Урок с применением информационно-коммуникативной технологии в начальной школе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Суффикс как часть слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_primeneniem_ikt.docx478.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок с применением информационно-коммуникативной технологии в начальной школе

Сегодняшний уровень развития образования диктует нам необходимость использования компьютерных технологий. А значит, учителю необходимо овладевать новыми методиками и новыми образовательными технологиями.

Одной из основных частей информатизации образования является использование ИКТ при изучении школьных дисциплин.

C:\Users\Учитель\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\image_image_1221454.jpg

                                                                   

Тема урока«Суффикс как часть слова?»

Тип урока: изучение нового материала (с использованием платформы Учи.ру)

Цели: обеспечить условия для формирования учебной деятельности, усвоения понятия «суффикс как часть слова», развития умения находить суффиксы в словах, развития коммуникативных отношений (умения договариваться, слушать друг друга), навыков оценки и самооценки.

 Задачи урока:

- познакомить с суффиксом как с частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;

- составить алгоритм нахождения суффикса в словах;

- закреплять умение правильно изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые;

- организовать наблюдение за изменением в значении и в составе слов, при наличии суффикса, с опорой на языковой опыт учеников;

- способствовать формированию коммуникативных умений при работе в паре, группе.

 Ожидаемые результаты:

        Предметные:

        Научатся:

        - выделять суффикс как часть слова, следуя алгоритму;

        - образовывать новые слова с заданными суффиксами и определять их значение.

      Метапредметные:

      Познавательные: знать, что такое суффикс, владеть последовательностью действий при обозначении суффикса;

      Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске информации, планирование и постановка вопросов;

   Регулятивные: опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

      Личностные:

       - осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

       - овладение приёмами самооценки и самоконтроля результатов деятельности по предложенным критериям и алгоритму работы; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, интерес, желание больше узнать.

    Оборудование: учебник «Русский язык» 1 часть, 3класс, автор Канакина В.П., Горецкий В.Г. Издание: «Просвещение»; презентация к уроку; К-1 для индивидуальной работы на минутке чистописания и эталон к ним; осенние листочки с заданиями; К – 2 для составления алгоритма нахождения суффикса в слове; К -3 разноуровневые для самостоятельной работы; тест по теме; планшеты или ноутбуки для индивидуальной работы на платформе Учи.ру.

I. Организационный момент.  Мотивация к учебной деятельности.

-  Повторяйте за мной:

Я на уроке русского языка.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю.

- Я хотела начать урок с приветствия, но оно рассыпалось. Помогите мне собрать предложение?                                                                      

«С малой удачи начинается успех!»

- Как вы понимаете эти слова?

- Дайте характеристику этому предложению.

- Пусть сегодня для вас всех, на урок придёт успех! 

Слайд 1, 2

II. Элементы чистописания.

- «Красиво писать – красоту творить» - гласит народная мудрость. Вспомним правила посадки при письме.

 

К-1

  1. Образуй сложные слова из следующих корней:

звёзд

лёт

цвет

ход

пар

пад

сам

вод

- Запиши сложные слова, выдели корень. Подчеркни соединительную гласную.

  1. Подбери родственные слова к корню – жар.

_____________________________________

  1. Подбери формы слова к слову – звёздочка.

___________________________________________

1.) 1 строка

 - Определите букву, которую будете писать на минутке чистописания.

 - В слове «ноябрь» она обозначает согласный, звонкий, непарный, твёрдый звук.

- Сравните с образцами и оцените свою работу. Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных.

2.) 2 строка: налетел

 - Подберите родственные слова, используя различные приставки. Какую роль играет приставка в русском языке? Запишите не менее 3 слов. Выделите приставку.

3.) 3 строка:

 Записать предложение в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии.

- Выделим грамматическую основу, разберём предложение по частям речи и охарактеризуем его (УСТНО словосочетания).

- Какие приставки встретились в этих словах? Обозначим их.

- Оцените свою каллиграфическую работу.

-Задайте отвечающему дополнительный вопрос, связанный с темой прошлого урока.

III. Самоопределение к деятельности        

- Какую большую тему мы начали изучать? (словообразование)

- Мы продолжим знакомиться с составом слова, у каждого у вас на партах лежит осенний листок. Переверните его, прочитайте на нём задание. Ваша задача сейчас объединиться в две группы и объяснить, почему именно в этой группе вы оказались.

Лист – листы, листу, листа, листом, о листе.

Лист – листик, листочек, листва.

Проверка:

1 группа – формы слова.

- Что нужно сделать. Чтобы подобрать формы слова?

2 группа - родственные слова.

- Запишем слова второй группы в тетрадь. Выделим в них корень.

