Конспект урока математики по теме «Перестановка слагаемых» (с теоретическим обоснованием)
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Конспект урока математики по теме «Перестановка слагаемых» (с теоретическим обоснованием)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_matematike.docx | 335.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина"
Кафедра СППиПМНО
Дисциплина "Методика преподавания математики (специальная)"
Конспект урока математики
Тема урока: «Перестановка слагаемых»
Выполнила: Васильева Д.О.
Проверила: Зайцева С.А.
Сдано:
- УМК «Школа России»
- Автор учебника Моро М.И.
- 1 класс;
- В классе 22 учащихся, 10 мальчиков и 12 девочек.
Класс в целом дружный ,с хорошим потенциалом, находят общий язык. Дети хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Ребята стараются оценивать и свою деятельность, и деятельность своих товарищей. На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал. На переменах подвижны.
Тема урока: «Перестановка слагаемых»
Тип урока – изучение нового материала
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА
Цель урока: ознакомление учащихся с правилом перестановки слагаемых.
Задачи урока:
а) образовательные:
- формирование познавательной мотивации учащихся при ознакомлении с приёмом перестановки слагаемых
- закрепление умения прибавлять числа 1, 2, 3, 4 (отработка вычислительных навыков сложения в пределах 10)
б) развивающие:
- развитие логического мышления (умственного характера учебных действий) через приемы наблюдения, анализа, синтеза, сравнения, обобщения на основе актуализации полученных ранее знаний при последующем самостоятельном выведении нового математического правила перестановки слагаемых
- развитие итогового самоконтроля и взаимоконтроля
в) воспитательные:
- формирование коммуникативных навыков при работе в парах и группах
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1) Учебник по математике для 1 класса, автор Моро М.И.
2) Рабочая тетрадь.
3) 2 наборных полотна для работы в группах
4) 4 больших и 4 маленьких квадрата, 4 карточки со знаком «+», 2 карточки со знаком «=» для работы в группах.
5) Карточки с заданиями для работы в парах (см. конспект урока, пункт VII – 1)
6) Двусторонние сигналы для осуществления обратной связи (красный и зелёный цвет)
7) Карточки с цифрами 1, 2, 3 и знаками «+», «=» (по 2 штуки) для работы на доске
8) Индивидуальные конверты с пометкой в виде цветных звёздочек (красный, жёлтый, зелёный цвет) с набором из:
- счётных кружочков красного и синего цвета (по 3 штуки),
- карточек со знаками «+» и «=»,
- карточек с цифрами 3, 4, 7
- «волшебных» линеечек зелёного и красного цвета для осуществления рефлексии – оценки сложности урока и самооценки
9) Цветные магниты (красный, жёлтый, зелёный обязательно)
10) Рисунки двух медведей: большого и маленького
11) Магнитофон
12) Аудиокассета с записью (текст см. в конспекте урока)
13) Рисунок дерева
14) Фигурки снегирей – 7 штук
ЭТАПЫ УРОКА
И ИХ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
1. Организационный момент – 1 минута.
(выполнение упражнений, направленных на улучшение мозгового кровообращения)
2. Актуализация знаний – 5 минут.
(повторение изученного материала с целью активизации мыслительной деятельности в ходе работы с выражениями, готовящими к изучению новой темы)
3. Введение новых знаний – 7 минут.
(работа с индивидуальным счётным материалом; выведение нового правила перестановки слагаемых)
4. Физкультминутка – 1 минута.
(выполнение упражнений, направленных на улучшение мозгового кровообращения и снятие мышечного напряжения)
5. Работа над новым материалом – 10 минут.
(активизация познавательной деятельности; составление задачи по рисунку; овладение способом действия на основе создания проблемной ситуации; практическая работа в группах)
6. Физкультминутка – 1 минута.
( выполнение упражнений, направленных на снятие мышечного напряжения и подготовку рук детей к предстоящей письменной работе)
7. Закрепление нового материала – 7 минут.
(практическая работа в парах и дифференцированное задание по уровню сложности)
8. Подведение итогов – 3 минуты.
