Методическая помощь к урокам в начальной школе
методическая разработка по математике (2 класс) на тему
Представлены разработки уроков по предметам по программе "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1.doc | 55 КБ |
urok_2.doc | 31.5 КБ |
urok_3.doc | 34 КБ |
urok_4.doc | 23.5 КБ |
urok_5.doc | 29 КБ |
urok_6.doc | 33.5 КБ |
urok_7.doc | 30.5 КБ |
urok_8.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 1
ПОВТОРЯЕМ ФОНЕТИКУ
Цели: закрепить знания о фонетике; совершенствовать умение сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции.
Ход урока
I. Чистописание.
…///…//..иии…
а о // ю ы // э е // е ё // а о //
Линейка, пенал, книга // школа, этаж, окно, стена.
– Ребята, выберите две строчки, над которыми вы бы хотели поработать. Пишите аккуратно, чисто, красиво.
Учащиеся по желанию выбирают две строчки для написания.
II. Повторение изученного материала.
1. Беседа по вопросам:
– Помните ли вы, что изучает фонетика? (Звуковую сторону речи.)
– Что обозначает слово «фонетика»? (Образовано от греческого слова phone, что значит «звук».)
– Что во 2 классе мы изучили из этого раздела?
Учитель пишет на доске ответы учащихся.
Звуки речи, ударение, слог, гласные и согласные звуки, глухие и звонкие согласные, ударные и безударные гласные, письменное обозначение звуков речи.
– Что вы помните о количестве гласных звуков и букв? Посмотрите верный ответ, записанный на доске.
На доске записана схема:
Звуки | [à] | [î] | [и] | [ы] | [y] | [э] |
Буквы | а я | о ё | и | ы | у ю | е э |
– Какими буквами может обозначаться [а]?
– Какими буквами может обозначаться [о], [и]?
– Какой звук имеет буква ы (э, у)?
– Какой вывод вы можете сделать о количестве гласных звуков и букв?
– Какой звук может передавать буква -я-? ([a], [й’а].)
– Что вы можете рассказать о согласных звуках? Чего больше в русском языке – согласных букв или согласных звуков? Подтвердите свои ответы, опираясь на таблицу в учебнике (ч. I, упр. 3).
Учитель. В языке всё имеет звуковое выражение. Фонетика нужна врачам, логопедам, учителям, поэтому не случайно обучение в школе начинают с букв и звуков.
Известно, что звуков (фонем) в русском языке 42, а букв – 33. Это значит, что отношения между звуками и буквами не такие простые, как может показаться на первый взгляд. Об этом нам поведают сами звуки речи.
2. Звуки речи – «гости» урока.
Учащиеся инсценируют стихотворение В. Волиной «Звуки речи».
Мы – не буквы, мы – звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы – не буквы, мы – звуки речи,
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг,
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт.
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные… согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс… – змеиный слышен свист.
Шшш… – шуршит опавший лист.
Жжж… – шмели в саду жужжат.
Ррр… – моторы тарахтят.
В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться:
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции.
Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
Проникнув в тайны фонемы,
Осилим мы эти проблемы.
Учитель. Вы уже знаете, что письменная речь не может абсолютно точно копировать устную. Звуки мы слышим, а буквы пишем. В одних случаях между ними есть полное соответствие, а в других – полная неразбериха. На этом, к сожалению, сложные отношения звуков и букв не заканчиваются. Одна, например, буква «Б» трудится в поте лица и за себя, и за других, обозначая целых четыре звука. Кто покажет, как это происходит?
Учащиеся. Это подтверждают следующие примеры: буря [б], битва [б’], хлеб [п], дробь [п’].
Учитель. Вы уже знаете, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки – в царстве того, что мы слышим, а буквы – в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимый. Он как бы надевает на звуки одежду в виде значков-букв. Тот, кто читает, действует наоборот: переводит видимые знаки в звучащие слова. Давайте рассмотрим, как это происходит?
3. Сравнение буквенной записи слов с записью слов с помощью транскрипции.
На доске написано слово поля́.
Учитель. Один ученик утверждает, что в этом слове все гласные звуки одинаковые. Как же так? Ведь здесь нет одинаковых букв. Как вы думаете? Приведите примеры слов, где один и тот же звук обозначен разными буквами. (Мяла, пряла.)
