Рабочая программа по математике для 3 класса
рабочая программа по математике (3 класс) по теме
Программы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Математика» М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой и др. — М. : Просвещение, 2014
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_matematika.docx | 43.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Рузаевского муниципального района РМ
Рассмотрена и одобрена на заседании МО Председатель МО Бурмистрова С.И./_________/ |
Утверждена директором МБОУ «СОШ №7» Рузаевского муниципального района Хайдуковой А. П./__________/ |
Протокол № _________ Приказ № _____________
от «___» _________ 201__ г. от «___»__________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса математики
(3 «А» класс)
по учебнику Моро М.И., Волковой С.И., Степановой С.В. Математика. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2014.
Срок реализации программы 2016-2017 учебный год.
Составитель:
Г.А. Мадяева,
учитель высшей
квалификационной категории
Рузаевка, 2016 г.
Программы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Математика» М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой и др. — М. : Просвещение, 2014.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936) в программу внесены изменения.
1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Числа и величины
Учащийся научится:
- образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1000;
- сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых, заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
- читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними; переводить одни единицы площади в другие;
- читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
- классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
- самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащийся научится:
- выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида a : a, 0 : a;
- выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
- выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1000;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
- решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
- анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
-составлять план решения задачи в 2–3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
- преобразовывать задачу в новую, изменяя её условие или вопрос;
- составлять задачу по краткой записи, по схеме, по её решению;
- решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
- сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
- дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
- находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
- решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
- решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчёты.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Учащийся научится:
- обозначать геометрические фигуры буквами;
- различать круг и окружность;
- чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
Учащийся получит возможность научиться:
- различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
- изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
- читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
Учащийся научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
- выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
- выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
- вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией
Учащийся научится:
- анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
- устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
- самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
- выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы
Учащийся получит возможность научиться:
- читать несложные готовые таблицы;
- понимать высказывания, содержащие логические связки (… и …; если…, то…; каждый; все и др.), определять, верно или неверно приведённое высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
2. Содержание учебного курса
Числа и величины
Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр); времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ⋅ b, c : 2; с двумя переменными вида a + b, а − b, a ⋅ b, c : d (d ≠ 0); вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения с 1 и 0 (1 ⋅ а = а, 0 ⋅ с = 0 и др.).
Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения больше на (в)…, меньше на (в)… . Текстовые задачи, содержащие величины, расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Решение задач разными способами. Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур (точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.). Виды углов: прямой, острый, тупой. Свойство сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний). Окружность (круг). Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата). Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах (таблица, столбчатая диаграмма). Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и т. д. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации. Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов (верно/неверно, что…; если…, то…; все; каждый и др.).