(оценка сложности урока; формирование самооценки и умения анализировать свою работу)
Всего: 35 минут.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
I. Организационный момент | 1-2 – плавно голову назад 3-4 – плавно голову вперёд (плечи не поднимать, темп медленный, повторить 4-6 раз) | Данное упражнение направлено на улучшение мозгового кровообращения (СанПины) | |
II. Актуализация знаний | 1) Учитель: - Ребята, к нам на урок сегодня пришла семья медведей (на доске рисунок, где изображены большой и маленький медведи) - Они принесли с собой звуковое письмо (включаю магнитофон, на кассете запись – голоса взрослого медведя и 2-х медвежат) Взрослый медведь: - Здравствуйте, ребята. У нас есть двое сыновей. Они постоянно ругаются! Старший медвежонок: - Я первый! Меня мама больше любит! Младший медвежонок: - Нет, я первый! Меня любят больше! Старший медвежонок: - Первым я должен везде быть, потому что я старше и больше тебя! Младший медвежонок: - Нет, я должен быть везде первым, потому что я младше и меньше тебя! Взрослый медведь: - И так каждый день. А сорока послушала, что у вас сейчас будет урок, который сможет помочь нам рассудить наших медвежат. Учитель: - Ребята, а вы как думаете, кто должен быть первым – тот, кто больше или тот, кто меньше? Учитель: - Ну что ж, я вижу, что наш урок будет необходим не только медвежатам, но и нам самим. 2) Учитель: - Итак, начинаем. (на доске записаны примеры) 2+3 3+3 2+2 3+2 - выберите те выражения, где сумма равна 5, не забывайте контролировать друг друга с помощью сигнальчиков. - прочитайте эти выражения разными способами (после ответов детей рядом с нужными выражениями прикрепляю цветной магнит) - что заметили в этих выражениях? 3) Учитель: - Переходим к следующему заданию 2 ? 4 = 4 ? 2 (? написаны на карточках, под ними на доске написаны +) - какой знак нужно поставить между числами, чтобы получить верное равенство? Не забудьте про сигнальчики. Учитель: - докажите, что именно + - потому, что 2+4=6 и 4+2=6 (убираю карточки с ?, под ними +) Учитель: - прочитайте полученное равенство Учитель: Что заметили в этом равенстве? 4) Учитель: - Что особенного в этих выражениях? 5 + □ = 6 1 + □ = 6 («окошечки» - листок бумаги, под ним – нужное число) Учитель: - какое число поставим в первое «окошечко»? Учитель: - обоснуйте свой ответ (после ответа детей убираю 1-й листок-«окошечко», там цифра 1) - прочитайте выражение разными способами Учитель: - почему ответ получился одинаковый? | Дети дают противоречивые ответы Дети: - одинаковые знаки, одинаковые слагаемые Дети: - нужно поставить знак + Дети: - мы не можем поставить -, потому что не можем от 2 отнять 4 Дети: - сумма чисел 2 и 4 равна сумме чисел 4 и 2 Дети: -одинаковые слагаемые - одинаковые знаки Дети: - ответ одинаковый - одинаковые знаки Дети: - 1 (дети читают) (аналогично ведётся работа с 2-м выражением) Дети: - использовались одинаковые знаки -использовались одинаковые слагаемые | Мотивационный компонент. Создание эмоциональной мотивации с помощью аудиозаписи. Привлечение внимания детей к уроку. Воспитательный момент. Постановка учебной задачи. Психологический настрой на работу Осуществление обратной связи – взаимоконтроль. Активизация мыслительной деятельности. Осуществление обратной связи – взаимоконтроль Развитие логического мышления на основе приёма анализа. Сотрудничество учитель – ученик. Дети учатся рассуждать, анализировать, доказывать. В ходе фронтальной работы дети вспоминают и повторяют изученный материал |
III. Введение новых знаний | 1) Учитель: - Приготовьте счётные кружочки - Составьте число 3 из 2-х слагаемых ○○ + ○ (вывешиваю на доску карточку 2 + 1) - У кого так же? (сигнальчики) - Как ещё можно выполнить это задание? ○ + ○○ (вывешиваю рядом карточку 1 + 2) - Кто составил так же? (сигнальчики) - Какой знак можно поставить между этими выражениями? Учитель: - Объясните, почему? Учитель: - Прочитайте полученное равенство Учитель: - Поменяйте местами свои кружочки-слагаемые - Что можем сказать о слагаемых? Учитель: - Что можем сказать о сумме? Учитель: Какой вывод мы можем сделать? | (дети достают из конвертов набор индивидуального счётного материала – кружочки красного и синего цвета) (дети составляют) Дети: - знак = Дети: - 2+1=3 и 1+2=3 Дети: - сумма чисел 2 и 1 равна сумме чисел 1 и 2 (дети передвигают кружочки) Дети: - они не изменились, только поменялись местами Дети: -она тоже не изменилась Дети: -от того, что слагаемые поменялись местами, сумма не изменилась | Операционный компонент. Осуществление обратной связи – взаимоконтроль. Дети учатся рассуждать, анализировать, доказывать Анализируя свои действия, дети самостоятельно выводят правило о перестановке слагаемых. |
