Творческий отчёт Применение информационно-коммуникативных технологий
статья по математике (4 класс) на тему
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному,при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchyot.docx | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Среднеякушкинская СОШ
Творческий отчёт
«Применение информационно - коммуникационных технологий»
Автор: Андреева Л.И.
учитель начальных классов
МОУ Среднеякушкинская СОШ
Новомалыклинского района
Ульяновской области
2017г.
Содержание
Введение………………………………………………………………… 3
Основная часть……………………………………………………………4-6
Заключение……………………………………………………………… 6-7
Введение.
Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.
В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования речь идет не только об освоении младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но, прежде всего, об их успешном включении в учебную деятельность, становлении учебной самостоятельности.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Основная цель обучения в начальной школе - научить ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации.
«Дитя мыслит образами, звуками, красками». Помня слова К. Д. Ушинского, учителю начальной школы всегда приходилось самому делать много наглядности к урокам. Сегодня этот нелёгкий труд заменил монитор компьютера, возможность которого намного выше, чем классной доски.
Трудности восприятия и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны прежде всего с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть.
В наше время с этими трудностями помогают справляться цифровые образовательные ресурсы.
Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Выделю те из них, которые уже использую в практике педагогической работы. Они позволяют:
- представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.;
- выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
- активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
- мобилизовать внимание обучаемого;
- печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
- выходить в мировое информационное сообщество;
- использовать мировые информационные ресурсы в учебных целях.
Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Основная часть.
В своей работе активно применяю следующие формы использования информационно пространства:
- Использование готовых электронных продуктов (электронные энциклопедии, словари, справочники, тренажеры)
- Использование мультимедийных презентаций
- Использование ресурсов сети Интернет
- Демонстрация фото, видео, аудио фрагментов и альбомов
- Эстетическое оформление внеклассных мероприятий
- Изготовление печатной продукции (буклеты, листовки, стенгазеты)
- Организация проектной деятельности учащихся
На уроках русского языка и литературы широко применяю компьютерные программы, разного вида презентации, видео-уроки с использованием мультимедийного проектора.
Применение компьютера с доступом к Интернер-ресурсам на уроке оправдано не только при организации индивидуальной работы учащихся, но и групповой. Любая форма работы над темой с использованием персонального компьютера на рабочем столе ученика имеет преимущества перед традиционными формами уроков уже потому, что обладает большими возможностями предъявления ученикам различных материалов.
Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация, завоевывают большую популярность, т.к. презентация позволяет привлечь и удерживать на более долгий срок внимание и воздействует более чем на один орган чувств. Ребенок сам выбирает темп работы, а часто и вид деятельности (обучение, тренировка, контроль).
Самостоятельно созданные презентации использую на разных этапах урока:
- на этапе целеполагания и выведения темы урока;
при организации словарной работы;
- при изучении нового материала;
- при закреплении;
- на этапе контроля.
Стараюсь не злоупотреблять временем, отведенным работе с компьютером. Необходимо чувство меры. Учу ребят самих составлять презентации, видеоролики, электронные таблицы, ведь все ученики класса имеют домашние компьютеры. При планировании содержания презентации предлагаю ученикам заняться мозговым штурмом и изложить на бумаге свои идеи. Лучшую выбираем. Совместное моделирование правила сначала на бумаге, а затем на компьютере помогает лучше запомнить его. В моей педагогической копилке появились разработки уроков – презентаций. На таких уроках решаю следующие задачи:
- учебная - изучить и закрепить основные навыки работы с компьютером;
- воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры, важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни;
- развивающая – развитие логического мышления, навыков поисковой деятельности, расширение кругозора.
Чтобы ребёнок мог самостоятельно работать электронными ресурсами, ему необходимо предложить готовый перечень наиболее полезных ресурсов.
В своей практической деятельности я активно использую следующие электронные продукты: электронные энциклопедии («Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «В мире слов», «Мой язык», «Всемирная литература»), электронные справочники, тренажеры. Применение этих материалов позволяет расширить кругозор как учеников, так и учителя, а также научить детей пользоваться электронными источниками информации, качественно подготовиться к контрольным диагностическим работам.
При проведении уроков считаю целесообразным использование мультимедийных презентаций. В своей практике я использую как готовые презентации коллег, так и свои собственные, созданные в соответствии с планом моего собственного урока. Мною разработаны презентации к основным разделам лингвистики, множество презентаций по творчеству и жизни поэтов и писателей.
Используя ресурсы сети Интернет, активно занимаюсь повышением своего профессионального уровня. Обращение к сетевым ресурсам позволяет также оставаться в курсе современных научных достижений, открывает неограниченный доступ к научной информации в области филологических дисциплин. Привношу в свои уроки данные последних научных исследований, не отраженных еще в учебниках, что стимулирует познавательную активность учащихся, позволяет их заинтересовать предметом.