Лист, листик, листочек, листва.

- Что нужно сделать, чтобы выделить окончание в слове?

- Назовите окончания в этих словах.

 - Объясните разницу в лексическом значении каждого слова.

IV. Формулировка темы урока и постановка проблемы

- Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня.)

      - Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Ответы детей.)

     - Сформулируйте тему урока.

- Отлично, тему сформулировали. А какая цель у нас стоит на уроке, с какой задачей мы с вами вместе справимся?                                                                                                        Мы должны понять:

Что такое суффикс?                                                                                                                    Где стоит суффикс?  

Для чего служит суффикс?                                                                                                                              

Как найти в слове суффикс?                                                                                                                                                                      - Сегодня мы будем исследовать суффикс и выявим его роль в русском языке.   

V. Работа по теме урока.                                                                                                                     1. Открытие нового.                                                                                                        СПРАВКА: Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что обозначает «прикрепленный», а тот в свою очередь из латинского SUFFIXUS с тем же значением.

2. Формулировка правила.

- Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе.

- Возьмите листочки.

- Какая это часть слова?

- После чего стоит?

- Перед чем стоит?

- Для чего служит?

-  Полностью повторим все, что сейчас говорили о суффиксе.

3. Первичное закрепление. Работа по учебнику.                                                                                                    - Откройте учебник на стр.89. Проверим, правильно ли мы сформулировали правило? 

- Верное правило получилось у нас?

После корня он стоит

Перед окончанием.

Если я его сменю

Другое слово получу.

Обозначаю уголком

Называю «СУФФИКСОМ»

4. Упр. 165 (стр. 89).

- Прочитайте группы слов.

- Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются? Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовало новое слово?

- Какой вывод можем сделать?

- Выполните письменные задания к упражнению.

- Запишем на следующей строчке транскрипцию слова ЗВЁЗДОЧКА

5. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

   VI. Закрепление полученных знаний

 1. Работа в группах.

- Составим алгоритм нахождения суффикса в слове.

Подобрать _________________ слова.

 Найти ________, ___________.

 Часть слова, которая стоит после корня и будет __________.

- Сверьте с учебником и подайте сигнал (стр. 90)

- Зачитайте, что у вас получилось.

2. Учи.ру

3. Работа в парах                                                                                                                                                       - Прочитайте слова. Найдите и выделите в них суффикс.  

В…т…рок, б…рёзонька, яг...дка, л..сица.

 - Проверьте свою работу в парах. Оцените свою работу.

4. Самостоятельная работа разноуровневая.

1 уровень

- Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

      Выходной, лесник, дома, бежит, сынок, берёзовый, снега, снежки, заморозки, ходит.

2 уровень

Запиши данные слова без суффиксов.

Стаканчик -_______________, дворик ____________, ветерок ___________, старость -__________, ленив -__________, холодок-_________.

3 уровень

- В каждом столбике найди «лишнее» слово и зачеркни его. Допиши свой пример с данными приставками и суффиксами в каждый столбик.

        На-

       При-

     ^

-ушк

   ^

-ок

нарисовать

прибежать

игрушки

сурок

натюрморт

пришить

ушки

грибок

наклеить

природный

бабушка

листок

Проверка:

1 группа – по эталону самопроверка

2 группа – у учителя

3 группа – в группе  

VII . Рефлексия.

                                                                                                               

Тест по теме: «Суффикс».

 Найди правильный ответ и обведи буквы. Из них получится слово. Успехов!  

Суффикс – это

О – часть речи,

М – часть слова.

Суффикс служит

М – для связи слов в предложении,

О – для образования новых слов.

Суффикс стоит

О – перед корнем,

Л – после корня.

Суффикс – это

О – изменяемая часть слова,

М – неизменяемая часть слова.

Чтобы найти суффикс в слове, надо:

О – изменить форму слова,

Д – подобрать однокоренные слова.

В каких из этих слов есть суффикс:

О – книга,

Е – книжный,

Ц – книжечка. 

  VIII. Итог урока.

- Давайте подведем итог сегодняшнего урока.

- Какая тема была на уроке русского языка?

- Какую цель вы поставили перед собой?

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились? Смогли мы ответить на все поставленные вопросы?

- Вернёмся к пословице которую мы собрали вначале урока. Просигнализируйте карандашами у кого сегодня на уроке получилось с помощью маленькой удачи достигнуть успеха в изучении суффиксов?

- За что вы можете себя сегодня похвалить?

- Спасибо за урок.

VIII. Задание на дом.

 

Стр. 89, 90 правило

Упр. 166

*Карточки Учи.ру

Два ученика работают индивидуально по К - 1, затем самостоятельно проверяют себя по эталону в конце класса.