На доске записаны слова так, как они звучат в речи, с помощью транскрипции.
[атхот], [атгадат’], [патшутит’]
Учитель. Не правда ли, лучше не писать так, как слышится? Произнесите слова так, как правильно вы бы их записали. (Отход, отгадать, подшутить.)
4. Артикуляционная гимнастика.
Учитель. Произнесите 5–7 раз скороговорку.
Архи́п оси́п, а Óсип охри́п.
Физкультминутка
Ванька, встань-ка!
(Учащиеся встают на носки и возвращаются
в исходное положение.)
Ванька, встань-ка!
(Повторяют это же движение.)
Приседай-ка, приседай-ка!
(Приседают, опять встают на носки, приседают.)
Будь послушен, ишь какой!
(Грозят друг другу пальцем.)
Нам не справиться с тобой.
(Садятся обратно на стулья.)
5. Работа с рубрикой «Давай подумаем».
На доске записаны слова.
Щавель, черёмуха, лось, белка, червяк, йогурт, шиповник, юнга, жук, цапля, щука, шустрый, чудак.
Задание: распределите слова по группам. Проблема!
1) Слова, которые начинаются с твердого непарного согласного звука: лось, цапля.
2) Слова, начинающиеся с мягкого непарного согласного звука: йогурт, юнга, чудак, щука, черемуха, щавель, червяк.
3) Слова, которые не попали ни в одну из этих групп: шиповник, жук, шустрый, белка.
Трое учащихся на доске, а остальные в тетрадях выполняют задание с доказательством.
6. Выполнение упражнения 4 с комментированием (учебник).
Задание: запишите транскрипцию двух пар.
лес – [л’эс] – лез – [л’эс]
грусть – [груст’] – груздь – [груст’]
– Почему у пар слов одинаковые транскрипции? (Правописание согласных в корне слова; эту орфограмму надо проверять.)
III. Итог урока.
– Что изучает фонетика?
– Почему нужно изучать фонетику?
– Что мы повторили сегодня на уроке?
– Сколько гласных звуков и букв в русском языке?
– Сколько согласных звуков и букв в русском языке? Чего больше: согласных звуков или согласных букв?
Домашнее задание: закончить упражнение 4 в учебнике.
Предварительный просмотр:
Урок 2
ВСПОМИНАЕМ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ
БОЛЬШОЙ БУКВЫ
Цель: развивать умение сопоставлять слова, анализировать их и правильно писать собственные имена существительные.
Ход урока
I. Чистописание.
/·/·//·//·
п т // г ч // н к // л м // х ж //
Желтые листья // синие ленты.
Учащиеся выбирают по желанию 2 строчки и выполняют задание.
II. Повторение изученного материала.
1. Наблюдение за употреблением большой буквы в письменной речи.
На доске записаны предложения:
Мою кошку зовут Звездочка.
На небе появилась первая звездочка.
Наступила теплая осень.
Осень – чудесное время года.
Учитель предлагает учащимся прочитать предложения и ответить на вопросы:
– Чем отличается написание выделенных слов?
– Почему одни и те же слова написаны по-разному?
Задание: запишите любую пару предложений.
2. Выведение правила правописания большой буквы.
Учитель читает отрывок из стихотворения Е. Измайлова:
Буква обычная выросла вдруг,
Стала заметно выше подруг…
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело…
Вопросы:
– Какие важные дела поручены большой букве?
– Воробей Тишка,
Поросенок Гришка,
Красотка синичка.
Как напишешь клички? (С большой буквы.)
– Коля, Ира, Алексей
И Серёжа, и Андрей.
Не должны вы забывать,
Что большой буквой выделять? (Имена людей.)
На доске записано задание: допишите начало правила.
_______________________ пишутся с большой буквы.
3. Работа в рабочей тетради № 1.
1) Выполнение упражнения 1 по заданию учителя.
Вставьте нужные слова вместо пропусков. (Россия, Москва, Красная площадь, Кремль, Москва-река.)
2) Выполнение упражнения 2 по заданию.
Учащиеся списывают текст с необходимыми изменениями, предварительно разделив его на предложения.
На что вы будете обращать внимание при списывании?
