Методическая разработка урока математических представлений и конструирования по теме "Путешествие по сказке "Теремок""
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Данная методическая разработка урока математических представлений и конструирования ориентирована на обучающихся 7 класса коррекционной школы (8 вид 2 вариант). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа №432 Колпинского района Санкт-Петербурга

Методические разработки

урока математических представлений и конструирования

по теме: «Путешествие по сказке «Теремок»».

Учитель: Харитонова Светлана Валерьевна

        

ЦЕЛЬ: Закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение составлять из них простые изображения предметов с использованием здоровьесберегающих технологий.

ЗАДАЧИ:

1.        Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 7.

2.        Корректировать и развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас; развивать зрительное и слуховое внимание; слуховую и зрительную память; наблюдательность.

3.        Воспитывать интерес к чтению русских народных сказок, желание прийти на помощь героям.

4.        Развивать коммуникативные навыки, умение отвечать на вопросы, внимательно слушать ответы других детей.

5.        Укреплять здоровье и повышать работоспособность детей.

ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Настольный театр «Теремок».
  2. Цифры, наборное полотно.
  3. Карточки с заданием по количеству детей.
  4. Цветные карандаши, клей, счетные палочки.
  5. Проектор.

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

1 этап.

Организационный

- Ребята - вы любите сказки?

 - Сегодня мы с вами отправимся в сказку, отгадайте в какую:

На полянке лесной,

Стоит домик - расписной,

Всех зверей собрать он смог,

Что за домик?

- Правильно, мы будем путешествовать по  русской народной сказке «Теремок».

Дети стоят спиной к доске.

- Да.

- Теремок.

Дети садятся за парты.

На доске: картинка и название сказки «Теремок».

Приложение 1.

2 этап.

Основной

Динамическая пауза 1.

Динамическая пауза 2.

.

  1. Как по полю мышка-норушка бежала,

теремок увидала. (Учитель достаёт картинку мышку и крепит её перед теремком). Вспомните, какой вопрос задала мышка-норушка?

-Нет никого. Зайду в теремок и стану там жить. Но не попасть мышке в теремок - на двери замок висит. Увидела мышка ключики, но не знает каким же открыть.

-Ребята, поможем мышке подобрать ключик? Игра «Подбери ключик»

- Ребята, давайте рассмотрим какие ключики нашла мышка.

- Я вам буду показывать ключик, а вы назовите изображенную на нем геометрическую фигуру и её цвет. (Учитель поочередно показывает ключики с геометрическими фигурами, по такому же ключику раздает детям).

- А сейчас, внимательно посмотрите на замочек и найдите соответствующий ключик.

-Молодцы ребята, вы правильно подобрали ключик, дверь открылась, и мышка вошла в теремок и стала там жить поживать, да песни распевать. Сколько зверей стало жить в теремке?

- Правильно, покажите цифру «1». (Учитель выставляет цифру «1» на наборном полотне.)

  1. Стоит в поле теремок-теремок.

Лягушка-квакушка скачет по болоту.

В теремке ей жить охота. (Учитель достаёт картинку лягушку и крепит её перед теремком).

Пока лягушка скакала, бусы потеряла.

Плачет бедная: «Беда! Помогите, детвора!»

Упражнение  «Бусы»

- Ребята, поможем лягушке?

- Посмотрите, у вас на партах лежат геометрические фигуры, из них мы и выложим бусы для лягушки. Вы внимательно слушайте, какую фигуру я буду называть, такую фигуру вы должны найти и приклеить. Вам понятно задание?

 - Ребята, с этим заданием вы справились, молодцы, лягушка очень рада, красивые бусы получились. Теперь лягушка довольная поскакала прямо к теремку, и стала там жить вместе с мышкой.

- Сколько теперь зверей стало в теремке, давайте сосчитаем?

- Правильно, покажите цифру «2». (Учитель выставляет цифру «2» на наборном полотне.)

  1. Тут на опушку выскочил зайчик-побегайчик. (Учитель достаёт картинку зайчика и крепит её перед теремком).

Подвижная игра «Веселый зайка»

- А вы знаете: зайчик любит, когда с ним играют, давайте с ним поиграем. Выходите на середину класса, повторяйте движения за зайчиком.

- Молодцы, ребята, зайчику очень понравилось с вами играть, и он довольный прыгнул в теремок и стал в нем жить.

- Сколько теперь зверей стало жить в теремке, давайте сосчитаем?

- Правильно, покажите цифру «3». (Учитель выставляет цифру «3» на наборном полотне.)

