Тематическое планирование по математике 4 класса
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России , планируемых результатов начального общего образования и на основе авторской программы М.И. Моро, М. А. Бантовой и др. (УМК «Школа России»). Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России , планируемых результатов начального общего образования и на основе авторской программы М.И. Моро, М. А. Бантовой и др. (УМК «Школа России»). Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России , планируемых результатов начального общего образования и на основе авторской программы М.И. Моро, М. А. Бантовой и др. (УМК «Школа России»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tp_matem_4kl.docx | 56.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России , планируемых результатов начального общего образования и на основе авторской программы М.И. Моро, М. А. Бантовой и др. (УМК «Школа России»).
Общая характеристика учебного предмета
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Изучение математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах, умению логически мыслить, применять знания в практической деятельности, решать нестандартные задачи. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков. Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи обучения:
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать умение учиться;
- сформировать устойчивый интерес к математике;
- выявить и развить математические и творческие способности.
Основу курса математики в 4 классе составляет табличное умножение и деление, внетабличное умножение и деление, изучение нумерации чисел в пределах 1000 и четыре арифметических действия с числами в пределах 1000. При ознакомлении с письменными приемами выполнения арифметических действий важное значение придается алгоритмизации. Все объяснения даются в виде четко сформулированной последовательности шагов, которые должны быть выполнены. При рассмотрении каждого алгоритма сложения, вычитания, умножения или деления четко выделены основные этапы, план рассуждений, подлежащий усвоению каждым учеником.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы, времени и работа над их усвоением.
Перед изучением внетабличного умножения и деления обучающиеся знакомятся с разными способами умножения суммы на число. Изученные свойства действий используются также для рационализации вычислений, когда речь идет о нахождении значений выражений, содержащих несколько действий.
Особое внимание заслуживает рассмотрение правил о порядке выполнения арифметических действий. Эти правила вводятся постепенно, начиная с первого класса, когда обучающиеся уже имеют дело с выражениями, содержащие только сложение и вычитание. Правила о порядке выполнения действий усложняются при ознакомлении с умножением и делением в теме «Числа от 1 до 100». В дальнейшем рассматриваются новые для обучающихся правила о порядке выполнения действий в выражениях, содержащих две пары скобок или два действия внутри скобок. Эти правила иллюстрируются довольно сложными примерами, содержащими сначала 2 – 3 действия, а затем 3 – 4 арифметических действия.
Следует подчеркнуть, что правила о порядке выполнения действий – один из сложных и ответственных вопросов курса математики в 4 классе. Работа над ним требует многочисленных, распределенных во времени тренировочных упражнений. Умение применять эти правила в практике вычислений вынесены в основные требования программы на конец обучения в начальной школе.
Важной особенностью курса математики является то, что рассматриваемые в нем основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. Именно на простых текстовых задачах обучающиеся знакомятся и со связью между такими величинами, как цена – количество – стоимость; нормы расходы материала на одну вещь – число изготовленных вещей – общий расход материала; длина сторон прямоугольника и его площадь. Такие задачи предусмотрены рабочей программой каждого года обучения. Система в их подборе и расположении их во времени построена с таким расчетом, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также задач взаимообратных.
Обучающиеся учатся анализировать содержание задачи, выбирать действия при решении задач каждого типа, обосновывать выбор каждого действия и пояснять полученные результаты, записывать решение задачи по действиям, а в дальнейшем и составлять по условию задачи выражение, вычислять его значение, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения. Важно, чтобы обучающиеся подмечали возможность различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболее рациональный из них. Работе над задачей можно придать творческий характер, если изменить вопрос задачи или ее условие.
Серьезное значение уделяется обучению решению текстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, пробуждает у обучающихся интерес к математическим знаниям и понимание их практического значения. Решение текстовых задач при соответствующем их подборе позволяет расширять кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.
Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. Круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно. Нахождение площади прямоугольника (квадрата) связывается с изучением умножения, задача нахождения стороны прямоугольника (квадрата) по его площади — с изучением деления.
Различные геометрические фигуры (отрезок, многоугольник, круг) используются и в качестве наглядной основы при формировании представлений о долях величины, а также при решении разного рода текстовых задач. Трудно переоценить значение такой работы при развитии как конкретного, так и абстрактного мышления у детей.
