Программа кружка "Увлекательная грамматика" 1 класс
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
Модифицированная программа кружка "Увлекательная грамматика" тдля учащихся 1 класса. Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.Новизна программы определяется тем, что она способствует не только расширению и углублению знаний детей о русском языке, но и даёт возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_uvlekatelnaya_grammatika_badrtdinova_r.a._mbou_sosh_no1.docx | 31.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ БУГУЛЬМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
АВТОР ПРОГРАММЫ:
БАДРТДИНОВА РАЗИНА АБУЗАРОВНА,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
РЕЦЕНЗЕНТ:
ВЕДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ
ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ ГАОУ ДПО «ИРО РТ»
КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
САФИНА Р. Н.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД
ГОД РАЗРАБОТКИ: 2014
Год разработки: 2014
Пояснительная записка
Значение овладение школьниками русским языком трудно переоценить: «Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности» (А.В. Полякова)
Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеклассная работа. Актуальность создания авторской образовательной программы «Увлекательная грамматика» предопределена тем, что период начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития способностей младших школьников. Следовательно, задача школы – создать такую обстановку, в которой возможно развитие этих качеств у ребёнка. Чтобы учебная деятельность стимулировала развитие созидательных способностей ребёнка, её следует специальным образом организовать.
Новизна программы определяется тем, что она способствует не только расширению и углублению знаний детей о русском языке, но и даёт возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Цели и задачи курса.
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:
- расширение и углубление запаса знаний учащихся;
- развитие самостоятельности мышления, воображения;
- развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности;
- воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы
В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, наглядности.
Основные методы и технологии
-технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Данная программа рассчитана на детей 7-8 лет. Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год, 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1 класса.
Планируемые результаты.
1-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Паспорт программы
Ф.И.О., должность автора (авторского коллектива) | Бадртдинова Разина Абузаровна, учитель начальных классов, I квалификационной категории |
География (территория, на которой реализуется программа) программы | Республика Татарстан г. Бугульма, МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельным предметов |
Целевые группы (количественная и качественная характеристика детей – количество, возраст, социальный статус и др.) | 12-15 человек, 7 – 8 лет, учащиеся 1 класса |
Цель программы | формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью |
Направленность программы | русский язык |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы | модифицированная |
Уровень реализации | начальное общее образование |
Уровень усвоения программы | углубленный |
Способ освоения содержания образования | креативный |
Краткое содержание программы | Актуальность создания авторской образовательной программы «Увлекательная грамматика» предопределена тем, что период начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития способностей младших школьников. Новизна программы определяется тем, что она способствует не только расширению и углублению знаний детей о русском языке, но и даёт возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей. Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями. Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности: - расширение и углубление запаса знаний учащихся; - развитие самостоятельности мышления, воображения; - воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы. Основные методы и технологии: -технология разноуровневого обучения; - развивающее обучение; - технология обучения в сотрудничестве; - коммуникативная технология. Планируемые результаты: Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Метапредметне результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
Тематическое планирование (33 часа)
1-й класс «Путешествия в Страну Грамматику»
№ | Тема занятия | Количество часов |
1-2 | Волшебные звуки и знаки. | 2 |
3-4 | Загадочные слова | 2 |
5-7 | Чудесные превращения слов. | 3 |
8-9 | В гости к Алфавиту. | 2 |
10-13 | К тайнам звуков и букв. | 4 |
14 | В Королевстве ошибок. | 1 |
15 | В Страну Слогов. | 1 |
16-17 | Чудеса в Стране Слов | 2 |
18-20 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. | 3 |
21-23 | В Театре близнецов. | 3 |
24-25 | Конкурс знающих. | 2 |
26 | Необычный урок. | 1 |
27-28 | В Клубе весёлых человечков | 2 |
29-31 | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | 3 |
32 | Экскурсия в прошлое | 1 |
33 | Итоговое занятие «Знайки и Умейки» | 1 |
Итого 33 часа |
Содержание занятий.
Тема 1-2. Волшебные звуки и знаки (2 ч.) Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
Тема 3-4 . Загадочные слова (2ч.) Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Тема 5-7. Чудесные превращения слов.(3ч.) Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Тема 8-9. В гости к Алфавиту. (2часа) Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
Тема 10-13. К тайнам звуков и букв. (3ч.) Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.) Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема 15. В Страну Слогов. (1ч.) Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Тема 16-17. Чудеса в Стране Слов. (2ч.)Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Тема 18-20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (3ч.) Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.
Тема 21-23. В театре близнецов. (3ч.) Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
Тема 24-25. Конкурс знающих. (2ч.)Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
Тема 26. Необычный урок.(1ч.) Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
Тема27- 28. В Клубе весёлых человечков(2ч.). Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
Тема 29-31. К словам – родственникам. Почему их так назвали (3ч.) Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».
Тема 32. Экскурсия в прошлое. (1ч.)Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.) «Знайки и Умейки». Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова. Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
Список использованной литературы
- Дидактический материал по русскому языку «Юным умникам и умницам» Л.И. Тикунова. М.Н. Корепанова.
- Книга «Весёлая грамматика»В. В.Волина– М. : издательство «Знание», 1995г.
- Рабочие тетради «Юным умникам и умницам» О. Холодова
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- «Материалы по занимательной грамматике» А.Т. Арсирий – М. 1991г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
- Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
- Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
- Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва «Просвещение», 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"
В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс
Русский язык, чтение, окружающий мир...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...