Интегрированный урок по окружающему миру и математике
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Знакомство с числами-великанами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_matematika_okruzhayushchiy.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

 Интегрированный урок по окружающему миру и математике  (4 класс), 2015 год.

                                        Тема: Тайны космоса в числах.

Цель:  ознакомление с названиями и записью  чисел-великанов;

Задачи:  учить работать с текстом с числовыми данными; упражняться в решении задач изученных видов;  расширять кругозор учащихся; развивать математическое мышление, наблюдательность, речь; воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

Оборудование: портрет Ю.А. Гагарина, задания для блиц-турнира, текст «Как велики звезды», карточки с числами, которые встретились в тексте.

                                                     Ход урока:

  1. Организационный момент.

- ребята, отгадайте загадку:

Открылась бездна – звезд полна.

Звездам числа нет, бездне – дна… (космос).

  1. Определение темы урока и постановка целей.

- назовите человека, чей портрет перед вами (Ю.А.Гагарин)

- чем он знаменит?

-когда был совершен этот полет?

-в будущем 2016 году сколько лет исполнится со дня первого полета человека в     космос?

-как вы думаете, 55 лет – это много или мало?

- предлагаю в конце урока ответить на этот вопрос.

3. Космическая математическая разминка (блиц-турнир).

    Прочитай задачи, составь и запиши в тетрадь выражение, найди его значение (дети работают в парах, листки с задачами на партах):

  1. На планете Сатурн сутки длятся 10 часов, а на планете Уран – на 7 часов дольше. Сколько времени длятся сутки на Уране?
  2. 3 ноября 1957 года был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. Программа была рассчитана на 7 суток. Сколько это часов?
  3. Камни, которые врезаются в атмосферу Земли  и полностью  в ней сгорают, называются метеорами. Они загораются на высоте 100 км и,  горя, летят еще 30 км. Сколько км до Земли останется пролететь пыли и пеплу от этого метеора?
  4. Ежедневно метеориты доставляют на Землю 2000 тонн пыли  и пепла. Сколько кг пыли и пепла доставляют метеориты на Землю за неделю?
  5. В созвездии Лисички можно увидеть 45 звезд, в созвездии Кассиопеи – в 2 раза больше, а в созвездии Большой Медведицы – на 10 звезд больше, чем в созвездиях Лисички и Кассиопеи вместе. Сколько звезд можно увидеть в созвездии Большой Медведицы?
  6. Зимой расстояние от Земли до Солнца 147000000 км, летом – 152000000 км. На сколько км дальше находится Земля от Солнца летом, чем  зимой?
  7. Чтобы организовать экспедицию на Марс, надо запастись кислородом, водой и пищей. В год человеку требуется 350 кг кислорода, 3 тонны воды, 390 кг пищи. Какое количество кислорода, воды и пищи потребуется экспедиции в составе 3 человек, чтобы пробыть на Марсе год?
  8. Космонавт в невесомости оттолкнул от себя мяч. Мяч полетел со скоростью 6 м/с, а космонавт в противоположном направлении со скоростью 10 м/с. На каком расстоянии друг от друга они окажутся через 5 секунд?
  9. Ядро кометы Галлея имеет размеры 16 км и 8 км. Найди его площадь.

Проверка решения задач (дети читают задачи вслух, читают составленные выражения).

-поставьте у себя в тетради + или -, в зависимости от того, правильно ли решена задача;

-что не получилось, с какой задачей не справились? ( коллективная работа над ошибками);

-что нового вы узнали для себя при решении задач?

-предлагаю еще расширить ваши знания о тайнах космоса.

4. Работа с текстом.

Прочитай текст, запиши с помощью цифр числовые данные, которые встретились в тексте.  Выполняйте  задание сами, не задавая вопросов учителю,  обсуждать можно в группе.

                                                          Как велики звезды.

Солнце – ближайшая к Земле звезда - по  объему в миллион триста тысяч раз больше Земли.  Но Солнце не самая большая звезда во Вселенной. Вот звезда Антарес в созвездии Скорпиона. Ее поперечник составляет четыреста пятьдесят миллионов км, это в триста двадцать  раз больше Солнца. Из Антареса можно выкроить тридцать три миллиона шаров такого объема, как Солнце.  