Физкультминутка
III. Самостоятельная работа.
Выполнение упражнения 3 (учебник) по вариантам.
Задание: спишите предложения, выбирая нужные слова.
I вариант. Миша мечтает съездить в город…
Высоко в небе парил…
II вариант. За свой характер кот получил кличку…
Старый… сошел на берег.
Примечание. Здесь и далее в пособии после небольшой самостоятельной работы учитель предлагает учащимся произвести самооценку. На полях учащиеся рисуют линейки и отмечают на них уровень своей работы. (К – красиво, П – правильно, × – себя оценили). |
IV. Словарная работа.
Коллективное выполнение упражнения 3 (рабочая тетрадь).
Учащиеся разгадывают кроссворд, обеспечивающий повторение словарных слов.
V. Итог урока.
– Какую орфограмму мы повторили сегодня на уроке?
– Что в написании большой буквы мы будем помнить всегда?
Домашнее задание: упражнение 4 (рабочая тетрадь № 1).
Предварительный просмотр:
Урок 3
ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА
Цели: повторить правила переноса слов; научить применять алгоритм выполнения фонетического анализа слова.
Ход урока
I. Чистописание.
и щ ц /// и и /// щ щ // ц ц //
ци цы // щи щи //
цирк, птицы, щипцы ///
Учащиеся выбирают для написания любые две строчки.
II. Повторение правила переноса и деления слов на слоги.
Учитель. Вы уже знаете, что слова делятся на слоги.
– Как узнать, сколько слогов в слове? (В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.)
– Как разделить слова на слоги?
На доске записаны слова:
Ли-са, ма-ли-на, ма-й, те-тра-дь, ли-мон, и-ва, въ-езд, я-ма, пять, ю-ла.
Учитель предлагает ученикам выполнить задание: найдите слова, которые неправильно разделены на слоги. Объясните причину ошибки. Разделите эти слова на слоги правильно, запишите в тетради. По окончании работы выполните взаимопроверку.
Учитель. К нам за помощью обратился первоклассник.
Послушайте его рассказ и определите, какое правило он не усвоил? Помогите ему правильно перенести слова.
Один учащийся читает стихотворение В. Волиной «Как я перенес слова».
РАССКАЗ ПЕРВОКЛАССНИКА
Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенёс:
Едва я перенёс:
Е-
Два, –
Так получил за это «два».
Укол я перенёс:
У-
Кол –
И получил за это «кол».
Опять я перенёс:
О-
Пять –
Теперь, наверно, будет «пять».
– А вы как думаете, ребята?
Учащиеся помогают первокласснику правильно перенести слова, рассказывают правило переноса слов.
III. Изучение нового материала.
1. Постановка учебной задачи.
Учитель. Вы знаете, что слова можно записывать по-разному: буквами, с помощью транскрипций и с помощью звуковых моделей.
На сегодняшнем уроке нам предстоит учиться проводить фонетический анализ слова устно, а затем записывать его.
2. Чтение алгоритма «Как выполнять фонетический анализ слова».
3. Артикуляционная гимнастика.
Учащиеся 5–7 раз повторяют скороговорку.
У пеньков опять пять опят.
Физкультминутка
Скороговорку вы сказали по порядку,
Теперь всех приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
4. Проведение фонетического анализа слов по алгоритму.
Учащиеся, выполняют фонетический анализ слова, рассуждают и действуют последовательно, согласно указаниям алгоритма:
1) Запишем слово, разделим на слоги, запишем его с помощью транскрипции: Ракета, ра-ке-та, [рак’э́та].
2) Запишем слово по буквам в столбик и рядом транскрипцию [ ] звука.
3) Дадим характеристику звукам.
4) Подсчитаем количество букв и звуков.
р – [р] – согласный, твердый, непарный.
a – [а] – гласный, безударный.
к – [к’] – согласный, глухой, парный ([г]).
е – [э] – гласный, ударный.
т – [т] – согласный, глухой, парный ([д]).
а – [а] – гласный, безударный.
6 букв, 6 звуков. |
Учащиеся делают фонетический анализ слова луна.
IV. Итог урока.
Учитель. Как вы думаете, для чего надо уметь выполнять фонетический разбор слов?
