Тема | Вычисление числовых выражений в пределах 100 (3 часа) |
Цели
| Сформировать представление о вычислении числовых выражений в пределах 100. Ввести: - правило вычисления выражений со скобками и без них, имеющих действия умножения и деления. - алгоритм вычисления числовых выражений (со скобками и без них) в пределах 100. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
Основное содержание темы
| Актуализация знаний о вычислении значений числовых выражений на сложение и вычитание со скобками и без них. Освоение правила вычисления выражений со скобками и без них, имеющих действия умножения и деления. Освоение алгоритма вычисления выражений в пределах 100 со скобками и без них. Оформление решения задач выражением. |
Термины и понятия | Алгоритм, действия I ступени, действия II ступени, значение числового выражения, числовое выражение, скобки. |
Планируемый результат
|
.Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; - желание помочь Ане и Ване; - желание определить стоимость покупки; - осознание успешности при изучении темы.
| Метапредметные умения Познавательные умения: - раскрывать значение выражения «компоненты действия», «числовое выражение» понятия «действия I и II ступени», «цена», «количество», «стоимость» и использовать их в активном словаре; - определять порядок вычисления выражений со скобками и без них, обосновывать своё мнение; - определять неизвестную величину задачи и обосновывать свое мнение; - формулировать вопрос задачи и обосновывать своё мнение; - использовать приобретенные знания для определения стоимости покупки. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с учебным заданием; - выполнять учебное задание, используя правило, алгоритм; - выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога; - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре; - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. | Предметные умения • рассказывать: - правило вычисления выражений со скобками и без них, имеющих действия умножения и деления; - алгоритм вычисления выражения вида 50+2∙(10-3), 56+21:3∙2; • составлять, записывать, вычислять числовое выражение, используя известный алгоритм; • решать составную задачу и оформлять решение в виде числового выражения; • оформлять порядок вычисления выражений со скобками и без них; • определять стоимость покупки, используя порядок вычисления выражений со скобками. |
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
Окружающий мир Тема - «Что такое экономика». | Информационный материал Учебник «Математика» ч. 1, рабочая тетрадь ч. №1. Демонстрационный материал Электронная презентация. Раздаточный материал Карточки с учебными заданиями. | Фронтальная. • индивидуальная – • парная - • групповая - |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ |
I этап. Самоопределение к деятельности |
Цели деятельности | Ситуативное задание Слайд №3 | Планируемый результат |
• Мотивировать учащихся к изучению темы. • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Ани и Вани.
| Гуляя в парке, Аня и Ваня встретили весёлого клоуна. Он предложил ребятам приобрести большие красивые воздушные шары. Обязательным условием клоуна было - определить цену шаров, решив каждое числовое выражение: 30+2∙(25-20) 49+3∙7-20 Хватит ли Ане и Ване денег для покупки шаров, если у них было 100 рублей? Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию. Есть ли у вас желание научиться быстро выполнять вычисление, чтобы определять стоимость покупки?
| Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Ане и Ване.
|
II этап. Учебно-познавательная деятельность
|
Цели деятельности
| Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Планируемый результат |
Блок А. Вычисление числовых выражений. |
Цели: • Актуализировать знания: - о компонентах и результатах арифметических действий; - о понятии «числовое выражение». • Актуализировать умение: - выполнять вычисления чисел в пределах 100; - записывать числовые выражения, используя данные арифметического диктанта. • Ввести правило вычисления выражений со скобками и без них, имеющих действия умножения и деления. • Научить: - определять порядок вычисления выражений со скобками и без них, обосновывать своё мнение; - читать числовое выражение; - записывать числовое выражение, используя данные арифметического диктанта; - выполнять вычисление числового выражения, используя известное правило; - выполнять взаимопроверку и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - формулировать высказывание, используя математические термины, в рамках учебного диалога.