К элементам алгебраической пропедевтики относится ознакомление детей с таким важным математическим понятием, как понятие переменной. В дальнейшем вводится буквенное обозначение переменной. Дети учатся находить значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 1000 (продолжение) (15 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 — 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (16 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (11 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
х+312=654+79
729-х=217+163
х- 137 = 500 -140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин
Умножение и деление (72 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 · х = 429 + 120, х · 18 = 270- 50, 360: х = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
- вычисление значений числовых выражений в 2 — 4действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
- решение задач в одно действие, раскрывающих:
а)смысл арифметических действий;
б)нахождение неизвестных компонентов действий;
в)отношения больше, меньше, равно;,
г)взаимосвязь между величинами;
-решение задач в 2 — 4 действия;
-решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры па заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;
построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема (раздел) программы | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ |
1. | Числа от 1 до 1000 | 13 ч. | 1 |
2. | Числа, которые больше 1000. Нумерация | 11 ч. | 1 |
3. | Величины | 18 ч. | 1 |
4. | Сложение и вычитание | 11 ч. | 1 |
5. | Умножение и деление | 71 ч. | 5 |
6. | Итоговое повторение | 10 ч. | 1 |
7. | Итоговая диагностическая работа | 2 ч. | 1 |
ВСЕГО: | 136 ч. | 11 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса математики выпускники начальной школы научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений.
Учащиеся овладеют основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки.
Ученики научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях.
Выпускники начальной школы получат представления о числе как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение. Учащиеся накопят опыт решения текстовых задач.
Выпускники познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей.
В ходе работы с таблицами и диаграммами (без использования компьютера) школьники приобретут важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. Они смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
- основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
- уважительное отношение к иному мнению и культуре.
- навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности;
- умения определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
- мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
- интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
- умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.
ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Познавательные
Обучающийся научится:
- использовать математического содержания - символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
- владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- владеть базовыми предметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура) и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета, используя абстрактный язык математики;
- использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания с поставленными целями и задачами;
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий;
- читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
- использовать различные способы поиска ,сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументировано, c использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
- принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
- принимать участие в определении общей цели и путей е достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО РАЗДЕЛАМ
Раздел «Числа и величины»
Обучающийся научится:
• читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
• устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
• читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
• классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
• выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Раздел «Арифметические действия»
Обучающийся научится:
• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
• выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
• вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять действия с величинами;
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Раздел «Работа с текстовыми задачами»
Обучающийся научится:
• анализировать задачу, устанавливать зависимость между
величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи,
определять количество и порядок действий для решения задачи,
выбирать и объяснять выбор действий;
•решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);
•оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
• решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
• решать задачи в 3—4 действия;
• находить разные способы решения задачи.
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»
Обучающийся научится:
•описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
•распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;
•выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
•использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
•распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;
•соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Обучающийся получит возможность научиться:
• распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Раздел «Геометрические величины»
Обучающийся научится:
•измерять длину отрезка;
• вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
• оценивать размеры геометрических объектов, расстояний приближенно (на глаз).
Обучающийся получит возможность научиться:
• вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры.
Раздел «Работа с данными»
Обучающийся научится:
•читать несложные готовые таблицы;
•заполнять несложные готовые таблицы;
•читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Обучающийся получит возможность научиться:
• читать несложные готовые круговые диаграммы.
• достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
• сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
• распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
• планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм ;
• интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Перечень учебно-методического обеспечения
Для обучающихся :
1. Учебник для 4 класса Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2014 г.
2. Тетрадь для проверочных работ по математике 4 класс М.И.Моро, Москва, Просвещение, 2014 г.
Для учителя :
1. Учебник для 4 класса Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.
2. Методические рекомендации « Математика 4 класс» Москва, Просвещение, 2014 г.
3. Поурочные разработки по математике . 4 класс. М. : ВАКО, 2014 г.
4. Электронное приложение к учебнику М.И.Моро.
