Урок математики 4 класс Тема урока "Нахождение неизвестного числа в равенствах вида Х*5=15"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Почекаева Наталья Владимировна

Урок открытие новых знаний.На данном уроке были созданы условия для формирования умений решать равенства вида х*5=15, обучающиеся учились анализировать. сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. На уроке применялись следующие формы работы: фронтальная, парная. групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Урок по математике в 4 Б классе по теме:

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х*5=15

 (УМК «Школа 21 века»)

                                                                                                                                           

                                                                                                                       учитель начальных классов

                                                                                                                              Почекаева Наталья Владимировна

2017 год

Предмет: математика

Класс: 4

Автор УМК: В.Н. Рудницкая  «Математика» 2015г.

по программе  «Начальная школа 21 века»

Тема урока:  Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х*5=15

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Цель урока: создать условия для формирования  умений решать уравнения  вида  х*5=15, способствовать формированию умений решать арифметические задачи

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная

Задачи урока:

Образовательные: познакомить детей с правилом нахождения неизвестного множителя;

Развивающие: приёмы логического мышления: анализа, сравнения, установление причинно-следственных связей

Воспитательные:  прививать интерес к предмету.

Методы обучения: проблемный,  

Средства обучения: учебник,  карточки, презентация.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся применять правило нахождения неизвестного компонента арифметического действия (первого множителя);

Метапредметные: Познавательные: строят логическую цепь рассуждений, проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; формулируют проблему; самостоятельно  создают способы решения проблем  поискового характера.

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: выстраивают коммуникативно-речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: имеют желание учиться, осознают необходимость  самосовершенствования, понимают значение границ собственного знания и «незнания»

                                               

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Самоопределение к деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность.

Настраиваемся на серьёзную работу.

Откроем свои ладошки навстречу знаниям и произнесём нашу волшебную фразу

-Хотим всё знать!

-А я вам помогу

Откройте тетради

-Подпишите число, 21 апреля.  Классная работа.

-На полях приготовьте шкалу  для самооценки своей работы.

  1. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий.

  1. Устный счёт.

Внимание на доску

Х*15=60                    х+15=60        160-80=80

Х+20=80                    х*20=80        

-что  записано на доске?

-есть ли среди этих равенств лишнее?

-что содержат остальные равенства?

-Как называются такие равенства ?

-Работа в паре.  Посоветуйтесь с соседом по парте  и предложите  задания к этим уравнениям

- Я предлагаю вам эти уравнения разбить на группы (у доски ученик)

-х*15=60           х*20=80

Х+15=60           х+20=80

-Кто согласен с этой классификацией –покажите сигналом

-Какой  общий признак вы выбрали для этих групп?(одинаковые числа в каждом столбике)

-можете ли вы предложить другой способ?

Х+15=60             х*20=80

Х+20=80              х*15=60

-покажите сигналом, кто согласен с данными группами

-назовите общий признак для данных уравнений  (в первом столбике уравнения с неизвестным слагаемым, во втором с неизвестным множителем)

-Оцените свою работу.

-Какие группы уравнений мы уже  умеем решать?

-Назовите неизвестный компонент в этих уравнениях?

-Как найти неизвестное слагаемое?

-Найдите корень этих уравнений  45      60

-Оцените свою работу

-какую группу уравнений мы ещё не решали?

В эту группу я  добавлю  ещё два уравнения

Х*5=15        х*18=216

-какие  из данных уравнений можно решить методом подбора?

-какое число подберёте?

- последнее  уравнение можно решить этим способом? Почему?

-какой компонент неизвестен в этих уравнениях?

-Попробуйте сформулировать тему  урока.(нахождение неизвестного 1 го множителя)

-Какие учебные задачи поставим перед собой? (будем учиться  находить первый множитель)

-Работа по учебнику стр.104

-Задание №8

-Прочитайте задание (объясните, как можно найти неизвестный первый множитель)

Слайд №1

-Прочитайте уравнение

Х*18=216

-Назовите неизвестный компонент

-попробуйте объяснить, как машина будет находить неизвестный первый множитель

-как  называется при умножении число 18? 216?

-Если пойдём по стрелке, найдём -  х?

-Какое действие будет выполнять машина дальше?

На доске   карточка

Х=216 :18

Х=12

-Как оформлена справа запись деления и умножения  ?(Записаны все действия в столбик)

Выполним задание  №9, стр 105

-Решите эти уравнения так, как решала машина

а*10=150   х*45=90

у*9=720  т*102=306

-Какой неизвестный множитель мы находили? Первый множитель

-Давайте сами сформулируем  правило.

-(Как найти неизвестный первый множитель)

Где можно проверить ,правильно ли мы сформулировали правило?

На  стр 105  прочитаем, какое правило нам предлагают авторы нашего учебника

-какой вывод  сделаете? (Мы правильно сформулировали правило, мы молодцы)

-Зачем нам надо знать это правило?(для того, чтобы  найти неизвестный первый множитель)

равенства

160-80

Неизвестное число

уравнением

Х*20=80

Х*15=60

Х*5=15

Х*18=216

Х=4

Х=3

Отвечают на вопросы

Первый множитель

Формулируют

В машину загрузили число х, машина умножила его на 18 и получила 216

Обратное умножению (деление)

3.Построение проекта

выхода из затруднения.

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению.

а=15          х=2     у=80       м=3

Формулируют  правило.

Читают правило в учебнике.

  1. Первичное закрепление.

Цель: усвоение нового способа действий.

 Работа по учебнику  Теперь  мы  будем учиться решать уравнения, записывая их в тетрадь

с. 105  №10

У доски с объяснением.

