

Слушают объяснения учителя.

Коммуникативные УУД – умение отстаивать свою точку зрения, при необходимости принимать чужую точку зрения.

Регулятивные УУД – умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность.

Коммуникативные УУД – умение взаимодействовать с классом и учителем для достижения общего результата.

Регулятивные УУД – умение следовать инструкции учителя

Коммуникативные УУД – умение взаимодействовать с одноклассниками.

Познавательные УУД – умение сравнивать с готовым образцом.

Регулятивные УУД – умение объективно оценивать свою работу на уроке

Подведение итогов

- Ребята, вот и подходит к концу наш замечательный урок.

- Чему был посвящён наш урок?

- Так что же такое дроби?

- Из каких натуральных чисел состоят дроби?

- А что же показывает нам знаменатель в дроби?

- А что тогда нам показывает числитель в дроби?

Слушают объяснения учителя

- Урок был посвящён дробям.

- Дробь – это одна или несколько равных долей целого.

- Дроби состоят из числителя и знаменателя

- Знаменатель в дроби показывает на сколько равных частей разделили целое.

- Числитель в дроби показывает сколько таких равных частей взяли.

Познавательные УУД -  Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Рефлексия

- Ребята, у каждого из вас на партах расположены небольшие квадратики. И сейчас я предлагаю вам закрасить ручкой или простым карандашом данные квадратики следующим образом. Слушаем внимательно. Если сегодня на уроке вы усвоили новый материал, и  вам было интересно работать, то закрасьте квадрат полностью. Если же сегодня на уроке вы что-то не совсем поняли или вам было не очень интересно на уроке, то закрасьте только половину квадрата, т.е. 2/4 от квадрата. Ну а если же так получилось, что вы многое не смогли понять, на сегодняшнем уроке и вам абсолютно было не интересно, то закрасьте 1/4 квадрата.

- Итак, каждый из вас определился с выбором. А сейчас я предлагаю каждому из вас приклеить свой квадратик  на один общий, который расположен на доске. Так мы сможем узнать, какая часть класса смогла усвоить новый материал, а у какой части класса возникли затруднения.

Слушают объяснения учителя.

Закрашивают квадратики в соответствии с инструкцией.

Приклеивают квадратики на один общий квадрат. Подсчитывают количество усвоивших и неусвоивших новый материал.

Регулятивные УУД – умение осуществлять личностную рефлексию.

Регулятивные УУД – умение объективно оценивать свою работу на уроке

Информирование обучающихся о домашнем задании

- Ребята, дома вам нужно будет выполнить №6 на стр. 80. Записываем домашнее задание в дневники. В данном задании вам необходимо будет с помощью цифр дроби, записать части величин.

Записывают домашнее задание в дневники.

Регулятивные УУД – умение организовать свою учебную деятельность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

У Винни – Пуха было 180 карандашей, которые нужно разделить на 9 друзей, 56 конфет – на 7 друзей, 81 воздушный шар - на 27 друзей, 68 шоколадок на 4 друга, 132 конфет - на 12 друзей, 1 торт – на 4 друга. Задача

Слайд 4

доля 2 ?

Слайд 5

2 ? дробь

Слайд 6

2

Слайд 7

I вариант 2 1 00 6 1 00 25 1 00 41 1 00 78 1 00 95 1 00 2% 6% 25% 41% 78% 95% II вариант 15% 43% 8% 56% 72% 99% 15 1 00 43 1 00 8 1 00 56 1 00 72 1 00 99 1 00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...