Слайд 3

Дети используют цветные карандаши (красный, зелёный и жёлтый) и обводят в кружок понравившуюся букву.

Ученик с места выполняет задание: вставляет пропущенные буквы и характеризует предложение

Используя для оценки цветные карандаши дети на полях ставят палочку соответствующего цвета.

Оценивание ответа ученика и выставление отметки.

На партах у детей осенние листочки с заданиями на них.

Дети распределяются по группам и объясняют, что за группы у них получились.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Дети сравнивают правило получившееся у них на листочках с правилом учебника.

При проверке учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова

Слайд 7

Дети объединяются в группы и с помощью карточки-подсказки К – 2, составляют алгоритм нахождения суффикса в слове.

Индивидуальная работа на платформе Учи.ру по карточкам сформированным учителем.

Слайд 8

Слайд 9

Ученики выбирают уровень задания К – 3 и работают самостоятельно.

Слайд 10

Слайд 11

Приложение к уроку.

  1. К-1

К-1

  1. Образуй сложные слова из следующих корней:

звёзд

лёт

цвет

ход

пар

пад

сам

вод

- Запиши сложные слова, выдели корень. Подчеркни соединительную гласную.

  1. Подбери родственные слова к корню – жар.

_____________________________________

  1. Подбери формы слова к слову – звёздочка.

___________________________________________

К-1 эталон для проверки

  1. Образуй сложные слова из следующих корней:

звёзд

лёт

звездолёт

цвет

ход

пароход

цветовод

пар

пад

звездопад

сам

вод

самоход

- Запиши сложные слова, выдели корень. Подчеркни соединительную гласную.

  1. Подбери родственные слова к корню – пар.

Жар – жарить, жар, жаркий.

  1. Подбери формы слова к слову – звёздочка.

Звёздочка, звёздочку, звёздочкой, звёздочки.

  1. Задания для осенних листочков.

Лист – листы, листу, листа, листом, о листе.

Лист – листик, листочек, листва.

Суффикс – это _______________ часть слова,

которая стоит _____________________ и

служит _________________________________.

  1. К - 2 алгоритм нахождения суффикса в слове.

1.        Подобрать _________________ слова.

2.         Найти __________________, _______________________.

3.         Часть слова, которая стоит после корня и будет _________________.

  1. К-3

1 уровень

- Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

      Выходной, лесник, дома, бежит, сынок, берёзовый, снега, снежки, заморозки, ходит.

2 уровень

Запиши данные слова без суффиксов.

Стаканчик -_______________, дворик ____________, ветерок ___________, старость -__________, ленив -__________, холодок-_________.

3 уровень

- В каждом столбике найди «лишнее» слово и зачеркни его. Допиши свой пример с данными приставками и суффиксами в каждый столбик.

        На-

       При-

     ^

-ушк

   ^

-ок

нарисовать

прибежать

игрушки

сурок

натюрморт

пришить

ушки

грибок

наклеить

природный

бабушка

листок

Тест по теме: «Суффикс».

 Найди правильный ответ и обведи буквы. Из них получится слово. Успехов!  

Суффикс – это

О – часть речи,

М – часть слова.

Суффикс служит

М – для связи слов в предложении,

О – для образования новых слов.

Суффикс стоит

О – перед корнем,

Л – после корня.

Суффикс – это

О – изменяемая часть слова,

М – неизменяемая часть слова.

Чтобы найти суффикс в слове, надо:

О – изменить форму слова,

Д – подобрать однокоренные слова.

В каких из этих слов есть суффикс:

О – книга,

Е – книжный,

Ц – книжечка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с применением информационно- коммуникативной и здоровьесберегающей технологии «Строение плодового дерева»

Тема урока: «Строение плодового  дерева»Цель урока:Сформировать у учащихся знания о строении плодового дереваЗадачи урока: 1.  Образовательные:Ø Развить понятие о строении надземной и подзем...

Урок с применением информационно-коммуникативной технологии «Строение и некоторые особенности белокочанной капусты»

Цель урока:Познакомить учащихся со строением капустыЗадачи урока:1. Образовательные:Ø Познакомить обучающихся со строением и некоторыми  особенностями белокочанной капусты;Ø Закрепить знания...

Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Технология проектов.

Отличительная черта любой  проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы, всем важно донести что-то свое или...

«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Методическая находка - кейс-технология».

Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Использование кейс-технологии на уроках....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...

«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Кейс-технология».

МАОУ СОШ № 64, г. Улан-Удэ            Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных ...

"Использование современных образовательных, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в начальной школе" Из опыта работы.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике образовательных учреждений, совершенствова...