Слова различаются правописанием и произношением. И редко, когда произношение и написание совпадают, чаще всего они различаются. Для того, чтобы правильно писать слова, надо уметь различать их на слух, охарактеризовывать звуки, знать их буквенное обозначение и еще очень многое, что нам предстоит изучать на уроках русского языка.
Домашнее задание: внимательно прочитайте алгоритм в учебнике.
Предварительный просмотр:
Урок 4
ВСПОМИНАЕМ ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ
Цели: закрепить знания о правиле переноса слов; совершенствовать умения в правописании слов.
Ход урока
I. Чистописание.
ООО А Е Ё И Й О У Э Ю Я
И. Левитан, А. Саврасов, К. Юон – художники-пейзажисты.
II. Словарная работа.
На доске записано стихотворение Е. Благининой:
Если рано в лес пойдешь,
Много ягод наберешь.
Ты – малину, ты – чернику,
Ты – в корзинку землянику
Если хочешь набирать,
То иди скорей искать.
Задание: выпишите названия ягод, возле самой вкусной ягоды поставьте знак «+». Запомните написание словарных слов.
III. Закрепление изученного материала.
1. Упражнение в применении правила переноса слов.
На доске записаны слова для выполнения работы по вариантам:
I вариант
Юбка, юла, Юра, Яша, яхта, ёлка, ель, съел, укол, опять, иней, змея, заяц, май, здесь.
Задание: выпишите слова, которые нельзя переносить.
II вариант
Взгляд, сельдь, громко, дождь, вьют, мальчик, гайка, восход, краб, деревья, дорога, магазин, ёжик, летчик, роза.
Задание: выпишите слова, которые можно переносить. Докажите правильность своего выбора.
Учащиеся читают записанные слова, подтверждают их выбор правилом в учебнике.
2. Выполнение упражнений в рабочей тетради.
Учитель. Предлагаю вам задания по выбору в рабочей тетради № 1. Если вы еще испытываете трудности в переносе слов, вам следует выполнить упражнение 2. В случае необходимости обращайтесь за помощью к правилу в учебнике.
Кто уверен, что умеет правильно переносить слова, может исправить работу ученика Жени в упражнении 3 рабочей тетради.
В конце работы учащиеся выполняют самооценку.
IV. Итог урока.
– Что мы сегодня повторили на уроке?
Домашнее задание: упражнение 4 (учебник, ч. I).
Предварительный просмотр:
Урок 5
ПОВТОРЯЕМ: ТЕКСТ, ЕГО ПРИЗНАКИ И ТИПЫ
Цели: закрепить знания учащихся о типах текста; развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Ход урока
I. Чистописание.
/// ׀׀׀ /// ׀׀׀
И и Ш ш Л л М м Я я С с
Самуил Яковлевич Маршак
II. Повторение изученного материала.
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами повторим известные сведения о тексте, его признаках и типах.
Послушайте несколько текстов.
В следующий раз я попал на Светлое озеро уже поздней осенью, когда выпал первый снег. Лес и теперь был хорош. Кое-где на березках еще оставался желтый лист. Сухая осенняя травка выглядывала из-под снега желтой щеткой. Светлое озеро казалось больше, потому что не стало прибрежной зелени…
Вопросы по тексту:
– О чем я вам прочитала?
– Какой это тип текста?
– По каким признакам вы определили, что это текст-описание?
Том окунул кисть в ведро и провел ею по верхней доске забора, повторил эту операцию, проделал ее снова, сравнил выбеленную полоску с необозримым материком неокрашенного забора и уселся на загородку под деревом в полном унынии.
Вопросы по тексту:
– Какой тип текста я прочитала?
– Какие признаки текста-повествования вам известны?
Лес приносит человеку большую пользу. Он прежде всего – хранитель воды. Деревья защищают землю от знойных лучей солнца и от ветров, а потому прохлада и сырость сохраняются долго в тени деревьев. Весной снег в лесу тает не вдруг, но постепенно, влага долго сохраняется в лесу и питает ручьи и речки в продолжение лета…
Вопросы по тексту:
– Какой тип текста я прочитала?
– По каким признакам вы определили, что это текст-рассуждение?
Физкультминутка*
III. Определение типа текстов.
1. Выполнение упражнения 1 устно (учебник).
