Конспект урока математики по теме : "Диаметр"
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Георгица Ирина Сергеевна

Тема урока: «Радиус и диаметр»

 

Цель:

 

·        способствовать умению строить радиус и диаметр окружности;

·        способствовать развитию пространственного мышления;

·        совершенствовать вычислительные навыки;

·        способствовать формированию решать текстовые задачи; развивать навыки логического мышления.           

Планируемые образовательные  результаты

Предметные:

·        уметь распознавать на чертеже и изображать окружность, круг, элементы окружности :радиус, диаметр , центр, и знать их свойства

Личностные:

·        принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

·        проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

·        осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: поиск и открытие нового способа действия

 

Методы и формы обучения:

объяснительно-иллюстративный

индивидуальная, фронтальная

 

Оборудование: презертация,учебник, рабочие тетради

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matem_diametr.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Радиус и диаметр»

Цель:

  • способствовать умению строить радиус и диаметр окружности;
  • способствовать развитию пространственного мышления;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • способствовать формированию решать текстовые задачи; развивать навыки логического мышления.            

Планируемые образовательные  результаты

Предметные:

  • уметь распознавать на чертеже и изображать окружность, круг, элементы окружности :радиус, диаметр , центр, и знать их свойства

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: поиск и открытие нового способа действия

Методы и формы обучения:

объяснительно-иллюстративный

индивидуальная, фронтальная

Оборудование: презертация,учебник, рабочие тетради

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

1.

Организационный момент

Организационный настрой на урок

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, теперь улыбнитесь мне. Меня  зовут Александра Николаевна,  я буду вести у вас урок математики. Теперь тихо сели, не забывайте о посадке.

Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

2.

Актуализация знаний

Ответы на вопросы

(фронтальная работа)

Слайд №1

Слайд №2

Слайд № 3

Задает вопросы с целью актуализации знаний.

-Перед вами на доске изображено четыре фигуры, какая из этих фигур круг? А как вы это узнали? Что такое круг?

- А какая фигура изображена на этом слайде?(окружность). Что такое окружность? (окружность- это граница круга)

- Ребята, у каждой окружности есть центр. А как найти центр при построении окружности?(это точка на которую ставится игла циркуля)

- Ребята назовите фигуру изображенную на доске?(окружность)

Как называется отрезок AO? (радиус).

-Ребята, а кто помнит, что такое радиус? (отрезок соединяющий центр окружности  с любой точкой на окружности)

Посмотрите на рисунок, есть ли еще радиусы? Назовите их? (BO, KO, CO, DO) Как вы это поняли?  Какие свойства радиуса вы знаете? А сегодня мы с вами узнаем, как называются отрезки AC и DK.

C:\Users\Александра\Desktop\Безымянный.png

Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя;

группируют предметы и объекты.

3.

Мотивационный

(сообщение темы урока)

Сообщение темы урока. Определение цели урока.

(фронтальная работа)

Слайд № 4

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

Ребята, откройте,  содержание.  Найдите тему «Радиус и диаметр»

-Как вы думаете, какие цели мы можем, поставит на этот урок. Что мы можем узнать? Чему мы можем научиться?

Обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют цель урока.

. К: выражают свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации;

Л: устанавливают связи между результатом и тем что побуждает к деятельности и ради чего она осуществляется.

4.

Постановка учебной задачи и ее решение

(изучение нового материала)

Индивидуальная и фронтальная беседы

Слайд № 5

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников, проверяет выполнение задания в рабочей тетради.

1. Введение понятия «диаметр».

-Кто может назвать радиусы окружности?). Правильно, но на этом отрезке есть два радиуса которые находятся на одной прямой, образуя отрезок АС, который называется диаметром. Обратите внимание, что диаметр соединяет две точки окружности и проходит через центр.

-Кто может сформулировать условия, при которых отрезок является диаметром.(он соединяет  две точки окружности; проходит через центр)

 

Выполняют упражнени.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение.

Знакомятся с понятием «диаметр».

Уметь ориентироваться в учебнике;

Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; Осознают свои возможности в учении;

Умение ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы.

Умеют следовать процессу организации учебной деятельности; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Участвовать в диалоге;

Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций.

Работа по учебнику

(стр. 50

Задание №1)

Слайл № 6

Помогает вспомнить алгоритм работы циркулем. Выполняет работу вместе с детьми на доске. Отвечает на вопросы учеников.

- Прочитайте задание 1.

-Что нужно выполнить в этом упражнении?

-Давайте вспомним правила работы с циркулем.

-Обведите отрезок образованный двумя радиусами, как называется этот отрезок.

- давайте еще раз вспомним, что такое диаметр.

 -Во сколько раз нужно увеличить длину радиуса, что бы получить длину диаметра данной окружности?(в 2 раза)

-какой вывод вы можете сделать?

Повторяют правила работы с циркулем.

Чертят окружность.

Отвечают на вопросы.

5.

Физкультминутка

Физкультминутка в игровой форме

Организует физкультминутку.

                      Видеофизминутка

Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения), повторяя их

за учителем.

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

6.

Решение частных задач

(первичное осмысление и закрепление)

Работа по учебнику

(стр. 50

Задание №2)

(фронтальная работа

Слайд № 7

Задает вопросы. Корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

-Прочитайте задание 2.

- На каком чертеже изображен диаметр окружности?

- Почему вы так думаете-

-Сделайте такой же чертеж у себя в тетрадях.

- Что изображено на остальных картинках(1-отрезок, 3-2 радиуса, 4-радиус)

Выполняют дидактические упражнения.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение.

Выполняют задания в рабочей тетраде.

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Определять в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;

Осуществлять выбор оснований и критериев  для сравнения, классификации объектов;

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;

Определять план выполнения задний на уроке под руководством учителя.