Перед изучением новой темы даю ученикам опережающие задания поискового характера. Так как большинство современных школьников обращается за материалом в глобальную сеть, очень важно воспитывать у детей навыки работы в сети и информационную культуру.
Изготовление тематической печатной продукции (буклеты, листовки, стенгазеты) стало возможно благодаря овладению мною и моими учениками навыками работы с программой «Microsoft Office Publisher». За время работы нами созданы красочные буклеты «Береги своё здоровье» «Береги свою речь!», «Правила хорошего тона», и другие. Эти работы является одним из видов комплексной проектной деятельности на уроках, преподаваемых в рамках введения ФГОС ООО. Включение учащихся в проектную деятельность – одно из важнейших направлений использования информационных ресурсов.
Разработала серии презентаций для уроков окружающего мира, русского языка, литературного чтения ,окружающего мира. Провела открытые уроки с использованием презентаций: по окружающему миру - «Путешествие в космос», «Страны Европы» по русскому языку «Волшебный русский язык», по окружающему миру – «Красная книга Ульяновской области», интегрированный урок для родителей « Стань волшебником». Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, предлагаю решить примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
Применяю обучающие программы «Весёлые уроки. Математика», «Весёлые уроки. Русский язык», «Природа, Человек, общество»
Использую программы для демонстрации наглядного материала «Занимательные задания», «Занимательный окружающий мир», «Энциклопедия».
Создала серию тестов при помощи программы «Mikrosoft Offis в школе»
Применяю на уроке компьютерные тесты и диагностические комплексы, что позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
В своей работе возможности Интернет применяю в работе с одаренными детьми. Использование Интернет ресурсов помогает школьникам более серьезно относиться к источникам знаний и к собственному обучению, поскольку мы открываем им доступ к взрослым источникам информации. Поиск информации в сети может стать и формой исследовательского обучения.
Заключение
Итоги использования информационно- комуникационных технологий таковы:
-повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
-осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
-расширение объёма предъявляемой учебной информации;
-обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
-улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
-повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
-включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
-повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.
Достигнутый образовательный результат:
1. Диагностика результатов обучения показала, учащиеся лучше усвоили тему, у них выше успеваемость, чем показатели по темам, изученным традиционным путем. По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения основных понятий
2. Повышение качества учебно-познавательной деятельности.
3. При изучении темы у школьников проявился рост мотивации к изучению темы, к саморазвитию и самообразованию. В результате беседы выявлено, что учащиеся научились решать тесты в PowerPoint, в программе test; создавать презентации и викторины по изученной теме (в PowerPoint). Решать тесты в любой программе необходимо учащимся, чтобы привыкнуть к тестовой ситуации, обрести уверенность к себе. Чтобы получить хорошие результаты в тестировании, необходимо приобрести опыт выполнения этой процедуры. Тестирование как форма контроля используется при сдаче ЕГЭ, и подготовка к ЕГЭ должна начинаться как можно раньше. Составление презентаций, выполнение различных заданий на компьютере (работа с Интернет, электронными дисками, тесты, задания, викторины, кроссворды и др.) развивают навыки работы с компьютером, информацией. Ученики объясняют необходимость знания компьютерных технологий, так как наша современная жизнь протекает в условиях формирования единого информационного пространства, знание компьютера необходимо людям практически всех профессий.
4. При подготовке домашнего задания учащиеся пишут творческие работы, используя презентации.
5. Ученики стали победителями и призёрами районных и региональных Всероссийских олимпиад школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационно-коммуникативных технологий в работе учителя начальных классов
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необход...
урок окружающего мира "Круговорот воды в природе" ( с применением информационных коммуникативных технологий)
На уроке использовала методы познания: наблюдение, поиск информации, сравнение. Средства обучения были использованы, как доска, дидактический материал, тесты, карточки, ИКТ. Применялся наглядный матер...
Урок с применением информационно- коммуникативной и здоровьесберегающей технологии «Строение плодового дерева»
Тема урока: «Строение плодового дерева»Цель урока:Сформировать у учащихся знания о строении плодового дереваЗадачи урока: 1. Образовательные:Ø Развить понятие о строении надземной и подзем...
Урок с применением информационно-коммуникативной технологии «Строение и некоторые особенности белокочанной капусты»
Цель урока:Познакомить учащихся со строением капустыЗадачи урока:1. Образовательные:Ø Познакомить обучающихся со строением и некоторыми особенностями белокочанной капусты;Ø Закрепить знания...
Применение информационно-коммуникативных технологий и метода проектов в реализации системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности.
В статье представлен опыт применение информационно-коммуникативных технологий и метода проектов в реализации системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...
Урок с применением информационно-коммуникативной технологии в начальной школе
Суффикс как часть слова...