Материально-техническое обеспечение
1.Печатные пособия: учебники, учебные пособия, раздаточный материал (тесты, дидактические карточки, тренажеры), , тетради тестов по математике для 4 класса, рабочие тетради;
2. ИКТ, аудиовизуальные (презентации, образовательные видеофильмы, математические игры, тренажеры и т.п.);
3.Наглядные пособия (таблицы классов и разрядов, плакаты и т.п.);
4.Учебные приборы (циркуль, треугольник, палетка, метр и т.д.).
Список литературы
1. Контрольные работы в начальной школе по математике 1-4 класс
Москва « Дрофа» 2011 год
2.Контроль в начальной школе :Традиционные и тестовые задания. Сборник .
4 класс .- М. : Начальная школа,2007 . ( Прилож. К журналу « Начальная школа»).
3. Методические рекомендации « Математика 4 класс» Москва, Просвещение, 2013 г.
Тематическое (поурочное) планирование к программе: Математика. Моро М. И. 4 класс
№ п/п | Тема урока | Основные виды деятельности обучающихся | Дата по плану | Дата по факту | ||
1 | Повторение. 13 ч. Нумерация, счет предметов. Разряды. | Знать последовательность чисел в пределах 1000. Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. Понимать правила порядка выполнения действий. | ||||
2 | Выражение и его значение. Порядок выполнения действий. | Знать последовательность чисел в пределах 1000. Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. Понимать правила порядка выполнения действий. | ||||
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | Знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел. Уметь пользоваться изученной терминологией | ||||
4 | Приемы письменного вычитания | Уметь выполнять письменные вычисления, вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия | ||||
5 | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. | Уметь выполнять письменные вычисления(сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначные),вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. | ||||
6 | Умножение трёхзначного числа на однозначное | Уметь пользоваться изученной терминологией решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные. | ||||
7 | Свойства умножения | Уметь пользоваться изученной терминологией решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные, используя переместительное свойство умножения. | ||||
8 | Алгоритм письменного деления на однозначное число | Уметь выполнять приемы письменного деления на однозначное число. знать таблицу умножения и деления однозначных чисел. | ||||
9 | Приёмы письменного деления на однозначное число | Уметь выполнять письменное деление трехзначных чисел на однозначные, | ||||
10 | Приёмы письменного деления | Уметь выполнять письменное деление трехзначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть ноль. | ||||
11 | Контрольная работа (входная) №1 | Уметь пользоваться изученной терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления(Сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначные.) | ||||
12 | Сбор и представление данных. Диаграммы | Уметь строить диаграммы и переводить их в таблицы | ||||
13 | Повторение пройденного «Чтоузнали. Чему научились. | Знать последовательность чисел в пределах 1000000,таблицу сложения и вычитания однозначных чисел, правила порядка выполнения действий, Уметь записывать и сравнивать числа в пределах 1000000,пользоваться изученной терминологией | ||||
14 | Нумерация больше 1000. 11 ч Новая счётная единица –тысяча Класс единиц и класс тысяч | Знать последовательность чисел в пределах100000,понятия "разряды" и "классы".Уметь читать ,записывать числа ,которые больше 1000 | ||||
15 | Чтение многозначных чисел | Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000 | ||||
16 | Запись многозначных чисел. | Уметь записывать и сравнивать числа в пределах 1000000 | ||||
17 | Разрядные слагаемые. | Уметь представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых. | ||||
18 | Сравнение чисел | Уметь читать, записывать и сравнивать числа. | ||||
19 | Увеличение, уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | Уметь увеличивать и уменьшать числа в 10,100,1000 раз ,уметь устанавливать связь между компонентами и результатами действий. Уметь решать геометрические задачи. | ||||
20 | Закрепление изученного по теме : Нумерация» | Уметь находить количество единиц какого-либо разряда | ||||
21 | Класс миллионов, класс миллиардов | Знать класс миллионов, класс миллиардов, последовательность чисел в пределах 100000 | ||||
22 | Страничка для любознательныхЧто узнали. Чему научились. | Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000 | ||||
23 | Контрольная работа № 2 по теме «Числа, которые больше 1000» | Уметь применять знания, умения и навыки по теме « Нумерация чисел больше 1000» | ||||
24 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Проект «Математика вокруг нас» | Уметь анализировать ошибки, совершенствовать умение решать текстовые задачи. | ||||
25 | Величины 18 ч. Единицы длины. Километр | Знать единицы длины. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. | ||||
26 | Таблица единиц длины | Знать единицы длины. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах | ||||
27 | Единицы площади Квадратный километр Квадратный миллиметр | Знать единицы площади. Уметь использовать приобретенные знания для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе. | ||||
28 | Таблица единиц площади | Знать таблицу единиц площади. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям. Уметь вычислять периметр и площадь прямоуголь-ка (квадрата) | ||||
29 | Измерение площади с помощью палетки | Знать прием измерения площади фигуры с помощью палетки. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, вычислять периметр и площадь прямоугольника., решать текстовые задачи арифметическим способом.