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | |
по плану | факти-чески | ||||
1 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 9 | |||
1 | 1.1 | Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания | 1 | ||
2 | 1.2 | Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания | 1 | ||
3 | 1.3 | Выражения с переменной | 1 | ||
4 | 1.4 | Решение уравнений | 1 | ||
5 | 1.5 | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым | 1 | ||
6 | 1.6 | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым | 1 | ||
7 | 1.7 | Обозначение геометрических фигур буквами | 1 | ||
8 | 1.8 | Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных | 1 | ||
9 | 1.9 | Проверочная работа по теме «Повторение: сложение и вычитание» | 1 | ||
2 | Числа от 1до 100. Табличное умножение и деление | 55 | |||
10 | 2.1 | Анализ проверочной работы. Связь умножения и сложения | 1 | ||
11 | 2.2 | Связь между компонентами и результатом умножения | 1 | ||
12 | 2.3 | Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления с числом 2 | 1 | ||
13 | 2.4 | Таблица умножения и деления с числом 3 | 1 | ||
14 | 2.5 | Связь между величинами: цена, количество, стоимость. Решение задач | 1 | ||
15 | 2.6 | Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов | 1 | ||
16 | 2.7 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях | 1 | ||
17 | 2.8 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях | 1 | ||
18 | 2.9 | Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи | 1 | ||
19 | 2.10 | Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных | 1 | ||
20 | 2.11 | Проверочная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3» | 1 | ||
21 | 2.12 | Анализ проверочной работы. Таблица умножения и деления с числом 4 | 1 | ||
22 | 2.13 | Закрепление. Таблица Пифагора | 1 | ||
23 | 2.14 | Задачи на увеличение числа в несколько раз | 1 | ||
24 | 2.15 | Задачи на увеличение числа в несколько раз | 1 | ||
25 | 2.16 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз | 1 | ||
26 | 2.17 | Решение задач | 1 | ||
27 | 2.18 | Таблица умножения и деления с числом 5 | 1 | ||
28 | 2.19 | Задачи на кратное сравнение чисел | 1 | ||
29 | 2.20 | Задачи на кратное и разностное сравнение чисел | 1 | ||
30 | 2.21 | Таблица умножения и деления с числом 6 | 1 | ||
31 | 2.22 | Решение задач | 1 | ||
32 | 2.23 | Задачи на нахождение четвёртого пропорционального | 1 | ||
33 | 2.24 | Решение задач | 1 | ||
34 | 2.25 | Таблица умножения и деления с числом 7 | 1 | ||
35 | 2.26 | Что узнали. Чему научились. Проверочная работа по теме «Табличное умножение и деление» | 1 | ||
36 | 2.27 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | ||
37 | 2.28 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных. Наши проекты | 1 | ||
38 | 2.29 | Площадь. Способы сравнения фигур по площади | 1 | ||
39 | 2.30 | Единица площади — квадратный сантиметр | 1 | ||
40 | 2.31 | Площадь прямоугольника | 1 | ||
41 | 2.32 | Таблица умножения и деления с числом 8 | 1 | ||
42 | 2.33 | Закрепление изученного | 1 | ||
43 | 2.34 | Решение задач | 1 | ||
44 | 2.35 | Таблица умножения и деления с числом 9 | 1 | ||
45 | 2.36 | Единица площади — квадратный дециметр | 1 | ||
46 | 2.37 | Сводная таблица умножения | 1 | ||
47 | 2.38 | Решение задач | 1 | ||
48 | 2.39 | Единица площади — квадратный метр | 1 | ||
49 | 2.40 | Закрепление изученного | 1 | ||
50 | 2.41 | Проверочная работа по теме «Площадь. Единицы площади» | 11 | ||
51 | 2.42 | Анализ проверочной работы. Что узнали. Чему научились Странички для любознательных | 1 | ||
52 | 2.43 | Умножение на 1 | 1 | ||
53 | 2.44 | Умножение на 0 | 1 | ||
54 | 2.45 | Деление вида а : а | 1 | ||
55 | 2.46 | Деление вида 0 : а | 1 | ||
56 | 2.47 | Закрепление изученного | 1 | ||
57 | 2.48 | Доли. Образование и сравнение долей | 1 | ||
58 | 2.49 | Окружность. Круг | 1 | ||
59 | 2.50 | Диаметр круга. Решение задач | 1 | ||
60 | 2.51 | Единицы времени — год, месяц, сутки | 1 | ||
61 | 2.52 | Единицы времени — год, месяц, сутки | 1 | ||
62 | 2.53 | Что узнали. Чему научились | 1 | ||
63 | 2.54 | Контрольная работа за первое полугодие | 1 | ||
64 | 2.55 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных | 1 | ||
3 | Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление | 27 | |||
65 | 3.1 | Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 · 3, 3 · 20, 60 : 3 | 1 | ||
66 | 3.2 | Приём деления для случаев вида 80 : 20 | 1 | ||
67 | 3.3 | Умножение суммы на число | 1 | ||
68 | 3.4 | Решение задач несколькими способами | 1 | ||
69 | 3.5 | Приёмы умножения для случаев вида 23 · 4, 4 · 23 | 1 | ||