  1. - Тише, тише не шумите,

кто-то к нам идет сюда.

За деревьями, кустами,

Промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло, пробежало.

Нет ни дыма, ни пожара.

Вы узнали кто это?

(Учитель достаёт картинку лисичку и крепит её перед теремком).

- Лисичка-сестричка остановилась перед теремком и просит зверей: «Пустите меня в теремок!». А звери ей отвечают: «Мы тебя пустим, если ты смастеришь коврик». Упражнение «Коврик»

- Ребята, поможем лисичке украсить коврик?

- Возьмите цветные карандаши и раскрасьте узор соответствующим цветом.

- Ребята, с этим заданием вы справились, молодцы, лисичка очень рада: красивые  получились коврики. Лисичка довольная побежала прямо к теремку, и стала там жить.

- Сколько теперь зверей стало жить в теремке, давайте сосчитаем?

- Правильно, покажите цифру «4». (Учитель выставляет цифру «4» на наборном полотне.)

  1. Стоит в поле теремок – теремок.

Он не низок, не высок – не высок.

Из-за ёлок, из-за сосен появляется еще один герой:

На собаку я похож,

Что ни зуб – то острый нож

Бегу, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Кто, я?

(Учитель достаёт картинку волка и крепит её перед теремком).

- Правильно, это волчок-серый бочок подошел к теремку и просится: «Пустите меня в теремок!»

А звери отвечают: «Мы пустим тебя в теремок, если ты сходишь за покупками». И дали волку список покупок, волк посмотрел на него и расстроился: не может понять, что купить надо.

- Ребята, поможем волку разобраться?

Упражнение «Подбери предмет».

- Ребята, посмотрите звери дали волку необычный список покупок – это карточки с геометрическими фигурами. У вас на партах у каждого есть такая карточка: вы должны назвать геометрические фигуры и подобрать предметы, на которые они похожи.

- Молодцы, ребята, справились с заданием. Теперь волк тоже будет жить в теремке.

- Сколько зверей стало жить в теремке, давайте сосчитаем?

- Правильно, покажите цифру «5». (Учитель выставляет цифру «5» на наборном полотне.)

6) Бежит - серый ежик,

Ни головы, ни ножек,

Горбом спина,

На спине борона.

(Учитель достаёт картинку ежа и крепит её перед теремком).

Остановился у теремка и спрашивает:

Разрешите здесь пожить,

Буду терем сторожить.

Лучше нас, лесных ежей,

Нет на свете сторожей!

- Звери удивились: «Разве ты умеешь сторожить дом? Ведь для этого нужно быть сильным, ловким».

- Ребята, что нужно делать, чтобы быть сильными, ловкими, спортивными?

- Правильно.

Подвижная игра «Ежик»

Ответил ежик, ни головы, ни ножек:

- Я укрепляю свое здоровье, каждый день делаю гимнастику, и вас научу. Хотите?

- Ребята, выходите на середину, ёжик всем покажет какие упражнения нужно выполнять, чтобы быть сильным и здоровым.

- Молодцы, ребята, помогли ежику, научили зверей заниматься гимнастикой. Ежик тоже стал жить в теремке.

- Сколько теперь зверей стало в теремке, давайте сосчитаем?

- Правильно, покажите цифру «6». (Учитель выставляет цифру «6» на наборном полотне.)

7) А по лесу уж медведь идёт.

(Учитель достаёт картинку медведя и крепит её перед теремком).

Вдруг увидел теремок – как заревёт:

 «Вы пустите меня в теремок!»

- Отвечают звери: «Мы бы пустили тебя в теремок, но ты большой и не поместишься»

Упражнение «Лестница»

Медведь решил забраться на крышу. Но, оказалось, что ступеньки у лестницы сломаны.

- Ребята, поможем медведю – починим ступеньки?

- Перед вами лесенка, в пустые клеточки нужно вставить пропущенные числа. Вам понятно задание?

- Лестницу починили, и медведь забрался на крышу.

- Сколько теперь зверей стало в теремке, давайте сосчитаем?

- Правильно, покажите цифру «7». (Учитель выставляет цифру «7» на наборном полотне.)

8) - Только сел медведь на крышу, затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, ежик, ни головы, ни ножек — все целы и невредимы.

- Что же делать? Как помочь зверям?

Упражнение «Сложи домик»

- Ребята, вам нужно из счетных палочек сложить новый теремок. Посмотрите: из каких геометрических фигур он состоит?

