Урок математики в 1 классе по теме "Сложение и вычитание чисел, выраженных в десятках и единицах без перехода через десяток"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Урок дает возможность формировать умение моделировать двузначные числа. Это прием позволяет отрабатывать осознанный подход к выполнению действий сложения и вычитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_1_klass.doc | 623 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока на основе СДП (системно-деятельностного подхода)
Класс: 1
Предмет: математика
Тема урока: Сложение и вычитание чисел, выраженных в десятках и единицах без перехода через десяток.
Место роль урока в изучаемой теме: 1-й, подготовительная работа к изучению нумерации двузначных чисел и действий с ними.
Цели и задачи урока: Сформировать способность к сложению и вычитанию двузначных чисел, выраженных в десятках и единицах (без перехода через десяток), их сравнению.
Сформировать способность к моделированию двузначных чисел, выполнению математических действий с опорой на модели. Учить выполнять действия с длинами отрезков, выраженными дециметрами и сантиметрами. Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Оборудование:
Демонстрационный материал: модели десятков и единиц (треугольники и точки) для доски, группы предметов не круглых по количеству (32 тетради, 46 палочек, 25 фигур на рисунке).
Раздаточный материал: Модели десятков и единиц (треугольники и точки), позволяющие построить графические модели всех типов примеров с двузначными числами. Индивидуальные листки с проблемным заданием….
Тип урока: ОНЗ («открытие» нового знания).
Технология: проблемное обучение, групповая работа,
Формы работы: фронтальная, в парах, групповая.
Методы: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный.
Структура проведения урока
- Самоопределение к учебной деятельности.
Ожидаемый результат: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне; определение содержательных рамок урока.
Педагогические приемы: разминка –приветствие.
Организация учебного процесса на этапе 1.
На доске в беспорядке разбросаны карточки с однозначными, круглыми, двузначными числами, выраженными в десятках и единицах, модели чисел, числовой отрезок.
- На какие группы можно их распределить? Обоснуйте свое решение. ( в результате обсуждения дети приходят к решению объединить все числа в одну группу, модели в другую).
Определение границ своих знаний.
- На какие группы можно разбить все числа? (однозначные, круглые, двузначные). С какими числами вы умеете работать? Какие действия вы выполняете с ними? (с однозначными и круглыми; сложение, вычитание, сравнение.) Как думаете, чему должны научиться сегодня на уроке? (складывать, вычитать, сравнивать числа, выраженные в десятках и единицах).
- Сегодня мы с вами продолжаем увлекательное путешествие по стране Чисел. Нашим проводником будет Веселый Карандаш. Прочитайте его пожелание. Запись на доске: «Желаю удачи!».
- Пожмите друг другу руку и пожелайте удачи.
2. Актуализация знаний.
Ожидаемый результат:
Вспомнить, как выразить большое количество предметов с помощью укрупнения единиц счета; вспомнить приемы моделирования двузначных чисел; изображение двузначных чисел точками числового отрезка, приемы сравнения двузначных чисел исходя из их поместного значения; актуализировать мыслительные операции наблюдения, сравнения, аналогии.
Педагогические приемы: фронтальная работа, моделирование.
Организация учебного процесса на этапе 2.
Построение числовых моделей к большому количеству предметов с помощью укрупнения единиц счета. Дети выкладывают на партах с помощью моделей треугольников и точек полученные числа. На доске это же задание выполняют цепочкой несколько учеников: количество тетрадей – 3 д 2 е, количество палочек – 4 д 6 е, количество фигур – 2 д 5 е:
Включение известных знаний в новую учебную ситуацию.
Ожидаемый результат: формировать умение сравнивать двузначные числа, опираясь на десятичный состав.
- Какое число больше? Меньше? Докажите с помощью моделей. Как вы действовали? (сначала определяли количество десятков).
- Смоделируйте число, большее числа 4 д 6 е, меньшее числа 2 д 5 е.
Дети формулируют вывод: большее то число, у которого количество десятков больше, меньшее то число, у которого количество десятков меньше.
3. Постановка проблемы.