IV.Физкультминутка | И.п. – руки на поясе 1 – поворот головы направо 2 – и.п. 3 – поворот головы налево 4 – и.п. | (выполнять в медленном темпе 6 – 7 раз) | Улучшение мозгового кровообращения. Снятие мышечного напряжения |
V. Работа над новым материалом | 2) Учитель: - А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «День – ночь» - День! (прикрепляю на доску рисунок со снегирями, сидящими на ветке) ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ - Составьте задачу по рисунку Учитель: - Что обозначает число 3? Учитель: - Что обозначает число 4? Учитель: - Повторите вопрос задачи Учитель: - Запишите решение задачи с помощью цифр и знаков из ваших конвертиков (используется индивидуальная разрезная касса цифр, набор необходимых цифр и знаков лежит в конвертике у каждого ребёнка) (далее ведётся проверка составления решения задачи с использованием сигнальчиков, опрашиваются 2 - 3 ребёнка, решение читается разными способами) Учитель: - Назовите ответ задачи Учитель: - Ночь! (дети закрывают глаза, учитель в это время переставляет 1 снегиря с нижней ветки на верхнюю) ○ ○ ○ ○ ○ ○ ○ Учитель: - День! - Что заметили? Учитель: - У вас уже есть одно решение задачи. Найдите способ быстро его изменить. - Что для этого нужно сделать? Учитель: - Почему? Учитель: - Назовите получившееся решение. - Что произошло со слагаемыми в наших задачах? Учитель: - Что вы можете сказать о сумме? 3) Учитель: - Так какой же вывод мы можем сделать? Учитель: - А теперь давайте прочитаем, как об этом сказано в учебнике – стр. 14. (чтение правила в учебнике) Учитель: - Давайте повторим его все вместе. (повторное проговаривание правила хором) 4) Учитель: - Ребята, а как вы думаете, могло бы наше волшебное правило помочь маленьким медвежатам не ссориться? - Как оно им поможет? - А чтобы родителям было легче справиться со своими спорщиками, давайте пошлём медвежатам памятку - Эту работу мы будем выполнять в группах. (дети объединяются в 2 группы) Учитель: - Покажите с помощью этих геометрических фигур наше правило перестановки слагаемых. (каждой группе даётся наборное полотно и набор геометрических фигур – по 2 больших и 2 маленьких квадрата, 2 карточки со знаком +, 1 карточка со знаком =) (дети составляют памятки)
+ = + + = + Учитель: - Как вы рассуждали при составлении памятки? ( 1 представитель от каждой группы отчитывается о работе всей группы) Учитель: - Какое правило вы использовали при составлении памяток? Учитель: - Вот, пожалуй, такие памятки мы и пошлём медвежатам в лес, чтобы они не ругались больше и помнили, что родители любят их обоих одинаково и что надо жить дружно и друг другу уступать. (закрепляю на доску памятки рядом с рисунками медведей) | Дети: - На первой ветке сидело 3 снегиря, на второй ветке – 4. Сколько всего снегирей сидело на дереве? Дети: - столько снегирей сидело на первой ветке Дети: - столько снегирей на второй ветке Дети: - Сколько всего снегирей сидело на дереве? Дети: - На дереве сидело 7 снегирей. Дети: - 1 снегирь с нижней ветки перелетел на верхнюю Дети: - Поменять местами слагаемые 3 и 4 (ответ детей) (дети называют решение задачи, взаимопроверка осуществляется с помощью сигнальчиков) Дети: - Поменялись местами Дети: - Она не изменилась. Дети: - Если слагаемые поменять местами, сумма не меняется. Дети: - Правило перестановки слагаемых. | Использование игрового приёма. Стимулирование учащихся на изучение нового материала с помощью игры Развитие воображения учащихся. Осуществление обратной связи с целью взаимопроверки и самоконтроля. Овладение способом действия на основе создания проблемной ситуации. С помощью игры «День – ночь» активизируется познавательная деятельность учеников. Приём сравнения Частично – поисковый метод позволяет детям самостоятельно вывести правило перестановки слагаемых. Воспитательный момент. Практическая работа в группах. Сотрудничество ученик – ученик. Развитие коммуникативных навыков. Воспитательный момент. |
VI.Физкультминутка | (для мелких мышц пальцев) 1 – Ладошки встретились, поздоровались 2 - Смыкание и размыкание пальчиков под счёт 3 – Сгибание и разгибание пальчиков под приговорку | Снятие мышечного напряжения. Подготовка рук детей для предстоящей письменной работы. Регулирующий компонент. | |
