Урок математики по теме "Нахождение неизвестного слагаемого"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Конспект урока матемактики для 1 класса УМК "Перспектива". Составлен на основе системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.doc | 58 КБ |
zadanie_dlya_aktualizatsii.doc | 35.5 КБ |
zadanie_dlya_samostoyatelnoy_raboty.doc | 30 КБ |
primery_dlya_probnogo_deystviya.doc | 40 КБ |
d-1_shagi_uchebnoy_deyatelnosti.doc | 1.53 МБ |
etalon_nahozhdeniya_chasti_i_tselogo.doc | 26.5 КБ |
etalon_proverki.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Нахождение неизвестного слагаемого».
Основные цели:
1) сформировать представление о нахождении неизвестного слагаемого;
2) актуализировать умение решать примеры на нахождение неизвестного компонента способом подбора, актуализировать состав чисел 1-9, умение решать задачи на нахождение целого и части.
Планируемый результат:
Универсальные учебные действия.
Личностные: осознание математических составляющих окружающего мира.
Регулятивные: освоение способов вычисления и установление взаимосвязи между компонентами сложения и вычитания.
Познавательные: осмысление математических действий.
Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос, умение анализировать, сравнивать и обобщать, работая в парах.
Предметные умения: складывать и вычитать однозначные числа;
устанавливать взаимосвязь между действиями сложения и вычитания;
решать задачи в одно и два действия;
правильно употреблять в речи математические понятия.
Оборудование: демонстрационный и раздаточный материал, учебник, средства обратной информации.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
Цель:
1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого;
2) определить содержательные рамки урока: сложение двузначных чисел.
На доске вывешены картинки с изображением шагов учебной деятельности .
- Ребята, что вы видите на доске? ( На доске расположены картинки с 2 шагами учебной деятельности.)
- Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Будем открывать что-то новое.)
- Какое главное умение вы развиваете на уроках математики? (Мы учимся считать и решать задачи.)
- Сегодня вы продолжите работать с числами. Как вы думаете, зачем на доске зафиксированы эти два шага? (Мы должны постараться сами «открыть» новое знание.)
- Я вижу, что вы готовы к работе. Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель:
1) актуализировать правила нахождения части и целого, решение примеров с «окошками» способом подбора;
2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
1) Актуализация правила нахождения «части и целого».
Кролик пригласил Пятачка в гости. А живет он в доме № 5. По какой дорожке идти Пятачок не знает. Помогите ему.
У детей карточка с изображением трех дорожек.
Учащиеся работают самостоятельно.
- Проверяем ваши результаты. (Проводится фронтальная проверка.)
- По какой дорожке нужно идти Пятачку? (По третьей)
- Побежал Пятачок, а впереди новое испытание. Поможем?
- Какие номера у остальных домиков? (8 и 3)
- Используя номера трёх домиков, составьте 2 примера на сложение и 2 примера на вычитание.
3 + 5 = 8
5 + 3 = 8
8 – 3 = 5
8 – 5 = 3
- Выделите целое и подчеркните части. Объясните запись каждого примера.
- Каким правилом вы пользовались? (Правилами нахождения «части и целого».)
Учитель открывает эталон.
- Подошел Пятачок к домику Кролика, а в какое окошко постучать - не знает.
2) Актуализация состава чисел до 9, решение примеров с «окошками».
Учитель открывает на доске задание.
- Кто общего у этих примеров? (Все на сложение)
- Как называются компоненты действия сложения?
- Что особенного в записи этих примеров? (Один из компонентов неизвестен.)
- Как он обозначен? (На его месте нарисовано «окошко».)
- Вставьте числа в «окошки».
Учащиеся работают самостоятельно. Проверка проводится фронтально. Пример комментирования:
- Нужно подобрать такое число, которое в сумме с числом 5 дает 7. Это число 2.
Аналогично проводиться проверка оставшихся примеров.
3) Пробное действие.
- Какой способ использовали при решении примеров? (Способ подбора)
- А если пример будет с многозначными числами, подойдет ли для решения способ подбора?
- Как быть? (Нужно придумать новый способ)
- Попробуйте это сделать.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
- выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
- Получилось?
- Как вы думаете, часто ли возникают случаи, когда неудобен способ подбора? (Да.)
- Почему же будут возникать подобные затруднения? (Известный способ не подходит, а другого способа нет.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
построить проект выхода из затруднения;
- Сформулируйте цель вашей деятельности? (Открыть способ решения примеров с «окошками».)
- Какой компонент неизвестен в этом примере? (Неизвестно слагаемое, часть.)
- Вспомните, что вы повторяли в начале урока. (Правило нахождения «целого и части».)
- Как это правило вам может помочь? (Мы можем применить правило нахождения части.)
- Составим план наших действий. Какой будет первый шаг? (Определим компоненты действия, подберем правило.)
Физкультминутка.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
- Я предлагаю поработать вам в группах. Назовите правила работы. (Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны его выслушать. В каждой группе должен быть ответственный. Он отвечает за работу всей группы, за результат. Работать в группе нужно так, чтобы не мешать другим группам.)