| Задание 1 (З) Слайд №4 Назовите компоненты действия сложения, вычитания, умножения, деления. Назовите значение каждого выражения, и прокомментируйте своё действие, используя название компонентов действий: 35+6 40-8 2∙9 24:3 Назовите значения каждого выражения 40-8+6 и 40-(8+6) Назовите различие в оформлении выражений 40-8+6 и 40-(8+6) Слайд №5 Расскажите порядок вычислений выражений 40-8+6 и 40-(8+6) и укажите его цифрами. Слайд №6 Задание 2 (П) Слайд №7 Изменится ли, значение выражения 57- 19+7 , если поставить скобки 57- (19+7)? Обоснуйте свое мнение. Задание 3 (У) с взаимопроверкой Слайд №8-9 Выведите правило вычисления выражения, которое содержит действия деления и умножения, используя известный порядок вычисления выражений со сложением и вычитанием. 24 + 3 -2 Чтобы вычислить выражение без скобок, надо… | 24 : 3 ∙ 2 Чтобы вычислить выражение без скобок, надо…. | 24 + (3 -2) Чтобы вычислить выражение со скобками, надо … | 24 : (3 ∙ 2) Чтобы вычислить выражение со скобками, надо … |
Напишите правило вычисления выражения со скобками и без них, имеющих действия умножения и деления. Слайд №10 Чтобы вычислить выражение со скобками, имеющего действия умножения и деления, надо первым выполнить действие…, вторым - действие … Чтобы вычислить выражения без скобок надо, выполнить действия…… Задание 4 (У) с взаимопроверкой Слайд №11 Выполните вычисления числовых выражений, используя известное правило. 19+(57-7) 15:3∙2 40+8-12 3∙(6:2) Последов Задание 5 (У) с взаимооценкой Слайд №12 Составьте и напишите каждое числовое выражение, используя данные арифметического диктанта, вычислите его: - произведение чисел 10 и 8 уменьшить на 38; - частное чисел 21 и 7 умножить на 6; - разность чисел100 и 73 увеличить на 19. | Диагностические задания: Слайд №13 Расставьте порядок действий и выполните вычисление каждого числового выражения. 3∙(77-72) 28:(7-4) (48-40)∙2 40+8-12 12:(6∙2)
Познавательные умения: - раскрывать значение выражения «компоненты действия», «числовое выражение», использовать их в активном словаре; - определять порядок вычисления выражений со скобками и без них, обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя правило; - выполнять взаимопроверку и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя математические термины. Предметные умения: - рассказывать порядок вычисления выражения типа: 40-8+6 и 40-(8+6) - читать числовое выражение; - записывать числовое выражение, используя данные арифметического диктанта; - выполнять вычисление числового выражения, используя известное правило. |
Блок Б. Вычисления выражений со скобками и без них в пределах 100 |
Цели: • Ввести: - понятия «действия I и II ступени»; - алгоритм вычисления выражений со скобками и без них, имеющих действия I и II ступени. • Научить: - определять порядок вычисления выражений со скобками и без них и обосновывать своё мнение; - рассказывать алгоритм вычисления выражения вида 50+2∙(10-3), 56+21:3∙2; - обозначать порядок вычисления выражений со скобками и без них; - составлять равенства, используя скобки; - составлять, записывать, вычислять числовое выражение, используя алгоритм вычисления выражений I и II ступени со скобками и без них; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога.