| ||||
30 | Закрепление по теме : «Величины» | Уметь переводить крупные единицы длины и площади в более мелкие, уметь решать текстовые задачи, совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки | ||||
31- 32 | Единицы массы. Тонна, центнер | Знать понятия "массы, единицы массы"Уметь сравнивать величины по их числовым значениям. | ||||
33 | Таблица единиц массы | Знать понятия "массы, единицы массы"Уметь сравнивать величины по их числовым значениям. Знать таблицу единиц массы. | ||||
34 | Единицы времени Определение времени по часам | Знать единицы времени. Уметь использовать знания для определения времени по часам (в часах, минутах). Уметь Сравнивать величины, выражать данные величины в различных единицах, часах, минутах). меть сравнивать | ||||
35 | Определение начала, конца и продолжительности события. | Уметь определять время по часам (в часах и минутах). Сравнивать величины по их числовым значениям. | ||||
36 | Секунда | Уметь сравнивать величины, выражать данные величины в различных единицах. | ||||
37 | Единицы времени. Век | Знать единицы времени. Уметь сравнивать величины, выражать данные величины в различных единицах. | ||||
38 | Таблица единиц времени | Знать таблицу единиц времени.. Уметь сравнивать величины, выражать данные величины в различных единицах. | ||||
39- 40 | Обобщение и систематизация знаний. «Что узнали. Чему научились» | Уметь сравнивать величины, выражать данные величины в различных единицах. | ||||
41 | Контрольная работа № 3 по теме «Величины» | Уметь сравнивать величины, выражать данные величины в различных единицах. | ||||
42 | Анализ контрольной работы. Закрепление материала по теме «Величины» | Уметь анализировать ошибки, совершенствовать умение решать текстовые задачи. | ||||
43 | Сложение и вычитание 11 ч. Устные и письменные приёмы вычислений | Уметь выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел),вычисления с нулем, пользоваться изученной математической терминологией. | ||||
44 | Устные и письменные приёмы вычислений | Уметь выполнять устные и письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел) | ||||
45 | Нахождение неизвестного слагаемого | Знать правило нахождения неизвестного слагаемого | ||||
46 | Нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого | Знать правило нахождения неизвестного уменьшаемого и вычитаемого..Уметь вычислять значения числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без) | ||||
47 | Нахождение нескольких долей целого. | Уметь находить несколько долей целого, совершенствовать вычислительные навыки | ||||
48 | Решение задач Комплексное применение знаний и способов действий. | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом. Знать терминологию. | ||||
49 | Сложение и вычитание величин | Знать приемы сложения и вычитания величин, уметь выражать величины в разных единицах. | ||||
50 | Решение задач на уменьшение (увеличение)в несколько раз | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом. Знать терминологию. | ||||
51 | Повторение пройденного.Что узнали. Чему научились. | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, проверять правильность вычислений. | ||||
52 | Контрольная работа № 4 по теме « Сложение и вычитание». | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, проверять правильность вычислений. | ||||
53 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Свойства умножения. | Уметь анализировать ошибки, совершенствовать умение решать текстовые задачи. | ||||
54 | Умножение и деление 71 ч. Письменные приемы умножения | Уметь выполнять письменные приемы умножения, делать проверку, решать текстовые задачи арифметическим способом. | ||||
55 | Письменные приёмы умножения многозначных чисел на однозначное число | Знать приемы письменного умножения вида 4019×7 Уметь вычислять значения числового выражения, содержащего 2-3 действия(со скобками и без) | ||||
56 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | Знать приемы письменного умножения чисел, оканчивающихся нулями, уметь делать проверку. | ||||
57 | Нахождение неизвестного множителя , делимого, делителя. | Знать правило нахождения неизвестного множителя. Знать терминологию. Знать правило нахождения неизвестного делимого и делителя. | ||||
58 | Деление с числами 0 и 1 | Уметь обобщать знания о действии деления, об особенностях деления с числами 0 и 1,совершенствовать вычислительные навыки. | ||||
59 | Прием письменного деления многозначного числа на однозначное | Уметь выполнять деление многозначного числа на однозначное число | ||||
60 | Письменные приёмы деления | Уметь выполнять деление многозначного числа на однозначное число Познавательные - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные - Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. | ||||
