Методическая разработка урока математики "Римские цифры" для 3 класса
методическая разработка по математике (3 класс) на тему
Конспект урока математики по теме "Римские цифры" для 3 класса по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rimskie_chisla.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. Васильева Анна Валерьевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ №461
Предмет: Математика. Программа «Школа России»
Класс: 3 класс
Тип урока: Изучение нового материала
Технологическая карта изучения темы
Тема | Римские цифры |
Цели | Образовательные: сформировать представление о числах и цифрах, систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах; сформировать представление о римских числах и цифрах. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - ЛичностныеУУД: мотивировать свои действия, соотносить поступки с моральными нормами, оценивать собственную деятельность, считаться с мнением других. - Регулятивные УУД: учится анализировать и корректировать деятельность, учится оценивать уровень владения учебным действием (знаю,умею) - Коммуникативные УУД: учится строить речевые высказывания, вести диалог, адекватно оценивать себя, работу в паре. - Познавательные УУД: анализировать, обобщать результаты раблюдений, исследовать, классифицировать, преобразовывать объекты, моделировать, преобразовывать модели. |
Планируемый результат | Предметные: Знать: Алгоритм и способ написания римских чисел. Уметь: писать римские числа и цифры Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному труду, Основные моральные нормы поведения, работа в парах. Метапредметные: научится принимать и сохранять учебную задачу, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, проводить аналагии между изучаемым материалом и собственным опытом, группировать предметы на основе существенных признаков. |
Основные понятия | Римские числа, цифры, разрядные слагаемые, величины времени. |
Межпредметные связи | История, География. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник, печатная терадь, счетный материал, мультимедийный проектор, интерактивная доска. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Подготовка учащихся к уроку. | Организует Уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Приветствие учащихся. - Здравствуйте, ребята! Этот урок у нас сейчас науке посвящается, Что математикой всегда в школе называется. Она поможет воспитать такую точность мысли, Чтоб в нашей жизни все познать, измерить и исчислить! Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новые секреты математике. | Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.: Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
Актуализация опорных знаний и мотивация | Устный счет: Ответы учащихся. Работа на интерактивной доске. Запись получившихся ответов Ответы учащихся. Литр Величины времени Неделя Век Работа в парах Запись на интерактивной доске | – Для того чтобы открыть новую математическую тайну, начнем работу с “гимнастики ума” Мы с вами хорошо размялись, провели “гимнастику для ума” и можем работать дальше. - Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое слово лишнее? - Сейчас мы будем работать в парах, у вас на партах конверты. Вам необходимо вместе восстановить таблицу мер времени. - Проверим свою работу, сверим ответы, напишем на интерактивной доске. Спасибо! |
-Разложите трехзначное число на сумму разрядных слагаемых: 345, 215, 608, 560, 237. -Разделите с остатком: 15:4, 34:5, 42:10, 61:6, 23:6 Год час секунда месяц сутки минута литр век - Почему? (Остальные - величины времени). - Каких еще величин времени не хватает в списке? (неделя) - Какая из них самая большая величина? (век) | Повторение изученного Счет десятками, сотнями; разрядные слагаемые, деление с остатком. Анализ, выделение лишнего. Уметь работать в группе, вспомнить таблицу мер времени | |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | (Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока) Часы 7.00, 10.10,13.07 Не можем ответить на данный вопрос Не знаем, какими цифрами записаны числа Да. Это римские цифры. Римские числа | (Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему) | – А теперь отгадайте загадку. Что всегда идет, А с места не сойдет? - Посмотрите на циферблат и определите время Учитель показывает часы с циферблатом из римских цифр и просит определить время - Который сейчас час? - Почему же возникло затруднение? - А может кто–нибудь знает эти цифры? - Значит, какая сегодня тема урока? -Сегодня, мы узнаем, что это за числа и познакомимся с их построением | Актуализация знаний по теме. | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы. Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: .целеполагание |
III. Изучение нового (10 мин) Цели:-выявление обучающимися новых знаний,развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией | (Составляют план достижения цели и определяют средства ( алгоритм, модель) Работа учащихся со счетными палочками. Выкладывают на парте римские цифры Выкладывают цифры Делают вывод | (Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на… Формулирует задание… Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.)
(Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается.) | - А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими? (Они появились в Риме.) - Что вы знаете про это? 1. Заголовок “Римские цифры”. Древний храм в Риме, построенный в 1 веке до н.э. 2. Вид древнего города. 3. Жизнь города. 5. Трирема – военное судно римлян. 6. Так выглядели древние римляне. - Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 2? (С помощью пальцев.) - Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше? - На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались? Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V , и этот значок стал обозначать цифру 5. - Постройте из палочек цифру 5. Прибавьте 1 палочку справа. Какое число получилось? (6), две палочки (7). А сколько палочек надо прибавить, чтобы получилось 8? - Ну, а как короче записать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать? (надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4) - А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X . Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками. - Постройте 10 с помощью палочек. Поставьте рядом еще одну палочку, получилось число 11, а если поставить слева палочку, получиться число 9. Вывод: - какую особенность римской нумерации нужно запомнить? |
| Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование. . Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий |
IV. Закрепление нового (15 мин) Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух Восстанавливают нумерацию книг Учащиеся показывают карточки с римскими числами. III X IV VIII I VII XII IX XI V VI | (Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Подводит обучающихся квыводу о… Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в… Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке) | - Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад. Они и сейчас служат нам. - Где мы можем встретиться с ними? (нумерация глав в книгах, в дневнике нумеруются четверти, нумерация собраний сочинений писателей) - Да, действительно они служат для нумерации книг собраний сочинений писателей. Восстановите номера выданных книг а) - А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа. Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, покажите его римскими числами. Ребята с помощью карточек покажут получившийся ответ. Физкультминутка: Поднимайся дружно класс, это – раз! Покрутилась голова, это два! Руки вверх, вперед смотри, это три! Руки в стороны, пошире, развернули на четыре! С силой их к плечам прижать, это пять! Всем ребятам тихо сесть, это шесть!________________________ – Сколько будет, если 18 : 6 ? – Чему равно произведение 5 и 2? – Сколько ног у двух петухов? – Я задумала число, отняла 2, получилось 6. Какое число я задумала? – Какой ответ всегда будет, если число разделить на самого себя? 6) – Сколько дней в неделе? 7) – 3 умножить на 4. 8) – 81 уменьшить в 9 раз. 9) – Какое число на один больше 10? 10) – Частное 25 и 5. 11) – 60 разделить 10. | Умение работать по алгаритму | Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; |
Работа в тетради. | Работа в тетради. Запись арабских чисел на интерактивной доске. | -А теперь выполним письменные упражнения с римскими числами. Написанные римские числа записать арабскими цифрами. | |||
Знакомство с новыми цифрами. | Знакомство с новыми цифрами. Их запись. - А вы знаете ,как записать число 55, 100? - У римлян есть еще цифры, это – 50, 100. 500.Давайте познакомимся с их обозначением 50 - L 100 - C 500 - D | ||||
Самостоятельная работа в парах с взаимопроверкой | XXIV LXXXV CLIII CCCLXX DXXIV CCIX | 34 85 153 370 524 209 | Уметь работать в группе по заданному алгоритму. | ||
V. Контролирующее задание (12 мин) Цель: -осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний. | (Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку. ) Выполняем тест. | (Контролирует выполнение работы. Осуществляет:-индивидуальный контроль; выборочный контроль. Организует:взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий); самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями.) Возьмите тесты, прочитайте внимательно задания, выберите правильный ответ. | Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. | |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей Домашнее задание | (Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) - Римские числа. | (Отмечает степень вовлеченности учащихся - Что нового мы узнали? - Каким способом? - Где используются римские числа? Сколько цифр узнали? Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры. Придумайте занимательное задание для своих одноклассников, используя правило записи римских чисел. 3.* Узнайте, как записывали римляне многозначные числа и что означает это число - MDCCLVI? | . | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. |
Интернет ресурсы:
http://www.everyday.com.ua/digilet/digirome.htm
http://www.sci.aha.ru/ALL/a1.htm
http://www.raskraska.ru/azbuka/lat/index.html
http:www.shcool.еdu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разработки уроков математики 2 класс
1 урок:Введение нового знания с использованием технологии деятельностного метода обучения, проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, технологии организованного общения мла...
Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...
"Разноцветные жуки". Методическая разработка урока ИЗО.1 класс.
Тема: Разноцветные жуки Цели: формирование умения рисовать объекты природы и их украшения Задачи: -познакомить со способами рисования насекомых на плоскости;содействовать воспитанию любви к природе...
Методическая разработка урока для 4 класса
План-конспект урока для 4 класса по теме "Мой дом" к учебнику "Enjoy English" ( с презентацией)...
Методическая разработка урока для 4 класса
План-конспект урока для 4 класса по теме "Мой дом" к учебнику "Enjoy English" ( с презентацией)...
Методическая разработка урока в 1 классе
ftp://Урок в 1 классе по окружающему миру в разделе "Кто?Когда?Где?" по теме "Как помочь зимующим птицам"...
Методическая разработка урока технологии 1 класс "Чудесные превращения" УМК "Гармония"
Сказочна и богата природа. Каждый из нас имел счастье однажды в детстве замереть от нечаянно увиденного чуда в природе. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности с...