Участвовать в диалоге. Осуществлять выбор оснований и критериев  для сравнения, классификации объектов; проводить подведение под понятие, выведение следствий; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепочки рассуждений.

Работа по учебнику

(стр. 50

Задание №3)

(фронтальная работа и индивидуальная работа)

-Прочитайте задание 3.

-Для того, чтобы выполнить это задание надо построить одну окружность или две? Почему?(надо построить одну окружность, радиус которой равен 3 см, следовательно диаметр равен 6 см. так как диаметр в 2 раза больше радиуса)

-давайте начертим эту окружность.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Чертят окружность.

Вычисляют радиус.

Отвечают на вопросы учителя

Работа по учебнику

(стр. 51

Задание №4)

(фронтальная работа и индивидуальная работа)

Слайд № 8

-Прочитайте задание 4.

- что нам нужно узнать в этом задание?(На сколько длина диаметра первой окружности больше второй?

- Что нам известно? (длина радиуса первой окружности равна 12 см, а длина радиуса второй окружности на 3 см меньше)

-что бы решить эту задачу давайте еще раз вспомним во сколько раз диаметр больше окружности?(в 2 раза)

В математике принято записывать радиус буквой-r,а диаметр буквой-d

-Ребята кто знает, какое первое действие в этой задаче? Сначала нужно найти радиус второй фигуры. Как его найти? Это и будет наше первое действие.(12-3=9)

-как вы думаете, что нужно сделать во втором действии? Найти диаметр первой окружности. А кто знает, как это можно сделать?(12*2 или 12+12)

-как вы думаете, что нужно сделать во третьем действии? Найти диаметр второй окружности. А кто знает, как это можно сделать?(9*2 или 9+9)

-итак, мы подошли к главному вопросу нашей задачи, кто может его назвать?( На сколько длина диаметра первой окружности больше второй)

-как вы думаете как нам это сделать?(24-18=9)

_        

1 окружность

2 окружность

r

12 см

На 3 см меньше первой

d

                 

                   На сколько

больше

1)12-3=9 см радиус второй фигуры

2)12*2=24см диаметр первой фигуры

3)9*2=18 см диаметр второй фигуры.

4)24-18=6см первая фигура больше второй на 6 см

Ответ: первая фигура больше второй на 6 см

Давайте запишем ответ.

Отвечать на вопросы учителя.

Записывать краткое условие.

Решать задачу в тетради

Работа по учебнику

(стр. 51

Задание №5)

(фронтальная работа и индивидуальная работа)

-Прочитайте задание 5.

 Что нужно выполнить в этом задание

-Сколько радиусов на рисунке (8)

-Сколько диаметров на рисунке(4)

Отвечать на вопросы учителя

Работа по учебнику

(стр. 51

Задание №6)

(фронтальная работа и индивидуальная работа)

Слайд № 9

-прочитайте задание 6. Что нам нужно узнать в этой задаче?(У какой окружности диаметр больше и на сколько сантиметров больше)

-что нам известно в этой задаче?(радиус первой окружности 5см, вторая окружность имеет диаметр 8 см

-давайте запишем данные в таблицу

_

1 окружность

2 окружность

r

5

?

d

   У какой окружности

                   ?

диаметр больше      8см

-Кто-нибудь знает, как решить эту задачу?

-Кто хочет выполнить эту задачу у доски?

1.5*2=10 см диаметр второй фигуры

2.10-8=2 см  первая фигура больше второй на 2 см

Ответ: первая фигура больше второй на 2 см

.

Решают задачи

Составляют схему

Отвечают на вопросы учителя

Работа по рабочей тетради  

(стр. 24

Задание №1,2)

Откройте рабочую тетрадь на странице 24.

-Прочитайте 1 задание.

 Кому не понятно задание?

Что нужно сделать в этом упражнении

-Прочитайте задание 2, что нужно сделать в этом задание?(начертить окружность 10 см)

Выполняют упражнения в рабочей тетради

7.

Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных знаний

Слайд № 10

Ребята, какую тему мы изучали сегодня на уроке?

(Радиус и диаметр) Какие цели, мы ставили с вами ставили?

Каких целей мы достигли?

Я понял что…

Было интересно…

Мне захотелось…

У меня получилось…

Спасибо всем за урок молодцы!

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

Оценивают свою работу.

Понимать значение знаний для человека и принимать его;

Структурировать знания;

Выполнять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;

Осознавать качество и уровень усвоения; Оценивать результаты работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока математики по теме "Закрепление изученного по теме "Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание"

План-конспект урока, данного на семинаре директоров школ Почепского района. Урок - сказка. Ребята учились принимать и сравнивать цели и задачи  учебной деятельности, находить средства и способы е...

план -конспект урока математики по теме "Доли и дроби" (1-ый урок изучения темы)

План конспект урока по математике в 4 классе по теме "Доли и дроби" (1-ый урок изучения темы)...

Конспект урока математики по теме: «Что узнали. Чему научились». 1 класс. Программа «Школа России» «Математика» М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова

ТЕМА: ЧТО УЗНАЛИ. ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ.ТИП УРОКА: закрепление пройденного материала. ЦЕЛЬ: повторить и систематизировать изученный материал.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (предметные): знать название и последо...

Конспект урока математики по теме "Окружность.Радиус и диаметр окружности" 2 класс

Конспект урока математики во 2 классе по программе ПНШ по теме "Окружность.Радиус и диаметр окружности"....

Конспект урока математики: «Радиус и диаметр окружности», 3 класс, УМК: «Начальная школа XXI века»

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство обучающихся с радиусом и диаметром окружности, развитие измерительных навыков, счёта.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить обу...