| Сообщение учителя В математике сложение и вычитание – это действия I ступени. Умножение и деление – являются действиями II ступени. Слайд №14-15 Алгоритм вычисления выражений I и II ступени со скобками и без них Чтобы вычислить значение числового выражения, надо: - определить, есть ли в числовом выражении скобки; - если есть скобки, то вычисление выполняется последовательно в таком порядке: сначала действие в скобках, затем действие II ступени, далее, действие I ступени; - если скобок нет, то вычисление выполняется последовательно в таком порядке: сначала действие II ступени, далее действие I ступени слева - направо; Например. Слайд №16 30-3∙(6-4) 1. 6-4=2 2. 3∙2=6 3. 30-6=24 | 30-3∙ 6-4 1. 3∙6=18 2. 30-18=12 3. 12-4=8 |
Задание 1 (З) Слайд №17 Расскажите алгоритм вычисления выражения вида 50+2∙(10-3) Расскажите алгоритм вычисления выражения вида 56+21:3∙2 Задание 2 (П) Слайд №18 Верно ли, что в выражении 3∙7+2∙9 вычисления выполняются последовательно слева направо? Обоснуйте свой ответ. Задание 3 (У) Слайд №19 Выполните вычисления каждого выражения, используя известный алгоритм. 50+2∙(10-3) 56+21:3∙2 Задание 4 (У) Учебник, с. 23, № 2. Слайд №20 Напишите каждое числовое выражение, определите порядок действий и выполните вычисление 76 - 27+9-10 80:8:5 43-(20-7)+15 21:7∙ 9 Задание 5 (У) с взаимопроверкой Слайд №21 Расставьте скобки в каждом выражении так, чтобы равенства были верными 12+24:4=9 3∙6-2=12 | 4∙ 8-5=12 14-5∙2=18 |
Задание 6 (У) Слайд №22 Составьте и напишите каждое числовое выражение, используя данные арифметического диктанта, вычислите их: - произведение чисел 10 и 6 уменьшить на сумму 20 и 9; - разность чисел 84 и 16 увеличить на 32; - частное чисел 24 и 3 увеличить на произведение 5 и 2. | Диагностические задания Слайд №23-24 1. Определите значение каждого числового выражения, используя известный алгоритм: 50-21:7+2 97-36+5∙2 (17+10):3+8 18+(12-5)∙2 - 2. Напишите каждое числовое выражение и вычислите его значение:
- первое слагаемое 31, второе выражено частным чисел 27 и 9; - из произведения 3 и 7 вычесть 6; - разность 15 и 9 умножить на 3. Познавательные умения: - раскрывать понятия «действия I и II ступени» и использовать их в активном словаре; - определять порядок вычисления выражений со скобками и без них и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - рассказывать алгоритм вычисления выражения вида 50+2∙(10-3), 56+21:3∙2; - определять и записывать порядок вычисления выражений со скобками и без них; - составлять равенства, используя скобки; - составлять, записывать, вычислять числовое выражение, используя известный алгоритм. |
Блок В. Решение задач |
Цели: • Актуализировать знание: - об условии и вопросе задачи; - о величинах «цена», «количество», «стоимость». • Актуализировать умение записывать решение задачи: - по действиям; - выражением. • Научить: - определять неизвестную величину задачи и обосновывать свое мнение; - формулировать вопрос задачи и обосновывать своё мнение; - решать составную задачу и оформлять решение в виде числового выражения; - выбирать числовое выражение, соответствующее решению задачи; - выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания; - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.
| Задание 1 (З) Слайд №25 Назовите значение выражения «цена», «количество», «стоимость». Назовите условие задачи. Слайд №26 Оля купила 2 карандаша по 6 рублей и ручку за 15 рублей. Сколько стоит вся покупка? Назовите вопрос задачи. Задания 2 (П) Можно ли решение данной задачи написать выражением? Обоснуйте свое мнение. Задание 3 (У) Оформите запись решения данной задачи по действиям, выражением и напишите краткий ответ. Задания 4 (У) Учебник, с. 23, № 3. Назовите известные и неизвестные данные задачи. Задания 5 (П) Можно ли решение данной задачи выполнить только по действиям? Обоснуйте своё мнение. Задание 6 (У) Оформите решение данной задачи выражением, определите его значение, напишите полный ответ. Задание 7 (У) с взаимопроверкой Слайд №27 Определите числовое выражение, которое соответствует решению данной задачи, напишите и вычислите его. Утром надоили 45л молока. Из 15л сделали творог, а остальное молоко поровну разлили в 3 бидона. Сколько литров молока в каждом бидоне? 45–(15:3) 45+15:3 (45–15):3 45–15:3 | Диагностические задания: Слайд №28 Напишите решение задачи выражением и определите его значение. У Димы было в 3 коробках по 6 карандашей. Ему подарили ещё 12 карандашей. Сколько карандашей стало у Димы? 2. Рабочая тетрадь №1, с.20, №38. Оформите запись решения задачи выражением.