61 | Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме | Уметь решать задачи на пропорциональное деление, совершенствовать вычислительные навыки Познавательные - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) Регулятивные - Составлять план решения задачи совместно с учителем. | ||||
62 | Прием письменного деления на однозначное число. | Уметь проверять правильность выполнения вычислений, делить многозначные числа на однозначное число. Познавательные - Делать выводы на основе обобщения знаний. Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы. | ||||
63 | Решение задач Комплексное применение знаний и способов действий. | Уметь решать задачи на пропорциональное деление, совершенствовать вычислительные навыки Познавательные - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) Регулятивные - Составлять план решения задачи совместно с учителем. | ||||
64 | Письменные приёмы деления. Решение задач | Уметь проверять правильность выполнения вычислений, делить многозначные числа на однозначное число. Познавательные - Делать выводы на основе обобщения знаний. Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы. | ||||
65 | Письменные приёмы деления. Решение задач | Уметь решать задачи на пропорциональное деление, совершенствовать вычислительные навыки Познавательные - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) Регулятивные - Составлять план решения задачи совместно с учителем. | ||||
66 | Обобщение и систематизация знаний. «Что узнали. Чему научились» | Уметь проверять правильность выполнения вычислений, делить многозначные числа на однозначное число. Познавательные - Делать выводы на основе обобщения знаний. Учиться связно отвечать по плану. Коммуникативные - Сотрудничать в совместном решении проблемы. Рассуждать. Правильно оформлять работу. Регулятивные - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы. | ||||
67 | Обобщение и систематизация знаний. «Что узнали. Чему научились» | Уметь выполнять деление многозначного числа на однозначное, совершенствоватвовать устные и письменные вычислительные навыки, уметь решать задачи | ||||
68 | Контрольная работа №5 по теме «Умножение и деление на однозначное число». | Уметь выполнять письменный прием умножения и деления многозначных чисел, сложение и вычитание многозначных чисел. | ||||
69 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление изученного по теме. | Уметь анализировать ошибки, совершенствовать умение решать текстовые задачи. | ||||
70 | Умножение и деление на однозначное число | Уметь выполнять письменные приёмы умножения и деления, развивать логическое мышление, уметь решать задачи | ||||
71 | Скорость. Единицы скорости Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | Знать понятие "Скорость. Единицы скорости".Уметь пользоваться терминологией. Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом | ||||
72 | Решение задач на движение | Умение решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени и расстояния. | ||||
73 | Решение задач на движение | Умение решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени и расстояния. | ||||
74 | Решение задач на движение | Умение решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени и расстояния. | ||||
75 | Умножение числа на произведение | Знать приемы письменного умножения и деления многозначных чисел на однозначные. Уметь делать проверку. | ||||
76 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | Умение решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | ||||
77 | Письменное умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | Умение решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | ||||
78 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями Закреп. изученного | Умение решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | ||||
79 | Решение задач на движение Изучение новых знаний | Умение решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени и расстояния. | ||||
80 | Перестановка и группировка множителей Изучение новых знаний | Знать конкретный смысл умножения и деления. Названия действий и компонентов. Связи между результатами и компонен умножения и деления. | ||||
81 | Повторение пройденного. «Что узнали? Чему научились? Закреп. изученного | Закреплять умение решать задачи,совершенствовать вычислительные навыки | ||||
82 | Повторение пройденного. «Что узнали? Чему научились? Закреп. изученного | Закреплять умение решать задачи,совершенствовать вычислительные навыки | ||||
83 | Контрольная работа №6 по теме « Письменное умножение». | Уметь применять прием письменного умножения и деления. | ||||
84 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление изученного по теме. | Уметь анализировать и исправлять ошибки, совершенствовать умение решать текстовые задачи. | ||||
85 | Деление числа на произведение. | Уметь применять прием письменного умножения и деления. | ||||
