Применение информационно-коммуникативных технологий и метода проектов в реализации системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности.
статья на тему
В статье представлен опыт применение информационно-коммуникативных технологий и метода проектов в реализации системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_3_ikt_tehnologii.docx | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение информационно-коммуникативных технологий и метода проектов в реализации системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности.
Аракчеева И. В.
Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ: сформировать у обучающихся начальной школы не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития [3].
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.
Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности обучающихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.
В последние годы активно идёт процесс информатизации обучения, в связи с чем, в образовании и стал общепринятым термин «ИКТ», в котором легко усмотреть некоторую повторяемость: наличие коммуникаций автоматически влечет за собой обмен информацией. В то же время обмен информацией предполагает наличие коммуникаций. Ориентировка младших школьников в ИКТ и способности их грамотно применять являются одним из важных элементов формирования УУД. Личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД предполагают освоение учащимися начальных классов различных умений работы с информацией [1].
Задачи формирования ИКТ - компетентности прослеживается и в программах по отдельным учебным предметам начального общего образования.
В «Стандартах второго поколения» существует и отдельная подпрограмма формирования ИКТ – компетентности, которая включает разделы: знакомство со средствами ИКТ; запись, фиксация информации; создание текстов с помощью компьютера; создание графических сообщений; редактирование сообщений; создание новых сообщений путем комбинирования имеющихся; создание структурированных сообщений; представление и обработка данных; поиск информации [3].
Следовательно, обучение в рамках стандарта II поколения формирует у младших школьников основы информационной культуры личности.
Информационная культура включает в себя:
- Культуру чтения – составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения.
- Библиотечно-библиографическую грамотность – комплекс знаний, умений и навыков читателя, обеспечивающих эффективное использование справочно-библиографического аппарата и фонда библиотеки.
- Компьютерную грамотность – это знания, умения и навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий.
Но главное – это информационная грамотность.
Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена [1].
Она является основной составной часть информационной культуры личности и важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.
Формировать информационную культуру личности обучающихся во внеурочной деятельности помогает метод проектов.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий обучающихся и обязательной презентации результатов их работы [2].
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.
В основе метода лежит развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную или групповую, которую воспитанники выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению [2].
Таким образом, применяя информационно-коммуникативные технологии и метода проектов для реализации системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности с учетом специфики нашей школы – интерната, мы разработали ряд проектов для 1 класса:
- Мы разные - мы вместе! (1 четверть)
В ходе данного проекта ребята класса знакомятся друг с другом, увлечениями, характером, особенностями. В итоге проекта выпускается стенгазете.
- «Цифры в картинках» (2 четверть)
На уроках математики ребята знакомятся с цифрами, сравнивая их с окружающими предметами. В итоге проекта создается альбом.
- Мои родители и их профессия (3 четверть)
В нашей школе-интернате учатся дети железнодорожников, нам очень важно познакомить ребят с железнодорожными профессиями. В итоге проекта создается презентация, в которой каждый ученик представляет своих родителей.
- Русские народные сказки и их мудрость (4 четверть)
Приведем пример одного из проектов, «Русские народные сказки и их мудрость», который реализуется в 4 четверть, когда все дети овладевают навыком чтения.
Цель проекта - развитие интереса младшего школьника к чтению, к книге.
Задачи проекта:
-пополнить и расширить знания о русских народных сказках;
- учить самостоятельно работать в школьной библиотеке;
- развивать умение самостоятельной работы с текстом сказки;
- учиться работать в программе Power Point;
- воспитывать поликультурную личность;
- развивать творческие и коммуникативные способности.
Классификация проекта: социальный, смешанный, краткосрочный.
Сроки реализации проекта –4 четверть первого класса.
Предметные области: литература, изобразительное искусство, информатика
Возрастная категория участников: 6-7 лет
Этапы реализации проекта.
I. Подготовительный этап проекта (1 неделя апреля)
1. Сбор информации. Посещение школьной библиотеки, поиск и выбор русской народной сказки.
2. Выявление проблемы: неумение первоклассников читать сказки, работать с книгой.
3. Определение цели, формулирование задач.
Контроль: установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
II. Организационный этап (2 неделя апреля)
1. Формирование творческих групп для реализации проекта (из числа учащихся 1 класса).
2. Обсуждение содержания и направлений поисковой деятельности для создания сборника диафильмов русских народных сказок.
3. Распределение заданий между участниками творческой группы.
4.Разработка понедельного планирования: определяется содержание деятельности педагога, последовательность действий учащихся.
Контроль: определение задания и сроки исполнения для всех членов творческих групп.
III. Поисково-исследовательский этап (3, 4 неделя апреля, 1 неделя мая)
1.Чтение сказок и их анализ.
2.Рисование поэтапных иллюстраций.
Контроль: результаты поисковой работы оформляются в папки.
IV. Технологический этап (2 неделя мая)
1. Составление диафильмов сказок в программе Power Point.
2. Проведение часа чтения в первом классе (выразительное чтение сказок, просмотр диафильма, анализ сказки).
3. Оценка проведенного часа чтения.
4. Выявление трудностей в процессе реализации проекта.
Контроль за ходом и сроками производимых работ.
V. Заключительный этап: оценка проекта (3 неделя мая)
1.Опрос обучающихся первого класса о русских народных сказках.
2.Выпуск сборника «Диафильмы русских народных сказок».
Контроль: Оформление сборника «Диафильмы русских народных сказок».
Подведение итогов проводилось в виде презентации сборника «Диафильмы русских народных сказок».
Формирование информационной грамотности длительный и сложный процесс, А сформировать это умение у обучающихся - значит снабдить их надёжным плавсредством для путешествия по океану информации. Поэтому актуальным становится системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика.
Список литературы
1.Развитие информационной грамотности учащихся - http://lib.1september.ru/2006/17/16.htm
2. Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС http://yarsale.do.am/publ/publikacii/informacija/proektnaja_dejatelnost_mladshikh_shkolnikov_v_uslovijakh_realizacii_fgos/7-1-0-18
3. «Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли». Москва «Просвещение» 2010. 2 – е издание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе
Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельност...
Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе».
Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Одно из выступлений на семинаре "Системно-деятельностный подход в н...
Метод проекта в рамках системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС.
Метод проекта в рамках системно-деятельностного подхода в условиях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)....
«Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе»
«Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе»...
Доклад «Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе»
Доклад «Применение игровых технологий на уроках как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе» был представлен на методическом объединение учителей начальных к...
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Применение игровых технологий на уроках способствуют повышению эмоционального настроя и работоспособности.Игровые технологии создают эмоциональный настрой, повышают работоспособность учащихся на разны...
«Технологии развивающего обучения как условие реализации системно-деятельностного подхода»
Выступление на педагогическом совете...