VII. Закрепление нового материала | 1) Учитель: - Ребята, у вас на столах лежат карточки с заданием. Поработайте над ним вместе, вдвоём. 2+3 1+1 1+4 4+1 2+2 3+3 3+2 4+4 - Найдите все возможные пары из этих выражений и соедините их стрелками. (проверка выполненной работы с использованием сигнальчиков) - Составьте из этих пар равенства и запишите их в тетрадь. (самостоятельная запись равенств с последующей проверкой) - Прочитайте свои равенства. Учитель: - Какое математическое правило вы использовали при составлении этих равенств? 2) Учитель: - Начиная с сегодняшнего дня, мы часто будем пользоваться правилом перестановки слагаемых. Оно понадобится вам даже в старших классах. - Чтобы его лучше понять и запомнить, необходима тренировка. Вот этим мы сейчас и займёмся. - Запишите в тетрадь и выполните эти задания. (до этого момента задания были скрыты) - Догадаться, у кого какое будет задание, вам помогут цветные магнитики и звёздочки на ваших конвертах. (Рядом с каждым заданием на доске прикреплён магнит нужного цвета: красный, жёлтый, зелёный). (На индивидуальных конвертах приклеены звёздочки того цвета, который соответствует данной группе учеников в соответствии с психолого-педагогической характеристикой). 1 группа (красный цвет) 2 группа (зелёный цвет) 2 + 8 = □ + 2 5 + □ = 7 7 + □ = 2 + 7 2 + □ = 7 3 группа (жёлтый цвет) Стр. 14, №1, 3-й столбик Учитель: - Какое правило вы использовали при выполнении работы? | Дети: - Сумма чисел… равна сумме чисел… Дети: - Правило перестановки слагаемых. Дети: - Правило перестановки слагаемых. | Практическая работа в парах. Сотрудничество ученик – ученик. Развитие коммуникативных навыков. Характер учебной деятельности – продуктивный: вспоминаем, рассуждаем, доказываем… Создание ясной перспективы необходимости изучаемого материала в будущем. Дифференцированная работа по уровню сложности. Дети овладевают умением применять новое правило перестановки слагаемых на практике |
VIII. Подведение итогов урока | Учитель: - А теперь, ребята, давайте подведём итог урока и нашей работы на нём. - Что вы считаете нужным запомнить после этого урока? - Давайте проговорим ещё раз наше новое правило. Учитель: - Был ли наш урок трудным для вас? - Достаньте из конвертов карточку с цветными линеечками (в индивидуальных конвертах у детей лежат карточки с двумя линеечками – зелёной и красной) - На красной линии отметьте, насколько урок был труден для каждого из вас. - А что вы можете сказать о своей работе на уроке? Каковы были ваши личные достижения? Учитель: - Оцените свою работу с помощью зелёной линеечки. - Эти карточки положите в свои конверты и сдайте вместе с тетрадями. - Наш урок окончен. Спасибо за хорошую работу. Расскажите дома родителям, с каким новым правилом мы сегодня познакомились. | (ответы детей) (дети проговаривают хором правило перестановки слагаемых) (ответы детей) (дети отмечают крестиком на линейке) (дети оценивают свою работу, используя слова: - я понял, что… - я научился… - я запомнил… - мне понравилось… - я считаю, что я на этом уроке работал…) (дети отмечают крестиком на линейке) | Рефлексия по усвоению новых знаний. Оценка сложности урока. Дети учатся давать оценку своей работы (формирование самооценки), рассуждать, выделять главное, обобщать. Учатся адекватно оценивать себя, анализировать свою работу. |
Вывод: Дети овладевали умением применять новое правило перестановки слагаемых на практике. Частично – поисковый метод позволил детям самостоятельно вывести правило перестановки слагаемых.На уроке были применены фронтальная форма работы, практическая работа в группах и парах. Были использованы задания, дифференцированные по уровню сложности. Поддерживалось сотрудничество учитель-ученик, ученик-ученик. Дети учились давать оценку своей работы (формирование самооценки), рассуждать, выделять главное, обобщать. Развивали коммуникативные навыки. На уроке постоянно осуществлялась обратная связь. Это позволяет сделать вывод, что цель и задачи урока были достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме "Перестановка слагаемых" 1 класс
Открытый урок по математике по теме "Перестановка слагаемых" 1 класс с презентацией...
Конспект урока математики по теме: Перестановка слагаемых.
Конспект урока математикиТема урока: Перестановка слагаемыхУчебник: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова «Математика», 1 класс, ч. 1, М., «Просвещение», 2011.Пл...
Урок математики по теме: Перестановка слагаемых 1 класс
Урок математики по теме: Перестановка слагаемых...
Конспект урока математики на тему "Группировка слагаемых. Скобки."
Урок математики на тему "Группировка слагаемых. Скобки."...
Технологическая карта урока математики по теме "Перестановка слагаемых" 1 класс Школа России
Использование карточек сайта Учи.ру...
Технологическая карта урока математики по теме "Перестановка слагаемых" - 1 класс
Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: Закрепление навыка перестановки слагаемых при решении выражений.Задачи урокаДидактические:Знать правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не меняется;Уме...
Технологическая карта урока математики по теме "Перестановка слагаемых", УМК "Школа России", 1 класс
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с правилом перестановки слагаемых.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить с правилом перестановки слагаемых;2. Нау...