86 | Деление с остатком на 10, 100, 1000 | Умение решать текстовые задачи арифметическим способом. Уметь выполнять деление с остатком в пределах 100. | ||||
87 | Задачи на нахождение четвертого пропорционального. | Уметь решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального способом отношений | ||||
88 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | Знать письменные приёмы деления на числа, оканчивающиеся нулями, при однозначном частном | ||||
89 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | Знать письменные приёмы деления на числа, оканчивающиеся нулями, когда в частном две цифры | ||||
90 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | Знать письменные приёмы деления на числа, оканчивающиеся нулями | ||||
91 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | Знать письменные приёмы деления на числа, оканчивающиеся нулями | ||||
92 | Решение задач на движение в противоположных направлениях | Умение решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях. | ||||
93 | Закрепление приемов деления. Решение задач на движение Закреп. изученного | Знать письменные приёмы деления на числа, оканчивающиеся нулями | ||||
94 | Контрольная работа №7 по теме « Умнож. и деление на числа, оканч-ся нулями». | Уметь применять прием письменного умножения и деления. | ||||
95 | Анализ к. р, работа над ошибками. Проект: «Математика вокруг нас» | Уметь анализировать и исправлять ошибки, совершенствовать умение решать текстовые задачи. | ||||
96 | Умножение числа на сумму | Знать правило умножения числа на сумму. Уметь применять прием письменного умножения и деления. | ||||
97 | Умножение числа на сумму. | Знать правило умножения числа на сумму. Уметь применять прием письменного умножения и деления. | ||||
98 | Письменное умножение на двузначное число. | Уметь выполнять письменные приёмы умножения на двузначное число. | ||||
99 | Письменное умножение на двузначное число. | Уметь выполнять письменные приёмы умножения на двузначное число. | ||||
100 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям | Умение решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять письменное умножение на 2-значное число.. | ||||
101 | Решение задач на нахождение неизвестного по двумразностям | Уметь выполнять письменное умножение на 2-значное число. Умение решать текстовые задачи арифметическим способом. | ||||
102 | Письменное умножение на трехзначное число. | Знать конкретный смысл умножения и деления. Названия действий и компонентов. Связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь применять прием письменного умножения на 3-значное число. | ||||
103 | Письменное умножение на трехзначное число | Знать конкретный смысл умножения и деления. Названия действий и компонентов. Связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь применять прием письменного умножения на 3-значное число. | ||||
104 | Письменное умножение на трехзначное число . | Знать названия действий и компонентов. Связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь применять прием письменного умножения на 3-значное число. | ||||
105 | Письменное умножение на трехзначное число. | Знать конкретный смысл умножения и деления. Названия действий и компонентов. Связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь применять прием письменного умножения на 3-значное число. | ||||
106 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | Знать конкретный смысл умножения и деления. Названия действий и компонентов. Связи между результатами и компонентами умножения и деления. | ||||
107 | Контрольная работа № 8 по теме « Умножение на двузначное и трехзначное число». | Проверить знания, умения и навыки по теме« Умножение на двузначное и трехзначное число». | ||||
108 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. | Уметь анализировать и исправлять ошибки, совершенствовать умение решать текстовые задачи. | ||||
109 | Письменное деление на двузначное число. | Уметь выполнять прием письменного деления многозначных чисел на однозначное, на 2-значное,Уметь делать проверку.. | ||||
110 | Письменное деление с остатком на двузначное число | Знать конкретный смысл умножения и деления. Названия действий и компонентов. Связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь применять прием письменного деления на 2-значное число с остатком.. | ||||
111 | Алгоритм письменного деления на двузначное число | Уметь составлять алгоритм письменного деления трёхзначного числа на двузначное | ||||
112 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление. | Уметь выполнять прием письменного деления многозначных чисел на 2-значное число | ||||
113 | Письменное деление многозначного числа на двузначное число | Уметь выполнять прием письменного деления многозначных чисел на 2-значное число | ||||
