Конспект урока по математике в 1 классе по теме "Решение задач на нахождение остатка"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
На данном уроке математики по решению задачи на нахождение остатка идет обучение пошагово выстраивать действия по выработанному алгоритму
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadacha_fedorovoy_2.docx | 73.99 КБ |
Предварительный просмотр:
1 класс
Тема: Решение задач на нахождение остатка
Цели: 1. Создать условия для формирования у обучающихся умения решать задачи на нахождение остатка;
2. Учить выделять задачи из предложенных текстов и определять ее части;
3. Учить пошагово выстраивать действия по решению задачи по выработанному алгоритму и контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
4. Закреплять умение составлять схему к задаче на нахождение суммы, навыки устного счета.
5. Развивать память, внимание, умение строить логическую цепь рассуждений.
Ход урока
I этап – этап актуализации знаний.
- Работа по составлению и решению задачи.
- Составьте задачу по рисунку.
- Что нам известно? (На одной тарелке было 5 яблок, а на другой – 3 яблока.).
- Как называется часть задачи, которая известна? (Условие задачи).
- Какой вопрос можно придумать? (Сколько яблок на двух тарелках?).
- Повторите, какой текст задачи получился. (На одной тарелке было 5 яблок, а на другой – 3 яблока. Сколько яблок на двух тарелках?).
- Посчитайте, сколько яблок на двух тарелках (8 яблок).
- А теперь нарисуйте с помощью кружков эту задачу.
На первой На второй Всего
- Что показывает 5 кружков? (Количество яблок на первой тарелке).
- А 3 кружка? (Количество яблок на второй тарелке).
- Как показали, сколько всего яблок? (Нарисовали 8 яблок)
- А теперь попробуйте изобразить эту задачу с помощью чертежа.
5 яб. 3 яб.
?
- Как показали, что нам известно? (Это 2 части, 5 яблок и 3 яблока).
- Что нужно найти? (Целое, сколько всего яблок).
- Яблок стало больше? (Да. Было 5 яблок и еще 3 яблока).
- Условие и вопрос задачи показали на схеме? (Да. Верно)
- Теперь решите задачу.
- Для этого, что делаем? (Составляем план решения и выбираем действие, с помощью которого ответим на вопрос задачи).
- Что известно по условию? (Сколько яблок на первой и второй тарелках: 5 и 3).
- Что надо узнать? (Сколько яблок на двух тарелках?).
- Как вы это понимаете? Яблок стало больше или меньше? (Больше).
- Какое действие в математике показывает отношение «больше»? (Сложение).
- Значит, что надо сделать? (К 5 прибавить 3).
Запишите решение задачи.
5 + 3 = 8 (яб.)
Ответ: 8 яблок.
- Как называются задачи такого вида? (Задачи на нахождение суммы).
- Почему так называются? (Потому что находим сумму).
II этап – этап целеполагания.
- Послушайте следующую задачу:
У девочки было 6 карандашей. Она подарила брату 2 карандаша. Сколько осталось карандашей у девочки?
- Эта задача похожа на предыдущую? (Нет).
- Чем же отличается? (Условие другое и вопрос).
- Ребята, а вы знаете как называются задачи такого вида?
- Сформулируйте тему урока. (Решение задач…)
- Какие цели к уроку поставим? (На доске написано – Продолжить …Узнать …. Решать… (Продолжать работу с задачами. Узнать, как называются задачи, содержащие вопрос – Сколько осталось? Потренироваться в решении задач).
III этап – этап поиска ответа на поставленный вопрос.
- Назовите условие задачи (У девочки было 6 карандашей. Она подарила брату 2 карандаша).
- Это нам известно? (Да. Это известные величины).
- Назовите вопрос задачи (Сколько осталось карандашей у девочки?)
- Это нам известно? (Нет. Это нам надо узнать).
IV этап – этап моделирования.
- Предметное моделирование.
- Что нам известно? (У девочки было 6 карандашей). (Дети выкладывают на партах 6 карандашей).
- Что нам еще известно? (Она подарила брату 2 карандаша).
- Что надо сделать с карандашами? (Надо убрать 2 карандаша).
- Посчитайте, сколько карандашей осталось у девочки (Осталось 4 карандаша).