- Выполните в группах первый и второй пункты плана.
Ответственные от каждой группы получают листы, на которых будет выполняться указанные пункты плана.
- Какие результаты у вас получились?
На доске выставляются результаты работы групп.
- Каким правилом вы воспользовались? (Чтобы узнать слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.)
- В какой группе были допущены ошибки?
Проводиться рефлексия результатов.
- Какой шаг осталось выполнить? (Проанализировать наши действия и сформулировать способ.)
- Как проверить, верно, ли вы рассуждали? (Сравнить с выводом в учебнике)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.
- Что теперь нам надо сделать? (Потренироваться в решении примеров на нахождение неизвестного слагаемого.)
Учебник № 3, стр. 45.
Выполняют с комментированием по цепочке
- Вы поработали все вместе, как вы будете сейчас работать? (В парах.)
Учебник № 2, стр. 45.
Проверка проводится с помощью веера с цифрами.
- Кто допустил ошибку? В чем она? (Неправильно применил правило, ошибся в вычислениях.)
- Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.
- Кто выполнил все верно? Сделайте вывод.
- Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
организовать самопроверку и самооценку учащимися умения решать примеры на сложение с неизвестным слагаемым.
Учитель раздает детям карточки с заданием для самостоятельной работы.
На выполнение задания отводится 2–3 минуты.
- Проверьте.
Учитель открывает на доске эталон для самопроверки. Проводиться вербальная поэтапная проверка. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность своего хода решения и вычислений.
- У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
- Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в решении примеров, в вычислениях.)
- У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем применять новый способ.)
Физкультминутка.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
организовать повторение задач на нахождение целого и части.
Учебник № 5, стр. 46.
- Прочитайте задачу.
- Чего не хватает в задаче? (Вопроса)
- Посмотрите на схему к задаче и задайте вопрос.
- Что будете искать в задаче? (Часть)
- Каким правилом воспользуетесь? (Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть известную часть)
- Запишите решение и ответ задачи. (Проверка сигнальными карточками)
Учебник № 6, стр. 46. Составление задач по схемам.
Анализ задач и решение у доски отдельными учащимися, остальные работают в тетради.
Дополнительные задания № 4 стр.45, № 7 стр. 46.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: решение примеров с неизвестным слагаемым;
2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
3) оценить собственную деятельность на уроке.
- Какова была цель сегодняшнего урока? (Построить способ решения примеров с неизвестным слагаемым .)
- Достигли ли цели? Докажите.
- Давайте вернемся к шагам учебной деятельности. Кто может сказать, что сумел сам сделать «открытие». Докажите.
- Кому не удалось, почему?
- Оцените свою деятельность на лестнице успеха.
- Пятачок с Кроликом хорошо провели время и многому у вас научились. В знак благодарности они дарят вам картинки для раскрашивания с изображением героев из мультфильма про Винни- Пуха.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
5 + = 8 + 3 = 7 2 + = 9
+ 4 = 6 1 + = 5 + 8 = 9
5 + = 8 + 3 = 7 2 + = 9
+ 4 = 6 1 + = 5 + 8 = 9
5 + = 8 + 3 = 7 2 + = 9
+ 4 = 6 1 + = 5 + 8 = 9
5 + = 8 + 3 = 7 2 + = 9
+ 4 = 6 1 + = 5 + 8 = 9
5 + = 8 + 3 = 7 2 + = 9
+ 4 = 6 1 + = 5 + 8 = 9
5 + = 8 + 3 = 7 2 + = 9
+ 4 = 6 1 + = 5 + 8 = 9
5 + = 8 + 3 = 7 2 + = 9
+ 4 = 6 1 + = 5 + 8 = 9
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Эталон проверки
3 4 7
2 4 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики "Уравнение с неизвестным вычитаемым". 1 класс
Урок математики по образовательной системе "Школа 2000", по учебнику Математика (автор Л.Г.Петерсон). Используется технология деятельностного метода....
Презентация к уроку математики "Уравнение с неизвестным вычитаемым"1 класс
Презентация к уроку математики по теме "Уравнения с неизвестным вычитаемым". На уроке дети сами ставят цель, формулируют тему урока, "открывают ноые знания". Учитель помогает, подводит их к этому...
Открытый урок. Сравнение чисел. Нахождение неизвестного слагаемого.
Открытый урок будет хорошей помощью при проведении урока математики в коррекционной школе VIII вида....
Технологическая карта урока математики «Как найти неизвестное слагаемое»
Технологическая карта урока математики, 2 класс Перспективная начальная школа...
Презентация к уроку математики «Как найти неизвестное слагаемое»
Презентация к уроку математики 2 класс, Перспективная начальная школа «Как найти неизвестное слагаемое»...
Открытый урок по математике тема :"Нахождение неизвестного слагаемого" 4кл.
Открытый урок по математике по теме " Наождение неизвестного слагаемого " 4 класс Школа России...
Конспект урока математики "Как найти неизвестное делимое"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения записывать решение задачи с помощью уравнения с неизвестным делимым; формирование умения нахождения неизвестного делимого; формирование алгоритмического ...