Методическая разработка урока математики «Свойства предметов. Порядок» (1 класс)
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Илькухина Инна Николаевна
Методическая разработка урока математики «Свойства предметов. Порядок» (1 класс) направлена на организацию деятельности учащихся с выявлением свойств предметов (цвет, форма, размер, материал) и обеспечением осознания и усвоения понятий, правил, алгоритмов, закономерностей (усвоение = понимание + запоминание – правильное воспроизведение).
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока математики «Свойства предметов. Порядок» (1 класс)

Учитель  Илькухина Инна Николаевна

Класс  1, общеобразовательный

Ресурсы урока:

 

1. Петерсон. Л.Г. Математика 1 класс. Учебник. 1 часть. М.: Просвещение, 2012;

2. Петерсон. Л.Г. Математика 1 класс. Рабочая тетрадь. 1 часть.

Дополнительные

  • рабочая тетрадь;
  • SMART Notebook
  • Интернет

Технологическая карта урока

Тема, дата

Свойства предметов. Порядок. 18.01.16г.

Тип урока

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Дидактическая задача

Организовать деятельность учащихся, направленную на выявление свойств предметов (цвет, форма, размер, материал) и обеспечение осознания и усвоения понятий, правил, алгоритмов, закономерностей (усвоение = понимание + запоминание – правильное воспроизведение).

Задачи на урок:

1.Личностные

Уметь принимать чужую точку зрения, адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников.

2.Метапредметные

- познавательные

уметь построить высказывания своих предположений, анализ и сравнение предметов, геометрических фигур, выявление и выражение в речи признаков их сходства и различия; выделение и формулирование проблемы, нахождение отличия неизвестного от уже известного в способе действия.

- регулятивные

уметь определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; оценка своей работы по заданным критериям, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, сравнение своих достижений.

- коммуникативные

уметь построить простое речевое высказывание; использование математической терминологии в устной и письменной речи, специальных законов при организации коммуникации между учащимися; умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других.

3.Предметные

Формирование способности к описанию результатов наблюдений за свойствами предметов (цвет, форма, размер, материал).

Ход урока

Структура урока

(серия учебных ситуаций)

Деятельность учителя

(характеристики)

Деятельность учащихся (характеристики)

Формируемые УУД

I. Орг. момент.

- Долгожданный дан звонок. Начинается урок.

Проверяю готовность к уроку.

Приветствуют. Организуют рабочее место (проверка наличий учебников, письменных принадлежностей, необходимых пособий). Осознанно осуществляют вхождение в пространство учебной деятельности.

Л: определение общих для всех учащихся правил поведения.

II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.

Открытие новых знаний.

Актуализировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы; мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению.

1. Практическая деятельность в рабочей тетради.

2. Понятие о порядке.

3. Игра на развитие внимания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Нарисуйте столько кругов, сколько точек осталось в считалочке:

Один, два, три, четыре, пять – вышли точки погулять. Вдруг резинка выбегает и одну из них стирает. Что тут делать? Как тут быть? Надо думать и чертить.

- Обведите столько клеток, сколько грибов на доске.(5)

- Сверьте ответы с доской и проверьте друг друга.

- Найдите закономерность и продолжите ряд. Какие геометрические фигуры образуют ряд?

- Какая фигура в данной последовательности всегда стоит первой? Какая вторая? Какая третья? Что важно помнить, выполняя задание?

- Чему мы сегодня будем учиться на уроке?

- Рассмотрите предметные картинки на доске. Что о них можно сказать?

- Сосчитайте всех по порядку. Каким по счёту стоит лев? Черепаха? Голубь? Заяц?

- Кто расположен рядом с голубем? Перед ним? После него?

- Назовите, кто в каком порядке стоит. ( Например, Лиза – первая, Артём – второй и т.д.).

Раз - подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

Самостоятельная работа в тетради. Используется взаимопроверка с соседом по парте.

Ряд представлен фигурами: треугольник, круг, квадрат, треугольник, круг, квадрат.

В группах обсуждают и перечисляют признаки, по которым можно сравнивать предметы.

Порядок фигур.

Различать предметы по порядку.

Обсуждение в группах.

1гр.:живая природа, 2 гр.: животные, 3 гр.: 4 гр.: растения. Один предмет может быть лишним – это роза, так как это цветок.

Первый – заяц, второй – голубь, третья – роза, четвёртый – лев, пятая – черепаха.  

Приглашаются 7-8 желающих, становятся по порядку. Все закрывают  глаза, а дети у доски меняются местами. 1 учащийся  отвечает, а остальные его проверяют.

Выполняют упражнения с ориентировкой на текст.

П: выделение и формулирование познавательных целей и задач, выбор наиболее эффективных способов их решения самостоятельно или с помощью учителя; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью.

Р: определение цели учебного процесса самостоятельно или с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач; приобретение способности отличать новое знание от уже известного.