– Можно ли стихотворение назвать текстом? Проблема!
Учащиеся находят в стихотворении элементы текста, доказывают, что это – текст-повествование.
2. Анализ текста из упражнения 2 (учебник).
Учащиеся работают в парах.
– Можно ли сказать, что это текст-описание?
– Как вы его озаглавите? (Звуки осени. Голос осени.)
– А теперь посоветуйтесь и выберите окончание текста из предложенных вариантов. Запишите в тетрадь заголовок и текст с тем окончанием, которое вы выбрали.
IV. Итог урока.
– Можно ли определить содержание текста по его окончанию?
Домашнее задание: подберите примеры разных типов текста и определите их признаки.
Предварительный просмотр:
Урок 6
ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ
Цели: закрепить знания об омонимах; учить выполнять фонетический анализ слова по алгоритму.
Ход урока
I. Чистописание.
Туман, зонт, дождь, шарф, пруд.
II. Повторение изученного материала.
На доске записаны стихотворения В. Волиной:
Пересохла глина,
Рассердилась Нина:
– Не мука, а мука,
Поварам наука.
Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведерко руку окуни,
Не бойся, это окуни.
Учитель. Найдите одинаковые по написанию слова.
– Чего не хватает в словах, чтобы был понятен смысл?
Поставьте ударение. Прочитайте стихи.
– Вспомните, как называются слова одинаковые по написанию, но разные по произношению?
Приведите примеры омонимов.
III. Тренировочные упражнения по выполнению фонетического разбора слов.
1. Выполнение упражнения 1 (учебник).
Учитель. Прочитайте стихотворение из упражнения 1.
Что вы можете сказать о выделенных словах?
Проведите фонетический разбор любого выделенного слова, рассуждая по алгоритму (учебник).
Образец: Замка, зам-ка, [замка́].
з – [з] – согласный, звонкий, парный ([с]);
а – [а] – гласный, безударный;
м – [м] – согласный, звонкий, непарный;
к – [к] – согласный, глухой, парный ([г]);
а – [а] – гласный, ударный.
5 букв, 5 звуков. |
2. Выполнение упражнения 3 по вариантам (учебник).
I вариант – учащиеся рассматривают Олин вариант фонетического анализа слова умею.
II вариант – учащиеся рассматривают Сережин вариант фонетического анализа слова умею.
Затем учащиеся находят ошибки, исправляют их, записывают правильный фонетический разбор слова умею.
Учитель предлагает сверить выполненное задание с фонетическим анализом слова на доске.
Умею, у-ме-ю, [ум’эй’у].
у – [у] – гласный, безударный;
м – [м’] – согласный, звонкий, непарный;
е – [э] – гласный, ударный;
ю – [й’] – согласный, звонкий, непарный;
[у] – гласный, безударный.
4 буквы, 5 звуков. |
Физкультминутка
3. Орфоэпическая тренировка.
На доске записаны слова: атлас, квартал, свёкла, пироги.
Учитель. Какие из этих слов имеют омонимы с другим ударением? (Атлас, пироги.)
Оставшиеся два слова научитесь говорить правильно. (Кварта́л, свёкла.)
IV. Итог урока.
– Какие слова мы называем омонимами? Приведите примеры.
– Что такое фонетический анализ слова? Как его проводить?
Домашнее задание: письменно приведите примеры 4–5 омонимов.
Предварительный просмотр:
Урок 7
ПОВТОРЯЕМ ПРАВИЛА ОБОЗНАЧЕНИЯ
ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
Цель: повторить и закрепить знания правописаний жи-ши, чу-щу, ча-ща.
Ход урока
I. Чистописание.
Все знают хитрую куму. А про ее проказы есть сказки и рассказы.
II. Повторение изученного материала.
1. Постановка учебной задачи.
На доске записаны слова: ежы, ершы, щюки, чяйки, волчята.
Учитель. Догадайтесь-ка, ребята,
Отчего ежи, ерши,
Щуки, чайки и волчата
Рассмеялись от души?
Какое правило надо вспомнить? (Правило обозначения гласных после шипящих.)
2. Выполнение упражнения 1 (учебник).
Задание: выпишите слова с жи-ши, ча-ща, чу-щу. Подчеркните в словах эти сочетания.