Но есть звезды, которые намного больше Антареса. Поперечник звезды Бетельгейзе составляет шестьсот пятьдесят миллионов км. По объему она втрое больше Антареса.

А вот еще исполин – звезда из созвездия Цефея.  Ее диаметр в тысячу раз больше солнечного, а объем в миллиард раз превышает объем Солнца!

Велики и космические расстояния. Например, расстояние до туманности Андромеды девяносто пять квинтиллионов км. Полный оборот Солнечной системы вокруг центра Галактики длится семь квадриллионов восемьдесят триллионов секунд.

5. Проверка выполнения задания.

- прочитайте текст вслух (пока дети читают текст, учитель размещает на доске карточки с числами );

-прочитайте числа, которые вы смогли записать и найдите их на доске (учитель сдвигает карточки с этими числами в одну сторону);

-с какой проблемой вы столкнулись? (не все числа смогли записать);

- вот они остались с другой стороны, я прочитаю эти числа, а вы попробуйте их узнать и показать.

6. Знакомство с числами-великанами.

- запишите самое маленькое пятизначное число  (10000), шестизначное (100000), семизначное (1000000);

- прочитайте  их;

- сколько разных цифр в записи этих чисел?

- запишите число, в котором одна 1 и одиннадцать 0 – 100000000000;

- можете ли вы его прочитать? (пока нет);

Рассказ учителя о числах-великанах. Такие большие числа в обычной жизни почти не  применяются. Зачастую они нужны только математикам, физикам, химикам и, конечно, астрономам. Названия для  них ученые  придумали.  Слайды:

Триллион –  число с 12 нулями - 1000000000000

Квадриллион – число с 15 нулями – 1000000000000000

Квинтиллион – число с 18 нулями – 1000000000000000000

Септиллион – число  с 24 нулями

Гугол – число со 100 нулями

- какое слово вам знакомо?

- где вы его слышали?

- как вы думаете, число с сотней нулей, само большое?

- удобно ли записывать такие большие числа с помощью нулей? (нет);

- математики, чтобы облегчить запись чисел-великанов кое-что придумали;   (запись  в виде -  10 в степени).

- попробуйте сами дома найти ответ на этот вопрос.

7. Итог урока.

- в начале урока мы задались вопросом: 55 лет – это много или мало?

Да, в жизни человека – много, 55 лет – это уже очень опытный человек; в развитии космонавтики –  тоже много, попробуйте к следующему уроку рассказать о достижениях российских космонавтов (ведь первый полет длился всего 108 минут, а сейчас?). А на просторах космоса – это очень мало!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по окружающему миру и технологии. Тема урока: «Средневековье.Рыцарские замки.» 4 класс.

В 4 классе  по окружающему миру изучается тема веков. Когда мы изучали  тему "Средневековье. Рыцарские замки", я вспомнила, что в учебнике Т.В.Просняковой "Технология", предлагается сделать ...

«Большое путешествие Маши по сказочному лесу» (интегрированный урок по окружающему миру, русскому языку и математике)

Цели и задачи урока:закрепить умения детей работать с деформированным предложением, выделять грамматическую основу предложения;отрабатывать изученные приемы устных вычислений, умение решать текстовые ...

Интегрированный урок по окружающему миру и математике "Все работы хороши". Повторение по теме "Профессии людей", "Решение задач" 2 класс. ФГОС.УМК "Планета знаний"

интегрированый урок по математике и окружающему миру во 2 классе.УМК "Планета знаний". Повторение темы по окружающему миру "Профессии", по математике "Решение задач"....

Интегрированный урок по окружающему миру и математике «Чтобы путь был счастливым

Формируемые УУДЛичностные: усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности.Регулятивные: умение самостоятельно составлять план действия в экстренных ситуациях, выб...

Интегрированный урок по окружающему миру и математике

Цели урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока окружающего мира и математики....

Интегрированный урок по окружающему миру и математике в 1 классе Тема урока: Какие бывают животные.

Интегрированный урок по окружающему миру и математике в 1 классе Тема урока: Какие бывают животные....