114 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление | Уметь выполнять прием письменного деления многозначных чисел на 2-значное число | ||||
115 | Обобщение и систематизация знаний | Закреплять приём деления многозначного числа на двузначное, совершенствовать вычислительные навыки | ||||
116 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление | Закреплять письменный приём деления многозначного числа на двузначное, совершенствовать вычислительные навыки | ||||
117 | Письменное деление на трехзначное число | Знать конкретный смысл умножения и деления. | ||||
118 | Письменное деление на трехзначное число | Уметь применять прием письменного деления на 3-значное число. | ||||
119 | Письменное деление на трехзначное число | Уметь применять прием письменного деления на 3-значное число | ||||
120 | Обобщение и систематизация знаний | Уметь применять прием письменного деления на 3-значное число | ||||
121 | Деление с остатком. | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять деление с остатком. | ||||
122 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | Уметь применять прием письменного деления | ||||
на 3-значное число | ||||||
123 | Контрольная работа № 9 « Письменное деление на трехзначное число». | Уметь применять знания, умения и навыки по теме « Письменное деление на трехзначное число». | ||||
124 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. | Уметь анализировать и исправлять ошибки, совершенствовать умение решать текстовые задачи. | ||||
125 | Итоговое повторение
Нумерация. | Знать последовательность чисел в пределах 1000000,пользоваться изученной терминологией | ||||
126 | Выражения и уравнения. | Знать последовательность чисел в пределах 1000000,пользоваться изученной терминологией Уметь решать уравнения | ||||
127 | Арифметические действия. Сложение и вычитание. | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления с натуральными числами. | ||||
128 | Арифметические действия. Умножение и деление. | Уметь выполнять письменные вычисления...Уметь вычислять значение числовых выражений в 2-3 действия (со скобками и без). | ||||
129 | Правила о порядоке выполнения действий. | Уметь выполнять письменные вычисления. Уметь вычислять значение числовых выражений в 2-3 действия (со скобками и без). | ||||
130 | Контрольная работа № 10 Итоговая | Уметь применять знания, умения и навыки | ||||
131 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Уметь анализировать и исправлять ошибки, совершенствовать умение решать текстовые задачи. | ||||
132 | Величины. Геометрические фигуры. | Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять сравнение величин по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. Уметь распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге | ||||
133 134 | Решение задач изученных видов. | Уметь решать текстовые задачи изученных видов | ||||
135 | Обобщение и систематизация изученного материала | Умножение и деление. Использование свойств арифметических действий. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без. | ||||
136 | Итоговая диагностическая работа | Уметь решать текстовые задачи изученных видов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по математике. УМК "Планета знаний".1 класс, 1 четверть.1 класс
Планирование составлено как зачетная работа на курсах повышения квалификации для учителей 1 классов, переходящих на обучение по ФГОС, в августе 2011 года....
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...
Календарно - тематическое планирование по математике УМК "Школа России" 2 класс, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с ФГОС
Календарно - тематическое планирование по математике составлено на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего...
Календарно - тематическое планирование по математике УМК "Школа России" 3 класс, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с ФГОС
Календарно - тематическое планирование составлено на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по математике для о...
Календарно - тематическое планирование по математике УМК "Школа России" 4 класс, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с ФГОС
Календарно - тематическое планирование составлено на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по математике...
Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова «Математика» учебник для 1 класса (УМК «Перспектива») ( 4 часа в неделю).
Математика как учебный предмет играет весьма важную роль в воспитании младших школьников. С помощью математики ребенок учится познавать окружающий мир, решать жизненно важные проб...
Календарно-тематическое планирование по математике в 1 классе (1-4) по учебнику «Математика» Моро М.И.
Календарно-тематическое планирование по математике в 1 классе (1-4) Математика Моро М.И. из расчета 4 часа в неделю, всего в год 132 часа....