Познавательные умения: - раскрывать значение выражения «цена», «количество», «стоимость» и использовать их в активном словаре; - определять неизвестную величину задачи и обосновывать свое мнение; - формулировать вопрос задачи и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения - выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре. Предметные умения: - решать составную задачу и оформлять ее решение, используя числовое выражение; - выбирать числовое выражение, соответствующее решению задачи. |
Блок К. Диагностика качества освоения темы |
Цели: - установить степень усвоения темы, а именно: умения выполнять вычисление числового выражения, используя алгоритм; - решать составную задачу и оформлять решение в виде числового выражения; - выполнять задание в соответствии с целью.
| Контрольное задание Слайд №29 1.Определите порядок действий и вычислите значение каждого выражения: 60-3∙4+17 3∙(62-53)
| (40-38)∙(2∙5) 90-7∙3+26
|
2.Составьте выражение для решения задачи и вычислите его. В соревнованиях «Весёлые старты» принимали участие 3 команды по 8 человек в каждой и ещё 14 ребят. Сколько всего ребят участвовало в соревнованиях? | Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с целью. Предметные умения: - выполнять вычисление числового выражения, используя алгоритм; - решать составную задачу и оформлять решение в виде числового выражения.
|
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
|
Цели деятельности
| Варианты заданий | Планируемый результат деятельности |
• Стимулировать желание определять стоимость покупки, чтобы помочь Ане и Ване. • Научить школьников: - ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; - планировать свое действие в соответствии с учебным заданием; - использовать приобретенные знания для выполнения ситуативного задания; - представлять результат свой деятельности.
| Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает: - выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
- выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
- самоорганизацию по выполнению задания:
- планирование деятельности; - выполнение задания; - представление результатов деятельности. Гуляя в парке, Аня и Ваня встретили весёлого клоуна. Он предложил ребятам приобрести большие красивые воздушные шары. Обязательным условием клоуна было - определить цену шаров, решив каждое числовое выражение: 30+2∙ (25-20) 49+3∙7-20 Хватит ли Ане и Ване 100 рублей для покупки шаров? Информативный вариант Слайд №30 Определите, хватит ли ребятам 100 рублей для покупки шаров? Для этого: - Определите порядок действий в выражении и укажите его.
- Вычислите значение каждого выражения.
30+2∙(25-20) 49+3∙7-20 - Определите стоимость покупки.
- Достаточно ли 100 рублей для приобретения шаров?
Импровизационный вариант Слайд №31 Определите, достаточно ли ребятам 100 рублей для покупки шаров, используя план: - Порядок действий.
- Значение выражений.
- Стоимость покупки.
- Достаточно ли 100 рублей?
Эвристический вариант Слайд №32 Определите, достаточно ли ребятам 100 рублей для покупки шаров. | Личностные умения: - проявлять желание определить стоимость покупки, чтобы помочь Ане и Ване. Познавательные умения: - выбирать вариант выполнения задания; - использовать приобретенные знания для выполнения ситуативного задания. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с учебным заданием. Коммуникативные умения: - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения: - определять порядок действий в выражении; - вычислять значение выражения; - определять стоимость покупки.
|
IV этап. Рефлексивная деятельность
|
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности |
Научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат учебной деятельности.
| I. Задание на самоанализ. Слайд №33 Закончите предложения: 1 Мне важно научиться выполнять вычисления чисел в пределах 100, потому что…… 2. Чтобы определить значение числового выражения со скобками, нужно …………. 3. Чтобы определить значение числового выражения без скобок, нужно …………. II. Задание на самооценку. Слайд №34 Закончите предложения: Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) тем, что помог(ла) ребятам выполнить задание клоуна, которое сделал…………. (сам, с помощью одноклассника, учителя). | Личностные умения: - проявлять осознание собственной успешности при изучении темы. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; - - оценивать результат учебной деятельности
|
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка учителя | Результат деятельности |
• Соотнести полученный результат с поставленной целью; • Оценить результат своей деятельности.
| Цели темы: Сформировать представление о вычислении числовых выражений в пределах 100. Ввести: - правило вычисления выражений со скобками и без них, имеющих действия умножения и деления. - алгоритм вычисления числовых выражений (со скобками и без них) в пределах 100 . Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Ключевые умения темы Личностные умения: - стимулировать желание определять стоимость покупки, чтобы помочь Ане и Ване. Познавательные умения: - использовать приобретенные знания для определения стоимости покупки. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя правило, алгоритм. Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - определять стоимость покупки, используя порядок вычисления выражений со скобками. | *Заполняется учителем по окончании изучения темы. |