2. – А теперь покажем задачу через схему.
?
- Сколько у девочки карандашей? (6)
- Сколько нарисуем кружков? (6)
- Сколько карандашей она подарила брату? (2)
- Стало больше или меньше? (Стало меньше, 6 без 2.)
- Значит убираем, зачеркиваем 2 кружка.
- Сколько осталось карандашей у девочки? (4 карандаша).
- Как покажем на рисунке вопрос задачи? (Подчеркиваем дугой оставшуюся часть и ставим знак вопроса)
- Проверьте. Мы показали на рисунке условие и вопрос задачи? (Да)
3. - А теперь покажем на схеме.
6
2 ?
- Сколько у девочки было карандашей? (6)
- Это мы знаем. Это целое. На схеме целое показано объединением частей.
- Знаем, сколько карандашей она подарила брату.
- Сколько же? (2). Это часть.
- Как это показано на схеме? (Как часть целого).
- Это мы знаем. Это условие задачи.
- Повторите условие задачи.
- Что нам нужно узнать, чего мы не знаем?
- Сколько у девочки осталось карандашей.
- Это вопрос задачи. Как показали на отрезке? (неизвестная часть целого, знаком вопроса отметили).
- Проверьте. На схеме отразили условие и вопрос задачи? (Да).
- Значит, схема составлена верно.
V этап – этап планирования решения задачи.
- Теперь будем решать задачу: надо подумать какое действие с числами нужно выполнить и почему?
- Находим сколько осталось карандашей у девочки. Их стало меньше. Значит, из 6 нужно вычесть 2.
- Сколько же получилось?
6 – 2 = 4 (кар.)
Ответ: 4 карандаша.
- У девочки осталось 4 карандаша, мы ответили на вопрос задачи
V этап – этап выхода на новое понятие.
- Каким действием решали задачу? (Вычитанием).
- Что мы находили вычитанием? (Находили, что осталось, остаток). Повторите еще раз.
- Как же тогда можно назвать задачи, которые содержат в вопросе слова «Сколько осталось…?» и решаются вычитанием? (Задачи на нахождение остатка)
Вывод: задачи, содержащие вопрос – Сколько осталось…? называются задачами на нахождение остатка. В задачах на нахождение остатка выбор действия: «осталось» стало меньше, ищем часть, – надо вычесть.
VI этап – этап подведения итога.
- Что нового узнали на уроке? (Задачи на нахождение остатка)
- Какой вопрос содержат задачи данного вида?
- Каким действием решаются задачи на нахождение остатка?
- Ребята, а для чего нам нужно уметь решать задачи?
- Где это может нам пригодиться в жизни?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по математике 3 класс РС Л.В. Занкова по теме "НАХОЖДЕНИЕ ДЕЛИМОГО ПРИ ДЕЛЕНИИ С ОСТАТКОМ"
Конспект урока по математике 3 класс РС Л.В. Занкова по теме "Нахождение делимого при делении с остатком"...
Конспект урока математики 2 класс. Тема: Решение задач на нахождение суммы. УМК "Школа России"
Конспект урока математики по учебнику Моро М. И. во 2 классе....
Конспект урока по математике 2 класс "Школа России" «Задачи на нахождение произведения»
Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Задачи на нахождение произведения»Цели деятельности учителя: Планируемые результаты:·...
Конспект урока по математике 3 класс. Тема: Решение задач на деление с остатком.
Тема: «Решение задач на деление с остатком»...
Конспект урока по математике 1 класс Тема "Составная задача" УМК "Перспектива"
Конспект урока по математике 1 класс Тема "Составная задача" УМК "Перспектива"...
Конспект урока по математике 4 класс. Тема: "Решение задач с величинами "цена, количество, стоимость". УМК "ПНШ"
Цели деятельности учителя: закрепление умений решать задачи на нахождение цены, стоимости и количества; закрепление вычислительных навыков, умение решать задачи изученных видов.Планируемые резуль...
Конспект урока по математике (3 класс). Тема: "Решение задач" (УМК "Перспектива")
Цели деятельности учителя: - формирование умения устанавливать зависимость между величинами, характеризующие процессы движения;- формирование умени...