70 | 3.6 | Закрепление | 1 | ||
71 | 3.7 | Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального | 1 | ||
72 | 3.8 | Выражение с двумя переменными | 1 | ||
73 | 3.9 | Деление суммы на число | 1 | ||
74 | 3.10 | Деление двузначного числа на днозначное | 1 | ||
75 | 3.11 | Связь между числами при делении | 1 | ||
76 | 3.12 | Проверка деления умножением | 1 | ||
77 | 3.13 | Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22 | 1 | ||
78 | 3.14 | Проверка умножения с помощью деления | 1 | ||
79 | 3.15 | Решение уравнений | 1 | ||
80 | 3.16 | Решение уравнений | 1 | ||
81 | 3.17 | Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных | 1 | ||
82 | 3.18 | Проверочная работа по теме «Решение уравнений» | 1 | ||
83 | 3.19 | Анализ проверочной работы.. Деление с остатком | 1 | ||
84 | 3.20 | Деление с остатком | 1 | ||
85 | 3.21 | Приёмы нахождения частного и остатка | 1 | ||
86 | 3.22 | Приёмы нахождения частного и остатка | 1 | ||
87 | 3.23 | Приёмы нахождения частного и остатка | 1 | ||
88 | 3.24 | Деление меньшего числа на большее | 1 | ||
89 | 3.25 | Проверка деления с остатком | 1 | ||
90 | 3.26 | Что узнали. Чему научились Ознакомление с проектом «Задачи-расчёты» | 1 | ||
91 | 3.27 | Проверочная работа «Деление с остатком» | 1 | ||
4 | Числа от 1 до 1000. Нумерация | 13 | |||
92 | 4.1 | Анализ проверочной работы. Устная нумерация | 1 | ||
93 | 4.2 | Образование и названия трёхзначных чисел | 1 | ||
94 | 4.3 | Разряды счётных единиц | 1 | ||
95 | 4.4 | Натуральная последовательность трёхзначных чисел | 1 | ||
96 | 4.5 | Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз | 1 | ||
97 | 4.6 | Замена числа суммой разрядных слагаемых | 1 | ||
98 | 4.7 | Сложение (вычитание) на основе десятичного состава трёхзначных чисел | 1 | ||
99 | 4.8 | Сравнение трёхзначных чисел | 1 | ||
100 | 4.9 | Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе | 1 | ||
101 | 4.10 | Единицы массы — килограмм, грамм | 1 | ||
102 | 4.11 | Что узнали. Чему научились | 1 | ||
103 | 4.12 | Контрольная работа за 3 четверть | 1 | ||
104 | 4.13 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных | 1 | ||
5 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 11 | |||
105 | 5.1 | Приёмы устных вычислений | 1 | ||
106 | 5.2 | Приёмы устных вычислений | 1 | ||
107 | 5.3 | Разные способы вычислений. Проверка вычислений | 1 | ||
108 | 5.4 | Разные способы вычислений. Проверка вычислений | 1 | ||
109 | 5.5 | Приёмы письменных вычислений | 1 | ||
110 | 5.6 | Алгоритм письменного сложения | 1 | ||
111 | 5.7 | Алгоритм письменного вычитания | 1 | ||
112 | 5.8 | Виды треугольников (по соотношению сторон) | 1 | ||
113 | 5.9 | Закрепление изученного | 1 | ||
114 | 5.10 | Что узнали. Чему научились. Странички для любознательных» | 1 | ||
115 | 5.11 | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание» | 1 | ||
6 | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление | 21 | |||
116 | 6.1 | Анализ проверочной работы Приёмы устных вычислений | 1 | ||
117 | 6.2 | Приёмы устных вычислений | 1 | ||
118 | 6.3 | Приёмы устных вычислений | 1 | ||
119 | 6.4 | Виды треугольников по видам углов | 1 | ||
120 | 6.5 | Закрепление изученного | 1 | ||
121 | 6.6 | Приёмы письменных вычислений | 1 | ||
122 | 6.7 | Приём письменного умножения на однозначное число | 1 | ||
123 | 6.8 | Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное | 1 | ||
124 | 6.9 | Закрепление изученного | 1 | ||
125 | 6.10 | Закрепление изученного | 1 | ||
126 | 6.11 | Приём письменного деления на однозначное число | 1 | ||
127 | 6.12 | Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное | 1 | ||
128 | 6.13 | Проверка деления умножением | 1 | ||
129 | 6.14 | Проверка деления умножением. Закрепление | 1 | ||
130 | 6.15 | Проверочная работа по теме «Умножение и деление». Знакомство с калькулятором | 1 | ||
131 | 6.16 | Анализ проверочной работы. Закрепление изученного | 1 | ||
132 | 6.17 | Что узнали. Чему научились | 1 | ||
133 | 6.18 | Итоговая контрольная работа | 1 | ||
134 | 6.19 | Анализ контрольной работы | 1 | ||
135 | 6.20 | Закрепление изученного | 1 | ||
136 | 6.21 | Обобщающий урок. Игра «По океану математики» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Рабочая программа по математике 4 класс. Учебник: 1.Дорофеев Г. В. Математика, учебник 4 класс/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. -М.: Просвещение,2014.
Аннотацияк календарно-тематическому планированиюпо математике 4 Б класса 1. Количество часов: 136 часов, 4 часа в неделю.2. Учитель: Валиулли...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по математике. 1 класс.( Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник по математике для 1 класса в 2 частях.)
Математика(132 часа в год, 4 часа в неделю)Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник для 1 класса в 2 частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начал...