- Молодцы, ребята, помогли построить новый теремок, он получился лучше прежнего, всем места хватило.

- Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

- Да.

- Красный круг.

- Желтый квадрат.

- Зеленый треугольник.

- Синий прямоугольник.

(На партах у детей по 4 ключика с геометрическими фигурами)

Дети находят ключик с нужной геометрической фигурой.

- Один.

Дети показывают цифру «1».

- Да, поможем.

- Да.

Дети выкладывают бусы.

- Два.

Дети показывают цифру «2».

Дети встают, выходят на середину класса, повторяют движения.

- Три.

Дети показывают цифру «3».

- Да, лиса.

- Да, поможем.

Дети выполняют задание.

- Четыре.

Дети показывают цифру «4».

- Да.

Дети выполняют задание.

- Волчок-серый бочок.

- Да, поможем.

Дети называют фигуры, подбирают предметы.

- Пять.

Дети показывают цифру «5».

- Нужно заниматься спортом, выполнять физические упражнения, укреплять свое здоровье.

- Да.

Дети повторяют движения.

- Шесть.

Дети показывают цифру «6».

- Да, поможем.

- Да.

Дети выполняют задание на карточках.

- Семь.

Дети показывают цифру «7».

- Нужно помочь построить новый теремок.

- Из квадрата и треугольника.

Дети выполняют задание.

Приложение 2.

Приложение 3.

Музыкальное сопровождение

«Веселый зайка».

Приложение 4

Приложение 5

Музыкальное сопровождение

Приложение 6

Приложение 7

3 этап.

Итог урока.

- Ребята, по какой сказке мы сегодня путешествовали?

- Давайте, вспомним: кто пришел первым в теремок?

- Кто пришел после мышки?

- Кто пришел после лягушки?

- Кто пришел после зайчика?

- Кто пришел после лисички?

- Кто пришел после волчка?

- Кто пришел после ёжика?

- Чем закончилась сказка?

- Что мы сегодня делали: как помогали зверям?

- Молодцы, вы сегодня очень хорошо занимались. Наше путешествие по сказке закончилось.

- Ребята, молодцы, вы сегодня очень хорошо потрудились, и герои сказки приготовили для вас гостинцы.

- По сказке «Теремок».

- Мышка –первая.

- Лягушка – вторая.

- Зайчик – третий.

- Лисичка – четвертая.

- Волк – пятый.

- Ежик – шестой.

- Медведь – седьмой.

- Звери стали жить дружно в новом теремке.

-Собирали бусы из геометрических фигур, украшали ковер, помогли подобрать ключ для теремка, подобрали предметы по списку, построили лесенку из чисел, построили теремок из счетных палочек.

Приложение 1

«ТЕРЕМОК»

Приложение 3

«Собери бусы»

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока Математические представления и конструирование 3 «Д» класс

Государственное бюджетное специальное(коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанниковс ограниченными возможностями здоровьяспециальная (коррекционная) общеобразовательная школа...

Методическая разработка интегрированного урока по предмету "Математические представления и конструирование". Тема: "Представления о величине: большой, маленький, средний"

Материал будет интересен специалистам, работающим с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития....

Конспект урока Математические представления и конструирование на тему: "Геометрические фигуры"

Подробный пошаговый конспект, на тему: Геометрические фигуры, для 2 класса «Особый ребенок» (VIII вид) С презентацией и дидактическим материалом....

Статья «Практические упражнения на уроке «Математические представления и конструирование» как средство коррекции познавательной деятельности школьников с ОВЗ»

В статье говорится о роли математики в развитии познавательных способностей, мыслительной деятельности и др. процессах умственного развития детей с ОВЗ. Даны рекомендации по практическим упражнениям н...

Конспект урока математические представления и конструирование

Знакомство с представлением о ширине предметов, используя приемы наложения и приложения....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по математическим представлениям во 2-м классе По теме: «Обозначение предметных множеств цифрами в пределах 10».

Материал предназначен для детей с особенностями в развитии, но может быть использован при обучении математическим представлениям в детском саду....

КОНСПЕКТ УРОКА «Математические представления и конструирование» ТЕМА УРОКА: Различие монет: 1, 5 копеек; 1, 2, 5 рублей

КОНСПЕКТ УРОКА «Математические представления и конструирование» ТЕМА УРОКА: Различие монет: 1, 5 копеек; 1, 2, 5 рублейКласс: 6 (VIII вид 2 вариант)Тема урока: Различие монет: 1, 5 ко...