Ожидаемый результат: фиксирование детьми места и причин затруднения, развитие коммуникативных навыков.
Педагогические приемы: создание проблемной ситуации, работа в группах.
Организация учебного процесса на этапе 3.
Ученикам предлагается задание: за 2 минуты узнать, чему равна сумма точек на листках (количество точек у всех одинаковое).
Дети организуют группы по 4 человека для обсуждения этого задания.
В результате должна появиться следующая запись:
Проблемная ситуация возникнет из-за того, что кто-то из детей неверно обведет десятки, кто-то возьмет другую укрупненную единицу, кто-то не сумеет сложить, а кто-то, возможно, и не успеет. Получатся разные ответы или не получатся вообще. Затруднение фиксируется.
Устанавливается место и причина затруднения:
- Почему задание вызвало затруднение – разве вы не умеете выражать числа в укрупненных единицах? (Умеем).
Дети называют причины затруднения:
- точки трудно группировать;
- не известен способ сложения чисел, выраженных в десятках и единицах.
На этом этапе учащиеся ставят перед собой цель:
- научиться изображать удобным способом двузначные числа;
- построить правило сложения и вычитания.
Определяется значимость этого знания лично для каждого. (Зачем нам нужны эти знания).
4. «Открытие» нового знания.
Ожидаемый результат: научиться изображать удобным способом числа, выраженные в десятках и единицах; построить правило их сложения и вычитания.
Организация учебного процесса на этапе 4.
Педагогические приемы: подводящий диалог, моделирование, работа в группе.
– В какие фигуры на ваших карточках вошли 10 точек? У всех получилось одинаково? Удобно? А вы помните, какую фигуру образуют 10 точек? (треугольник).
Попробуйте заменить ваши фигуры на треугольники десятков из ваших моделей.
Дети в группах моделируют пример.
- Прочитайте каждое слагаемое. Это удобно делать? Почему? (пользуемся удобными для нас моделями).
- А теперь попробуйте решить пример. Постройте модель ответа. ( решение примера в группе ).
Обсуждение гипотез, выслушивание вариантов ответов.
Анализируя результаты исследования, дети делают вывод: чтобы сложить числа, выраженные в десятках и единицах, можно к десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы.
- Как вы думаете, а для таких чисел действуют правила взаимосвязи между частью и целым? (предположения детей).
Давайте проверим. Смоделируйте обратные примеры.
Дети работают в группе, обсуждают полученные результаты.
Делается вывод: чтобы вычесть числа, выраженные в десятках и единицах, можно из десятков вычесть десятки, а из единиц – единицы.
5. Физкультминутка.
Ожидаемый результат: психо-физическая разгрузка.
6. Первичное закрепление.
Ожидаемый результат: учить фиксировать новые знания во внешней речи; применять их в решении примеров.
Педагогические приемы: работа в парах, разметка страницы учебника.
Организация учебного процесса на этапе 6.
Выполняются задания в учебнике стр. 54-55 (учебник математики. 1 класс. Л.Г.Петерсон)
№ 2. Даны примеры на сложение и вычитание чисел, выраженных в десятках и единицах. Образец показывает, что сначала примеры решаются графически, а затем составляются соответствующие им числовые равенства. По мере возникновения затруднения учащиеся могут выложить на партах числовые модели. Задание носит репродуктивный характер, выполняется фронтально с проговариванием во внешней речи (можно хором).
№3. Аналогично предыдущему, но ответы в нем учащиеся должны найти без наглядной опоры, а основываясь на выведенном правиле.
Это задание дети выполняют в парах, обсуждая способ решения и запись ответа. (Если ребенку необходимо моделирование, он пользуется работой с моделями).
Фиксирование затруднений. Выяснение причин затруднений.
- Кто справлялся сам? Кому нужна помощь ребят, работа с моделями?
(Ученики делают пометы в учебнике «+» - все понятно; «?» - вызывает затруднение.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе.
Ожидаемый результат: самостоятельное решение типовых и дифференцированных заданий; самостоятельная проверка своей работы, определение пробелов и путей их решения.
