Формирование учебной мотивации младших школьников
статья по теме

Долидзе Галина Николаевна

Залог успешности обучения младших школьников -наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_uchebnoy_motivacii_mladshih_shkolnikov.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование учебной мотивации младших школьников.

 

       Изменения социально-экономической ситуации в стране, начавшиеся в 90-х годах ХХ в., повлияли на процесс образования. На данном этапе гуманизации образования требуется создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей и дарований учеников с целью их дальнейшего самоопределения. Следовательно, необходим учет психофизиологической самобытности различных возрастных этапов в процессе развития ребенка, особенностей социального и культурного контекста жизни ученика, сложности и неоднозначности его внутреннего мира. Таким образом, основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика.

        Одним из показателей развития личности ученика является уровень сформированности его учебной мотивации.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.

         Залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.

          Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От  того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутретреннее побуждения к знаниям, напряженному умственному труду.

         Учение имеет полимотивированный характер, т.е. к нему побуждает школьника не один, а ряд мотивов различного свойства. Все мотивы можно разбить на следующие группы:

  1. Учебно-познавательные (интерес к знаниям, познавательная потребность, любознательность и др.);
  2. Непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.);
  3. Перспективно-побуждающие (чувство долга и ответственность и др.).

         Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди познавательных групп, формируются только входе активного освоения учебной деятельности.  

        Научно-исследовательская деятельность учащихся способствует развитию и индивидуализации личности, а также в формировании мотивации к получению учащимися знаний особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Целью исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческие способности, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирования наблюдательности и внимания, умений работы с художественными научными текстами.

         Я считаю что для успешной  учебной деятельности недостаточно только познавательных мотивов которые проявляются, например, в повышенной тяги познавательным играм, дискуссиям и другим методам стимулирования учения. Большую роль играют широкие социальные мотивы (получить хорошую профессию, быть уважаемым в обществе, приносить пользу людям), наличие которых свидетельствуют об осознании учеником своей жизненной перспективы и возможности самореализации в будущем.

       У детей успешных в учебной деятельности, развиты как познавательные, так и широкие социальные мотивы. Беседа с их родителями выявлено, что они, как правило, сами социально успешны, имеют четкие и ясные представления о будущем своего ребенка, прогнозируют получение детьми специальности, часто – высшего образования.

      У детей, имеющих трудности в обучении наблюдается другая структура мотивации, которой узко личные мотивы являются ведущими. Стимулами к их учебной деятельности являются получения хорошей оценки, похвала учителей и родителей а зачастую избегание наказания. Родители смутно представляют себе будущее своего ребенка, слабо ориентируют его на выбор какой-либо профессии или придают будущей взрослой жизни отрицательную негативную окраску.

       В связи с этим проблема повышения  качество владения знаниями младшими школьниками перерастает в проблему формирования подлинной мотивации учебной деятельности, показателем которой является проявление ребенком познавательной активности, осознанием их личностной и общественной значимости учения.

       В соответствии с выше изложенным я виду целенаправленную работу не только с учениками, но и с их родителями, так как необходимо соблюдать единство требований и действий учителя и родителей в отношении ученика, что способствует полноценному развитию личности.

      В связи с этим провожу тематические родительские собрания, на которых знакомлю родителей с возрастными психологическими и физиологическими особенностями развития младших школьников, раскрываю, их роль в формировании положительной учебной мотивации детей при необходимости провожу индивидуальные беседы и консультации с родителями, которые направлены на формирование положительного образа будущего их детей.

Работа со школьниками в этом направлении ведется как через содержание учебного материала, так и с помощью межпердметных связей. На уроках анализируется значимость изучения определенных наук для овладения профессиями, раскрывается многообразие трудовой деятельности взрослых. Во внеурочное время проводятся профориентационные беседы  и классные часы, встречи с людьми разных профессий, экскурсии на производственные предприятия и в культурные учреждения города с последующим обсуждением особенностей деятельности тележурналистов, водителей, артистов, продавцов, художников, экскурсоводов, милиционеров и т.д.  В проведении таких мероприятий участвуют и родители. Я стремлюсь к тому, чтобы младшие школьники участвовали в посильном общественно полезном и значимом труде, как, например, уборка класса, изготовление подарков ветеранам войны, подготовка и проведения праздников для родителей.

          Таким образом, совместно с родителями я стараюсь перед каждым ребенком раскрыть целостную картину окружающего мира, помочь ему сориентироваться в нем, показать прямую зависимость между хорошей учебой и успешной, интересной профессиональной деятельностью.

        Я считаю, что такая целенаправленная систематическая воспитательная работа способствует формированию положительной, устойчивой, внутренне значимой учебной мотивации, необходимой для повышения качества обучения младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации младших школьников средствами информационных технологий.

В презентации раскрываются вопросы мотивов учения  школьников, формирование мотивов учения с помощью ИТК....

"Пути формирования учебной мотивации младшего школьника"

Материал включает текст выступления на собрании для родителей начальных классов....

Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации младших школьников

Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации младших школьников...

Выступление на городском семинаре: "Педагогический вернисаж приёмов формирования учебной мотивации младших школьников"

Данное выступление было представлено на городском семинаре. Предсталенные приёмы обучения подтвердили эффективность и результативность формирования мотивации  школьников в практической деятельнос...

«Формирование учебной мотивации младших школьников в процессе математического развития учащихся начальной школы»

Развитие мотивационной сферы у ребенка  Основные задачи обучения ребёнка математики. Межпредметные связи....

Технология проблемного обучения как средство средство формирования учебной мотивации младших школьников

Технология проблемного обучения как средство средство формирования учебной мотивации младших школьников...

Приемы развития речевой деятельности в процессе формирования учебной мотивации младших школьников

Статья по реализованному мной проекту Приемы развития речевой деятельности в процессе формирования учебной мотивации младших школьников. В статье рассматривется проблема низкой учебной мотивации ...