3. Выполнение упражнения 1 (рабочая тетрадь № 1).
Учитель. Какие нужные сочетания букв вы вставите?
Прочитайте. Что получилось?
Запишите любое стихотворение по памяти.
4. Составление слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
На доске записаны слоги:
ла, ча, пру, ма, на, ша, кры, жи, ши,
чай, ша, ник, ча, ро, встре.
Задание: составьте слова из слогов и запишите их соответственно теме нашего урока. Прочитайте слова.
(Крыша, пружина, чайник, шина, встреча, чаша, машина, наши.)
– Что вам помогло правильно справиться с заданием?
Физкультминутка
III. Самостоятельная работа.
Выполнение упражнения 3 в рабочей тетради.
По окончании работы проводится взаимопроверка.
IV. Словарная работа.
На доске записаны слова: .
Задание: подберите родственные слова, выделите корень.
– Что можете сказать о подчеркнутых буквах в корне? (Чередование согласных г–ж в корне.)
V. Итог урока.
– Что мы закрепляли сегодня на уроке?
– Какие трудности испытывали при выполнении заданий?
– Что вам помогало преодолеть трудности?
Домашнее задание: упражнение 2 (учебник), упражнение 4 (рабочая тетрадь № 1). Подготовиться к словарному диктанту.
Предварительный просмотр:
Урок 8
ПОВТОРЯЕМ СОСТАВ СЛОВА
Цели: повторить части слова и их обозначения; развивать умение разбирать слова по составу.
Ход урока
I. Чистописание.
ез ез // вб // удзрф // дв зв рб // бу вз вр
Подберезовик, боровик – грибы.
II. Словарный диктант.
Адрес, облако, герой, посуда, месяц, спасибо, вокзал, конфета, язык, обед.
III. Повторение изученного материала.
1. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Во 2 классе мы с вами строили здание из кирпичиков. Это здание – словообразование. Что обозначает термин «словообразование»?
Вспомните, как называется:
џ часть слова, которая изменяется…
џ окончание, не выраженное звуками…
џ часть слова без окончания…
џ общая часть родственных слов…
џ часть слова, которая стоит за корнем и служит
для образования новых слов…
џ часть слова, которая стоит перед корнем и служит
для образования новых слов…
2. Чтение алгоритма.
На доске написаны условные обозначения:
Учитель. Какие части слова так обозначаются?
– Какие части слова остались без обозначения? Обозначьте их на доске.
Прочитайте алгоритм разбора слова по составу (учебник).
– Всегда ли окончание может быть выражено звуками?
– Вспомните, что значит изменить форму слова? Как меняется форма слова? Приведите примеры.
– Есть ли в русском языке слова, которые не имеют окончания? Приведите примеры таких слов.
Физкультминутка
3. Выполнение упражнения 2 по вариантам (учебник).
Учащиеся выписывают слова, отмечают окончания и основу и доказывают правильность своего выбора.
I вариант – слова с окончанием, выраженным звуками;
II вариант – слова с нулевым окончанием;
III вариант – слова, не имеющие окончания.
4. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое» (учебник).
Учащиеся читают об этимологии слова кафе.
5. Работа с рубрикой «Давай подумаем» (учебник).
Задание: Выберите из предложенных вариантов правильный ответ.
Чтобы найти корень, надо…
6. Выполнение упражнения 3 устно (учебник).
Задание: назовите группы однокоренных (родственных) слов.
IV. Итог урока.
– Что мы сегодня повторили на уроке?
– Из каких частей состоит слово?
Домашнее задание: составьте слова по схемам и запишите их:
; ; ; .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой методический семинар"Проектирование уроков в начальной школе с использованием технологии проблемно-диалогического обучения"
Методический семинар...
методические материалы к урокам в начальной школе
Очень интересный материал по развитию речи по ФГОС...
Презентация к выступлению на методическом объединении "Современный урок в начальной школе"
В презетации показаны примеры составления опорных схем для запоминания учебного материала...
Методические рекомендации "Современный урок в начальной школе"
Построение урока в рамках ФГОС НОО предполагает понимание критериев его результативности. Поэтому в работе выделены постулаты современного урока, определены требования к его подготовке, со...