Х*38=36480

Второе уравнение – самостоятельно

У*4=8060

-Оцените свою работу

Физминутка. «Хлопай, топай»

Если верное  утверждение-хлопай, прыгай

Если неверное- топай, приседай

-в каждом месяце-31 день

-1/3 суток -это 8 часов

-2 часа -это 200 минут

-чтобы найти площадь фигуры, надо длину* на ширину

-в сутках= 24 часа

-3 кг –это 3000 граммов

-выражение со знаком          это равенство

-3 недели –это 21 день

Выполняют работу у доски и в тетрадях.

Взаимопроверка с соседом по парте

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: создание ситуации успеха.

 Работа по учебнику с.105  №11  по вариантам

т*107=22042     м*50=1820

(двое за доской)

Открываем доску и проверяем ответы с помощью сигналов

Решают уравнения, проверяют по эталону.

Оценивают свою работу.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:  повторение ранее изученного.

Д/з стр105 №12

  1. Рефлексия.

Цель: самооценка результатов деятельности.

 Работа по учебнику.

Решение задачи с.108  №29

Разбор задачи.

-Прочитайте задачу.

-Сколько дней работал токарь? 8 дней

-Что обозначает в условии задачи число 23? Детали изготавливал  каждый день

-Какую часть работы за месяц выполнил токарь? 1/3 часть

-прочитайте главный вопрос задачи.

 Слайд № 2

-Какая из схем подходит к нашей задаче?

-почему так считаете?

Составим план решения

1)сколько деталей изготовил токарь за 8 дней?

2)сколько деталей изготовил за месяц?

  1)23*8=184(д)

  2)184*3=552 (д)

Запишите см решение

Проверка решения задачи

Оцените свою работу

Практическая работа в паре

-Возьмите конверт

-что у вас в конверте? (геометрические фигуры)

-Выберите только те фигуры, для  которых мы умеем  находить  площадь.

-Какие фигуры вы выбрали?

-Какой формулой вы будете пользоваться для нахождения площади?

-Попробуйте из этих фигур построить любой объект.  Получилось?

-Какие объекты вы построили? (один за доской строит дом)

Сможете ли вы найти площадь для этого объекта?

Как?

Выполните задание стр.110 №39

Что надо вычислить для данной детали?

-Похожа ли наша деталь на прямоугольник?

-Что надо сделать, чтобы она стала похожа на прямоугольник?

Слайд №3

-Какая фигура получилась?

План решения

1.найдём площадь всего прямоугольника

2.найдём площадь маленького прямоугольника

3.найдём площадь детали

-Как вы думаете, а есть ли другой способ решения этой задачи

  Слайд №4

-Этим способом вы  найдёте площадь этой детали  дома

-Давайте вернёмся ещё раз к нашей детали

Рассмотрим  часть детали, которая получилась ,когда мы её достраивали

-Я вам предлагаю  длину этой детали обозначить   х  

- ширина  детали--12 см

-назовите площадь этой детали?-96кв.см

-как найти площадь?

Давайте запишем

Х*12=96см  что мы записали?- уравнение

-что нам неизвестно?

Чем вы будете пользоваться для  нахождения первого множителя? Правилом

-Как найти неизвестный первый множитель?

Х=96:12

Х=8см

Работа в паре

Воспользуйтесь этим алгоритмом и  найдите ширину  большого прямоугольника

Слайд №5

Х*36=720

Х=720:36

Х=20см

Вывод-мы смогли  применять наше правило  и для нахождения длины прямоугольника.

-Главная задача нашего урока?

-Кто ещё затрудняется в решении уравнений с неизвестным первым множителем?

-А кто уверен в том, что он решит все уравнения и правильно?

-Каким правилом вы будете пользоваться?

-Сегодня вы сделали ещё один шаг к успеху

-Покажите шкалу своей самооценки.

Выберите уравнения, которые относятся к нашему уроку

Х*100=3200      х+260=720   а*50=1000

Оцените свою работу по карточке

Решают задачу.

Отвечают на вопросы.

Проговаривают правило.

Решают. Проверяют.

Прямоугольники. Квадраты, прямоугольный треугольник

Отвечают на вопросы.

1 ученик строит за доской

площадь

достроить

правилом

Оценивают свою работу по лестнице  достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике в 4 классе по УМК "Школа 21 века" по теме: Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х+5=7

Тема урока:  Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х+5=7Тип урока: открытие новых знаний.Дидактическая цель урока: создать условия для усвоения новых знаний.Задачи урока:Образовательные...

Мультимедийный урок по математике в 4 классе по теме "Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х+5=7"

Тема урока:  Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х+5=7Тип урока: открытие новых знаний.Дидактическая цель урока: создать условия для усвоения новых знаний.Задачи урока:Образовательные...

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида 8 + х=16.

Конспект урока математики в 4 классе по теме "Нахождение неизвестного числа в равенствах вида 8 + х=16."...

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида Х+5=7

Открытый урок по математике для 4 класса по УМК " Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока математики, 4 класс "Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8+х=16"

Учитель: Фризен Адолина АндреевнаКласс: 4      УМК: «Начальная школа XXI  века».  Предмет: математикаТема: Нахождение неизвестного числа в равенства...

Презентация по математике 4 класс "Нахождение неизвестных компонентов в равенствах вида :х * 7 = 350 y : 8 = 400 720 : y = 9"

Цель: Познакомить с решением уравнения на основе знания связи суммы и слагаемых, уменьшаемого с    вычитанием и разностью, выраженной в виде выражения, познакомить с проверкой реше...

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х + 5 = 7, х • 5 = 15

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида х + 5 = 7, х  • 5 = 15...