К: Представление задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя и пошаговое их выполнение; овладение навыками оформления своих мыслей в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста); общения и овладение адекватным межличностным  восприятием.

Л: понимание важности проявления заботы о своём здоровье; осознанное выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления.

III. Первичное закрепление и усвоение нового учебного материала.

Выявить границы применимости нового знания, а также уровень овладения ранее полученными знаниями; создать комфортную и естественную атмосферу общения при использовании групповых и индивидуальных форм работы.

1. Работа по учебнику – тетради: № 1-3. с. 4.

2. Наблюдение, рассуждение: № 4-5, с. 4-5.

3. Поиск закономерности: № 6, с.5.

4. Рисунок из геометрических фигур.

Пальчиковая гимнастика

 (2 раза)

5. Задание практического характера.

(«на клеточках» в учебнике – тетради).

- Откройте учебники на той странице, на которой мы остановились на прошлом уроке, переверните страницу. Посмотрите на иллюстрации.

- Какое задание, по вашему мнению, необходимо выполнить? Заметили какую – нибудь особенность? В задании 2 выберите цвет бусинок.

  Что нужно сделать в задании 3?

- Рассмотрите домики. На что обратили внимание? Что меняется при переходе от одной картинки к другой?

- Назовите изменения для каждой пары фигур.

- Кого вы увидели в этих фигурах? Из каких геометрических фигур составлены человечки?

- Выберите любой рисунок и раскрасьте.

- Нужно ли придерживаться какого-либо правила при выполнении?

- Оцените на сколько красиво вы раскрасили.

- Наши пальчики сплетём и соединим в ладошки. А потом, как только можем, крепко-накрепко сожмём.

- Соблюдая определённую последовательность, продолжите узоры.

- Оцените друг друга.

Раскрасить бусинки так, чтобы порядок их не изменился.

Нитки направлены в разные стороны.

Найти закономерность и раскрасить бусинки.

Раскрасить бусинки в тележке так же, как и на ниточке.

Оценивание за правильность осуществляется по оценочной линейке в учебнике. Дети сверяют с правильным ответом на доске.

№ 5 выполняют в паре по заданиям, обозначенным в учебнике – тетради. Оценивание аналогично с предыдущей работой.

Оценивают по шкале «красота» друг друга, меняясь тетрадями.

Сплетают пальцы, соединяют ладони и сжимают как можно сильнее; отпускают руки и слегка трясут.

Самостоятельно выполняют, а затем оценивают друг друга по шкале «аккуратность».

П: освоены методы информационного поиска, выделения необходимой информации из учебника; способность с помощью вопросов и учебника использовать информацию межпредметных связей.

Р: пооперационное выполнение действий; готовность взаимодействия со сверстниками, взрослым в деятельности; решение задачи методом поиска способов разрешения по образцу и заданным правилам, используя информацию учебника и справочные материалы.

К: речевое отображение содержания совершаемых действий в форме речевых значений; способность с помощью вопросов и учебника добывать и использовать информацию межпредметных связей.

IV. Итог. Рефлексия деятельности.

Фиксировать новое содержание, обеспечить рефлексию самооценки учениками собственной учебной деятельности; помочь соотнести поставленную дидактическую задачу и её результаты.

Творческое задание.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились?

- Какую задачу ставили в начале урока?

-Что для вас было самым интересным? трудным? легким?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке? работу своей группы?

- Довольны ли вы собой?                                            

- Составьте из геометрических фигур свою картинку и раскрасьте её.

Ответы детей.

Показывают таблички «+» - понравилось, доволен, «-» - не понравилось, не доволен.

Выполняют творческое задание по желанию.

П: освоены навыки рефлексии элементарных способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности с помощью учителя.

Р: способны давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса. Определять успешность выполнения задания совместно.

НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ

(для интерактивной доски)

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики "Тренируемся в вычислениях". 2 класс.

Урок математики по теме «Тренируемся в вычислениях» во 2 классе по УМК «Планета знаний» представлен в виде технологической карты. Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ...

Методическая разработка урока математики "Римские цифры" для 3 класса

Конспект урока математики по теме "Римские цифры" для 3 класса по программе "Школа России"...

Методическая разработка урока математики "Свойства сложения."_2 класс

Методическая разработка урока математики "Свойства сложения."_2 класс...

Методическая разработка урока математики по теме "Литр" 1 класс

Учебный  предмет:  математикаКласс:  1 Тема урока: ЛитрТип урока:  открытия нового знанияЦели урока: познакомить с новой величиной - вместимостью и еди­ницей ее ...

Методическая разработка урок математики "Квадратный дециметр" 3-й класс

Цель: познакомить учащихся новой единицей измерении площади – квадратным дециметром....

Методическая разработка "Урок математики, УМК «Школа России», 3 класс Тема. Умножение двузначного числа на однозначное."

Цели:- образовательная: формирование умения представлять двузначное число в виде суммы двух удобных слагаемых, сознательного освоения способа умножения суммы на число; - развивающая: развити...