Педагогические приемы: самостоятельная работа, самопроверка по эталону, разметка страницы учебника, самооценка.
Организация учебного процесса на этапе 7.
Детям предлагается оценить свои силы и выбрать задания для самостоятельной работы.
1 группа примеров носит характер, аналогичный предыдущему, а во 2-й группе примеров проведена аналогия между двузначными числами и именованными (выраженными в дециметрах и сантиметрах) - № 5. Примеры записаны на доске.
Перед работой оговариваются условия: четкий временной промежуток; возможность попросить помощи учителя или одноклассников.
Самопроверка по эталону на доске. Фиксирование в работе правильных и неверных решений знаками «+» и «?» в тетради. Разбор ошибок.
Самооценка. (Что удалось, что не удалось, в чем причина, в чем нужно разобраться, у кого просить помощи).
8. Включение в систему знаний и повторение.
Ожидаемый результат: фиксация нового знания в опорную таблицу; способность к устным вычислениям на основе знания правил сложения и вычитания чисел, выраженных десятками и единицами.
Педагогические приемы: создание своей опоры, прием «День-ночь».
Организация учебного процесса на этапе 8.
- Давайте попробуем вместе отобрать все знания, полученные на уроке, в опорный сигнал. Какие записи должны быть на нем? (Дети обсуждают. Приходят к выводу, что должны быть модели чисел, запись чисел в виде 2 д 4 е, запись в виде именованных чисел 2 дм4см, правило). Таким образом, опорный сигнал приобрел следующий вид:
Решение примера. Прием «День-ночь». Дети закрывают глаза, кладут голову на стол, руки перед собой на столе. Учитель медленно диктует пример, дети показывают на пальчиках промежуточные ответы – количество десятков на левой руке, количество единиц на правой. Учитель идет по классу, пожимает пальчики тех, кто показал правильный промежуточный ответ. Результат последнего действия по команде «День» называется хором.
2 д 4 е + 3 д 1 е – 2 д 3 е + 1 д 2 е = 4 д 4 е
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Ожидаемый результат: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока; оценить свою работу на уроке, наметить пути решения проблем.
Педагогические приемы: «Незаконченное предложение».
- Чем занимались на уроке?
- Как складывать или вычитать числа, выраженные десятками и единицами?
- Кого поблагодарим за урок?
- Оцените свою работу и настроение. (Начало предложений написаны на доске)
Мне на уроке понравилось…
Мне показалось трудным….
Я бы еще хотел…..
Главным своим результатом на уроке считаю…..
- К кому обратимся за помощью?
- А мне вместе с Веселым Карандашом очень понравилась ваша работа на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики "Закрепление по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 10.» 1 класс
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с планированием УУД....
Урок математики. 2 класс. Тема. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
Цели: -повторить состав чисел второго десятка; -научить использовать полученные знания при вычислениях;-совершенствовать умение выполнять сложение...
Методическая разработка открытого урока математики. 2 класс. Тема: "Сложение и вычитание двузначных чисел".
Урок математики по теме: "Сложение и вычитание двузначных чисел" 2 класс. Комбинированный урок. Образовательная система "Школа 2100"....
Технологическая карта урока математики 2 класс Название и запись трехзначных чисел с нулём в разряде десятков
Название и запись трехзначных чисел с нулём в разряде десятков...
Презентация к уроку математики 2 класс. Тема "Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд"
Данная презентация предназначена для урока математики во 2 классе УМК "Планета знаний". Тема "Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд"...
Конспект урока математики 4 класс по теме "Сложение смешанных чисел с переходом через единицу (когда дробная часть выражена неправильной дробью)" УМК "Школа 2100"
Подробный конспект урока математики 4 класс по теме "Сложение смешанных чисел с переходом через единицу (когда дробная часть выражена неправильной дробью)" по учебнику Л.Г.Петерсон УМК "...
Открытый урок математики. 2 класс. Тема: Сложение и вычитание чисел.
Закрепление и при необходимости коррекция навыков устных и письменных приемов сложения и вычитания двузначных чисел....